Экономическая
политика: стратегия и тактика
Уроки социально-экономической
трансформацииАЛЕКСАНДР ДАНИЛОВ доктор социологических наук, заместитель начальника Главного управления
информации администрации Президента Республики Белоруссия
• Трансформация приводит к качественно
новым социально-экономическим сообществам • Проблемы трансформации одновременно являются
мировоззренческими • Никто не знает, в какие формы выльются
происходящие общественные перемены
Трансформация, начатая в странах Центральной и
Восточной Европы во многом по единым шаблонам, в
течение последних лет все отчетливее
приобретает национально-государственную
специфику. В каждой из стран практически
образуется свой вариант рыночной экономики. Этот
процесс обладает столь значительным потенциалом
и столь существенно влияет на общемировую
ситуацию (идет процесс количественного
накопления перемен), что я не исключаю появления
принципиально новых решений, которые соединят
политические устремления мировой экономики
Запада с национальными нуждами реформируемых
обществ Востока. Термин “трансформация” означающий, как
известно, преобразование, превращение,
применялся главным образом в технике.
Общественные науки, нуждающиеся в новых понятиях
для характеристики социальных процессов,
используют этот термин с 50-60-х годов XX столетия
для описания радикальных структурных перемен,
перехода общества к качественно новому
состоянию организации. Трансформации, охватившие страны Центральной и
Восточной Европы, можно определить как
системные,
затрагивающие весь спектр жизни государств -
их политику, экономическую и социальную
структуры, духовную жизнь. Тем самым они
отличаются от
реформ, содержанием которых
является обновление без принципиальной ломки.
Реформы осуществляются целенаправленно, изменяя
часто свои цели в ходе событий. Они затрагивают,
как правило, частичные системы общества и имеют
дело главным образом с процессами на
техническом, социально-техническом уровне и в
меньшей степени на уровне общества в целом. Трансформационные изменения начались в Польше,
затем в Венгрии, Чехословакии и ГДР. С 1991 г.
активизировалась трансформация в республиках
бывшего СССР. Столь желанная для многих политиков
трансформация социалистического мира вряд ли
существенно укрепила основы западного общества.
Напротив, мне кажется, что она потенциально ведет
к обострению его проблем, потому что Запад должен
поступиться частью своих интересов, чтобы
создать эффективный “новый мировой порядок”.
Запад не может дистанцироваться от процесса
перемен в Центральной и Восточной Европе, тем
более что и сам все более подвержен хотя пока и не
проясненной в деталях, но мощной исторической
тектонике. Но пока Запад не проявил достаточного
понимания проблем всех трансформирующихся
государств. Прошедший исторический период обогатил нас
новым опытом осуществления политических и
социально-экономических перемен. Во-первых, выяснилось, что не в полной мере
учтены связанные с реформами факторы
отрицательного воздействия на внутренний спрос
и объемы производства. Не ожидалось, что они
будут действовать
одновременно во всех странах
европейского региона, усугубляя трудности
социально-экономического положения в каждой из
них. Недооценено было влияние и таких факторов,
как обвальное снижение накопленных материальных
запасов, более значительное, чем предполагалось,
ужесточение условий кредитования - результат
чрезмерного всплеска инфляции после
изначального значительного обесценивания денег.
Недооцененными оказались масштабы деятельности
теневой экономики. В этих условиях государству
неизбежно приходится играть все более активную
роль, чтобы избежать чрезмерного снижения
деловой активности и сокращения рабочих мест. Во-вторых, практика показала необходимость
большей сдержанности и осторожности в принятии
общенациональных решений. Нужна оказалась
постоянная корректировка курса исходя из
социального самочувствия тех, кто на своих
плечах несет главную тяжесть перемен. Выявилась
важность получения постоянной и достоверной
информации о происходящих процессах, чтобы
своевременно и эффективно осуществлять меры по
финансово-экономической и социальной санации. В-третьих, реформаторская практика потребовала
точнее определить все наличные ресурсы как
природные, экономические и технические, так и в
особенности социальные. Владеть человеческими
ресурсами - это точно знать качественное их
состояние (стратификация, интересы, психология,
уровень образования, материальное положение,
региональные особенности и т.п.) и постоянно
влиять на формирование необходимого состояния
этих ресурсов. Это, разумеется, гораздо более
широкий вопрос, нежели вопрос работы с кадрами,
который является лишь составной частью
указанной проблемы. В-четвертых, это постановка реальных целей и
разработка идеальных представлений.
Национальное общество должно иметь
разработанный идеал, который бы соответствовал
его истории и принимался бы большинством.
Следует постоянно сравнивать достигнутое в
стране с этим идеалом, но также и с достижениями
других стран. Я полностью разделяю точку зрения
А.И.Пригожина: “Интеллектуальным силам общества
необходимо напрячься для выдвижения
современного общественного идеала. Но теперь
надо иметь в виду, что есть идеалы - доктрины,
т.е. конечное беспроблемное состояние общества, а
есть идеалы-нормы как вечные ценности, которые
никогда не могут быть полностью реализованы, но
служат моральными ориентирами, критериями
прогресса. Отказаться от доктринального
представления об общественном идеале в пользу
критериального - вот еще одна трудность”1.
При этом я не вижу существенных противоречий
между названными представлениями. Важно, чтобы в
практической работе идеал помогал находить
наиболее эффективные решения. Различные люди
по-разному понимают “общие ценности”, но это
отнюдь не означает, что идеал должен быть
противоречивым, даже конфликтным. Идеал - не
лавка, где каждому отпускают свой товар, а
совокупность принципов, при соблюдении которых
свои права может реализовать каждый
“покупатель”. К главному приобретению новейшего опыта
следует отнести, конечно, и осознание важности
искусства
управления
на всех уровнях государственной и
общественной жизни. Проблема управления
приобрела на нынешнем этапе исторического
развития приоритетный характер, т.е.
стратегические задачи нации не могут быть решены
только удачными постановлениями высших
властей, - адекватными возможностями должен
располагать каждый трудовой коллектив, каждое
звено управленческого аппарата. Необходимо признать, что устойчивых традиций
успешного управления, к сожалению, мы пока не
накопили, вследствие чего, - даже при наличии
таких национальных качеств, как трудолюбие и
выносливость - не сформировано чувство долга,
которое, например, в Германии воспитывалось на
протяжении веков и дало свои благодатные плоды. Знаменитый экономист и политик, главный творец
германского экономического чуда Людвиг Эрхард
постоянно подчеркивал, что правильно выбранный
синтез элементов развития рождает новое
качество. Нет сомнений, что и трансформация
приведет к образованию качественно новых
экономик и социальных сообществ, параметры
которых ныне едва просматриваются. Однако ни в
одной из стран СНГ после 5-летних реформ так и не
выкристаллизовалась та новая экономическая
модель, которая обеспечивала хотя бы сносное
существование общества. Все вместе взятое позволяет сделать вывод, что
жизнь требует в гораздо больших объемах
применения в технологиях развития общества
достигнутого уровня познания и, вероятно,
первейшей обязанностью власти является
разработка технологий реализации достигнутых
знаний в практике государственной и
общественной жизни. Анализ эмпирического материала на всем
огромном трансформационном пространстве, где
проживают сотни миллионов людей, побуждает
сделать ряд принципиальных выводов. Первый и основной: трансформация - это
следствие поражения Советского Союза в
противоборстве двух систем. Именно это
обстоятельство наложило неизгладимый отпечаток
на течение всех событий. Политические и военно-стратегические
установки преобладали не только на этапе
разрушения, но, к сожалению, пока все еще
преобладают на этапе “созидания”. Вот отчего
этот процесс столь драматичен и сложен. Если бы
стратеги Запада ограничились уничтожением
системы, воспринимавшейся в качестве врага, и
занялись бы активным налаживанием системы,
которую могли бы принять в свое сообщество на
равных основаниях, все выглядело бы совершенно
иначе, в том числе и для многомиллионных масс. Но этого пока не произошло, что свидетельствует
о многозначности нынешних политических
установок наших западных партнеров. Понятно, что
в новой парадигме это нетерпение конкурента,
стремление к торжеству и безоговорочному
преобладанию считаются “нормальными”, однако
последствия таких взаимоотношений дают явно
драматический итог. Более того, политическая
беспощадность и материальная корысть (это уже
ясно) пока отрезают путь к равноправной
интеграции: реальные общества, которые
складываются на постсоветском пространстве (за
немногими исключениями), не в состоянии походить
на западные модели. Вывод второй. Практически ни в одной стране,
радикально изменившей свою государственность и
социально-экономическую сущность, реформам не
предшествовало серьезное национальное
обсуждение ситуации и выбор путей развития. Все
делалось в ажиотажной обстановке и по тем
приблизительным, умозрительным шаблонам,
которые предложили ведущие институты Запада. Это
обстоятельство осложнило внутреннее состояние
стран переходного типа и обрекло их на долгие
кризисы и, возможно, на перманентную
конфликтность с соседями. Вывод третий. Поскольку трансформация
обусловлена сложным взаимодействием внутренних
и внешних факторов, на этапах “революций”
произошел отказ от использования многих
позитивных знаний, наработанных обществом в
предыдущий период. Обычно в период обострения
политического противостояния вместе с водой
выплескивается и ребенок. Отсюда и ошибки,
перекосы, обманы, авантюры, в целом существенно
понижающие уровень выражения
национально-государственных устремлений и
ожиданий. Это проявляется и в недооценке роли
государства по применению рыночных рычагов,
забегании с приватизацией и либерализацией цен,
потере контроля на рынках одновременно с
промедлением в реформировании, потерями в связи
с этим материальных и моральных ресурсов.
Повторяются многие из грубых ошибок
предшествующего периода истории: региональные
особенности не учитываются, эксперименты
проводятся сразу в национальном масштабе. Трансформация, которую мы наблюдаем сегодня во
многих странах, - это пока единственный в
истории случай, когда большая группа стран
пытается воспроизвести на своих территориях
сложившийся социально-культурный опыт других
стран. Даже СССР после победы во второй мировой
войне навязывал народным демократиям не свой
устоявшийся опыт, а лишь принципы, одновременно
делая все для экономического и финансового
укрепления новых режимов. Нынешние
“победители” жаждут преимуществ, но как бы
совершенно запамятовали о своих новых “долгах”. Становится очевидным, что приобщение к нормам
“западной демократии” удастся только в тех
случаях, когда трансформирующиеся страны сумеют
стать деятельными, иначе говоря, равноправными
участниками адекватной мировой
социально-культурной среды. В противном случае
внутреннее несоответствие перемен рано или
поздно взорвет режимы или существенно переменит
их природу, инкорпорировав и предыдущий
социально-культурный опыт. Полагать, что
социализм все 70 лет был совершенно чуждым,
инородным явлением, значит тешить себя пустой
иллюзией: в ходе конкретного исторического бытия
народы преодолевали надуманные догмы. Степень их
преодоления как раз и обеспечивала эффект
развития. Запад начинал борьбу с “агрессивным
коммунизмом”, а повалил сговорчивого,
покладистого партнера. Эгоизм гегемонистской группы
постиндустриальных держав препятствует
врастанию экономики и обществ
трансформирующихся стран в мировую систему,
поскольку не соответствует освобождению или
перераспределению рыночных ниш. Все это
неизбежно ведет к новому обострению общей
мировой ситуации. Таким образом, “социальной матрицы перемен”
еще не создано опытом трансформации. Он только
создается и скорее всего нашей нынешней методике
исследования он пока просто недоступен, его
проявления не улавливаются нашей тенденциозной,
односторонне сфокусированной “аппаратурой”
исследования. Наконец, мы должны более конкретно
представлять себе роль и место
трансформирующихся обществ в системе мировых
политических и экономических связей, в частности
в системе европейской регионализации. Именно в связи с бурными переменами в
политической, экономической и социальной сферах
уместно поставить вопрос о трансформации как
новом факторе в процессе международной
регионализации, в частности европейской. Но, увы,
серьезных инициатив нет. Трудно сказать, как сложатся судьбы
национальных государств в XXI в. Я думаю, что
многие идеи де Голля, как и идеи других
государственников, не только не погибнут в котле
всеобщей интеграции, но приобретут новую окраску
и новый вид. Во всяком случае, стремление
регионов к большей самостоятельности
представляется мне объективным
внутригосударственным (прежде всего) процессом. Вопрос здесь заключается в следующем: какие
новые шансы европейское интеграционное движение
может предложить новым государствам? Какие новые
возможности открываются перед “Европой
регионов” в связи с трансформацией. Известно, что в последние годы начала
проводиться активная региональная политика на
наднациональном уровне. Поворот к такой политике
выразился прежде всего в реформе структурных
фондов (1988 г.), которая привела к росту
финансовых ресурсов. Во избежание распыления
средств помощь фондов концентрируется на
приоритетных направлениях. Кроме того, согласно
достигнутой в Маастрихте в декабре 1991 г. на
сессии Европейского совета договоренности в
1992 г. создан новый фонд, через который более
процветающие государства сообщества будут
оказывать помощь менее развитым (Испании,
Португалии, Греции и Ирландии). Это дело не одного
десятка лет. А пока регионы имеют очень разную
экономическую силу. Бедные попадают в зависимое
положение, выступая в роли просителей и перед ЕС,
и перед своим правительством. И.Бусыгина, изучавшая проблемы регионализации
в Европе, высказывает некоторые пожелания (или
опасения), которые имеют самое непосредственное
значение для трансформирующихся стран. Новые
региональные и новые интеграционные связи для
них благо или новая беда? “Очевидно, именно бедные периферийные районы
Сообщества должны в первую очередь получить
большую независимость в принятии политических
решений и возможность контролировать
достаточные финансовые средства. Это поможет им
ускорить темпы экономического развития и
сделать его более автономным от центра и богатых
передовых районов. По мере завершения создания единого
внутреннего рынка из-за резкого усиления
конкуренции региональные диспропорции,
вероятно, будут иметь тенденцию к обострению.
Преимущества экономической интеграции в первую
очередь помогают передовым, процветающим
районам. В то же время создание единого рынка
может породить новые виды экономической
периферии. Эволюционные процессы не бывают
справедливыми. Жертвами создания единого внутреннего рынка
будут слабоконкурентоспособные районы, хотя,
естественно, могут быть и исключения. Некоторые
районы могут получить новые возможности для
ускорения своего развития в более открытой
экономике Сообщества, при более либеральном
еврорежиме. Другие районы, напротив, могут
понести сильные потери...”2. Что касается Республики Белоруссии, то в силу
целого ряда объективных обстоятельств она не
форсировала осуществление программ МВФ,
столкнувшись с неожиданным, не сразу осознанным
явлением: рыночные законы не работают не только в
условиях недостаточного развития рыночной
инфраструктуры, но, как показали анализ и
расчеты, не готовы работать даже при наличии всех
условий в национальном хозяйстве, потому что
требуют таких внешних условий, которых еще нет в
окружающих Белоруссию странах. Эта аномалия
создает повышенный риск для управленческих
структур, требуя особой осмотрительности и
подходов, максимально учитывающих конкретную
ситуацию экономического и социального
положения. Мы нередко упускаем из виду, что проблемы
трансформации для миллионов людей - это
одновременно и мировоззренческая проблема, и
проблема выбора своего будущего. Нужно иметь виду и то, что всем странам
сообща придется решать еще другую не менее
важную задачу - участвовать в выработке
механизма согласования активной деятельности
человечества с возможностями биосферы планеты. И
здесь уместно сослаться на мнение академика
Н.Н.Моисеева, высказанное еще на первом, самом
драматическом этапе трансформации:
“Формирование и реализация любой стратегии
активной деятельности людей, а тем более
общечеловеческого масштаба требуют
направленности действий каждого человека,
концентрации усилий людей, что неизбежно
приведет к системе запретов, регламентации их
поведения и действий. Наша жизнь оказывается
стесненной определенными рамками (дисциплиной).
Эта регламентация означает утверждение
некоторых принципов новой нравственности: то,
что было допустимо в прошлом, уже недопустимо
сегодня. Подобные ограничения естественно
назвать нравственным императивом. Итак, императив экологический неизбежно
порождает императив нравственный, который
необходимо конкретизировать и которому
предстоит утвердиться в общественном сознании”3. Трансформация уже стала современной историей.
Придет время, и она будет вокруг нас и не впереди,
а позади нас. Сколь многое мы увидим новыми
глазами! Вероятно, трансформация в целом - это выход
из того тупика, который возник со второй половины
XX в. Но никто не знает, в какие формы выльется
этот процесс. Человек, который верит, способен созидать.
Самые конструктивные идеи будут рождены опытом.
Практика порождает и тех лидеров, которым
окажутся по плечу задачи трансформации,
представляющиеся ныне слишком сложными и порой
неразрешимыми. Каждый новый камень, заложенный
новыми лидерами в фундамент нового мира, будет
расширять круг их сторонников, умножать их силы.
Были бы их идеи верны логике и законам истории. Крушение Советского Союза вывело мир из
равновесия. Восстановить его в прежнем виде не
удастся. Но равновесие будет достигнуто через
трансформационный процесс, которого жаждал
западный политический мир и который теперь
изменит лицо самого Запада. Социолог Джеймс Цанден приводит пример
поведения среди пациентов, которым сделана
операция на сердце. У них общие жалобы и общая
цель4. Это весьма точный образ современного
человечества, все части которого втянулись в
один процесс - “операцию”, которую делает над
всеми истощенная внешняя среда. Будут ли
агрессивно усиливаться полярности или так или
иначе состоится конвергенция, перерастание
национального опыта в международный? Основа для
примирения и согласия есть, но смогут ли слишком
пылкие политические фантазии стать
действительностью?
1Пригожин А.И. Перестройка:
переходные процессы и механизмы. М.: Наука, 1990. -
С.53. 2Мировая экономика и международные
отношения. - 1993. - № 9. - С.85. 3Моисеев Н.Н. причины крушения и рычаги
процветания. социально-политический журнал. - 1994.
- № 9-10. - С.98-99. 4J.V.Vanger Zanden. Sociology. The Core (Second Edition). - Ohio State
University. - 1990.
|