Глобализация экономики
Малые государства в эпоху глобализацииРОМЕН КИРТ советник по региональным вопросам при Экономическом и социальном совете (Люксембург)
• При нарастании глобализации малые
государства остаются жизнестойкими • Большинство самых высоких по уровню жизни
стран – это малые государства • Влияние Люксембурга в мировых делах
определяется его интеграцией в европейские структуры
Мы живем во время глубоких исторических
переломов. Эрвин Лацло, член Римского клуба,
говорит даже “о вероятно самом сложном по своим
последствиям перепутье в истории человечества”
или “самом большом переломе всех времен”,
который едва ли имеет что-то общее с вялотекущими
переменами прошлых эпох. Хотя приведенная оценка
кажется легко переносимой на другие переломные
фазы в истории Нового времени (Великая
французская революция, промышленная революция),
тем не менее нельзя отрицать, что в основе своей
она вполне корректна.
Переоценка традиционных концепций
Мы в самом деле находимся на поворотном отрезке
истории, который как любая переломная фаза
является одновременно периодом полной
неопределенности и большой нестабильности,
прежде всего духовного плана. Все достижения
человечества и все до сих пор имеющие силу
концепции, будь они политической, экономической,
общественной или культурной природы, в один
прекрасный момент переоцениваются или в
соответствии с духом времени целиком ставятся
под сомнение. Вместе с этим в такие узловые периоды
исторического развития напрашивается целый ряд
новых вопросов как, например, о перспективах
наших национальных экономик в эпоху
глобализации или о том, на какую смену ценностей
и парадигм должны ориентироваться наши
политические системы, в том числе отдельные
национальные государства, во все более
срастающемся мире, который в последние
семь-восемь лет испытал такие глубокие
изменения, что многим из нас трудно в полной мере
оценить размер и масштаб этой стремительной
метаморфозы. В самых общих чертах речь идет об
ответе на вопрос, какая роль на пороге XXI в.
отводится демократически конституированному
национальному государству современного образца
или какую роль вообще может играть в эпоху
глобализации интегрированное малое государство
типа Люксембурга. То, что переживаемая переломная фаза совпадает
по времени еще и с концом ХХ столетия, в первую
очередь активизирует так называемых пророков
гибели и пессимистов, рисующих все в черном
цвете, которые, как и в прошлые столетия в период
fin de siecle (конца света), снова пользуются
повышенным спросом. Публицистически оформляя
страхи перед будущим, эти современные шпенглеры
радуются большим тиражам своих предсказаний. На этот раз распространяются предупреждения не
о “закате Европы”, как это было во времена
Освальда Шпенглера, но в зависимости от
политических или философских убеждений и личных
интересов автора о “конце истории” (Френсис
Фукуяма), “столкновении цивилизаций” (Самюэль
Хантингтон) или об азиатском экономическом чуде,
первоначальное сияние нимба которого уже слегка
поблекло после финансового кризиса в
Юго-Восточной Азии. Раздаются предупреждения
также о “конце трудовой эры” (Джером Рифкин),
“диктатуре рынка” (Эдвард Н. Луттвак), который
согласно Оливеру Ладманну “через глобализацию и
сверхэффективные (сверхприбыльные) финансовые
рынки собирается уничтожить наши рабочие места,
низвести наши системы социального обеспечения
до уровня стран третьего мира, лишить политику
власти, разрушить окружающую среду и
эксплуатировать развивающиеся страны”. В особенности высказанное предупреждение о
“западне глобализации” и ее якобы гибельных
последствиях для всего человечества также
является приметой fin de siecle, как и со временем
кажущееся уже почти банальным указание на
грозящий из-за глобализации “конец
национального государства” (Кеничи Омае) и
проистекающие отсюда пророчества относительно
“конца демократии” (Жан-Мари Геенно).
Преимущества малых единиц
Установлено, что усиливается тенденция
создания общемировой экономики в рамках общей
цивилизации. ХХ в. стал эпохой глобализации,
больших мультинациональных концернов,
наднациональных и международных организаций. Благодаря современной информационной технике
и средствам коммуникации, а также на основе все
более свободных перемещений капиталов, товаров и
людей наш земной шар превращается в “глобальную
деревню”. Напрашивается вопрос: имеют ли
маленькие образования в этой экономической и
политической игре без границ право на
существование, и не является ли бессмысленным
ввиду нарастающей глобальной конкурентной
борьбы систем дальнейший разговор о размерах
предпринимательских структур и границах
государств? Может ли вообще малое государство
претендовать на место под солнцем при переходе к
третьему тысячелетию? На этот вопрос, сам по себе риторический, так
как в Центральной и Восточной Европе число малых
государств увеличилось, можно ответить
утвердительно.
Малое государство, как и малое
предприятие, и в век глобализации – или именно в
век глобализации – остается в высшей степени
жизнеспособным.
В качестве обоснования этого тезиса могут быть
приведены два аргумента.
Во-первых,
прошлый
опыт международного сообщества государств
свидетельствует, что большие государства не
всегда более эффективно справляются со сложными
задачами и вызовом времени, чем малые страны.
Во-вторых,
можно наблюдать, что уже сейчас – в отличие от
унитаристских тенденций и такого типичного для
уходящего ХХ в. движения ко все более объемным
образованиям – вырисовывается противоположная
тенденция, направленная против универсализма
абстрактной единой цивилизации. В эпоху глобализации и далее сохраняют свою
актуальность следующие факты. 1. На сегодняшний день большинство самых
состоятельных (по уровню жизни) стран мира – это
малые государства. 2. Малые государства, поскольку они не имеют
гегемонистских претензий, пользуются гораздо
большим доверием у международного сообщества,
нежели крупные. 3. Большие размеры государства могут привести к
политической, экономической и административной
инертности, а также к представлениям о себе как
центре Вселенной и к национализму. Величина не
является conditio sine gua non (буквально: “условие, без
которого не(т)”, непременное условие) для высокой
производительности и конкурентоспособности. При
таком устройстве мировой экономики, где нет
торговых барьеров и целенаправленного ущемления
отдельных стран или группы стран, более мелкие
государства тоже могут использовать свои
специфические “ноу-хау” и богатый спектр
наработанных идей, чтобы успешно справиться с
глобальной конкуренцией. 4. Справедливо и то, что супердержавы типа США и
большие государства, такие как Германия, Франция
или Великобритания, не служат доказательством
мирного сосуществования в международной
системе. Говоря словами Йохана Хуицинги, именно
представительство на мировой арене малых
государств гораздо в большей степени является
признаком здоровья международных правовых
отношений в целом.
Люксембург силен своими партнерами
В международной политике малое государство
может сыграть сегодня двоякую роль.
Во-первых,
при
нынешних реалиях оно для удовлетворения своих
потребностей в безопасности и ориентации в
мировой политике будет либо обдуманно искать
помощи у соседей (причем в понятие “сосед”
необязательно вкладывается чисто
географический смысл), которые предлагают ему
защиту и с которыми оно, несмотря на различия в
размерах, может себя в большей или меньшей
степени идентифицировать либо прилагать усилия
к вовлечению этих соседей в союзы и
наднациональные образования. Этот вывод после
второй мировой войны наглядно демонстрирует
Люксембург, в действиях которого
предусматривалось как создание хороших
двусторонних отношений со всеми государствами,
созвучными ему в политико-культурном аспекте,
так и многостороннее сотрудничество, к которому
он также пытался склонить своих партнеров. Во-вторых,
роль малого государства на
международной политической сцене привязана к
возможностям его участия в международных делах и
степени влиятельности. Они в свою очередь
определяются весомостью, значимостью малого
государства, как результата его инициатив и
действий в тех организациях и группировках,
членом которых оно является. Большинство
западноевропейских малых государств давно
осознало, что их
спасение заключается не в
суверенитете, систематически защищаемом от
вовлечения в интеграционные процессы, а в хорошо
продуманной и к тому же конституционно
обоснованной передаче национально-суверенных
прав наднациональным институтам и международным
организациям. Веяниям времени соответствуют соблюдение и
восприятие национально-государственных
интересов сквозь призму международного участия,
как, например, уже на протяжении нескольких
десятилетий это успешно делает Люксембург. Так,
членство в таком солидном и ценностно едином
сообществе, как ЕС, гарантирует ему не только
доступ на рынок, который примерно в 900 раз больше
маленького (420 тыс. потребителей) национального
рынка. Участие в ЕС дает ему право участия на
международной политической сцене, что в одиночку
для него наверняка было бы невозможно. Только
благодаря своему членству в ЕС Люксембург,
отмеченный только цифрой на многих мировых
картах, получил право голоса при решении многих
международных проблем. Он стал государством, с
которым считаются и которое уважают. Люксембург сегодня – это пример удачной
международной экономической интеграции. Этим
страна обязана прежде всего своей
последовательности и твердой позиции в
отношении соблюдения принятого свыше 40 лет назад
решения стать членом различных европейских
сообществ (Европейского объединения угля и
стали, Европейского экономического сообщества и
Евроатома). Люксембуржцы давно осознали, что
лишение прав
на национальный суверенитет в пользу
наднациональных институтов и международных
организаций именно для маленькой страны
означает не утрату этих суверенных прав, а их
укрепление. Суверенен не тот, кто отслеживает
все необоснованные утверждения других (и это
отслеживание может быть еще украшено
словечком-приправой “автономно”). С точки
зрения Люксембурга, суверенен тот, кто вместе с
другими сидит за столом переговоров и тем самым
имеет возможность участвовать в определении
того, что следует делать и в каком направлении
надо двигаться. |