8-10 октября 1997 г. Независимая
ассоциация экономистов Словакии провела в
Братиславе II Международную конференцию
"Словакия в силовом поле Европы и мира". В
форуме приняли участие ученые и специалисты по
экономике, управлению и политологии,
предприниматели и банкиры, правительственные
чиновники и парламентарии. На конференции
присутствовало более 300 человек из Словакии, США,
России, Чехии, Венгрии, Германии, Австрии,
Нидерландов, Греции, Молдавии, Турции и других
стран, в том числе представители международного
журнала "Проблемы теории и практики
управления". На пленарных заседаниях и в
секциях заслушано около 80 докладов и сообщений. Как и в 1995г., форум прошел под патронатом и при
участии Председателя правительства Словацкой
Республики ВЛАДИМИРА МЕЧИАРА. Редакция публикует обзор материалов
конференции.
Словакия в свете
европейских и мировых тенденцийЛейтмотив конференции задал доклад
В.Мечиара "Глобализация, национальное государство
и его социально-экономическое развитие". Автор
отметил, что до момента вступления в Европейский
союз Словакии необходимо резко (в 2,5 раза)
повысить эффективность экономики. Задача
осложняется тем, что в ходе трансформации
экономика страны понесла большие потери. В связи
с неподготовленностью хозяйственных изменений,
а также из-за выбранного курса реформ за 1989-1992гг.
утрачено 34% ВВП. Кроме того, лишь 26%
экспортируемых изделий по техническим и
потребительским параметрам конкурентоспособны
на западноевропейском рынке. Остальные 74% могут
составить конкуренцию только благодаря низкой
оплате труда в стране. В. Мечиар подчеркнул объективный характер
глобализации экономических процессов. Вместе с
тем он выразил опасение, что господство
технократов может смениться гегемонией
медиократов (лиц, владеющих важнейшей
информацией).Чтобы избежать этого, необходимо
усилить роль ООН. В процессе глобализации расширяются границы
рынка. Это видно из практики ЕС. Для Словакии
вступление в ЕС является неизменной
стратегической целью, но оно может стать
выгодным только после соответствующей
подготовки. В.Мечиар напомнил, что страны
Центральной и Восточной Европы в 1990 г. занимали
активную позицию и имели положительное сальдо в
торговле с западноевропейскими государствами.
Однако в последние годы этот баланс стал
пассивным. После трех лет самостоятельного развития
Словацкая Республика смогла ввести внешнюю
конвертируемость своей валюты при текущих
расчетах. "У нас такое предложение капитала,
что мы не можем его полностью использовать или
нам не хватает хороших проектов", - заявил
премьер и заверил, что в результате мер,
предпринимаемых правительством по ликвидации
дефицита торгового баланса, данная проблема
вскоре будет решена. В качестве важнейших задач при подготовке к
интеграции В. Мечиар выделил адаптацию населения
к новым условиям и изменение системы
образования. Образование - это не только
предмет забот того или иного гражданина, но и
общественная потребность. n Вице-премьер, министр
финансов Словацкой Республики
С.Козлик
обратил
внимание участников конференции на то, что в
Словакии доля частного сектора достигла 81%. Это
больше, чем во Франции. Правительство отдало
предпочтение стандартным формам приватизации с
учетом суммы инвестиций в ценах на
приватизированные предприятия. Такой подход
придал динамичность развитию экономики, не
вызвав инфляционного давления, заставил
собственников инвестировать, ограничил их
"потребительский аппетит", который
правительство намеревается регулировать также
посредством налогов. В результате принятых мер инвестиции возросли
на 33%. При этом 2/3 их обеспечил частный сектор,
тогда как в Чехии этот показатель равен лишь 3%.
Вместе с тем частный сектор вызвал рост внешней
задолженности на 9 млрд долл. Задолженность же
правительства и Национального банка Словакии
сократилась с 2,4 млрд долл. в 1994г. до 1,6 млрд в
настоящее время. n Депутат Национального
собрания Словацкой Республики
Л. Чернак
напомнил,
что в начале 90-х годов в Словакии ослабло
внимание к проблемам трансформации мировой
экономики. Между тем эти изменения, по сути,
представляют собой мировую экономическую
революцию. Хозяйственные процессы становятся
все более комплексными, и экономическое
соперничество приобретает глобальный характер.
В результате появления глобальных альянсов
изменился характер предпринимательской
деятельности. Иностранные инвесторы воспринимают рынок
Центральной Европы как монолитную торговую зону.
Поэтому чем скорее та или иная
центральноевропейская страна найдет
стратегического инвестора для определенной
отрасли, тем больше у нее шансов занять
доминирующее положение в соответствующем
сегменте рынка. Экономика Словакии еще недостаточно открыта
для иностранных инвестиций, приносящих ноу-хау
не только в производственную технологию, но и в
торговую и маркетинговую политику. В этой связи
страна постепенно утрачивает позиции на рынке
Центральной Европы. Из общей суммы прямых
иностранных инвестиций в экономику бывших стран
- членов СЭВ на долю Венгрии пришлось 41%, или 15
млрд долл., Польши - 32,8 (12 млрд), Чехии - 19,4 (7,1
млрд), Словении - 4,4 (1,6 млрд), Словакии - лишь
2,5% (0,9 млрд долл.). Далее Л. Чернак отметил, что словацким
предприятиям необходимо искать стратегических
партнеров - так называемых глобальных игроков.
Такого рода предприниматель, как правило,
сосредоточивается на производстве продукции,
которую выпускают лишь два-три предприятия в
мире. При этом он избавляется от производств и
акций в других отраслях. Затем "глобальный
игрок" должен оценить, являются ли его
проектные решения лучшими. На своей
производственной базе он осуществляет лишь
исследования и производит важнейшие компоненты
продукции, соблюдая единые принципы для всех
рынков сбыта, но учитывая при этом их специфику.
Чтобы добиться успеха, "глобальный игрок"
должен быть представлен на основных рынках
дочерними компаниями, как дистрибьютерскими, так
и производственными. Задача головной фирмы -
увеличивать долю экспорта дочерних фирм. Большое
значение имеет также поиск стратегических
партнеров для проникновения на новые рынки. Важнейшим условием повышения
конкурентоспособности промышленности Словакии
является реструктуризация и модернизация
предприятий. При этом правительство должно
выступать как активный защитник их интересов на
международной арене. n Тенденции развития мировой
экономики непосредственно затрагивают
предприятия, подчеркнул президент Независимой
ассоциации экономистов Словакии
М. Седлак.
Существующая структура промышленных компаний
исчерпала себя и должна уступить место
структуре нового типа, соответствующей
требованиям глобализации и информатизации
общества. Единая концепция предприятия будущего еще не
разработана. Однако вырисовываются некоторые
его черты. Предприятие должно ориентироваться на
потребителей своей продукции. Доминирующую
позицию занимает тот, кто владеет
информационными потоками. Главную роль играет
маркетинг. Новым веянием является
индивидуализация производства. Особое значение
имеют темпы происходящих перемен. Считается, что
основы предпринимательства в каждой области
изменяются настолько кардинально, что через 5 - 10
лет рекомендуется менять область деятельности. Предпринимательство требует большой гибкости.
Способность быстро адаптироваться к меняющимся
условиям вырабатывается главным образом в
результате обучения персонала. Предприятие
должно выявлять возможности для своей
деятельности там, где другие их не видят, и уметь
быстро и полностью их использовать. Меняются источники хозяйственного развития
предприятий. Расширение деятельности уже не
может базироваться на увеличении численности
работников. Единственный источник развития в
современных условиях - непрерывный и
существенный рост производительности труда. Предприятия выходят во внешний мир, элементы
которого становятся все более тесно
взаимосвязанными. При взаимном проникновении
предпринимательской деятельности смежных
звеньев возрастает роль межзаводского
управления. В динамичном мире предпринимательства важное
место занимают менеджмент и организационная
структура. Сегодня менеджмент переживает стадию
обновления, однако изменения носят в основном
локальный характер. Предприятиям же
требуются новые модели управления и новые
организационные структуры. Эти модели, вероятно,
появятся не раньше, чем созреет информационная
экономика, т.е. примерно через 10 лет. Критерием успеха предприятия всегда являются
его долговременные, а не краткосрочные
результаты. Исследования и дискуссии
свидетельствуют, что у предприятий, использующих
формальное планирование, вероятность успеха
больше, чем у тех, кто его не практикует. В недавно
опубликованном в Великобритании отчете
Ассоциации консалтинговых компаний в области
менеджмента сообщается, что, по мнению
предпринимателей, представителей академической
науки и консультантов, стратегия в следующем
пятилетии станет самым актуальным разделом
менеджмента. Следует признать, что традиционные
организационные структуры уже не отвечают
требованиям предпринимательской деятельности.
Но еще не пришло время для создания совершенно
новых моделей. Потому предприятия пока
довольствуются частичными изменениями. На новом этапе развития цивилизации знания
и их носители - люди - становятся главным
источником прогресса в экономике.
Трансформируется сам труд. Изменяется
соотношение между основной и вспомогательной
деятельностью при увеличении доли последней. n Профессор
Л. Владар
из
Нидерландов отметил значение исторических
уроков для экономики. Одна из главных проблем
Словакии в том, что прошел слишком малый срок, в
течение которого население страны реализует
стремление к национальной независимости.
Граждане еще не вполне осознали национальные
интересы. Иными словами, нет исторических
традиций собственной государственности.
Потребуется много усилий, чтобы воспитать у
населения гражданское отношение к своему
национальному государству. Такое отношение
будет способствовать и развитию экономики. n На конференции выступили
также другие ученые и бизнесмены как из Словакии,
так и из стран ЕС, России, США, Венгрии, Турции,
Югославии. Участники согласились с тем, что
главным итогом последних лет развития Словакии и
других стран Центральной и Восточной Европы
является завершение формирования основ
современной рыночной экономики и начало подъема
производства. Отмечалось, что весьма актуальной задачей
является повышение эффективности сферы
информатизации. При этом массовая
информатизация не должна сопровождаться
манипулированием общественным мнением путем
давления внешнего "культурного
империализма". У каждого суверенного народа
есть свои приоритеты и ценности. Вместе с тем обращалось внимание на полезность
освоения прогрессивного зарубежного опыта,
особенно китайского. Многие выступавшие подчеркивали, что во всех
развитых странах применяется эффективная
система государственного регулирования
экономики. В числе обязательных сфер такого
регулирования назывались сельское хозяйство,
инфраструктура, туризм, малый и средний бизнес,
инновационная деятельность. К важным функциям
государства относятся борьба с теневой
экономикой и массовой безработицей, а также
противодействие размыванию среднего класса,
отчуждению работников от управления,
навязыванию чуждых данному народу культурных
ценностей. БОРИС ЛАДЫГИН ответственный секретарь журнала
ВСЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ
УПРАВЛЕНИИ
Государственное и муниципальное
управление: справочник. Под ред./Глазуновой Н.И.,
Заброди- на Ю.М., Поршнева А.Г. - М.: Изд-во
"Магистр", 1997. - 496 с.
Обращение к проблематике государственного
строительства на этапе перехода к новой
российской государственности представляется
особо значимым. Сегодня складывается крайне
необходимая для практики самостоятельная
научная отрасль - государственное и
муниципальное управление, носящая
междисциплинарный, комплексно-системный
характер.
Ее формирование связано с уточнением как
специальных понятий и определений, так и тех, что
повсеместно используются в самых широких и часто
разнообразных значениях. В этой связи
чрезвычайно важно четко сформулировать и научно
обосновать понятийный аппарат государственного
и муниципального управления. Это необходимо не
только для институционализации данной отрасли
как науки, но и для практической деятельности
государственных и муниципальных служащих.
Именно этой цели служит представляемое
издание. Приведенная в нем терминология образует
систему базовых понятий, определений и
категорий, используемых в теории и практике
государственного и муниципального управления.
Наряду с ними в справочник включены
вспомогательные понятия и термины из смежных
дисциплин.
Авторы использовали достижения мировой и
российской политико-правовой мысли с тем, чтобы
обстоятельно и практически полезно осветить
государственные проблемы управления,
рассматривая их в философском, историческом,
политологическом, правовом, экономическом и
социологическом аспектах. Представлены и
категории управленческо-прикладного уровня, а
также технологии государственного
администрирования.
Справочник охватывает более 600 терминов и
понятий, дающих целостное представление о
теоретических, социальных и правовых основах,
сути и содержании, видах и формах, средствах и
методах современного государственного и
муниципального управления. Освещены также
связанные с ним вопросы политики, власти,
организации государственной и муниципальной
службы, их роль в демократизации общества,
формировании и функционировании правового
государства с рыночной экономикой.
Категориальный анализ дефиниций,
позволяющих осмыслить концепцию
государственного строительства в России на ее
пути к правовому демократическому государству,
проведен на основе понятий, которыми оперирует
современная управленческая наука и практика в
сфере регулирования социальных отношений по
всем направлениям общественной
жизнедеятельности. Весь комплекс
понятийно-терминологического содержания
рассматривается с позиций преобразования
управленческих воздействий государственных и
муниципальных органов на развитие общества,
процесс демократизации, утверждения
самоуправленческих начал, обеспечения и
реализации прав и свобод человека как личности и
гражданина, защиты его интересов в условиях
рыночной экономики.
|
|