Глобализация и
региональная кооперация в сфере НИОКРНАТАЛЬЯ ШЕЛЮБСКАЯ кандидат экономических наук, доцент МГИМО МИД РФ
• Процессы научно-технической глобализации
и регионализации взаимосвязаны и идут
параллельно • Региональное сотрудничество – первый шаг к
развитию широкомасштабной международной
кооперации • Государству принадлежит важная роль в
стимулировании глобального и регионального
сотрудничества
Глобализация мирового хозяйства, рост
масштабов экономической экспансии ТНК,
дальнейший прогресс в развитии электронных
средств связи, а также интернационализация науки
обусловливают тенденцию к расширению кооперации
в сфере НИОКР. Одним из характерных проявлений данного
процесса становится формирование региональных и
локальных инновационных сетей. Основная
движущая сила их развития – общие
экономические, финансовые, социальные и
экологические интересы регионов и соседних
государств. Особенно отчетливо это
просматривается на примере Западной Европы, где
научно-техническая кооперация складывается на
многоярусной основе. Активное вовлечение западноевропейских стран
в технологическую интеграцию и глобальную
технологическую кооперацию заставляет
государственные органы адаптировать
национальную систему регулирования науки к
требованиям международного сотрудничества.
Глобализация научно-технической деятельности
Усиление научно-технической кооперации
вызвано ростом издержек на проведение НИОКР;
переориентацией значительной доли исследований
и разработок с военных на гражданские цели;
необходимостью снижения негативных последствий
промышленного развития в глобальном масштабе
(загрязнение окружающей среды, изменение
климата) и на национальном уровне (увеличение
безработицы, обострение социальных проблем);
международной деятельностью ТНК и ужесточением
технологической конкуренции. Глобализация в научно-технической сфере
проявляется в таких формах, как расширение
участия иностранного капитала в финансировании
НИОКР, межфирменная кооперация компаний разных
стран, сотрудничество национальных
университетов и иностранных промышленных
компаний, межгосударственное сотрудничество. n В 90-х годах усилился
приток иностранного
капитала
в сферу НИОКР промышленно развитых
стран. ТНК создают новые исследовательские
центры, приобретают доступ к зарубежным
лабораториям путем слияний и покупок
национальных компаний. По данным за 1995 г., в Великобритании на долю
иностранных источников приходится 14,3% общих
расходов на НИОКР, во Франции – 8,3, в
Италии – 3,9, Германии – 1,8, Японии – 0,1%. В
Испании около 40%, а в Ирландии 60% промышленных
НИОКР проводятся на филиалах иностранных фирм.
Идет процесс взаимного проникновения
иностранного капитала Западной Европы и США, при
этом, как правило, фирмы создают заграничные
исследовательские центры в областях, где они уже
добились признания на мировых рынках (имеющиеся
данные свидетельствуют о том, что международные
монополии ведущих западноевропейских
государств расходуют на НИОКР в США больше или
практически столько же, сколько американские
корпорации в этих странах – см. таблицу). Зарубежные капиталовложения служат как бы
“усилителем” технологической специализации
компании-инвестора. Так, германские монополии вкладывают
средства в американские НИОКР в
электроприборостроении, фармацевтике, химии. В
Великобритании иностранные инвестиции
сосредоточены в электронно-информационном
комплексе, производстве медицинского
оборудования, автомобильной и пищевой
промышленности, сфере финансовых услуг.
n Активное развитие
межфирменной кооперации
началось в 80-х годах. В
90-х годах появилась новая форма
сотрудничества – стратегические альянсы
компаний разных стран, нередко даже
конкурирующих между собой. Объединение научных и
производственных ресурсов дает возможность
партнерам, сохраняя полную самостоятельность,
разрабатывать новые идеи, достигать экономии
времени и издержек, снижать риски. Альянсы создаются в наиболее передовых
отраслях (микроэлектронике, телекоммуникациях,
биотехнологии, автомобилестроении и
аэрокосмической промышленности), где
конкуренция носит крайне жесткий характер,
однако издержки по созданию новых технологий
столь высоки, что их не могут позволить себе даже
компании-лидеры. По оценкам, количество
стратегических альянсов увеличивается ежегодно
на 25%. Вместе с тем большинство подобных
объединений, как правило, преследует
краткосрочные задачи, что служит одной из причин
распадения 60% из них. Альянсы организуются в основном между
западноевропейскими и американскими компаниями,
однако в русле стратегии укрепления
европейского бизнеса растет их число в самой
Западной Европе. Стратегические альянсы
действуют в рамках программы “Эврика”,
Европейского космического агентства. Ярким
примером может служить решение об интеграции
европейских лидеров аэрокосмического и военного
производства. n Важное проявление
глобализации – растущая
кооперация между
национальными университетами и иностранными
промышленными фирмами.
Так, в Великобритании в начале 90-х годов
доля иностранных источников в проведении НИОКР в
университетах составила 5% ( при доле
промышленности в 7%), при этом примерно 60% средств
поступило по линии ЕС, а остальные 40% от
зарубежных компаний. Достижения английских
ученых в области фундаментальных наук
привлекают иностранные фирмы в университеты.
Японская компания “Тошиба” открыла свой первый
европейский исследовательский центр в Кэмбридже
еще в 1991 г. Исследовательские центры имеют в
Англии компании “Хитачи” и “Шарп”.
В результате такого сотрудничества появился
ряд университетов, постоянно получающих
средства от промышленности, и научная
“периферия”, лишенная такой поддержки. В
долгосрочной же перспективе механизм кооперации
с иностранными университетами способен ударить
и по самим промышленным компаниям.
Систематическая ориентация на зарубежные
источники знаний чревата лишением
промышленности притока специалистов, которых
готовят местные научные учреждения. Расходы на НИОКР филиалов иностранных
компаний в США и американских компаний в странах Западной Европы (1995 г., млрд долл.)
Страна
| Расходы на НИОКР
| западноевропейских компаний в США
| американских компаний в Западной Европе
| Германия
| 3,98
| 2,81
| Швейцария
| 3,09
| …
| Великобритания
| 2,48
| 2,18
| Франция
| 1,64
| 1,36
| Нидерланды
| 0,84
| 0,42
| Швеция
| 0,81
| …
| Источник:
Research-Technology Management. – 1997. –
v.40. – N 5. – Р.3; National Institute Economic Review. –
1997. – N 2. – Р. 69.
В будущем международное сотрудничество может
стать единственным способом реализации крупных
научных проектов из-за постоянного роста
стоимости исследований. В настоящее время в
условиях сокращения бюджетного финансирования
науки правительства пересматривают свое
отношение к подобным проектам, выдвигая на
первый план соображения экономического и
социального характера. Перерастание
регионального сотрудничества в глобальное
активизирует работы в области “большой” науки.
Международная технологическая кооперация в
Европе
Усиление региональной кооперации в Западной
Европе вызвано не только общими, но и чисто
“европейскими” причинами. Среди них эксперты
отмечают сокращение бюджетных расходов на НИОКР
в ряде западноевропейских стран; прозрачность
национальных границ в ЕС; отказ от жесткого
государственного регулирования;
административные реформы, дающие большую
самостоятельность регионам, и включение
инновационной составляющей в общую стратегию их
развития; стремление ограничить деятельность
американских ТНК; политические и экономические
изменения, повлекшие реструктуризацию сферы
НИОКР в государствах Центральной и Восточной
Европы. Сохраняется также влияние традиционных
факторов – географической близости, общности
языка и культуры. Рост кооперации в научно-технической сфере
“подталкивается” и усилением тенденций к
образованию экономических интеграционных
объединений (создание “единой Европы”,
Североамериканской зоны свободной торговли –
НАФТА, предстоящее формирование Тихоокеанской
зоны свободной торговли – РАФТА и т.д.). Развитие научно-технической кооперации в
Европе строится на “многоярусной” основе. Можно
выделить три основных уровня: панъевропейский–
в рамках программ ЕС, по линии программ
“Эврика”, КОСТ (сотрудничество в области
научных исследований и технических разработок),
ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований),
Европейского космического агентства,
Европейской биомолекулярной лаборатории, НАТО и
т.д.; субрегиональный – приграничное
сотрудничество административных регионов
разных стран и экстерриториальное
сотрудничество регионов государств, не имеющих
общих границ; локальный– сотрудничество
территорий в рамках одной страны. Усиление
регионализма поддерживается как “сверху”
(через Европейскую комиссию и национальные
правительства), так и “снизу” (по инициативе
самих регионов). Сотрудничество на базе ЕС является основой для
расширения общеевропейской кооперации. Создание
единого рынка с общей численностью населения
более 360 млн человек, а также перестройка
экономики западноевропейских стран,
направленная на повышение
конкурентоспособности на глобальных рынках,
формируют предпосылки для ускорения роста в
данном регионе. Стоящие перед ним главные
задачи – борьба с безработицей, повышение
качества жизни и усиление конкурентоспособности
национальной промышленности - накладывают
отпечаток на формирование единой
научно-технической политики ЕС. Разработанная в ЕС стратегия технологического
развития на ближайшее десятилетие
предусматривает три ключевых элемента:
поддержку образования и мобильности кадров;
создание благоприятной правовой,
регламентирующей и финансовой среды;
стимулирование инновационной активности в
частном секторе и усиление кооперации как на
национальном уровне, так и на уровне ЕС. Авторы стратегии исходили из того, что масштабы
необходимых финансовых и интеллектуальных
ресурсов постоянно растут и ни одно европейское
государство не может самостоятельно обеспечить
технологические прорывы, гарантирующие
завоевание новых рынков. В этой связи роль
европейской кооперации еще более усилится. Хотя
на проведение единой научной политики Евросоюза
направляется только 4,5% государственных расходов
на НИОКР в странах-участницах, она играет роль
катализатора кооперации промышленных компаний,
университетских и государственных лабораторий,
малого инновационного бизнеса. В ближайшей перспективе основная часть
тематических направлений единой политики ЕС
будет нацелена на усиление роли Европы в
международной научно-технической конкуренции и
повышение качества жизни. При этом основным
критерием формирования новых программ
сотрудничества принято решение европейских
проблем. Предполагается, что научно-техническое
сотрудничество в Европе с большой степенью
вероятности будет осуществляться по принципу
концентрических кругов. Ядро
региональной
кооперации образуют наиболее развитые в
научно-техническом отношении государства
Западной Европы – Германия, Великобритания,
Франция, Скандинавские страны. Государства Центральной и Восточной Европы,
которые намереваются присоединиться к ЕС до
2000 г., страны Балтии и некоторые другие
постсоциалистические страны будут участвовать
лишь в
отдельных программах, поскольку
процессы реструктуризации экономики здесь еще
не завершились. Принятая стратегия отводит им
роль своеобразного “третьего мира” в единой
Европе. Страны “первого эшелона”, подавшие заявку на
вступление в Евросоюз (Венгрия, Польша, Словения,
Чехия, Эстония), намерены развернуть интенсивную
подготовку к присоединению, что потребует
значительных инвестиций в создание
научно-исследовательской инфраструктуры,
адекватной существующей в ЕС. Эти государства
заинтересованы в активном участии в европейской
научно-технической кооперации, прежде всего по
линии единой научно-технической политики. Так, в
Венгрии сотрудничество по линии программ ЕС в
области НИОКР пользуется приоритетной
поддержкой правительства, опираясь на программу
привлечения иностранного капитала в
национальные НИОКР. Третью зону
составят неприсоединившиеся
страны, в отношении которых со стороны ЕС можно
ожидать создания отдельных механизмов
вовлечения в научно-техническую кооперацию, в
частности на региональной основе. В противном
случае эти государства могут остаться “за
бортом” данного процесса. Внутри самих европейских стран продолжается
технологическая регионализация. Инновационная
деятельность становится стержнем регионального
развития. Различия в научно-техническом уровне
регионов усугубляют существующую экономическую
неравномерность. Глобализация сферы НИОКР может
смягчить как внутри-, так и межстрановые
региональные диспропорции. Неслучайно в ходе разработки
перспективного плана развития науки и техники
Великобритании британские эксперты поставили
необходимость глобального сотрудничества на
второе место после внутристранового, а
европейского – на третье. Особое значение
кооперация в глобальном масштабе имеет для таких
направлений, как здравоохранение и науки о жизни,
энергетика, сельское хозяйство, охрана
окружающей среды, обрабатывающая
промышленность, информационно-электронный
комплекс, финансовые услуги. Европейская же кооперация наиболее актуальна в
области аэрокосмоса и обороны, транспорта, новых
материалов.
Пятая Рамочная программа европейского
сотрудничества в области НИОКР на 1998 –
2002 гг. нацелена не только на решение крайне
важных для данного региона проблем, но и
вопросов, носящих более глобальный характер. Основные приоритеты программы –
улучшение качества жизни и управление ресурсами
жизнеобеспечения, построение информационного
общества, стимулирование конкурентоспособности
в условиях устойчивого развития, сохранение
экосистемы. Предусмотрен комплексный подход к
решению многоотраслевых проблем, проведению
доконкурентных НИОКР. Большое внимание во всех
тематических направлениях будет уделяться
совместным фундаментальным исследованиям,
вопросам подготовки кадров, поддержки малых
фирм, партнерства между различными субъектами
НИОКР, сотрудничества и координации
деятельности национальных и наднациональных
европейских организаций.
Локальные сети
Изменения в методах координации экономики,
отказ от жесткого иерархического контроля и
командных структур, переход к горизонтальным
межфирменным отношениям ведут к повышению
значения территориального сотрудничества. В
этой связи происходит усиление роли
локальных
научно-технических кластеров
(территориальных
зон развития новых технологий), формирующихся на
основе научных парков, инкубаторов малого
бизнеса, технополисов и региональных (созданных
в рамках национальных государств) объединений.
Наибольшее распространение территориальные
кластеры получили в Великобритании и Германии. В таких кластерах происходит смещение
конкуренции от соперничества отдельных компаний
в сторону формальных и неформальных
межфирменных союзов. Несмотря на развитие
средств связи фактор расстояния по-прежнему
сохраняет свое значение для развития
сотрудничества между различными субъектами
НИОКР. Так, по некоторым оценкам, наиболее
продуктивным является сотрудничество в
100-мильной зоне. Создание единого европейского рынка, сужение
национальных рыночных ниш активизируют
формирование трансрегиональных (пересекающих
национальные границы) сетевых структур.
Инициатива их организации исходит из самих
регионов, заинтересованных в реструктуризации
местной экономики и поддержке динамично
развивающихся отраслей. Эти образования,
созданные силами регионов двух или более стран,
могут иметь различный вид (объединения,
ассоциации, кооперирование в решении конкретных
научно-технических проблем региона) и носить
территориальный или экстерриториальный
характер. Так, объединение приграничных регионов
Франции, Бельгии и Люксембурга образовано для
преодоления кризиса сталелитейной
промышленности. В рамках программы “Эврика” в
целях реструктуризации угольной и сталелитейной
отраслей Северной Моравии и Силезии начато
сотрудничество предприятий и
научно-исследовательских институтов Чехии,
Австрии, Словакии и Польши.
Параллельно с приграничным сотрудничеством
развивается взаимодействие регионов, не имеющих
общих границ, но преследующих общие интересы. В качестве примера подобных образований
может служить группировка регионов
Баден-Вюртенберг (Германия), Ломбардия (Италия),
Каталония (Испания) и Уэльс (Великобритания) с
целью осуществления долгосрочного
экономического и научно-технического
сотрудничества. В Великобритании действует сеть
12 территорий с развитой авиакосмической и
автомобильной отраслями промышленности с общим
центром в Уорикском университете, цель
которой – налаживание связей с
потенциальными партнерами в Европе.
Роль государства в процессах глобализации и
регионализации
В Западной Европе государство играет важную
роль в развитии международной, панъевропейской и
региональной кооперации, при этом одни страны
придерживаются глобального направления, другие
выступают за “европеизацию” сотрудничества. Английское правительство, например,
всячески поощряет расширение участия
иностранных инвесторов в сфере НИОКР,
распространяя на зарубежные компании все схемы
стимулирования инновационной активности. В
результате в структуре финансирования НИОКР,
выполненных в частном секторе промышленности,
доля внешних поступлений (19%) превышает долю
средств, поступающих из госбюджета (12%). Во Франции же государство поддерживает прежде
всего собственных лидеров.
В настоящее время стратегия ЕС предусматривает
укрепление мощи “евробизнеса”, в частности
путем поддержки создания стратегических
альянсов европейских компаний и
исследовательских центров. Примером может
служить программа “Эврика” (сотрудничество в
области промышленных исследований), в которой
занято более 2 тыс. участников (университеты,
государственные лаборатории и фирмы из 25 стран).
Она финансируется частично из государственных
средств. Деятельность технологических альянсов требует
государственного регулирования. Их создание
стимулируется путем политической и правовой
поддержки, предоставления финансовых гарантий и
страхования рисков. В ряде случаев государство
защищает национальных производителей, интересы
которых могут пострадать в результате
деятельности альянсов. Государство способствует региональному
научно-техническому развитию практически во
всех странах Западной Европы, однако финансовая
поддержка, как правило, оказывается передовым в
научно-техническом отношении районам, прежде
всего тем, где размещена военная промышленность. В условиях сокращения бюджетного
финансирования меняется роль центральных
правительств. В 80-90-е годы они концентрируют
усилия на создании механизмов координации
национальных НИОКР и научно-технической
инфраструктуры. Государство, в частности,
помогает уже существующим технологическим
кластерам или стимулирует создание новых сетей
фирм, ранее не контактировавших между собой.
Кроме того, оно играет роль брокера между сферой
НИОКР и фирмами. Так, во многих западноевропейских странах
(Великобритании, Бельгии, Дании, Португалии) были
образованы различные научно-технические центры
по кооперации университетов и промышленности,
междисциплинарные центры, инновационные центры
по передаче новых технологий малому и среднему
бизнесу. Как правило, они создавались на
региональной основе. В ряде государств (Швеции,
Австрии) произошло ослабление административного
контроля за деятельностью университетов.
Параллельно происходит все большее смещение
ответственности за региональное
научно-техническое развитие в сами регионы,
особенно в странах с федеративным устройством. В Бельгии, например, в начале 90-х годов
федеральное правительство финансировало только
40% государственных расходов на НИОКР.
Региональные власти Фландрии, Валлонии и
Брюсселя несут ответственность за
финансирование промышленных НИОКР. В Австрии
регионы финансируют около 20% государственных
НИОКР.
С созданием единого европейского рынка
региональная научно-техническая политика
переходит на наднациональный уровень. Евросоюз
частично берет на себя функции национальных
правительств по стимулированию регионального
развития. До 1987 г. ассигнования на
научно-техническое региональное развитие по
линии Структурного фонда ЕС не превышали 180 млн
экю, в 1988-1992 гг. затраты составили уже 3 млрд
экю. В 1991 - 1994 гг. 70% европейских экономически
недостаточно развитых регионов (особенно в
Греции, Северной Ирландии и Республике Ирландия)
смогли принять участие в единой
научно-технической политике ЕС благодаря
средствам из региональных фондов Евросоюза. В
1994 – 1999 гг. ассигнования на эти цели должны
достичь 6 млрд экю. В настоящее время каждый
четвертый регион Западной Европы претендует на
финансирование своего научно-технологического
развития в рамках совместной инициативы
Европейского регионального фонда и пятой
Рамочной программы НИОКР.
Глобализация выдвигает проблему управляемости
“сверху” и “снизу”, делает необходимым
разработку новых принципов взаимоотношений
частного бизнеса и государства. Растущая
кооперация влечет ряд далеко идущих последствий,
решение которых ложится на плечи государства
(проблемы интеллектуальной собственности и
утечки умов, формы поддержки университетов,
“патронат” науки, выбор приоритетов
исследований, содействие кооперации малых и
средних компаний и т.д.). Государство вынуждено приспосабливать
внутреннюю институциональную систему к
требованиям международного сотрудничества.
Вместе с тем интересы отдельной страны в
условиях растущего взаимодействия могут быть
защищены только на наднациональном уровне
(например, в области охраны окружающей среды,
установления “правил игры” в информационной
сфере, охраны интеллектуальной собственности и
т.д.). В Западной Европе эту функцию осуществляет
ЕС. Кроме того, предпринимаются шаги по созданию
глобальной системы управления, прообразом
которой является ВТО. Хотя глобализация процесса
выработки решений будет снижать автономию
государства в данной области, отдельные страны
смогут влиять на политику друг друга. Таким образом, государство играет как бы
двоякую роль. С одной стороны, оно вынуждено
приспосабливаться к условиям глобализации и
может предпринимать меры, тормозящие
сотрудничество, если это не отвечает интересам
национального капитала, с другой – само
создает предпосылки для его дальнейшего
развития. Особенностью Западной Европы является
взятие на себя Евросоюзом в условиях бюджетных
дефицитов стран-участниц функций по
стимулированию регионализации и выравниванию
региональных диспропорций. *** В заключение отметим, что усиление
технологического регионализма повлечет за собой
формирование новых моделей научно-технической
политики, учитывающих местную, региональную и
глобальную составляющие. Без соответствующих
глобальных мероприятий технологический разрыв
между экономически развитыми и слабыми
регионами вряд ли будет устранен. Регионализм и глобализм могут быть как
взаимодополняющими, так и противостоящими
друг другу тенденциями, при этом необходимость
борьбы с отрицательными последствиями НТП
способна играть роль движущей силы и того и
другого процесса. Чтобы смягчить эти последствия
(рост безработицы, усиление социального
неравенства, постепенное разрушение
традиционной структуры промышленности и т.д.),
ряд стран и региональных группировок принимают
меры дирижистского характера. По мнению
французского экономиста, лауреата Нобелевской
премии М.Алле, региональные группировки должны
иметь возможность устанавливать разумную
систему защиты от внешней конкуренции1. Не исключено, что национальный и региональный
эгоизм, диктуемый краткосрочными интересами, в
определенные периоды будет сдерживать процессы
глобализации. Особенно это касается стран с
более низким уровнем экономики, в частности
постсоциалистических, где происходят процессы
реструктуризации. Переход к евровалюте, перспектива гармонизации
налоговой политики и рынков труда в ЕС создают
дополнительные стимулы к развитию
общеевропейского сотрудничества, закладывают
основу для продвижения интеграционных процессов
(в том числе в научно-технической сфере) на
Восток.
1Allais M. Ce gui doit arriver arrive: la pensee de Jacgues
Rueff et la crise d’aujoud’hui. Commentaire. – P. – 1997. –
V.20. – N 77. – P. 15 – 24.
|