Реструктурирование
деятельности финансово-промышленных групп Южной
Кореи в условиях кризисаНАТАЛИЯ КОНИНА кандидат экономических наук, доцент МГИМО МИД РФ
• Сочетание активной деятельности чеболей и
регулирующих функций государства обеспечили
успехи Южной Кореи • Кризис выявил проблемы чеболей, связанные с
излишней диверсификацией, большой кредитной
задолженностью и ухудшением управления • Для выхода из кризиса необходима перестройка
деятельности чеболей в сочетании с
целенаправленными мерами правительства
Южная Корея, добившаяся за последние
десятилетия больших успехов в реализации
экспортоориентированной политики развития и
показавшая исключительно высокие и стабильные
темпы роста ВВП, экспорта и объема промышленного
производства, еще недавно была символом успеха
новых индустриальных стран. Так, с 1962 по 1997 г. ВВП
вырос с 2,3 млрд до 442,6 млрд долл., темпы
ежегодного прироста ВВП составили около 8%, объем
экспорта возрос с 0,06 млрд долл. в 1962 г. до 136,1
млрд долл. в 1997 г., при этом ВВП на душу населения в
США в 1970 г. в 12 раз превышал этот показатель Южной
Кореи, а в 1995 г. разрыв в показателях составил 2,7
раза. Глубокие перемены произошли в структуре
экономики. Доля сельского, рыбного и лесного
хозяйства в ВВП сократилась с 37% в 1962 г. до 5,7% в 1997
г., а доля обрабатывающей промышленности и сферы
услуг возросла за этот период с 25,7 до 57%. При
населении 46,5 млн человек и ограниченных
природных ресурсах страна по состоянию на 1 июля
1998 г. имела положительное сальдо торгового
баланса в размере 20 млрд долл. и золотовалютные
резервы в размере 48 млрд долл. на 15 октября 1998
г. ВВП на душу населения увеличился с 253 долл. в
1970 г. до 9 511 долл. в 1997 г. Ежегодный прирост
заработной платы в 70-е годы составил 10%, 80-е – 8,3%.
Средняя почасовая заработная плата рабочего в
промышленности в 1995 г. превысила 7,4 долл., что
выше, чем в Тайване (5,82 долл.). Ежегодный прирост
зарплаты в 90-е годы превысил 7,6 % , в то время как ее
уровень в ведущих индустриальных странах в эти
годы оставался практически неизменным, а в США
даже уменьшился (на 0,8% за 1990-1995 гг.). В значительной мере успехи связаны с высокой
интенсивностью труда, удачным сочетанием
регулирующей роли государства и интересов
крупнейших южнокорейских чеболей
(финансово-промышленные группы). В целом
экономика Южной Кореи характеризовалась
устойчивым фиксированным курсом национальной
валюты, отсутствием дефицита государственного
бюджета, высокими темпами прироста ВВП, уровнем
инвестиций – более 30% ВВП, низким уровнем
инфляции.
Влияние финансово-экономического кризиса на
экономику Южной Кореи
Кризис, начавшийся в Таиланде в июле 1997 г. и
охвативший затем страны Юго-Восточной Азии,
негативным образом повлиял на экономику Южной
Кореи. Среди важнейших причин кризиса можно
выделить следующие: резкое усиление американского доллара с конца
1995 г.; экономическая стагнация и низкая процентная
ставка в Японии, стимулировавшая отток японского
капитала в страны Юго-Восточной Азии; жесткая монетаристская денежная политика
Японии и США в первой половине 1997 г.; замедление роста экспорта; резкое ослабление национальных валют и
ухудшение ценовой конкурентоспособности; переизбыток инвестиций и производственных
мощностей в отдельных секторах и низкая
рентабельность многих проектов; большой объем сделок на спекулятивном
финансовом рынке и по операциям с недвижимостью
по сравнению с реальным сектором экономики; недостаточный контроль за деятельностью
банков и финансовых институтов; неоправданно большие иностранные займы; большой объем инвестиций в погоне за
экономическим ростом; личный и политический фаворитизм; отсутствие четкой и объективной информации о
финансовом состоянии крупнейших компаний. Ряд факторов значительно обострил
валютно-финансовые проблемы Южной Кореи, в
частности: слишком большие заимствования компаний, в том
числе по отношению к имеющимся активам; превышение краткосрочных внешних обязательств
над золотовалютными резервами; превышение 5%-ого лимита дефицита текущего
платежного баланса по отношению к ВВП; значительный объем валютно-финансовых
спекулятивных операций, что подтолкнуло крах
национальной валюты – корейской воны. Со всей силой финансово-экономический кризис
обрушился на Южную Корею осенью 1997 г.
Южнокорейская вона по сравнению с 1 января 1997 г.
была девальвирована на 57% (по состоянию на 24
октября 1998 г.), фондовый индекс KOSPI за тот же
период упал на 41%, рыночная капитализация по
отношению к ВВП в 1997 г. составила только 10% (к
примеру, в США – 112, Великобритании – 155%). Многие компании и банки захлестнула волна
неплатежей и несостоятельности. Так, количество
банкротств в 1997 г. составило 17 168, большинство
из которых пришлось на конец года. Число
банкротств в 1997 г. по сравнению с 1991 – 1996 гг.
возросло на 52,53%, причем если в 1994 г. банкротами
объявлены пять крупных фирм, то в 1998 г. 58
фирм-банкротов принадлежали к числу крупных, и
47,9% несостоятельных компаний были акционерными.
С января по апрель 1998 г. ежемесячно становились
несостоятельными более 3 тыс. фирм. На конец марта
1998 г. общая сумма просроченной кредиторской
задолженности банкам превысила 63 млрд долл., что
составляет 16,89% общей суммы банковских кредитов
страны, или 20,72% ВВП Южной Кореи в 1997 г. Средний для всех чеболей коэффициент
финансовой зависимости (отношение внешних
обязательств к собственному капиталу) составил
на конец 1997 г. 449%. Эти цифры свидетельствуют о глубине и остроте
финансового кризиса, и только предоставленная
МВФ помощь в размере 57 млрд долл. и срочные меры,
разработанные правительством страны при участии
экспертов МВФ, позволили в конце 1998 г.
стабилизировать ситуацию. Предоставление
средств международными финансовыми
организациями Южной Корее увязано с проведением
жестких правительственных мер по
реструктуризации финансового и корпоративного
секторов экономики, реформе рынка труда и
государственного сектора, изменению
деятельности чеболей.
Южнокорейские чеболи и кризис
Чеболи во многом схожи с
финансово-промышленно-торговыми группами Японии
– дзайбацу, но в отличие от них базируются на
семейном капитале. Чеболи выступают как группы
формально самостоятельных фирм, находящихся в
собственности определенных семей и под единым
административным и финансовым контролем. Правда,
хотя реальное управление чеболями
осуществляется семейными кланами, их доля в
акционерном капитале группы редко превышает 50%
(см. таблицу). В Южной Корее степень концентрации
производства и капитала исключительно высока.
Несколько десятков чеболей (крупнейшие из
которых “Самсунг”, “Дэу”, “Хендэ”, “Эл Джи”,
“Эс Ка Глобал”) контролируют почти все отрасли
экономики. Им принадлежит большинство крупных и
средних компаний. На 10 ведущих чеболей
приходится 64% ВВП и около 70% экспорта. Для чеболей был характерен очень высокий
уровень диверсификации. Практически в каждой из
них были представлены все ведущие отрасли
промышленности, что неизбежно приводило к
жесткой конкуренции между фирмами, входящими в
состав разных чеболей. Так, в пяти крупнейших
чеболях количество представленных отраслей в
середине 90-х годов колебалось от 40 до 57. При
этом формирование и укрупнение чеболей
происходили путем диверсификации связанного
типа через создание новых товаров в рамках уже
существующей фирмы. Вертикальная интеграция и
диверсификация несвязанного типа
осуществлялись, как правило, путем приобретения
фирм на интересующих сегментах рынка или
создания новых фирм – филиалов и дочерних
компаний. В рамках транснациональной
вертикальной интеграции чеболей за пределами
Южной Кореи в 80-е годы организованы центры
производства компонентов, узлов, добычи сырья, а
также центры сбыта продукции. Рост чеболей во многом происходил благодаря
созданной для них системе льготного
финансирования при поддержке государства. Так,
чеболи получили около 75% банковских кредитов,
предоставленных частному сектору в конце 70-х –
начале 80-х годов. Во многом это предопределило
сильную кредитную задолженность южнокорейских
корпораций и низкую долю собственного капитала в
активах, которая колеблется от 1,5% у “Хендэ” до 15%
у “Самсунг”. Крупнейшие диверсифицированные чеболи
возникли прямо или косвенно в связи с
реализацией государственных и
импортозамещающих проектов в базовых отраслях –
производстве цемента и удобрений,
рафинированного сахара, нефтепереработке,
крупномасштабном строительстве. В течение длительного периода фирмы, входившие
в состав чеболей, имели более высокие показатели
роста и нормы прибыли по сравнению с фирмами,
осуществляющими свою деятельность
самостоятельно. Среди факторов, способствовавших динамичному
развитию чеболей, можно отметить следующие: быстрое освоение новых отраслей и
диверсификация деятельности благодаря опыту,
приобретенному в проектировании и реализации
инвестиционных проектов; использование новейших иностранных
технологий; Распределение акций среди
собственников ведущих южнокорейских чеболей, % от общего числа обыкновенных акций
Группа
| Основатель
| Родственники основателя
| Дочерние фирмы
| Итого
| "Хендэ"
| 3,7
| 12,1
| 44,6
| 60,4
| "Самсунг"
| 1,5
| 1,3
| 46,3
| 49,3
| "Эл Джи"
| 0,1
| 5,6
| 33,0
| 39,7
| "Дэу"
| 3,9
| 2,8
| 34,6
| 41,4
| "Эс Ка Глобал"
| 10,9
| 6,5
| 33,5
| 51,2
| "Саньен"
| 2,9
| 1,3
| 28,9
| 33,1
| "Ханджин"
| 7,5
| 12,6
| 18,2
| 40,3
| "Киа"
| 17,1
| 0,4
| 4,2
| 21,9
| большое внимание подготовке управленческих
кадров; межотраслевой синергизм и способность быстро
аккумулировать значительные финансовые
средства для реализации крупных стратегически
важных проектов; более высокая финансовая, технологическая и
организационная устойчивость. Длительный период успешного экономического
развития привел к самоуспокоенности руководства
чеболей и скрыл от их внимания необходимость
срочного решения проблем, появившихся уже в
начале 90-х годов. К ним относятся: • чрезмерное количество направлений бизнеса.
Так, пять крупнейших конгломератов имели в
апреле 1998 г. 257 филиалов и дочерних компаний,
которые занимались отдельным направлением
бизнеса, в частности у “Хендэ” насчитывалось 62
филиала, у “Самсунг” – 61, у “Эл Джи” – 52, у “Эс
Ка Глобал” – 45 и у “Дэу” – 37. Это привело к
распылению ресурсов, отвлечению внимания от
наиболее прибыльных или перспективных
направлений, дающих компаниям основные
конкурентные преимущества; • огромная кредиторская задолженность и
низкая прибыльность многих последних проектов.
Сверхвысокий уровень заимствований корейских
конгломератов явился следствием стратегии
безудержной экспортной экспансии и сложившейся
корпоративной финансовой системы. То, что было
приемлемо в относительно стабильные 70-80-е годы,
оказалось весьма опасным в 90-е . По оценкам
Всемирного банка, в ходе кризиса 1997 г. более 2/5
корейских компаний понесли убытки, превышающие
их собственный капитал. Коэффициент финансовой
зависимости для фирм Тайваня составляет
около 78%, немного выше 100% для компаний США и
Великобритании и традиционно высокий для
корейских фирм (в 80-е годы примерно 400%). В 1996 г.
этот показатель для южнокорейских компаний
резко вырос и достиг в среднем 620%. Проблема
внешней задолженности чеболей обострилась в 90-е
годы из-за их низкой прибыльности. Так, в 1996 г. 20 из
30 крупнейших чеболей имели показатель отношения
прибыли к инвестированному капиталу ниже, чем
стоимость капитала. Например, этот показатель
для “Ханбо”, “Самми” и “Джинро” составил в
конце 1996 г. соответственно 1,7%, 3,1 и 1,9%, в то время
как процентная ставка в Южной Корее перед
кризисом была 12% годовых; • запутанная и неточная система бухучета,
применявшаяся в чеболях, манипулирование
статьями балансов, выдача неучтенных гарантий
одним подразделением, входящим в состав чеболи,
кредитующему банку в качестве обеспечения
кредита другого подразделения; • законодательные ограничения в области
конкуренции, прямых и портфельных иностранных
инвестиций, что позволило южнокорейским
конгломератам безраздельно господствовать на
внутреннем рынке; • кулуарное решение важнейших вопросов,
связанных со стратегией развития, пренебрежение
правилами и интересами мелких акционеров; • система пожизненного найма, в известной
степени лишающая трудовые отношения гибкости.
Правительственная программа реструктуризации
корпоративного бизнеса
Правительство разработало и реализует
программу реструктуризации финансового и
корпоративного секторов в рамках договоренности
с МВФ о предоставлении срочной финансовой
помощи. Под корпоративным реструктурированием
понимаются мероприятия по повышению
конкурентоспособности компаний путем
реструктуризации капитала, слияний и поглощений,
реорганизаций и банкротств, а также
переобучения и трудоустройства
высвобождающейся рабочей силы. Для реализации
этой программы в июне 1998 г. создана
правительственная комиссия по оздоровлению
бизнеса, которая будет работать до конца 1999 г.
Комиссия призвана осуществить ряд функций, в
частности: в случае затруднений координировать усилия
компаний и банков-кредиторов путем прямого
вмешательства в договоренности об их совместных
действиях; определять несостоятельные компании; требовать ликвидации неплатежеспособных
компаний; контролировать осуществление компаниями
согласованной программы реструктуризации; разрабатывать мероприятия по сокращению
задолженности, включая конверсию задолженности
в акции и сокращение капитала (списание акций); устанавливать новые бухгалтерские требования
и стандарты; обеспечивать финансовую устойчивость чеболей
путем погашения или упразднения всех
существующих перекрестных гарантий дочерних
компаний; способствовать полной либерализации слияний и
поглощений и упрощению процедуры банкротства; обеспечивать права акционеров, владеющих
меньшинством акций, и юридическую
ответственность основных акционеров. Первый этап работы правительства по
финансовому оздоровлению в основном завершился
в сентябре 1998 г. В июне 1998 г. закрыты пять
крупнейших банков. “Кореа Фёрст Бэнк” и “Сеул
Бэнк” будут приватизированы, семь крупных
банков допущены к работе при условии, что срочно
решат свои проблемы и увеличат капитал.
Ликвидирован ряд других несостоятельных
финансовых институтов, в частности 16 из 30
коммерческих банков, 10 из 25 лизинговых компаний, 4
из 50 страховых компаний, реорганизовано большое
количество других финансовых и инвестиционных
институтов. Начиная с июня 1998 г. акцент государственной
политики перенесен с совершенствования
корпоративной финансовой системы на
реорганизацию деятельности корпораций, прежде
всего чеболей. Правительство считает, что
основные проблемы конгломератов, а именно слабая
международная конкурентоспособность и большая
задолженность, обусловлены такими негативными
факторами, как излишняя диверсификация бизнеса,
дублирование инвестиций и избыточные
производственные мощности. Начиная с 1998 г. под сильным давлением
правительства пять ведущих чеболей ведут
переговоры по реорганизации бизнеса путем
осуществления слияний и поглощений и ликвидации
избыточных мощностей чрезмерно
диверсифицированных филиалов. Предварительное
соглашение достигнуто в начале сентября 1998 г., но
и к концу октября окончательные детали программы
“большой рационализации” не были согласованы
из-за возникших разногласий по поводу
управленческого контроля над тремя
объединенными компаниями, которые должны быть
созданы в соответствии с временным соглашением.
Программа “рационализации” затрагивает семь
важнейших секторов промышленности –
полупроводниковую, нефтехимическую,
аэрокосмическую, нефтеперерабатывающую,
производство энергетического оборудования,
производство судовых двигателей и производство
подвижного состава. В соответствии с достигнутым соглашением
основные мероприятия сводятся к следующему. 1.
Полупроводниковая промышленность
Новая компания будет образована путем слияния
ведущих национальных производителей чипов
“Хендэ Электроникс” и “Эл Джи Семикон”. Эти две
компании в первой половине 1998 г. из-за падения цен
на микрочипы и колоссальной внешней
задолженности потерпели убытки на сумму более 471
млн долл. Образующаяся компания будет вторым по
величине в мире производителем микрочипов после
“Самсунг Электроникс”. Первоначально
предполагалось, что акции новой компании будут
разделены в соотношении 7 : 3, но
окончательное решение об основном акционере
будет принято после подведения итогов оценки
каждой из двух компаний независимым аудитором. 2.
Нефтехимическая промышленность
“Хендэ Петрокемикал” и “Самсунг
Петрокемикал”, входящие в число
низкорентабельных нефтехимических компаний
Южной Кореи, сольются, получив по 30% акций новой
компании. Оставшиеся 40% акций будут выставлены на
продажу иностранным инвесторам для снижения
коэффициента финансовой зависимости до 200%. 3.
Производство энергетического оборудования
Первоначальный план предусматривал передачу
отделения энергетического оборудования “Хендэ
Хэви Индастриз” конгломерату “Ханджунг”, но
потом решено, что “Хендэ Хэви Индастриз”
прекратит выпуск энергетического оборудования.
Однако “Ханджунг” и “Хендэ” продолжат
переговоры о возможном слиянии. 4.
Аэрокосмическая промышленность
Три ведущих национальных производителя
деталей и комплектующих для аэрокосмической
промышленности – аэрокосмическое отделение
компании “Дэу Хэви Индастриз”, “Хендэ Спэйс энд
Эйркрафт” и “Самсунг Акроспэйс” – образуют
консорциум с равными долями собственности. Новая
компания будет конкурировать с производственным
отделением национального авиаперевозчика –
компании “Кореан Эйр”, хотя возможно
впоследствии и сольется с ней. 5.
Производство судовых двигателей
“Самсунг Хэви Индастриз”, “Дэу Хэви
Индастриз” и “Ханджунг” образуют новую
компанию, которая будет конкурировать с “Хендэ
Хэви Индастриз”. 6.
Производство подвижного состава
“Дэу Хэви Индастриз” и “Ханджин Хэви
Индастри” образуют консорциум, которому
предстоит конкурировать с “Хендэ Пресижн
Индастри” в производстве двигателей для поездов
и подвижного состава. Консорциум будет
привлекать инвестиции для снижения коэффициента
финансовой зависимости до 200% с возможностью
переуступки контроля. Конкурентная борьба будет
вестись за поставки подвижного состава для новой
высокоскоростной железнодорожной системы Южной
Кореи, первая очередь которой уже строится, а
завершение намечено на 2006 г. 7.
Нефтеперерабатывающая промышленность
“Хендэ” поглотит понесшую большие убытки
фирму “Ханва Энерджи” и превратится в третью по
величине компанию по нефтепереработке и сбыту
нефтепродуктов после “Эс Ка Глобал” и “Эл Джи –
Калтэкс Ойл”. Правительство Южной Кореи внимательно следит
за ходом переговоров между чеболями, которые
протекают достаточно трудно. Имея контрольный
пакет в четырех важнейших банках-кредиторах,
правительство намерено жестко добиваться
реорганизации чеболей, включая проведение
обязательных мероприятий по сокращению
задолженности, распродаже активов, слияниям,
сокращению избыточных мощностей и т.д. Одним из
важных итогов стало решение правительственной
комиссии о ликвидации 55 крупных несостоятельных
компаний, включая 20 филиалов пяти крупнейших
чеболей (июнь 1998 г.). Осенью 1998 г. правительство приступило к
выполнению новых мер по реорганизации бизнеса, в
частности составлен список филиалов и отделений
64 крупнейших конгломератов, потенциально
несостоятельных или нерентабельных.
Правительственная комиссия разработала для
каждой из них программу реинжиниринга бизнеса, в
частности ликвидацию малорентабельных филиалов,
увольнение избыточной рабочей силы,
реструктуризацию задолженности в ходе
переговоров с кредиторами и трансформацию ее в
акции компании-должника и т.д. Серьезную озабоченность вызывает финансовая
политика чеболей. Головные компании традиционно
принимали на себя большую часть задолженности и
прочих обязательств своих филиалов и дочерних
компаний. В периоды экономической стабильности
такая система давала возможность чеболям расти
намного быстрее, чем им позволял их собственный
капитал. Но во времена кризиса она оказалась
несостоятельной. Выявлены еще две уязвимые финансовые тактики.
Так, несмотря на формальные ограничения, в
чеболях широко применялось внутрифирменное
кредитование. Еще более рискованной оказалась
практика перекрестных финансовых гарантий,
согласно которой одна из дочерних компаний
конгломерата гарантирует оплату третьей
стороне-кредитору в том случае, если другая
дочерняя компания не сможет вовремя погасить
заем. Поскольку суммы таких перекрестных
гарантий были чрезмерны, возрастала степень
риска для всей чеболи. Для улучшения существующего положения в сфере
корпоративных финансов приняты следующие
правительственные решения: с апреля 1998 г. запрещены новые перекрестные
гарантии; дано указание ведущим банкам подписать и
добиться выполнения соглашений с 53 крупнейшими
конгломератами, имеющими непогашенные кредиты
финансовых институтов на сумму более 250 млрд вон
(более 185 млн долл.), об улучшении финансовой
структуры и финансовых показателей; с марта 2000 г. решено применять повышенные
ставки налогообложения в случае займов,
превышающих акционерный капитал более чем в 5
раз; банкам-кредиторам чеболей совместно с пятью
ведущими консультационными международными
фирмами рекомендовано провести аудиторскую
проверку филиалов и дочерних компаний чеболей с
точки зрения программы реструктуризации их
задолженности; к концу 1999 г. чеболям надлежит уменьшить
коэффициент финансовой зависимости, в среднем
превышающий в настоящее время 500%, до уровня 200%. Приняты меры по улучшению менеджмента крупных
фирм и совершенствованию акционерного права в
соответствии с практикой других стран. Так,
расширены права меньшинства акционеров, введена
система кумулятивного голосования,
предоставлено право голоса институциональным
инвесторам. Так называемые председатели групп,
которые фактически являются владельцами
конгломератов, теперь обязательно должны быть
включены в совет директоров и нести полную
юридическую ответственность за руководство
компанией наряду с другими директорами. Стало возможным создание холдинговых компаний,
которые ранее были запрещены. Существенным
моментом в регулировании деловой активности в
Южной Корее является полная либерализация
слияний и поглощений, которые ранее
ограничивались. Значительно расширены права и возможности
иностранных инвесторов. Они получили право
покупать до 1/3 акций южнокорейской компании без
уведомления и согласия совета директоров. До
кризиса этот лимит составлял лишь 10%.
Одновременно снято требование одобрения со
стороны правительства в случае установления
иностранными фирмами контроля над компаниями с
активами более 1,5 млрд долл. Все это, наряду с
разрешением иностранным банкам и брокерским
фирмам создавать филиалы или дочерние банки на
основе только собственного капитала, означает
полную либерализацию доступа иностранного
капитала на внутренний рынок с целью привлечения
столь необходимых корейским конгломератам
финансовых средств и повышения их
конкурентоспособности. Однако указанные меры
могут поставить отдельные чеболи в уязвимое
положение: создать угрозу установления
иностранного контроля над ними путем выкупа
контрольного пакета акций, так как текущий
контроль владельцев чеболей реализуется
примерно через 27% общего количества акций. Руководство большинства чеболей признает
необходимость серьезного реинжиниринга
деятельности. В ходе упразднения
нерентабельных или убыточных подразделений
только пять крупнейших чеболей, как ожидается,
сократят количество своих отделений на 30-40%. В
шести из семи названных правительством секторов
промышленности (кроме полупроводниковой) уже
достигнуты соглашения о слияниях. Вероятно,
крупнейшие чеболи ограничат свою деловую
активность тремя-пятью стратегическими
секторами, но добьются в них высочайшей
конкурентоспособности. Завершаются переговоры между чеболями и
банками-кредиторами о трансфере долгов в акции
филиалов, а также привлечении прямых
иностранных инвестиций в размере около 29 млрд
долл. Каждая чеболь уточняет стратегические
границы своих интересов, реорганизует
деятельность управленческого персонала. По
оценкам экспертов, понадобится минимум два-три
года для завершения реструктуризации
корпоративного бизнеса. Для этого потребуется
решение проблем задолженности, распродажи
активов, поглощений и слияний, пересмотра
системы внутрифирменного управления,
переориентации бизнеса на ограниченное число
стратегически более привлекательных
направлений. |