Номер 4/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Экономическая политика: стратегия и тактика


Трансформации в Болгарии: результаты, ошибки, перспективы

НИКОЛА КОЙЧЕВ
доктор экономических наук, профессор (Болгария)


• Переходный период в болгарской экономике характеризуется устойчивым ухудшением всех основных показателей
• Среднемесячная зарплата болгарина в 25 раз ниже зарплаты наемного работника в Германии
• Экономический кризис можно преодолеть путем государственного  регулирования на макроуровне и либерализации деятельности предприятий и фирм

Осенью 1989 г. начался интенсивный распад мировой социалистической системы. Страны Центральной и Восточной Европы взяли новый курс развития национального общества – от тоталитаризма к демократии и от командно-административной экономики к социальному рыночному хозяйству. Внешняя политика переориентирована диаметрально в противоположную сторону – с Востока на Запад. Координационной столицей вместо Москвы стал Вашингтон. Начались радикальные перемены в политическом и социально-экономическом устройстве 27 постсоциалистических суверенных республик. Одной из них была Болгария.


Политическая система


Датой рождения новой демократии является 10 ноября 1989 г. – день, когда Центральный комитет Болгарской коммунистической партии сменил своего генерального секретаря, руководившего страной несколько десятилетий.

К сожалению, трансформации начались без ясного представления о параметрах будущего государственного устройства, без попытки даже в самом общем виде представить стратегию и путь развития. Главное – от социализма. Но к чему? К классическому или государственному капитализму, посткапиталистическому или постиндустриальному обществу? Эйфория отринула все достигнутое – и социальные достижения, и материальную культуру.

В течение нескольких недель в Болгарии возникли десятки партий. Достаточно было одной даже мало осмысленной, но эмоциональной речи на митинге, чтобы оратор стал лидером. Новая элита, представленная преимущественно университетскими и научными деятелями, наивно полагала, что за считанные месяцы, сменив управленческую номенклатуру, конституцию и несколько законов, Болгария может превратиться в развитую рыночную демократию.

Однако реальности упорядочили ход событий в логическую цепочку: “круглый стол” – для диалога основных политических субъектов, досрочные парламентские выборы, новая Конституция, которая была принята в середине 1991 г. при доминирующей роли социалистов (бывших коммунистов) в Великом народном собрании (парламенте). Главные принципы нового Основного закона – Болгария является парламентской республикой с политическим плюрализмом, социальной рыночной экономикой и гарантиями основных прав и свобод граждан.

За 12 лет трансформаций политический плюрализм воплотился в 200 партий, союзов, движений и других организаций, практически слившихся в 3 – 4 объединения – Болгарскую социалистическую партию, Союз демократических сил, Движение за права и свободы, а также в ряд политических коалиций во главе с демократами, социал-демократами и земледельцами. Реально политическая модель Болгарии стала двухполюсной.

После “революции” 4 раза проходили парламентские выборы, страной управляли 7 обычных и 2 служебных составов правительства, общей чертой которых было стремление к либеральным методам руководства. В целом основные политические характеристики переходного периода сводятся к следующим моментам:

демократия и плюрализм политической жизни;

плюрализм собственности и либерализация экономических отношений;

• восстановление основных свобод граждан – свободы слова, свободного передвижения в стране и за рубежом, демократизация индустриальных отношений с правом на социальные и политические протесты;

• активная, но однонаправленная прозападная внешняя политика;

• большая динамика смены лиц на политической сцене, вызванная высокими темпами обновления, опытом, ошибками и даже межличностными интригами и лидероманией.

Этот переход сопровождался деформацией в политических отношениях:

• в институтах и органах власти без критической оценки внедрялись неэффективные для национальной специфики иностранные модели управления;

• ложно понимаемый либерализм и свертывание важных функций государства ухудшили состояние основных государственных систем – армии, полиции, суда;

• западная лояльность публичной администрации к государству и населению; развивается патологическая коррупция;

• слабый финансовый и административный контроль создал условия для ненормально высокого удельного веса теневой экономики;

• слабость власти позволила развиться организованной преступности;

• беспринципное и аморальное перераспределение собственности и плохой банковский надзор сформировали уродливую социальную защиту общества.

В ходе трансформации политической системы Болгарии допущены серьезные ошибки. Потому и путь к конечной цели проходит зигзагами, с поворотами в обратную сторону и крутыми спусками. Допущено много ошибок и в кадровых назначениях. Как правило, на высокие государственные должности выдвигались теоретики, не имеющие управленческого опыта. Они, допустим, хорошо знали иностранные модели демократии, но не имели представления о Болгарии как объекте управления и реформирования. Дефицит государственной зрелости управленцев позволил чрезмерное иностранное вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику суверенного государства. Советниками оказались представители иностранных правительств, международных финансовых институтов, консалтинговых фирм и даже ученые и эксперты, не имевшие опыта трансформации постсоциалистических отношений. Большой ошибкой переходного периода стала и перманентная конфронтация управленцев и оппозиции; взгляды левых и правых по основным политическим проблемам, как правило, были противоположными.


Экономика


Переходный период в Болгарии характеризуется резким ухудшением всех важнейших экономических показателей. Сократился объем ВВП, устойчивый спад наблюдается в промышленном и аграрном производстве, внешней и внутренней торговле, снизилась покупательная способность государственного бюджета, занятость населения, страна переживает инвестиционный и инновационный застой. Ухудшение экономической ситуации подтверждают и косвенные индикаторы – многократно уменьшились объемы грузоперевозок, сократилось энергопотребление для производственных целей.

Спад ВВП составил 29% (рис. 1). В долларовом же эквиваленте этот показатель еще хуже – падение достигло 44% с 21,8 млрд долл. в 1989 г. до 12,3 млрд долл. в 2000 г. Уменьшение товарного производства изменило структуру валового продукта – произошло сокращение удельного веса промышленности, тогда как доля услуг выросла, даже без развития рынка капитала или превращения Болгарии в региональный банковский и биржевой центр.

Промышленное производство уменьшилось в 2,5 раза. Первый срыв произошел в 1990 г. из-за развала социалистической экономической интеграции. В дальнейшем негативное влияние оказали такие факторы, как политические и экономические ошибки, шоковая либерализация кредитов, валютных и ценовых отношений, бездумная приватизация, сокращение платежеспособного внутреннего спроса, бесконтрольный импорт товаров, не прошедших таможенное оформление, и др.

Многократно сократился аграрный сектор. Производство промышленных культур – зерна, табака, винограда, фруктов снизилось в 2 – 2,5 раза, а сахарной свеклы – в 18 раз! В 2,5 – 3,5 раза уменьшилось поголовье сельскохозяйственных животных – коров, свиней, овец, птицы. В тяжелом положении оказалась пищевая промышленность – производство консервов упало в 23 раза /!?/, мясопереработка снизилась в 6 раз, виноделие – в 2 раза. Болгария, бывшая мировым лидером по выпуску табачных изделий, сократила эту деятельность в 3,5 раза. Тем не менее продовольственному балансу страны ничто не угрожает.

Значительно хуже стал внешнеторговый обмен. Годовой товарооборот снизился с 14,5 млрд долл. до 9,8 млрд., при этом экспорт уменьшился с 7,5 млрд в 1989 г. до 4,5 млрд в 2000 г. Резко дебалансировано торговое сальдо с Россией и другими странами СНГ – соотношение “экспорт : импорт” составляет сегодня 1 : 7!!! Эта деформация также является следствием большого числа ошибок во внешней торговле, таможенной и транспортной политике.

Болгария имеет большой внешний долг – более 10,5 млрд долл. (1300 долл. на душу населения). Положение осложняется тем, что отношение величины долга к ВВП составляет 85%, а экспорта к долгу – 42%.

Слабая экономика формирует и слабый государственный бюджет. В состоянии хронической нехватки денег работают все общественные структуры, находящиеся на бюджетном содержании. Покупательная сила бюджетов общин (муниципалитетов) сократилась в 3 раза. В частности, на оборону планируется выделить 3,3% ВВП – сравнительно высокий показатель по международным стандартам. Однако из этой суммы на перевооружение армии направляется лишь 6%!

Старт экономическим реформам дан в феврале 1991 г. – через год после “революции”. Причем первым действием властей стало введение полной либерализации цен, доходов и валютных курсов. Мера оказалась шоковой – у хозяйствующих субъектов не было времени, чтобы подготовиться к новым условиям кредитования и валютных расчетов. Это нанесло второй удар по национальному производству. В результате в мирное время всего за два года оно упало в 2 раза.

Рис.1. Динамика ВВП и промышленного производства, %

Произошел прорыв инфляции (см. таблицу). Причем до 1997 г. она формировалась не только за счет свободного ценообразования, но и путем валютных курсов. В результате за 11 лет товары и услуги в стране подорожали более чем в 1600 раз.

Реформы начаты на основе теории рыночного хозяйства, главными принципами которого являются плюрализм собственности, экономическая свобода, демонополизация и конкуренция. Принципы правильные. Однако реализация этих положений оказалась ошибочной – она не соответствовала объективным организационно-управленческим, финансово- кредитным, производственно-торговым и кадровым реалиям национальной экономики.

Болгарские реформы имеют свою особенность. С июля 1997 г. в стране введен валютный борд – дисциплинирующая финансово-кредитная форма управления экономикой для государств, находящихся в состоянии кризиса. Борд регламентирует твердый валютный курс по отношению к какой-то резервной иностранной денежной единице (для Болгарии – это немецкая марка, соответственно – евро), соотношение между валютными резервами и денежной массой и строгие ограничения на финансирование государственного бюджета.

В ходе трансформации экономики болгарские власти допустили много политических, концептуальных, принципиальных и оперативно-управленческих ошибок.

Во-первых, экономические реформы были чрезмерно политизированы. Они начались с полного отрицания всего, что осталось в наследство от социалистического строя. Не сделана попытка отделить рациональное от деформированного, чтобы реформы развивались на основе корректировки, а не путем разрухи.

Во-вторых, экономические реформы начались без национальной стратегии и организационного планирования перемен по времени их проведения. Не разработана структурная модель развития экономики в долго-, средне- и краткосрочном плане. Нет расчета ресурсов.

В-третьих, идейной основой реформ оказался выходящий из моды монетаризм. Перемены были оторваны от действительности, более того, на первом этапе банковский и реальный секторы противопоставлялись друг другу.

В-четвертых, вмешательство международных финансовых институтов в суверенную финансово-экономическую деятельность страны оказалось выше, чем это допускали официальные договоры.

В-пятых, слишком быстро заключены соглашения о свободной торговле с международными экономическими организациям и отдельными странами (Турция, Македония) без учета конкурентоспособности болгарского производства.

В-шестых, приватизация проведена ради формирования новой структуры собственности. Никто не искал более эффективных форм и методов управления, хозяйственных связей, занятости населения, роста национального дохода и т.д. Много ошибок допущено при выборе новых собственников – конкурентов из соседних стран, инвесторов из оффшорных зон, “капиталистов” без капитала и др.

В-седьмых, насильственная организационно-правовая ликвидация кооперативного земледелия. По рекомендациям иностранцев Болгария провела уникальный эксперимент развития сельскохозяйственного производства без субсидии.

Перечень ошибок на этом не кончается. Он может быть продолжен отсутствием инвестиционной и технологической политики и каких бы то ни было экспериментов, разрешенных Всемирной торговой организацией, противоречивым стремлением, с одной стороны, к дерегуляции и либерализации, а с другой – к бюрократизации лицензионной и контрольной деятельности государства. Компрометации реформ способствовали коррупция, экономическая преступность, неэффективная работа полиции и суда.

 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Годовая инфляция, % 24 339 80 64 122 33 311 579 1 6 11

Социальные последствия


За трансформации в Болгарии уплачена очень высокая социальная цена. Ее основные индикаторы – бедность и безработица. За короткий в историческом плане срок – 11 лет – социальное расслоение населения приобрело уродливые формы. Сегодня 20% семей и граждан, имеющих самый высокий доход, владеют 25% национального богатства. Хорошо, что есть богатые, но только если состояние накоплено личным трудом, хозяйской предприимчивостью. На деле же имущественное и подоходное расслоение стало результатом искажений в ходе приватизации госсобственности, следствием разорения банков, теневого бизнеса, контрабанды, преступности.

Экономическая либерализация и рыночное ценообразование системно сократили реальные доходы населения (рис. 2).

По данным официальной статистики, население Болгарии живет в условиях социально-экономического абсурда. Месячный социальный минимум составляет 260 левов (120 долл.), средняя заработная плата – 120 долл., максимальная пенсия – 80 долл., а среднестатистический валовой доход – 58 долл. На продукты питания по нормам цивилизованного потребления ежемесячно нужно 120 левов (55 долл.), а тратится 60 левов (28 долл.). На содержание жилья необходимо 49 левов (23 долл.), население платит 18 левов (8 долл.), на одежду и обувь требуются 24 лева (11 долл.), фактически люди носят старые вещи, а покупки делают только для детей на 6 левов (3 долл.). Разве это не абсурд, что отопление двухкомнатной квартиры обходится дороже средней пенсии!?

В статистике труда серьезные нелогичные различия, например, существуют в сведениях о населении в трудоспособном возрасте, экономически активном населении и безработных. Анализ официальных данных показывает, что теряется около 17% трудоспособного населения, которое, очевидно, занято в теневой экономике. Зарегистрированная безработица составляет 18%, а фактически достигает около 30%, и это самый высокий показатель в Европе. В ходе трансформации закрыто более 1 млн (25%) рабочих мест, преимущественно в сфере материального производства. Соотношение числа населения в стране к количеству работающих равно 3:1.

Уникально для европейского государства и соотношение между работающими (обеспеченными) гражданами и пенсионерами – оно составляет 1:1, тогда как в развитых странах экстренные меры начинают принимать при пропорции 2,5 : 1. Иначе говоря, в Болгарии социальная реформа идет “полным ходом”. Введены меры, защищающие население от безработицы и обеспечивающие медицинское обслуживание. Началось постепенное увеличение возраста выхода на пенсию: женщин – с 55 до 58 лет и мужчин – с 60 до 63 лет.

Рис.2. Реальные доходы населения, %

Реформы общественного обеспечения плохо соотносятся с финансово-экономической обстановкой и ее тенденциями. Увеличение возраста выхода работников на пенсию – это европейская тенденция. В скандинавских странах мужчины работают на 5 – 7 лет дольше, чем в Болгарии, а женщины – даже на 10 – 12 лет. В Западной Европе растет продолжительность жизни, и повышение требований к возрасту и трудовому стажу продиктованы точными расчетами и прогнозами. В нашей стране, однако, нельзя следовать этому примеру. Повышение возраста выхода на пенсию закладывает конфликт между поколениями – эта мера блокирует 50 – 60 тыс. рабочих мест, на которые могли бы претендовать молодые люди, получившие образование, или безработные.

Здравоохранение также организуется без компетентных расчетов финансовых потребностей отрасли и поступлений в фонды. В Венгрии, например, национальный фонд здравоохранения начинает испытывать финансовые трудности, когда ежемесячные платежи составляют около 70 долл. В Болгарии такие взносы равны всего 7 долл. В сфере медицинского обслуживания популярна и другая концептуальная ошибка – приватизация поликлиник, а в перспективе и больниц. С политической точки зрения строительство государства без общественного здравоохранения неразумно. Таких стран в мире нет.

Тревожны демографические последствия реформ. Слабая финансово-экономическая база, сложившаяся в ходе трансформации, стала одной из главных причин сокращения численности населения. Отсутствие гарантий в трудоустройстве и получении доходов уменьшило число браков и рождаемость, а ухудшение бытовых условий увеличило заболеваемость и смертность. В результате за переходный период средняя продолжительность жизни мужчин сократилась на два года.

Анализ связки “экономика – демография” открывает еще одну неблагоприятную перспективу. Речь идет об этнической структуре населения будущего болгарского общества: сегодня из пяти новорожденных детей лишь по одному ребенку приходится на болгарскую и турецкую семьи и три – на цыганскую.


Перспективы


Из-за большого числа неопределенных факторов сделать точный прогноз развития Болгарии на краткосрочную и среднесрочную перспективу очень сложно. Во внешнеэкономическом плане – это нестабильность обстановки на Балканах. Конфликты в бывшей Югославии не разрешены, а они разразились на болгарской границе. Да и в целом наш регион очень рискованный для серьезных капиталовложений. Не ясна и политика сильных держав в отношении Болгарии, а в условиях глобализации малые страны должны четко учитывать этот фактор. Во внутреннем плане источником риска является бедность населения. Возможны масштабные социальные протесты с непредсказуемыми политическими последствиями. В Болгарии сложился хрупкий этнический мир, чреватый острыми конфликтами. Вопреки тому что в стране отсутствует дискриминация национальных меньшинств, бытовые условия жизни турецкого и цыганского населения очень тяжелые.

Стратегический приоритет Болгарии – полноправная интеграция в Европейский союз и Североатлантические организации. Этот перспективный курс принят на основе политического консенсуса. По форме эта цель ясна, но не определено содержание процесса. Слишком легко меняются важнейшие экономические и социальные индикаторы, которые объективно будут затруднять и удлинять евроинтеграцию.

ВВП на душу населения Болгарии более чем в 15 раз меньше, чем в среднем на жителя ЕС, а средняя месячная заработная плата почти в 25 раз ниже зарплаты наемного работника в Германии. Болгария – европейский “чемпион” по уровню безработицы. Устаревшая инфраструктура и производственные технологии нуждаются в огромных инвестициях для их модернизации по европейским стандартам. Экспертные расчеты показывают: чтобы достичь равноправного членства в ЕС, инвестиции в болгарскую экономику должны достигать 25% ВВП, однако фонды ЕС, способствующие этому процессу, предусматривают только 4 – 5% этих потребностей.

На пути в Европу Болгария в состоянии выполнить политические условия членства в ЕС. Однако трудно выдержать экономические стандарты. При среднегодовом темпе роста стран ЕС 2%, а в Болгарии – даже в 8% наша страна может достичь европейского уровня хозяйственного развития примерно за четверть века.

В отличие от активной проевропейской внешней политики дипломатические и экономические отношения с Россией и странами СНГ, Ближнего и Среднего Востока, Китаем, Индией и другими традиционными партнерами практически не развиваются. А без восстановления торговли с ними Болгарии трудно будет выйти из экономического кризиса.

В экономической истории есть много примеров антикризисного управления. Только ХХ в. предложил множество моделей успешного менеджмента во время Великой депрессии 1929 – 1931 гг., послевоенного восстановления Германии, Японии и других стран, стабилизации экономики в латиноамериканских государствах в конце 80-х – начале 90-х годов. Сегодня в таком механизме управления нуждается Болгария, причем с учетом реальности и прежде всего социально-экономического состояния и хозяйственных ресурсов. Лучше должно быть организовано государственное устройство. Мы должны понять, что полная свобода в странах либеральной демократии иллюзорна. Ими руководит не “невидимая рука рынка”, а “невидимая рука государства”, имеющего стабильное национальное право, вековые традиции соблюдения законности, респектабельную администрацию с лояльными служащими, эффективные органы внутреннего порядка и судопроизводства.

Государство должно восстановить некоторые свои экономические функции – индикативное планирование, стимулирование финансово-кредитных отношений, контроль, бюджетное инвестирование инфраструктуры и значимых социальных сфер деятельности. Кризисы преодолеваются путем регулирования на макроэкономическом уровне и либерализма на микроэкономическом уровне.

Ресурсы страны не очень богатые. Но у Болгарии благоприятное географическое положение. Она расположена на перекрестке традиционных сухопутных путей между Европой и Азией, имеет выход к морю. Все это дает ей преимущество при участии в интернациональных транспортно-коммуникационых перевозках. В стране хороши почвенно-климатические условия для эффективного и экологически чистого земледелия. А богатая природа и древняя культура способствуют развитию индустрии туризма, прежде всего морского, горного и бальнеологического.

Экономика Болгарии многоотраслевая. Промышленность создавалась на основе концепции социалистической экономической интеграции; поэтому страна оказалась излишне индустриализована. Однако материальная база реального экономического сектора находится в отсталом технологическом состоянии. Поэтому ее продукция морально устарела и ресурсоемка. В количественном отношении техническая инфраструктура удовлетворительна, но нуждается в больших инвестициях для модернизации и реконструкции.

У Болгарии качественный человеческий капитал. Образовательная система подготовки кадров располагает большим набором очень хороших по международным стандартам профессий. Молодые болгарские специалисты в области информационных технологий, финансового дела и медицины находят теплый прием в развитых странах. И хотя отраслевая наука ликвидирована, но сохранились научные школы в сельском хозяйстве, некоторых продуктово-технологических производствах, медицине, художественном творчестве и других областях.

Но всему этому потенциалу нужно более компетентное управление. Оно поднимет ценность материально-технических и трудовых ресурсов, позволит прекратить деградацию страны, а затем и дать импульс восходящему развитию Республики Болгарии как государству европейского типа.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz