ИНТЕРВЬЮ
Германия: методы структурных
перестроек восточных земель– Господин Посол, преобразования в
Центральной и Восточной Европе, воссоединение
Германии коренным образом изменили не только
политическую карту Европы. Какими были
экономические последствия всех этих событий для
вашей страны?– После крушения мирового социализма перед
всеми странами встала проблема безработицы и
поиск путей структурных изменений в экономике. В
этом плане Германия не явилась исключением.
Особенность же нашего положения заключалась
только в одном: ФРГ оказалась единственным
государством в мире, которому приходится
одновременно решать проблемы, стоящие перед
Востоком и Западом. Как известно, 1 июля 1990 г. вступил в силу
экономический, валютный и социальный союз между
западной и восточной частями Германии. Это
событие само по себе было уникальным, поскольку
за всю историю экономики еще не случалось, чтобы
валюта одного государства за один день вводилась
в другом. Избежать столь крутых мер было
невозможно, так как настроения в бывшей ГДР
говорили сами за себя: “Если немецкая марка не
придет к нам, тогда мы придем к ней”. По мнению
некоторых экспертов, перевод заработной платы,
пенсий и части сбережений на немецкую марку в
соотношении один к одному был желанной мерой в
политическом плане, однако сомнительной в
экономическом. Это привело к тому, что продукция
восточногерманских промышленных предприятий,
которые во времена ГДР практически не испытывали
конкуренции в один миг стала
неконкурентоспособной. Она лишилась и своих
прежних экспортных рынков. В результате были
потеряны почти 3 млн рабочих мест. Преобразование в значительной мере
нерентабельной экономики в конкурентоспособные
производственные структуры потребовало больших
совместных усилий всех сторон – деловых кругов,
государства, но в первую очередь жителей
Восточной Германии, которые и по сей день играют
решающую роль в процессе обновления.
Прогресса
удалось добиться лишь потому, что жители новых
федеральных земель должным образом проявили
личную инициативу и готовность адаптироваться к
возникшим условиям.
Часто им приходилось
осваивать неизвестное поле деятельности, менять
место работы или даже быть безработными.
Ключевую роль в структурной перестройке
экономики этих федеральных земель на первом
этапе (после 1990 г.) сыграло
Попечительское
ведомство, созданное в 1990 г. и ныне уже
распущенное, являвшееся субъектом публичного
права. Согласно закону перед ним стояла задача
санировать народное достояние бывшей ГДР,
приватизировать и, если потребуется, закрывать
предприятия. При анализе деятельности предприятий
выяснилось, что лишь 8% рабочих мест являются
рентабельными, а производительность труда в ГДР
составляла менее 30% западногерманского уровня.
Тем не менее к концу 1994 г., когда
Попечительское ведомство завершило свою
деятельность, удалось
приватизировать или
вернуть прежним владельцам
около 20 тыс.
предприятий, преимущественно производственных.
За это время приватизировано более 8 тыс.
производственных объектов, а на сохранение или
структурную перестройку восточногерманской
экономики затрачено свыше 250 млн марок. При этом в
договорном порядке получены гарантии создания 1,5
млн рабочих мест. Как показала проверка, рабочих
мест и инвестиций оказалось больше, чем это
предусматривалось договорами. В начале 1995 г. для решения невыполненных задач
учреждены организации-преемницы
Попечительского ведомства. Им было поручено
заняться приватизацией немногих оставшихся в
руках государства производственных предприятий
и контролировать реализацию договоров,
заключенных с инвесторами. Кроме того,
необходимо было помогать предприятиям,
оказавшимся после приватизации в трудном
положении. Во многих случаях это удавалось
благодаря совместным усилиям федерации, земель и
частных инвесторов. На сегодняшний день
приватизация производственных предприятий в
основном завершена. Однако в руках государства
все еще остается большой фонд недвижимости,
которая в предстоящие годы постепенно будет
распродаваться. Наряду с приватизацией крупных
государственных предприятий – большое внимание
уделялось
возрождению эффективно действующих
средних предприятий. Благодаря широкой
финансовой поддержке федерального
правительства, земель и ЕС дан толчок созданию
новых предприятий, которые смогли
компенсировать значительную часть рабочих мест,
утраченных в результате структурной перестройки
на больших комбинатах. На сегодняшний день здесь
насчитывается 510 тыс. средних предприятий,
которые предоставляют работу для примерно 3,4 млн
человек. Результаты таковы. За время преобразований
Восточная Германия значительно продвинулась в
фундаментальной перестройке, а темпы ее роста
(примерно 9% в 1993-1995 гг.) превышали соответствующие
показатели на западе страны. В 1996-1998 гг. эти темпы
были несколько ниже, что объясняется падением
темпов роста в строительном секторе. Но затем
рост ускорился благодаря улучшению ситуации в
обрабатывающей промышленности и в сфере услуг. Особенно виден прогресс в сфере создания
эффективной
инфраструктуры. Никогда прежде в
Европе она не изменялась в таком объеме и за
такие короткие сроки. Так, за первые шесть лет
преобразований заново проложены или коренным
образом модернизированы 11 тыс. км автодорог
федерального подчинения, в том числе 370 км
автобанов, и 5 тыс. км железных дорог. Фирма
“Дойче телеком АГ” создала около 5,2 млн новых
телефонных точек, а с 1997 г., когда телефонная
сеть была переведена на цифровую основу,
Восточная Германия стала располагать более
современной телефонной связью, чем Западная. За
эти же годы благодаря финансовой поддержке
государства отремонтированы или построены 3,6 млн
квартир, модернизирована каждая вторая квартира,
имевшаяся в жилищном фонде на 1990 г. Предпосылками экономического роста являются
упорядоченная правовая система и эффективно
действующие
органы управления
на земельном и
коммунальном уровнях, сформировавшиеся за
короткое время благодаря широкой помощи
западногерманских управленцев, оказанной по
служебной линии. Создание системы
государственных органов здесь практически
завершено. Но хочу оговориться: несмотря на впечатляющие
показатели экономического роста,
средний
уровень жизни в новых федеральных землях все еще
ниже, чем в старых.
Другого и не следовало
ожидать, поскольку нехватка капитала, более
низкая производительность труда, дефициты в
сфере инноваций в бывшей ГДР все больше
увеличивали разрыв в уровнях благосостояния
между ней и Федеративной Республикой Германия. Несомненно,
в проведении преобразований
допущены просчеты и даже ошибки, в результате
которых возникли трудности для населения,
которое никогда не знало, что такое свежий ветер
конкуренции. Крах крупных промышленных комбинатов также
оставил заметную брешь в промышленном
производстве, которую долгое время не могли
закрыть даже новые предприятия. Поэтому доля
промышленности в ВВП новых земель составляет
лишь около 15%, тогда как в старых землях –
примерно 26%. Население Восточной Германии высказалось в
пользу успешно функционирующей системы рыночной
экономики, вследствие чего ему пришлось
отказаться от некоторых удобств и привилегий,
существовавших в условиях неэффективной
плановой системы. Неудовлетворительной остается
и ситуация на рынке труда. Доля безработных –
после некоторого снижения – вновь достигла
высокого уровня. В частности, в 1997 г. она
составила 17% (1,3 млн человек). Однако оживление
конъюнктуры позволило в последующие годы
сократить армию безработных. – Какие меры принимает федеральное
правительство для повышения привлекательности
новых земель?– Федеральное правительство по-прежнему
преследует цель сформировать на востоке страны
эффективную экономику, которая может
самостоятельно удерживать позиции на рынке и
предоставлять достаточные возможности в сфере
занятости и получения доходов. На первый план
выходит задача – смягчить остроту проблем на
рынке труда. Для этого в будущем потребуются еще
более активные усилия деловых кругов, профсоюзов
и государства. Благодаря одобренной всеми
сторонами совместной инициативе по созданию
новых рабочих мест в Восточной Германии уровень
занятости в 1997 г. стабилизировался, а в
последующий период число рабочих мест будет
прирастать еще примерно на 100 тыс. в год. Благодаря либерализации системы заключения
коллективных договоров образуются возможности
для достижения индивидуальных договоренностей
на уровне предприятий, касающихся, например,
более гибкого распределения рабочего времени,
увеличения количества рабочих мест, позволяющих
работать по сокращенному графику, участия
наемных работников в основном капитале
предприятия или принятия мер по урегулированию
особо тяжелых случаев, когда предприятие
испытывает трудности. Для государственной помощи новым землям на
высоком уровне федеральное правительство
приняло Среднесрочную концепцию финансовой
поддержки, предусматривающую налоговые льготы
для обрабатывающей промышленности. Благодаря
сравнительно продолжительному периоду (шесть
лет) действия этого правила инвесторы,
опирающиеся на долгосрочное планирование,
обретают надежную основу. В остальном же
финансовая поддержка по-прежнему будет
предоставляться в первую очередь тем, кто
открывает собственное дело, занимается
инновационными разработками, предоставляет
рисковый капитал. Наряду с этим последовательно развивается
инфраструктура, прежде всего транспортных
проектов “Германское единство”. В результате
активной политики на рынке труда, например за
счет мер по созданию рабочих мест в области
жилищного строительства, охраны окружающей
среды и дополнительных ученических мест на
производстве, расширяются возможности для
предоставления работы безработным, которым
особенно трудно интегрироваться в нормальную
жизнь. Каждые полгода ситуация в этой области
проверяется в рамках “Экономической
конференции – Восток”. Кроме того, посредством планового снижения
налогов на предприятия, дальнейшего
дерегулирования рынков и приватизации
правительство создает лучшие условия для
деятельности
иностранных инвесторов
в новых
федеральных землях. Около 1700 зарубежных компаний
из примерно 50 стран инвестировали свои средства
в экономику Восточной Германии. Среди них
“Дженерал моторз”, “Длоу кемикл”, “Эдванст
майкро дивайсез” из США, вложившие свои деньги
соответственно в автомобильную, химическую
промышленность и производство компьютеров,
“Эльф аквитен” из Франции (энергетика),
“Самсунг” из Южной Кореи (электроника),
“Квернер” из Норвегии (судостроение). – Другим землям Германии также удается
сохранять не только высокую производительность
и высокий уровень доходов, но и развитую сферу
социальных услуг и достойный уровень жизни
населения. Как федеральное правительство
обеспечивает этот стандарт?– Для этого необходимо приспосабливаться к
новым тенденциям в науке, технике и на мировых
рынках. Большим шансам, которые открываются в
результате
глобализации, противостоят и
большие проблемы. Во всем мире сокращаются
пограничные барьеры для товаров и услуг,
уменьшается стоимость связи и транспорта,
становится мобильнее производственная техника.
Поэтому и в других регионах мира с такой же
технологией, что и в Германии, достигается
равновысокая производительность. В силу этого
все большую роль играет разница в уровнях
зарплаты и других расходов, ложащихся на плечи
предприятий. Поскольку инвестиции делаются там,
где они приносят наибольшую отдачу, то
необходимо повысить инвестиционную
привлекательность Германии.
Параметры
международной конкуренции диктуют и направление
движения – больше гибкости при адаптации к новым
условиям и больше отдачи, больше риска и меньше
государственного регулирования – все это
необходимо для повышения международной
конкурентоспособности страны. В условиях международной конкуренции Германия
как место вложения капитала имеет целый ряд
плюсов – высокую производительность, хороший
уровень профессионально-технической подготовки
рабочей силы, высокую степень мотивации к труду
среди работающих, высокий технологический
уровень, творчески мыслящих ученых, прекрасно
функционирующую инфраструктуру, социальный мир,
надежную валюту и стабильную политичес- кую
обстановку. Однако перечисленных факторов
недостаточно, чтобы выдержать конкуренцию в
будущем. На мировом рынке германским
предприятиям трудно тягаться с конкурентами по
таким параметрам, как стоимость единицы рабочей
силы и связанных с ней косвенных расходов,
рабочего времени и налогообложения предприятий,
экологических предписаний и отчислений на
социальные нужды. Эти расходы должны быть
нейтрализованы за счет роста производительности
труда, сохранения конкурентоспособности в
области научных исследований и разработок,
развитии ключевых технологий и реализации
инноваций в конкурентоспособную продукцию. Ответ на вызов современности не может
заключаться в протекционизме или управляемой
сверху промышленной политике. Жизненно важное
значение для германской экономики имеет
осуществление
стратегии открытости рынков и
использование преимуществ международного
разделения труда, создание европейского
экономического и валютного союза, а также
освоение новых рынков за пределами ЕС. Поэтому
цель федерального правительства – улучшить
общие условия для предпринимательской
деятельности в стране. Первые шаги уже сделаны:
принят закон “Об обеспечении благоприятных
условий для развития экономики Германии”. В
соответствии с ним с 50 до 45% снижена ставка налога
с доходов юридических лиц, с 53 до 47% – высшая
ставка налогов от производственной
деятельности. Вошли в силу программа действий,
нацеленная на увеличение инвестиций и рабочих
мест, и программа повышения экономического роста
и занятости, которые включают в себя прежде всего
облегчение налогового бремени, меры по
консолидации бюджетов федерации, земель и
коммун, стимулирование создания новых
предприятий и эффективной предпринимательской
деятельности. – Известно, что Германия после США имеет
второй по объему внешнеторговый оборот в мире и
вместе с этой страной и Японией занимает
доминирующее положение на мировом рынке. Каковы
принципы германской торговой политики и какие
страны являются вашими основными торговыми
партнерами?– С момента своего образования Федеративная
Республика Германия выступала за тесные
межотраслевые связи в мировой экономике и
международное разделение труда. Такой позиции
отвечает либеральная внешнеторговая политика
страны, в которой особое значение придается
устранению таможенных барьеров и других
торговых ограничений. Отсюда вытекают
основные
принципы нашей торговой политики
–
международное разделение труда вместо автаркии,
мировая конкуренция вместо торговых барьеров,
баланс интересов вместо экономической
конфронтации. Германия – член Европейского союза, с 1975 г.
участвует в работе группы семи ведущих
индустриальных государств мира. Поэтому вместе с
ними, а также с Европейской комиссией
Федеративная Республика Германия вырабатывает
совместную торговую политику по отношению к
третьим странам. В качестве примера могу назвать
внешнеэкономическую деятельность в сфере
энергоресурсов. Наша экономика обеспечивается
лишь на 5% за счет собственных энергоносителей.
Поэтому нефть закупаем в Саудовской Аравии,
Нигерии, Венесуэле, Ливии, а также в России. То же
самое и с природным газом: 35-40% наших потребностей
обеспечиваются поставками из России, но большие
объемы идут из Норвегии, Нидерландов, Англии.
Другими словами, мы не хотели бы полностью
зависеть от одного источника энергоресурсов. Естественно, важнейшими торговыми партнерами
для Германии являются промышленные государства
Запада, на которые приходится большая часть
нашего внешнеторгового оборота. И это объяснимо:
хорошими партнерами могут быть только равные
субъекты отношений. В частности, благодаря
продолжающейся экономической интеграции стран
ЕС стремительное развитие получила
внутриевропейская торговля. Причем доля ЕС в
германском экспорте составляет примерно 55%, а в
импорте – 53%. Основным торговым партнером
Федеративной Республики Германия в этом регионе
остается Франция. На втором месте –
Великобритания, на третьем – США. Далее идут
Италия, Нидерланды, Бельгия. Торговый оборот с
Россией составляет примерно 20 млрд марок, что
соответствует 11-му месту по импорту и 15-му – по
экспорту. Соединенные Штаты и страны ЕС являются также и
нашими ведущими партнерами по взаимному
размещению инвестиций. Главным мотивом наших
капиталовложений за рубежом является освоение
новых рынков сбыта. При этом свою роль играет и
желание уменьшить риск, связанный с колебанием
курсов валют. Во все большей мере инвестиции за
рубежом делаются в силу более низких финансовых
и производственных издержек. Для того чтобы подстраховаться от возможного
экономического и политического риска, Германия
выработала
особый механизм финансирования
–
она заключила договоры со 115 развивающимися
странами и государствами Центральной и
Восточной Европы. Для защиты от политического
риска федеральное правительство предоставляет
гарантии на размещение в указанных странах
капитала, если инвестиции там рассматриваются
как целесообразные. Прямые капвложения в странах
третьего мира и в государствах, проводящих
реформы, поощряет и
Германское общество по
вопросам инвестиций и развития, образованное
правительством страны. В частности, средние
фирмы получают льготные ссуды и субсидии, если
они создают в этих регионах свои филиалы и
осуществляют передачу технологии. – Вы отметили, что по объему взаимного
товарооборота Россия входит лишь во вторую
десятку стран – партнеров Германии. Но и в
области инвестиций итоги не впечатляют. Какие
организационные, правовые и экономические
препятствия, на Ваш взгляд, не позволяют нашим
странам достичь более высоких результатов?– К сожалению, таких препятствий немало, и они,
прежде всего, связаны с характером российской
правовой системы и реализацией российского
права в административной практике. Не
останавливаясь на расшифровке тезисов, могу
назвать лишь некоторые из них. Это – отсутствие
правовой государственности и правовой защиты
иностранных инвестиций, произвол
административной практики применения правовых
положений, недостаточная защищенность от
экономической преступности и коррупции,
неудовлетворительный механизм правового
регулирования и применения основных правил
российскими налоговыми и таможенными органами,
сложная процедура получения лицензии на
банковскую деятельность. Разумеется, этим перечнем не исчерпываются
трудности, с которыми иностранный инвестор может
встретиться в России. Потому что главное
препятствие существует в головах чиновников,
которые не понимают или не хотят понять значения
инвестиций для будущего России. Мне известно,
что, скажем, у таможенника, требующего
вознаграждения за оформление импортного
оборудования для нового завода, зарплата не
очень большая. А это проблема не иностранного
инвестора. Но ясно и другое: если в стране не
будут созданы условия для работы капитала, то он
уйдет в другое место, например в Венгрию, где уже
сейчас германских инвестиций в 10 раз больше, чем
в России. – И все же многие фирмы ФРГ признали Россию
страной, перспективной для инвестирования.
Какова специфика германского присутствия на
российском рынке и какие управленческие
действия способствуют преодолению названных
трудностей?– Действительно, сегодня в России действуют
около 1,8 тыс. предприятий с германским участием,
из которых 1,2 тыс. работают как СП. Это показывает,
что несмотря на известные препятствия, Россия с
ее огромными ресурсами и высоким уровнем
образования может представлять собой
необыкновенно привлекательное место для
инвестиций. Координирует работу германских
инвесторов Восточный комитет германской
экономики, созданный пятью федеральными
ведомствами – Союзом германской промышленности,
Объединением торгово-промышленных палат, Союзом
оптовой и внешней торговли, Союзом германских
банков и Союзом германской розничной торговли. Специфика нашего сотрудничества с Россией в
том, что в нем участвуют малые и средние
германские фирмы. И это преимущество, потому что
повышается личная ответственность
предпринимателя. Это его деньги, и он будет
заботиться, чтобы инвестиции пошли по
назначению. С другой стороны, перестройка,
которая идет снизу, с производственных
предприятий, из маленьких городов, оказывается
более устойчивой, чем проводимая сверху. Но здесь
кроется и опасность – нужды малых фирм могут
быть проигнорированы более крупными
структурами. Чтобы избежать этого, пять лет назад
германские фирмы, работающие на российском
рынке, параллельно с официальным
Представительством немецкой экономики учредили
Союз
немецкой экономики в РФ
и зарегистрировали его
как российское юридическое лицо. Тесное
сотрудничество двух этих структур подкреплено
еще и тем, что глава Представительства Андреа фон
Кнооп одновременно на общественных началах
выполняет функции управляющего члена правления
союза. В качестве одной из своих первостепенных задач
Союз немецкой экономики, объединяющий более 350
фирм, видит в облегчении выхода на российский
рынок малого и среднего бизнеса, оказании ему
практической помощи при подготовке и реализации
сделок. С этой целью союзом организованы восемь
комитетов, которые используют имеющиеся на месте
ноу-хау и создают основу для решения
специфических проблем. Во главе комитетов стоят
представители известных германских фирм и
адвокатских контор. – Какими Вы, господин Посол, видите
российско-германские отношения в XXI в.?– На мой взгляд, будущее экономических связей в
огромной степени зависит от того, насколько
быстро в России сформируется средний класс
предпринимателей. А перспективы хорошие. Уже
сейчас по уровню образования и ряду других
факторов россияне достигли показателей
Германии, Франции, других стран Западной Европы.
К сожалению, им недостает материальных и
финансовых средств. Но если общество поставит
цель и будет настойчиво стремиться к ней, то
через 10-20 лет этот пробел будет ликвидирован, и
граждане Российской Федерации получат такие же
материальные возможности, что и в странах ЕС. А
это позволит сделать и очередной шаг к
увеличению объемов взаимной торговли. Я уже
говорил: самый высокий товарооборот мы имеем с
Францией, США, Великобританией, т.е. странами, где
высокий уровень жизни. Россия с ее огромным
рынком потребления в 150 млн человек в перспективе
может стать нашим главным торговым партнером.
Несомненно, этому могут способствовать и большие
запасы ее природных ресурсов, прежде всего
энергоносителей, в которых Германия будет
нуждаться еще многие годы. А это десятки
миллиардов марок, могущих пойти на инвестиции
российской экономики. Многое, конечно, будет
зависеть и от качества российских товаров,
которые должны быть конкурентоспособны с
изделиями из Франции, США, Италии и других стран
Запада. Положительную роль здесь призваны сыграть уже
действующие инструменты управления этими
процессами – соглашения о сотрудничестве ЕС и
Российской Федерации, Межправительственная
комиссия по торгово-экономическому
сотрудничеству между Федеративной Республикой
Германия и Российской Федерацией, смешанные
рабочие группы, межотраслевые контакты двух
стран. Большие надежды мы возлагаем и на
прямые
связи
федеральных земель Германии с
российскими регионами и городами. Уже сейчас мы
удовлетворены уровнем отношений Баварии с
Москвой, Бранденбурга и Московской области,
Северной Рейн-Вестфалии и Нижнего Новгорода,
Гамбурга и Санкт-Петербурга, Киля и Калининграда,
Нижней Саксонии и Пермской области. Наша цель –
расширить этот список, чтобы каждая федеральная
земля имела своего постоянного партнера в
России. Но это станет возможным только тогда,
когда партнеры будут равны по своим
экономическим показателям. |