Номер 5/03 Главная Архив К содержанию номера

Перспективы экономического сближения Болгарии с Евросоюзом

ИВАН АНГЕЛОВ
доктор экономических наук, профессор,
член-корреспондент Болгарской академии наук


•Доходность от растущих масштабов производства
и низкого уровня потребления при определенных условиях ведут
к поляризации уровней ВВП на душу населения
•При сохранении экономического роста 3,5 – 5,5% в год странам-кандидатам в ЕС нужно примерно 35 лет, чтобы достичь
55% среднего уровня ЕС при нынешних 30%
•Постепенное сокращение отставания Болгарии по уровню ВВП
на душу населения от ЕС и других стран ЦВЕ может быть достигнуто только путем двойного повышения нормы накопления
и долгосрочного ее поддержания на уровне 25%

По валовому внутреннему продукту на душу населения Болгария и другие страны Центральной и Восточной Европы отстают примерно на одну треть от среднего уровня ЕС, причем по отдельным странам эта цифра колеблется от 22 до 71%. Что касается Болгарии, то, по оценке экспертов Всемирного банка, в 1997 г. этот показатель составлял 19%, а по данным Евростата – 23% и был самым низким среди всех государств-кандидатов на присоединение к ЕС. Расчеты Европейской комиссии, произведенные в 1999 г., также подтвердили этот неутешительный вывод.

Относительный уровень ВВП на душу населения очень важен, поэтому в разработке стратегии развития страны необходимо тщательно исследовать долговременные тенденции в его изменении. На этой основе можно рассчитать удельный вес национальной экономики в Европе и мире, планировать социальные мероприятия, прогнозировать динамику в показателях Болгарии и ЕС.


Поляризация уровней ВВП на душу населения


Экономическая теория не дает ответа, сближаются ли уровни ВВП на душу населения в бедных и богатых странах. В соответствии с гипотезой об «условной конвергенции» различные экономики приближаются к одному и тому же уровню ВВП на душу населения, независимо от наличия физического и человеческого капитала. А гипотеза «клубной конвергенции» говорит о раздвоении этого показателя в долгосрочной перспективе по странам к низкому и высокому полюсам. И обе эти гипотезы могут происходить от неоклассических моделей роста и модели эндогенного роста. И обе они признают, что институциональная и макроэкономическая рамки и забота о сбережениях являются необходимым условием сближения уровней ВВП на душу населения. Движущей силой сближения является высокая доходность накопленного физического и человеческого капитала в экономике, где он меньше, чем в экономиках, которые накопили большие объемы такого капитала.

Уже доказано, что растущая доходность от масштабов производства и низкого уровня потребления при определенных условиях ведут к поляризации уровней ВВП на душу населения или углублению пропасти между ними. Из этого следует, что наличие физического и человеческого капитала в странах ЦВЕ на первом этапе интеграции играет важную роль. Теоретически возможно, что ВВП на душу населения в этих странах и ЕС не будет сближаться, даже если институциональные и макроэкономические факторы в странах-кандидатах приспособятся к стандартам ЕС. В таком случае сближение может быть достигнуто только через большие трансферты капитала и знаний.

Анализ показывает, что в открытых экономиках развитых стран присутствуют тенденции к сближению по уровню ВВП на душу населения. Однако в крупных международных объединениях, включающих и развивающиеся страны, она не прослеживается. Исследования большого числа стран даже подтверждают тенденцию к поляризации.

Сложное положение в странах Центральной и Восточной Европы и ЕС подтверждается данными табл. 1.

Таблица 1

ВВП (ВНП) на душу населения
Страна ВВП на душу населения
в 1990 г.,
% к ЕС-15
ВВП на душу населения
в 1997 г.,
% к ЕС-15
Болгария3619
Чехия+Словакия5250
Венгрия3934
Польша3232
Румыния2121
ЦВЕ-63431
Австрия104107
Бельгия104113
Дания111114
Франция103108
Германия116103
Греция6261
Ирландия6985
Италия9998
Голландия103104
Португалия6669
Испания7576
Швеция10993
Великобритания101101
ЕС-15100100

Примечание.Расчеты за 1990 г. произведены в долларах США по курсу 1990 г., а за 1997 г. – в долларах США по курсу 1997 г.

Как видим, Болгария по душевому уровню валового продукта по отношению к 15 странам ЕС в 1990-1997 гг. ежегодно отставала на 2,4%. Валовой продукт в Болгарии упал до 66% предреформенного показателя 1989 г., тогда как в странах ЦВЕ и Балтии он снизился лишь до 95%.

Если исключить некоторые республики бывшего Советского Союза, то окажется, что в Болгарии произошел самый глубокий спад производства в Центральной и Восточной Европе. За годы трансформации Венгрия отставала в среднем на 0,7%; Польша сохранила свой уровень. Следовательно, и по скорости сближения с ЕС Болгария оказалась в самом неблагоприятном положении среди всех стран-кандидатов.

Анализ развития стран после второй мировой войны (15 стран – членов ЕС; 28 западноевропейских стран, включая членов ЕС; все европейские страны, включая страны-члены бывшего СЭВ и бывшей Югославии) показывает:

уровень ВВП на душу населения в развитых рыночных экономиках ЕС и Западной Европы стремится к сближению, тогда как аналогичный показатель в рыночных западных экономиках и плановых экономиках стран ЦВЕ – к углублению разрыва;

скорость и размер сближения выше в странах – членах ЕС, чем в других развитых западноевропейских странах. Это может означать, что участие в ЕС создает более благоприятные условия для сближения. Вероятно, влияет и тот факт, что соответствующие страны приняты в ЕС, потому что добились большего сближения со странами – членами сообщества;

темпы сближения варьируются очень сильно, даже между странами – членами ЕС.

Этот анализ показывает, что 10 странам ЦВЕ нужно примерно 35 лет, чтобы добиться 55% среднего уровня ЕС при нынешних 30%. При этом страны первой группы на вступление в сообщество достигнут 60%. В зависимости от исходной позиции для получения такого результата темпы роста должны варьироваться между 3,5 и 5,5% в год. Болгария нуждается в еще более высоких темпах прироста ВВП (5,5 – 6,5%). Но это невозможно. В послевоенный период не было европейской страны, которая бы ежегодно имела прирост 5,5-6% на протяжении 30-40 лет. Поэтому при более низких темпах, очевидно, потребуется более продолжительный срок.

В этой связи полезно познакомиться с опытом бедных стран – членов ЕС: Греции, Португалии и Испании. В 1960 г. Греция имела 42% среднего уровня ВВП на душу населения ЕС, Португалия – 40 и Испания – 57%. В 1998 г. у них уже было соответственно 57%, 63 и 76%. Среднегодовой темп сближения в Греции равнялся 0,4%, Португалии – 0,6, Испании – 0,5%. Греция присоединилась к ЕС в 1981 г. располагая 64% уровня ВВП на душу населения в ЕС, Португалия и Испания – в 1986 г., имея соответственно 54 и 70%. Небезынтересна и такая деталь: объединившись с ЕС, Греция по уровню ВВП на душу населения стала отставать на 0,4 процентных пункта в год; Португалия сближалась на 0,75, а Испания – на 0,5 процентных пункта. В результате прирост валового продукта в Греции оказался ниже, чем в период подготовки к вступлению в сообщество, в Португалии немного вырос, а в Испании остался на прежнем уровне. Следовательно, членство в ЕС только создает благоприятные условия для развития и не ведет автоматически к сближению с ним по объему ВВП на душу населения. Реализация этой потенциальной возможности зависит от макроэкономической, институциональной и социальной политики в стране.

Прогнозировать динамику роста очень трудно. С этой задачей не всегда справляются даже такие мощные институты, как МВФ и Всемирный банк. По оценке некоторых известных экспертов, международные аналитические центры склонны переоценивать рост развивающихся стран на 3% ежегодно. Подобные ошибки они допускают и в отношении стран ЦВЕ, что подтверждают данные по Болгарии.

Одна из возможных ошибок – отсутствие разграничения между ростом во время перехода к рыночному хозяйству и долгосрочный рост в пореформенный период. Потому что поведение экономики в странах ЦВЕ  на разных этапах было различно: одно – при выходе из трансформационной рецессии, перед достижением предреформенного уровня ВВП, другое – в пореформенный период, когда ожидается нормальная рыночная экономика. По оценке Европейской банка, страны-кандидаты первой группы уже вступили в завершающий этап трансформационного процесса и с 2000 г. сформировали полноценную рыночную экономику. Но это утверждение весьма оптимистично.

Перспективы роста в странах ЦВЕ благоприятны от того, что представляют собой небольшие открытые экономики, интегрированные в западноевропейские рынки. Их успешное сближение с ЕС предполагает более высокие темпы роста в течение многих лет. Вопреки благоприятной интеграционной обстановке длительное сохранение высоких темпов (5-6%) невозможно. Это подтверждается 50-летним опытом всех европейских стран.

На наш взгляд, до 2005 г. Болгария при последовательной макроэкономической, институциональной и социальной политике и хорошем внешнем и внутреннем экономическом климате могла бы иметь среднегодовой темп экономического роста на уровне 5,5%. Этому способствует низкая исходная база, сложившаяся в результате спада объемов валового продукта в сравнении с предреформенными годами.

Венский институт в 1998 г. сделал прогноз сближения между ЦВЕ и ЕС до 2015 г. в двух сценариях: первый предусматривает достижение 75% уровня ЕС, второй – выравнивание показателей. При этом предполагалось, что при нулевом росте населения в обеих частях Европы ВВП на душу населения в ЕС будет увеличиваться на 2% в год. Для осуществления целей первого сценария Болгарии необходим ежегодный прирост 10,1, а второго – 11,8%. Но это нереально: для нашей страны труднодостижимы даже в 2 раза более низкие темпы.

Более реалистично выглядит сценарий, при котором в 2010-2015 гг. ВВП на душу населения будет ежегодно увеличиваться в ЕС в среднем на 2, а в странах-кандидатах– на 4%.

Приведенные данные показывают, что различие между ЦВЕ и ЕС в уровнях экономического развития сохранится надолго. И нет гарантии, что процесс протечет гладко. Еще большими рисками располагает Болгария – самая отсталая страна в этом перечне стран-кандидатов, обладающая истощенной экономикой. Даже при 5% ежегодного прироста в нашей стране и 2% – в ЕС Болгария только к 2040 г. сможет дойти до 75% среднего уровня ЕС. При мобилизации национальной энергии, благоприятной хозяйственной политике и экономического климата будет существенным достижением сохранение экономического роста на уровне 4% в год. В этом случае мы сможем за 40 лет добиться примерно 50% будущего среднего уровня ЕС.


Тенденции в изменении экономических показателей


Накопление, инвестирование, физический капитал. В условиях информационных технологий и усилении роли человеческого капитала значение этих факторов снижается, хотя и остается важным. Болгария не может рассчитывать на долгосрочные высокие темпы роста при низких или средних нормах накопления и инвестирования. Особенно если учесть, что наличный физический капитал находится в трудном положении. В условиях, когда средняя норма накопления в 10 странах ЦВЕ в 1999 г. составляла 21,5%, а в 15 странах ЕС 20,9%, Болгария с нормой накопления 15,9%, причем низкого качества, вообще не имеет шансов для устойчивого экономического роста. Норма инвестирования в Болгарии еще ниже – она едва достигает 18%, тогда как в ЦВЕ в среднем она составляет 26,9%.

   В результате общей отсталости экономики и низкого накопления и инвестирования наличный физический капитал на одного работника в болгарской экономике оказался многократно ниже, чем в западноевропейских странах. Это отставание может быть преодолено только путем почти двойного повышения нормы накопления (до 25%). Норму инвестирования следует повысить на 8-12 процентных пункта и поддерживать ее на уровне 30%. Разница между нормой внутреннего накопления и инвестирования будет покрываться из внешних источников. Но даже и в этих условиях капиталовооруженность труда в Болгарии и других странах ЦВЕ будет еще долго отставать от аналогичных показателей ЕС.

Человеческий капитал. В сравнении с ЕС страны ЦВЕ – малы по массе своего валового продукта (4,3% по рыночным и 10,8% по паритетным курсам). Однако их рабочая сила составляет 30% нынешнего уровня объединенной Европы.

В дореформенное время на Западе доминировало мнение, что страны ЦВЕ располагают высококвалифицированной рабочей силой в сравнении не только со странами равнозначного экономического развития, но даже со странами ОЭСР. Этот вывод основывался на официальных данных об образовании рабочей силы. Они показывали, что только 25-35% занятых имели неполное среднее или более низкое образование, тогда как в Греции и Испании среди работников таковых было 45%, а в среднем по ЕС – 37%.

Этот ложный вывод объяснялся не сопоставимыми по содержанию и структуре образовательными системами. В большинстве стран ЦВЕ было хорошо развито обучение в профтехучилищах, учитываемых статистикой как средние школы. В результате в конце ХХ в. в нашей стране 56,5% занятых имели среднее, а 15% – высшее образование. На деле доля выпускников таких учреждений в Болгарии, как и в других странах ЦВЕ, была ниже, чем в ЕС. Еще большая разница в доле специалистов высшей квалификации – бакалавров и магистров. Поэтому потребуются десятилетия для сокращения различия между Болгарией и ЕС и по этому очень важному показателю качества человеческого капитала.

Еще большее отставание заметно в области информационных технологий, в частности в использовании компьютеров. Обеспеченность личными ПК на душу населения в Болгарии и других странах Юго-Восточной Европы в 5,5 раза ниже, чем в странах Центральной Европы, в 11 раз ниже, чем в ЕС и в 96 раз, чем в США. Если в Соединенных Штатах в 2000 г. доступ к Интернету имели 32% населения, в ЕС – около 15, то в ЦВЕ – около 1%.

Производительность труда. Из фрагментарной информации, которой располагают исследователи, можно сделать вывод, что этот показатель в Болгарии в 5-6 раз ниже уровня ЕС. Это объясняется нерациональными производственными структурами, низким качеством технологического и хозяйственного управления на уровне фирм, нестабильной макроэкономической и институциональной политикой, неразвитой инфраструктурой.

Эта картина подтверждается и сравнительным анализом динамики производительности труда в промышленности: в 1990-1999 гг. в Болгарии она увеличилась на 3,9%, тогда как в Словакии – на 105, Венгрии – на 95,8, Словении – на 49,8%. Расчеты показывают, что потребуется 60 лет, чтобы наша страна достигла 50% средней производительности труда в ЕС.

Конкурентоспособность. Для оценки этого фактора используется показатель зарплаты работника на единицу производительности труда, представляющую собой отношение между средней годовой зарплатой работника и ВВП на одного занятого в евро по паритетному валютному курсу. При базе, равной 100 в 1989 г., в болгарской экономике этот показатель в 1990 г. вырос до 132,3, а в 1992 г. упал до 23,1. В последующие годы он колебался между 25 и 29 и лишь в 1999 г. вырос до 36,2. Из этих данных следует, что конкурентоспособность нашей экономики была относительно стабильной до 1997 г., но в последующие годы ухудшилась. Подобные процессы происходят и в других странах ЦВЕ.

Важным показателем конкурентоспособности является эффективность экспортной структуры по группам товаров с точки зрения потребления труда, капитала, материалов, энергии и научных достижений. Очевидно, что более эффективными являются структуры, использующие наукоемкое производство и квалифицированный труд.

Анализ структуры экспорта в этом аспекте показывает, что Болгария имеет улучшение в сравнении с 1988 г., но остается на последнем месте или в лучшем случае на среднем уровне по региону ЦВЕ. В сравнении с развитыми странами ЕС дистанция в качественной структуре  экспортируемой машиностроительной продукции остается весьма значительной и даже увеличивается. Если в болгарском экспорте только 0,4% товаров попадает в число высококачественных изделий, то в развитых странах ЕС их доля колеблется между 25 и 40%. Болгария отстает от стран Центральной Европы, а еще больше от ЕС и по вертикальной товарной дифференциации, качеству экспортных изделий и т.д.

Если иметь в виду, что современные производственные структуры создаются медленно и ценой огромных затрат, в том числе и человеческого капитала, нетрудно сделать вывод, что в ближайшие 10-15 лет у Болгарии нет шансов создать такие комплексы в развитии международной специализации и производственной кооперации со странами ЕС. Разумеется, какое-то улучшение возможно, но оно вряд ли заметно сократит наше отставание. Если быть точным, наше отставание по конкурентоспособности измеряется не среднесрочными горизонтами (3-7 лет), а несколькими десятилетиями.

Таблица 2

Нормы накопления и инвестирования
в странах ЦВЕ и ЕС в 1999 г., %
Страна Норма накопления Норма инвестирования
ЦВЕ21,526,9
Болгария15,918,0
Венгрия26,6 31,5
Латвия20,828,9
Литва 11,8 23,0
Польша 20,127,6
Румыния16,119,9
Словакия28,033,8
Словения24,925,2
Чешская
Республика
26,928,5
Эстония21,331,0
ЕС-1520,920,7
Максимум25,926,6
Минимум16,316,9

Примечание. Нормы накопления и инвестирования рассчитаны по паритетным курсам.

Открытость экономики. Этот показатель – один из критериев, характеризующих степень подготовки национального хозяйства к интеграции. Причем объем товарооборота (импорта-экспорта) к ВВП в Болгарии составляет 87,7%. За нею следуют Польша, Румыния, другие страны региона. Но это не означает, что, например, польская экономика  более слабо подготовлена к интеграции, чем болгарская. На  этот показатель влияет масштаб страны: как правило, большие государства имеют более низкий показатель открытости из-за обширного внутреннего рынка.

Средний уровень импортных тарифов Болгарии – 15,1% в начале 1999 г. при 5% в странах ЕС. В 2000 г. они снижены на 5,9%, в дальнейшем этот процесс продолжится. Тем не менее  в Эстонии они уже и тогда были нулевыми. Что же касается индекса либерализации торговли и валютного режима, то, по оценке Европейского банка, он равен 4+, что является наивысшим показателем в регионе.

Таблица 3

Прогноз развития болгарской экономики  и ее сближения с экономикой ЕС
Показатели2000 г.2005 г.2010 г.
1.Прирост ВВП, в сопоставимых ценах4,0 5,55,0
2. Норма накопления16,521,5 24,5
3. Норма инвестирования19,525,5 30,0
4. Прямые иностранные инвестиции, % к ВВП3,9 2,53,0
5. Доля сельского хозяйства15,0 12,09,0
6. Доля промышленности26,025,0 24,0
7. Доля частного сектора в ВВП60,0 70,080,0
8. Среднегодовая инфляция – потребительские цены, %7,0 8,08,0
9. Бюджетный дефицит, % к ВВП-0,5 -2,5-3,0
10. Зарегистрированные безработные на конец года, %18,0 14,09,0
11. Внешний товарооборот, % к ВВП76,0 82,090,0
12. Экспорт в ЕС, % к всему экспорту54,0 62,070,0
13. Дефицит торгового баланса, % к ВВП9,3 9,08,0
14. Дефицит в текущих счетах, % к ВВП5,5 6,06,0
15. Внешний долг, % к ВВП80,0 84,086,0
16. ВВП на душу населения, % к   среднему по ЕС 22,026,030,0
17. Производительность труда, % к   средней по ЕС 27,031,035,0
18. Средняя зарплата, % к средней по ЕС18,0 22,027,0

Примечание. Показатели за 2005 г. – среднегодовые за 2001-2005 гг., а за 2010 г. – среднегодовые за 2006-2010 гг. Это касается всех пунктов, за исключением 5,6,7,10, 11,12,16, 17 и 18. Показатели по пунктам 16,17 и 18 определены по паритетному курсу, а по 17 и 18 – рассчитаны по средним данным Австрии, являющейся представительной для ЕС.

При благоприятных внутренних и внешних условиях можно ожидать сближения болгарской экономики с ЕС до 2010 г.

В прогнозе роста ВВП на душу населения предпочтение отдается внутренним условиям развития и потребностей сближения с Евросоюзом, если этот показатель в ЕС будет увеличиваться на 2% в год. Но если подтвердится прогнозируемый рост в еврозоне 3% в год до 2010 г., то наши оценки окажутся оптимистичными.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz