Почему в России не работают
свободные экономические зоны– В порядке законотворческой инициативы Вы
недавно внесли в Государственную думу
законопроект “О свободных экономических
зонах”. Но ведь в России формально уже действуют
несколько свободных экономических зон. Зачем
нужен еще один закон?– Действительно, можно говорить, что
определенная правовая база имеется. В частности,
в 1996 г. было принято два федеральных закона – “О
центре международного бизнеса в Ингушетии (г.
Назрань)” и “Об особой экономической зоне в
Калининградской области”. В 1999 г. к ним добавился
закон “Об особой экономической зоне в
Магаданской области”, а вот на аналогичный
документ по Байкало-Амурской магистрали
наложено вето президента. К сожалению, эти
законодательные акты регулируют отношения на
конкретной территории и не могут быть правилом
для других регионов. Но самое главное – из-за
отсутствия базового закона не сформулирована
долговременная
государственная политика
в этом важном для
рыночных отношений деле, не определены место и
роль СЭЗ в национальной экономике. Это не
позволяет разработать федеральную программу
развития свободных экономических зон, лишает
иностранных инвесторов ориентира формирования
своих долгосрочных планов. Придать импульс развитию может
базовый
федеральный закон
о свободных экономических
зонах. Речь, разумеется, идет не только об
устранении пробела в законодательстве. Как
известно, свободные экономические зоны
создаются
в целях развития экспортного
потенциала страны, увеличения объема и улучшения
структуры экспорта товаров, расширения внешней
торговли, увеличения поступлений в доходную
часть бюджета на основе привлечения иностранных
и отечественных инвестиций, новых техники и
технологий, использования международного опыта
управления этими структурами. И этому призвана
содействовать наша работа. Зарубежный опыт красноречиво говорит в пользу
СЭЗ. Достаточно сказать, что мировая ассоциация
свободных экономических зон объединяет более 100
подобных структур. Они успешно действуют в Китае
(Шанхай, Шэньчжэнь), на Кипре, в Бразилии. СЭЗ
получили развитие и в странах с классическими
рыночными системами, далеко продвинутых в
направлении социально-ориентированных рыночных
реформ, – в США, Швейцарии, Ирландии. Иными
словами, логика свободной экономической зоны
сохраняется во всех открытых системах, где среда
формируется с участием налоговых отношений. – Что же препятствует успеху уже действующих
свободных экономических зон в России?– Трудности вызваны
двумя
основными
причинами.
Первая
– существует
представление, что у нас настолько либеральный
рыночный режим, что он делает нецелесообразным
развитие свободных зон. Другими словами, очаги
свободного предпринимательства, к которым
относятся и СЭЗ, себя оправдывают только в
плановой экономике, где господствует
централизованная форма управления. Потому в
Китае так хорошо и развиваются СЭЗ, говорят
сторонники такого подхода. Это абсолютно
некорректный подход: СЭЗ всегда были и будут
своеобразным “окном” в налогово-рыночной среде.
“Окно” создает благоприятные условия для
решения тех или иных задач по прорыву
национальной экономики на какие-то передовые
рубежи. Избирательность этих прорывов подчинена
интересам проводимой экономической политики.
Вот почему СЭЗ будут еще долго существовать во
всех странах, осуществляющих разумную политику
устойчивого экономического развития. Вторая причина
торможения СЭЗ в
России в отсутствии налоговых льгот для
участников СЭЗ. Без этого никто в СЭЗ не пойдет.
Кроме налоговых льгот свободная зона требует
также предварительных вложений в создание
инфраструктуры. Эти деньги должно найти
государство, которое у нас стеснено в своих
бюджетных возможностях. Министерство финансов и
Министерство по налогам и сборам ведут
изнурительную борьбу за каждую копейку
бюджетных доходов. Поэтому проекты, дающие
дивиденды в будущем, им не хочется поддерживать,
а тем более выделять для них какие-то ресурсы. По самым скромным подсчетам, для “раскрутки” в
Приморском крае СЭЗ “Находка” с ее колоссальным
экспортным потенциалом требуется 15-20 млн долл.
государственных вложений. Лишь после этого может
сработать мультипликативный эффект. Однако от
государства не получено и десятой доли этих
вложений. Аналогичная ситуация в
Калининградской и Магаданской областях, да и в
Ингушетии прямые вложения от государства были
весьма скромные. Вот почему в последнем варианте
закона о СЭЗах мы разрешили проблему налоговой
поддержки через прописанный в Налоговом кодексе
режим налоговых инвестиционных кредитов.
Конечно, это только ухищрения, а не
принципиальное решение проблемы. Могу категорически заявить:
если в
федеральных органах власти не изменится
отношение к роли СЭЗ в общей стратегии развития
России, не улучшится финансовая поддержка этих
очагов свободного предпринимательства и не
ослабнет налоговый пресс на них, Россия
останется на уровне провинциалов в этой сфере.
Но рынок все равно свое возьмет: зоны будут
прорываться усилиями лоббистов отдельных
субъектов РФ через статус особых зон, как это
произошло в Калининграде, Ингушетии или в
Находке. России нужны СЭЗ, необходимы
федеральная программа развития этих зон,
стратегия разумного размещения СЭЗ на Востоке,
по периметру границы с Китаем, на Тихоокеанском
побережье для развития торгово-экономических
отношений со странами АТР и, конечно, в
европейской части. У нас имеются уникальные возможности для
развития этих зон. Чего только стоят
Калининградская область, Сахалин, Керчь-Тамань. – Кто, на Ваш взгляд, может быть участником СЭЗ
и каким должен быть порядок их регистрации и
деятельности?– К работе в СЭЗ, по моему убеждению, должны
допускаться,
во-первых,
коммерческие и
некоммерческие организации, созданные в
организационно-правовых формах, предусмотренных
законодательством и получившие разрешение
(лицензию),
во-вторых,
физические лица,
зарегистрированные в данной зоне в качестве
индивидуальных предпринимателей,
в-третьих,
филиалы иностранных юридических лиц, головные
организации которых получили соответствующее
разрешение. При этом администрация СЭЗ обязана
указать в этом документе, что применение особого
режима предпринимательской деятельности
ограничивается в пределах СЭЗ. В случае
несоблюдения этого порядка администрация вправе
лишить участника СЭЗ лицензии, а если это
нарушение связано с непреодолимой силой
(форс-мажора), то приостановить действие
разрешения на срок действия форс-мажора. На мой взгляд, от участника СЭЗ не должны
требовать разрешения (лицензии) в случае
реинвестирования им прибыли в основной капитал в
целях развития предпринимательской
деятельности, приобретения доли (вклада) в
уставном (складочном) капитале других участников
данной зоны, осуществления инвестиций в данной
СЭЗ в соответствии с договором о совместной
деятельности, заключенным между ними. Для участников СЭЗ предоставляется
особый
режим предпринимательской деятельности. Под
этим режимом подразумеваются такие условия
бизнеса, при которых в отношении любых товаров
независимо от лиц, их перемещающих через
таможенную границу РФ, устанавливаются
таможенный режим свободной таможенной зоны и
налоговые льготы, предусмотренные
законодательством только
для участников
экспортного производства. В частности, они
должны освобождаться от налога на прибыль на
срок до пяти лет со
дня регистрации
в
качестве участника данной зоны и от налога на
добавленную стоимость услуг по транспортировке
товаров, в том числе услуг по погрузке, разгрузке,
перегрузке и хранению товаров с остальной части
РФ на территорию СЭЗ, а также им уменьшается
налогооблагаемая прибыль на сумму прибыли,
фактически использованной на расширение или
модернизацию собственного производства в
пределах зоны экспортного производства Думается, что субъекты РФ и муниципальные
образования вправе устанавливать в пределах
своей компетенции дополнительные налоговые
льготы для участников СЭЗ. Важно иметь в виду, что СЭЗ могут быть
нескольких типов. Так,
зона экспортного
производства
(ЗЭП) представляет собой
ограниченный участок таможенной территории
страны, в пределах которого устанавливается
особый режим предпринимательской деятельности
для участников СЭЗ, вывозящих за ее пределы более
50% произведенных товаров. Для предпринимателей
устанавливается порядок, при котором по
истечении двух лет со дня получения лицензии они
обязаны в определенном объеме производить
продукцию, указанную в разрешении и относящуюся
к изделиям обрабатывающей промышленности, и
вывозить половину или большую ее часть за
пределы таможенной территории СНГ. Разумеется,
для успешного функционирования ЗЭП создаются на
участках, имеющих выгодное географическое
положение, развитую производственную и
транспортную инфраструктуру. Другая организационная форма –
свободная
таможенная зона производственного или торгового
типа
– представляет собой ограниченный
участок таможенной территории, в пределах
которого для участников устанавливается
льготный таможенный режим. Как и ЗЭП, они
создаются на территории, имеющей развитую
производственную и транспортную инфраструктуру
и другие условия, благоприятные для
предпринимательства. В результате совершаемых
здесь производственных операций изменяется
позиция товаров в товарной номенклатуре
внешнеэкономической деятельности, в том числе и
позиция товаров на уровне любого из первых
четырех знаков цифрового кода. Зоны торгового типа создаются в морских
(речных) портах, аэропортах, на железнодорожных
станциях, участках автомобильных магистралей, в
пограничных пунктах и на других участках, через
которые осуществляются международные перевозки
грузов. Территории зон используются для
проведения выставок, а также для подработки,
сортировки, упаковки и маркировки ввозимых
товаров для последующего вывоза за рубеж или в
другие регионы страны. Однако производственные
операции, изменяющие позиции товаров на уровне
любого из первых четырех знаков цифрового
кода товарной номенклатуры, не должны
допускаться. – Вы сказали, что один из пробелов в
экономической политике России – отсутствие
долговременной стратегии развития СЭЗ. Каким
образом этот недостаток может быть исправлен?– Кратчайший путь – разработка федеральной
программы создания и развития свободных
экономических зон. По поручению правительства
эту работу обязаны выполнить соответствующие
министерства и ведомства на основе предложений
региональных администраций и органов местного
самоуправления, на территории которых
предлагается создать СЭЗ. При утверждении этого
документа в правительстве указываются источники
финансирования затрат на создание объектов
инфраструктуры, зданий и сооружений
административного назначения. Представляется,
что федеральная программа должна включать такие
разделы: • основные направления политики создания и
развития СЭЗ; • анализ функционирования СЭЗ на территории
страны и меры повышения эффективности их
деятельности; • перечень существующих СЭЗ, а также
планируемых зон с обоснованием необходимости их
создания и развития; • материальные, финансовые, трудовые и иные
ресурсы, необходимые для реализации федеральной
программы, в том числе за счет средств
федерального бюджета, с распределением ресурсов
по свободным зонам. Будет справедливо, если при внесении в
Государственную думу законопроекта о
федеральном бюджете на очередной год
правительство будет указывать и предложения по
финансированию СЭЗ. Нет сомнений, что правительство РФ может
делегировать одному из федеральных органов
исполнительной власти некоторые полномочия на
осуществление
государственного регулирования
создания, функционирования и ликвидации СЭЗ. В
обязанность этого министерства или ведомства по
согласованию с другими органами государственной
власти в центре и регионах должны входить
разработка проекта федеральной программы,
координация работы действующих зон и контроль за
ними, внесение предложений о заключении
международных договоров РФ в этой сфере. – В любом деле важен механизм
функционирования системы. Как должна строиться
система управления СЭЗ и есть ли различия в
способе регулирования деятельности СЭЗ в
зависимости от ее типа?– Различия, разумеется, есть. Но общим для всех
типов свободного предпринимательства должно
быть одно: правительство РФ создает
администрации как для зон экспортного
производства, свободной таможенной зоны
производственного типа (СТЗПТ), так и зон
торгового типа (ЗТТ). Все СЭЗ обязаны
отчитываться перед правительством РФ, а также
перед органами исполнительной власти субъектов
Федерации и местного самоуправления, на
территории которых действуют. Основными функциями администраций ЗЭП и СТЗПТ
должны быть: • организация разработки и реализации
программы развития зоны, проектирования и
строительства производственных, складских,
транспортных сооружений и контроль за их
эксплуатацией; • выдача разрешений (лицензий); • содействие заключению договоров с
участниками зоны об аренде (субаренде) земельных
участков, производственных зданий и
транспортных сооружений, находящихся в
государственной или муниципальной
собственности; • контроль за осуществлением инвестиций и
предпринимательской деятельности участниками
СЭЗ; • представление интересов участников зоны в
органах государственной власти и местного
самоуправления; • содействие в создании коммерческих банков,
фондов развития и страховых организаций. Обязанности и права администрации зоны
торгового типа должны быть примерно те же, что и у
ее коллег по другим зонам, но с оказанием на
договорной основе услуг по хранению, сортировке,
подработке, экспонированию товаров и услуг
торгового типа. Главу администрации назначает и
отзывает правительство РФ по согласованию с
местными органами исполнительной власти. В ряде
случаев может быть образована
единая
администрация нескольких СЭЗ, расположенных в
пределах одного региона или населенного пункта. Для координации деятельности администраций
зон и контроля за их деятельностью создаются
наблюдательные
советы, состав которых может формироваться из
представителей федеральных и региональных
органов власти и местного самоуправления, а
также глав администраций соответствующих зон. – Для нормальной работы СЭЗ, несомненно,
потребуется привлечь иностранных специалистов и
рабочих. Как, на Ваш взгляд, должны строиться их
отношения с работодателем?– Трудовые отношения работников коммерческих
и некоммерческих организаций и филиалов
иностранных фирм, являющихся участниками СЭЗ,
должны регулироваться действующим трудовым
законодательством страны. При этом привлечение
иностранных специалистов должно осуществляться
в соответствии с общим порядком квотирования,
действующим в РФ. Но при одном непременном
условии: социально-трудовое положение
работников, являющихся гражданами России, а
также уровень их занятости не могут ухудшаться.
Постоянное проживание физических лиц на
территории свободных экономических зон лучше не
допускать. Споры, возникающие в связи с деятельностью СЭЗ,
по нашему мнению, должны разрешаться в порядке,
установленном законами РФ. Конфликтующие
стороны могут разрешать свои разногласия и при
помощи третейского суда или иной инстанции, если
этот порядок предусмотрен договором. |