ИНТЕРВЬЮ
Высокая степень доверия к Чешскому
национальному банку - лучшая оценка его
деятельностиУспех трансформационных процессов в
экономике Чешской Республики во многом
определяется эффективными действиями
центрального банка, направленными прежде всего
на снижение уровня инфляции и поддержание курса
национальной валюты. Относительная стабильность
цен позволяет хозяйственным субъектам четче
планировать свою деятельность и строить деловые
отношения. Роль Чешского национального банка в
макроэкономической стабилизации и подготовке к
вступлению страны в Европейский союз
раскрывается в интервью его управляющего ЙОЗЕФА
ТОШОВСКОГО, данному представителю журнала
“Проблемы теории и практики управления” в Чехии
Владиславу Цигларжу.
- Господин Тошовский, охарактеризуйте
положение Чешского национального банка и его
главные задачи в заключительный период
трансформации экономики страны.- Согласно закону Чешский национальный банк
(ЧНБ) отвечает за стабильность цен. Это -
основная задача, независимо от этапа
трансформации народного хозяйства. Однако
стратегия ЧНБ при ее выполнении существенно
меняется по мере преобразования экономики и ее
приближения к рыночному состоянию. Речь идет
прежде всего о том, что дальнейшая либерализация
во внешней и внутренней сферах требует более
тщательного предвидения последствий каждого
действия. Политики уже не вправе как прежде
ссылаться на разрыв между такими показателями,
как объем денежной массы, проценты за кредит и
валютный курс, так как этого разрыва уже не
существует. Действуя в сложной и интерактивной
среде, мы должны добиться снижения уровня
инфляции, что является основной предпосылкой
устойчивого процветания чешской экономики. - Какие положительные моменты Вы можете
отметить в политике ЧНБ в период трансформации?- Существует агрегатированный показатель,
учитывающий воздействие как удачных, так и
неудачных решений банка: степень доверия к нему.
Положительным результатом нашей работы в первую
очередь является относительно высокий уровень
доверия к ЧНБ в период трансформации. Это
означает, что в целом мы хорошо поработали, так
как доверие значительно легче потерять, чем
завоевать. Если смотреть глубже, можно
обнаружить решения, способствующие росту
доверия. В этой связи, например, следует
упомянуть положительно оцененный на
международном уровне процесс разделения бывшей
чехословацкой валюты на валюту Чешской
Республики и Словацкой Республики, успешную
политику поддержания твердого курса кроны и
решимость отойти от этой политики в нужный
момент, относительно быстрое снижение уровня
инфляции до однозначной величины и далеко не в
последнюю очередь - обеспечение значительного
прилива капитала главным образом с помощью
рыночных механизмов. - Какова роль ЧНБ при подготовке чешской
экономики к вступлению в Европейский союз?- Полагаю, что здесь можно говорить о двух
аспектах проблемы, где роль ЧНБ выдвигается на
передний план. По так называемой
административной линии ЧНБ, как и другие
ведомства, принимает меры, чтобы процесс
гармонизации и освоения правовых, учетных и ряда
других нормативных документов, относящихся к его
компетенции, проходил гладко, без ненужных
задержек. В начале 90-х годов в ходе дискуссии по
поводу Закона о Государственном банке
Чехословакии мы фактически явились инициаторами
этого процесса, поскольку действующие в ЕС
стандарты были тогда для нас одним из важнейших
побудительных мотивов. В настоящее время эти
стандарты имеют такое же значение при подготовке
Закона о банках. Другой аспект проблемы видится в области
макроэкономики, в частности в снижении инфляции
и обеспечении высокого уровня
конкурентоспособности, т.е. в достижении тех
параметров, с которыми национальная экономика
вступит в ЕС. Достижение высокого уровня
макроэкономической стабильности станет еще
более необходимым, если Чешская Республика после
вступления в ЕС выразит желание быстро
подключиться к Европейскому валютному союзу.
Кстати, при успешном процессе введения единой
валюты возникнут повышенные требования к
обеспечению макроэкономической стабильности. В
этой связи возрастет роль ЧНБ как гаранта
стабильности цен и критика явлений, которые
подрывают престиж Чешской Республики как страны
с консолидированной рыночной экономикой. - В чем состоят главные проблемы при
формировании банковской системы в Чешской
Республике?- В нескольких словах невозможно всесторонне
охарактеризовать проблемы нашей банковской
системы. Поэтому всем интересующимся этими
вопросами рекомендую книгу “Банковский сектор в
период экономической трансформации”,
отражающую официальную позицию банковской
системы страны. Цель книги - рассмотреть
несколько важнейших постулатов, раскрывающих в
совокупности генезис современных проблем в
данной области. При этом мы стремились подчеркнуть следующие
моменты: развитие банковского сектора нельзя
рассматривать отдельно от хода экономической
реформы; предпринимательство в банковской сфере
в период трансформации экономики объективно
представляет собой очень рискованный вид
деятельности; практически каждый хозяйственный
субъект должен вступить на трудный путь
обучения; отрицательное влияние оказывает
частое изменение законодательных актов и
правовой вакуум; имеет место определенное
неприятие предложений по усилению регулирования
из-за опасения чрезмерного увлечения им; полиция
не всегда эффективно действует при
расследовании криминальных деяний в финансовой
сфере, а суды слишком медленно принимают решения
о наказании виновных. Отсюда видно, что данная
проблема имеет много аспектов. Тем не менее я
убежден, что банки в своих действиях в
подавляющем большинстве случаев исходят из
хорошо задуманных, но не всегда успешных
проектов первого этапа трансформации. - Существует ли база для расширения
сотрудничества центральных банков государств с
переходной экономикой?- В настоящее время государства с переходной
экономикой представляют собой чрезвычайно
неоднородную группу, в которую входят как члены
ОЭСР, так и страны, относящиеся к развивающимся. В
этих условиях трудно оценить объективную
потребность в более тесном сотрудничестве их
центральных банков с целью координации
монетарной и валютной политики. История развития интеграционных союзов
показывает, что сотрудничество в данной
области расширяется только на достаточно
высокой стадии интеграции. Кроме того, факт
вхождения того или иного государства в группу
стран переходного типа сам по себе не создает
предпосылок для усиления интеграционных
процессов. Безусловно, для стран с переходной
экономикой существуют определенные возможности
для развития сотрудничества. По моему мнению,
перспективными в этом отношении являются меры,
направленные на устранение препятствий в
торговле, и обмен опытом преобразований. Однако
Чешская Республика отвергает возможность
возрождения СЭВ в любой форме. Реальное развитие
событий свидетельствует о том, что следует
ожидать ускоренного присоединения стран с
трансформируемой экономикой к Европейскому
союзу, так же как он рассчитывает на ускоренное
создание Европейского валютного союза. |