Союз немецкой экономики в
Российской Федерации
Развитие рамочных экономических
условий в России в 1996 г.(Отчет Комиссии комитетов Союза немецкой экономики в РФ)РАЙНЕР ХАРТМАНН председатель Комиссии комитетов Союза немецкой экономики в Российской Федерации
Если резюмировать итоги развития России в
1996 г. с позиций иностранных инвесторов, то их
скорее всего можно охарактеризовать выражением
"неосуществившиеся надежды". Конечно, никто
не ожидал, что за несколько месяцев Россия
превратится в рай для инвесторов, и все же в целом
можно констатировать определенное
разочарование. Еще в предшествующем году
исходили из того, что самая низкая точка спада
пройдена и что в 1996 г. можно будет перейти к
медленному, но все же заметному улучшению
ситуации. После неопределенности, связанной с
выборами в Государственную думу в конце 1995 г.,
в результате президентских выборов появились
едва заметные признаки продолжения курса реформ. В конце 1996 г. Россия представляла собой (к
сожалению, приходится говорить “как всегда”)
смешанную картину. Тем не менее, по сообщениям
отдельных комитетов Союза, налицо шаги,
внушающие надежду. Следует отметить устойчивое
положение Центрального банка и его успехи в
борьбе с инфляцией; высокую компетентность и
профессионализм отдельных государственных
органов, например Государственного комитета по
антимонопольной политике; принятие нового
Гражданского кодекса, а также многих законов и
постановлений, призванных облегчить условия
предпринимательской деятельности; и, не в
последнюю очередь, вновь наличие положительного
сальдо торгового баланса страны. Однако с начала 1996 г. обнаружился и бюджетный
дефицит неожиданно крупных размеров, что не
только угрожает свести на нет достигнутые успехи
в борьбе с инфляцией, но и ввергнуть экономику
страны в невиданный по масштабам кризис. Дефицит,
являющийся результатом непоступлений в доходную
часть бюджета, а не чрезмерных расходов, поглотил
резервы российского денежного рынка и таким
образом - независимо от низкого уровня
инфляции - поднял на рекордную высоту реальные
процентные ставки. Это вновь привело вопреки
ожиданиям к сокращению инвестиций на 18%. К концу 1996 г. усилилось впечатление, что в
России больше не существует органа, который
действовал бы в духе дальнейшего продвижения
экономических реформ. Правительство и Государственная дума после
выборов еще не смогли вернуться к
конструктивному прагматизму, который
характеризовал сотрудничество исполнительной и
законодательной власти в конце последней
легислатуры. Споры о компетенциях и полномочиях,
равно как отсутствие согласованности в работе
аппаратов власти, ведут к принятию
противоречивых законов и предписаний, которые, в
свою очередь, произвольно толкуются
нижестоящими инстанциями и дополняются указами
Президента. Кажется, что беспредельно
разросшаяся государственная бюрократия прежде
всего занята тем, чтобы отыскивать новые
источники финансовых поступлений для покрытия
бюджетного дефицита (и тем самым финансировать
самую себя), и тормозит предпринимательскую
деятельность. Создается впечатление, что система управления
финансами оформилась как государство в
государстве и не находится ни под каким-либо
контролем. К этому надо добавить разрастающуюся
коррупцию и деятельность криминальных
группировок. Следует, однако, отметить, что
последние факторы - это в первую очередь
проблема российских предпринимателей, которая
иностранцев касается лишь отчасти. Все эти негативные факторы затрагивают не
только иностранные фирмы, но прежде всего
российские предприятия. Многие из них могут
выжить только благодаря тому, что осуществляют
свою деятельность в значительной мере вне поля
зрения государственных органов. Последнее,
помимо прочего, - важная причина того, что
Россия до сих пор окончательно не рухнула; вместе
с тем это пример, не достойный подражания для
иностранных компаний, которые работают со
средне- и долгосрочной перспективой, так как
видят в России рынок сбыта продукции и выгодный с
точки зрения издержек производства регион. В то время как другие страны Центральной и
Восточной Европы вступили в конкуренцию за
привлечение на свою территорию компаний, которые
вкладывают капиталы и "ноу-хау", гарантируют
занятость и обеспечивают долговременные
поступления от налоговых сборов, в России
основные конкурентные параметры (налоговое
бремя, заработная плата и связанные
дополнительные затраты) становятся все менее
благоприятными, бюрократические процедуры не
упрощаются, а создают все новые трудности. Среди населения ширится чувство разочарования.
Поскольку официальный инструмент в виде выплаты
заработной платы более не функционирует в
отношении значительной части населения, многие
обеспечивают семейный доход за счет более или
менее легальной вторичной или третичной
занятости. Что можно ожидать в 1997 г.? К сожалению,
приходится опасаться, что он не принесет
желаемых перемен. В конце 1996 г. многие
статистические показатели скорее ухудшились, а
продолжающийся бюджетный кризис таит в себе
значительный потенциал социального
недовольства. И все же Россия - не та страна, которую можно
оставить без внимания. Иностранные компании
имеют здесь множество возможностей для
развертывания предпринимательской
деятельности. Есть также предприятия,
располагающие инвестиционными средствами. Рынок
потребительских товаров шире, чем можно было бы
ожидать исходя из официальных данных; велика и
заинтересованность в импортной продукции,
предлагаемой по доступным ценам. В России
существуют предпосылки среднесрочной
стабилизации. Значительный потенциал составляют
высококвалифицированная рабочая сила,
запущенная, но поддающаяся развитию
промышленность, полезные ископаемые и
географическая близость к рынкам Европы и Азии. Компании, стремящиеся развернуть в России свою
деятельность, должны поступать осмотрительно,
сознавая, что необходим длительный период,
прежде чем инвестиции станут приносить отдачу.
Не следует также забывать, что именно с
германской точки зрения Россия играет
значительную геополитическую роль, что ее
стабильность отвечает интересам Европы. Однако
подобная стабильность не может быть
импортирована. России как стране с населением
почти в 150 млн человек можно лишь предложить
помощь извне. Страна должна возрождаться
благодаря внутренним силам. Участие иностранных
компаний и предпринимателей путем передачи
"ноу-хау" и капиталов могло бы значительно
ускорить этот процесс. Поскольку в России многое находится еще в
стадии становления, то имеются возможности
активного соучастия в данном процессе. Есть
шансы осуществить то, что уже нельзя сделать в
странах с более продвинутым законодательством.
Поэтому примечательно, что компании, которые
активно занимаются проблемами России и ищут их
решения, за прошедшие годы в обстановке
кажущегося хаоса добились значительных успехов.
В этой связи Союз немецкой экономики считает
одной из своих главных задач оказывать здесь
поддержку предпринимателям. Он добился, что
различные учреждения, заинтересованные группы и
государственные органы России и Германии стали
весьма высоко ценить его как партнера. Каковы же важнейшие аспекты развития рамочных
экономических условий в России в 1996 г.?
Германо-российская торговля
По данным Госкомстата, внешнеторговый оборот
России за первые семь месяцев 1996 г. составил
84,7 млрд долл. США, из которых около 49 млрд
долл. приходилось на экспорт (в том числе
10 млрд - в страны СНГ) и около 35 млрд
долл - на импорт (11 млрд - из стран СНГ).
Экспорт Германии в Россию в 1996 г. вновь возрос.
По данным Федерального ведомства по статистике,
германский экспорт в Россию в I половине 1996 г.
увеличился на 10,8%, составив 5,1 млрд марок ФРГ, а
импорт - на 5,3%, составив 7,2 млрд марок. Таким
образом, общий товарооборот повысился на 6,5% и
достиг 12,3 млрд марок. Отрицательное сальдо
торгового баланса Германии в I половине 1996 г.
составило 2,1 млрд марок, т.е. примерно
равнялось показателю за тот же период
предшествовавшего года. В российском экспорте по-прежнему преобладали
сырье и полуфабрикаты нефтяной и газовой
промышленности, металлы и древесина. Эта
тенденция, пожалуй, усилилась в связи с ростом
внутренних цен и стабилизацией рубля. Из готовой
продукции можно отметить прирост экспорта машин
и транспортных средств на 15%, что, однако,
объясняется резким увеличением объема внешней
торговли со странами СНГ. В российском импорте зафиксирован рост закупок
зерна на 161%, стали и стальных труб - более чем
на 50%. Доля машин и оборудования осталась
примерно такой же. Как и прежде, импорт из
западных стран играет решающую роль в
удовлетворении спроса на потребительские
товары. Так, его доля в потреблении сахара, сыра и
цитрусовых составляет по 99%, медикаментов - 95,
мебели - 79, одежды - 73%. Российский импорт опять возрастал быстрее, чем
экспорт, хотя, как и раньше, имелось
положительное внешнеторговое сальдо. Российский
рынок мог бы поглотить гораздо больше товаров,
если бы целенаправленно не вводились тарифные и
нетарифные торговые барьеры. В 1996 г. подобная
политика ужесточения ограничений по импорту
усугубилась. Череда дополняющих или отменяемых
законов и таможенных распоряжений не только
создает "частокол" из отчасти
противоречивых предписаний, но прежде всего
ведет к тому, что в дополнение к растущим
таможенным тарифам удлиняются сроки
транспортировки, повышаются транспортные
расходы. А это вновь ухудшает конкурентные
позиции иностранных поставщиков. То же самое можно сказать и о предписаниях по
сертификации, которые задуманы и применяются во
всем мире для защиты потребителя. Однако в России
они принимаются конкурирующими между собой
ведомствами и в связи с произвольным их
применением порождают искажения в конкуренции в
ущерб иностранным поставщикам. За импортными ограничениями просматривается
прежде всего желание повысить "стимул" к
переходу от импорта к производству в самой
России, чтобы таким образом в среднесрочной
перспективе переместить процесс создания
стоимости в страну. Кроме того, с помощью
подобных мер можно успокоить лоббистов внутри
страны, требующих введения протекционистских
мер для своих потребительских товаров, не
выдерживающих конкуренции с западными. И,
наконец, что немаловажно, новые импортные тарифы
помогают государству в привлечении
дополнительных финансовых средств в
обескровленный бюджет. Германия, как и прежде, - крупнейший западный
торговый партнер России и занимает в ее
внешнеторговом обороте 2-е место после Украины.
Но в 1997 г. Германии придется приложить большие
усилия, чтобы удержать свои позиции и в случае
расширения объема заказов увеличить поставки.
Однако для этого требуется прозрачная
таможенная политика и четкое регулирование в
области сертификации товаров и услуг. Комитет по
внешней торговле Союза немецкой экономики
создал рабочие группы, занимающиеся данными
проблемами. Эти группы намерены содействовать
конструктивному диалогу с российскими
инстанциями для достижения большей открытости и
облегчения процесса исполнения соответствующих
предписаний.
Важные тенденции в развитии хозяйственного права
К концу периода деятельности Государственной
думы РФ первого созыва и вплоть до начала
активной кампании по выборам президента
отмечалась активная законодательная
деятельность. Существенными вехами в области
законотворчества явилось принятие закона "Об
акционерных обществах" (26 декабря 1995 г.) и
второй части Гражданского кодекса (26 января
1996 г.). В период предвыборной борьбы и на стадии
выборной кампании издано множество
президентских указов, которые, будучи
подзаконными актами по отношению к Конституции и
федеральным законам, во многом были обусловлены
текущими политическими потребностями. Однако
из-за длительности срока действия подобных
указов вследствие специфики российского
законодательства, а также отмены их лишь в редких
случаях это вызвало раздражение в определенных
кругах. Рассмотрим отдельные области хозяйственного
права РФ, где законодательными актами вводились
правовые нормы, распространяющиеся на
иностранные представительства и иностранных
инвесторов. Гражданский кодекс, вторая часть
Во второй части нового Гражданского кодекса
Российской Федерации дается всеобъемлющее
регулирование специального обязательственного
права. Здесь рассматриваются такие типы
договоров, как договора купли-продажи, аренды,
проката, подряда, об оказании услуг, о
франчайзинге, а также значительная часть
банковского договорного права. Право собственности на землю
В то время как глава 17 первой части
Гражданского кодекса (посвященная вопросам,
связанным с правом собственности и другими
вещными правами на землю) до сих пор не вступила в
силу, отмечалась повышенная законодательная
активность в части принятия подзаконных актов.
Здесь следует особо отметить Указ Президента №
293 от 28 февраля 1996 г. "О дополнительных мерах
по развитию ипотечного кредитования",
предусматривающий формирование Единого
государственного реестра прав на недвижимое
имущество и связанных с ним юридических сделок. Закон об акционерных обществах
С 1 января 1996 г. вступил в силу Закон "Об
акционерных обществах". Отныне им
обеспечивается всеобъемлющее, хотя и не
исчерпывающее регулирование акционерного права. По этому закону возможно создание акционерного
общества в двух формах - открытого и закрытого.
В открытых акции могут свободно и без
ограничений передаваться третьим лицам. В
закрытых акционерных обществах акционеры имеют
преимущественное право приобретения акций.
Число акционеров при этом не должно превышать 50. Регулирование по новому закону с практической
точки зрения ориентировано в основном на крупные
акционерные общества. В отношении более мелких и
персонифицированных закрытых обществ
имущественные права регулируются не всегда
четко. Закон об акционерных обществах в большей
части представляет собой принудительное право.
Учреждения, осуществляющие регистрацию АО,
считают, что положения закона оказывают
принудительное воздействие на выработку устава
общества, а это сужает спектр организационных
форм. Акционерное право, кроме того, регулируется
Законом "О рынке ценных бумаг". Здесь, среди
прочего, следует упомянуть обязательство по
выпуску проспекта эмиссии начиная с ее объема в
50 тыс. минимальных размеров заработной платы
(примерно 1,1 млн марок) и обязательство по
уведомлению о приобретении акций иностранным
покупателем. Картельное право
После внесения в мае 1995 г. изменений в Закон
"О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках" и принятия 13 ноября 1995 г.
Государственным комитетом по антимонопольной
политике постановления во исполнение этого
закона процедура подачи заявки стала
стандартизированной и юридические проблемы
возникают лишь в исключительных случаях. Однако
следует отметить заниженный порог вмешательства
в контроль за слиянием компаний, что порождает
весьма формализованную процедуру уведомления
даже при образовании мелких акционерных обществ
или приобретении долевого участия в них. Валютное право
Положением Центрального банка № 39 от 24 апреля
1996 г. “Об изменении порядка проведения в
Российской Федерации некоторых видов валютных
операций” в валютное право внесены важные
изменения, касающиеся валютных операций. Теперь
не требуется разрешения Центрального банка РФ
для проведения следующих валютных операций:
оплаты импорта в Россию после таможенного
оформления независимо от срока; зачисления суммы
российскому экспортеру в оплату экспорта
независимо от даты поставки экспортером;
предоставления и получения кредитов российскими
банками в иностранной валюте на срок свыше 180
дней; выплаты процентов за пользование кредитами
в иностранной валюте, предоставленными
российскими банками. Как и прежде обязательным является получение
разрешения на все арендные платежи в иностранной
валюте, исключая оплату аренды морских и
воздушных судов, а также космических объектов. Международное хозяйственное право
Указом Президента № 1209 от 18 августа 1996 г. “О
государственном регулировании внешнеторговых
бартерных сделок” предписывается, что при ввозе
товаров по бартеру требуется оформление
“паспорта бартерной сделки” по аналогии с уже
известными “импортными” и “экспортными
паспортами”. Причитающиеся по бартерным
договорам поставки иностранного партнера должны
осуществляться не позднее 180 дней после поставок
российского партнера. Уголовная ответственность за хозяйственные преступления
В июле 1996 г. принят новый Уголовный кодекс,
который вступил в силу с 1 января 1997 г. Из него
изъяты так называемые политические преступления
(пропаганда и клевета как состав преступления),
но введен ряд новых составов хозяйственных
преступлений, относимых к уголовно
наказуемым, - фиктивное банкротство;
злоупотребления при выпуске ценных бумаг;
незаконная банковская деятельность;
“отмывание” денежных средств, приобретенных
незаконным путем; уклонение от уплаты налогов. Раздел продукции
1 января 1996 г. после внесения многочисленных
изменений в первоначальный проект вступил в силу
федеральный закон “О соглашениях о разделе
продукции”. Предстоит принять закон, уточняющий
его применение и конкретизирующий перечень
месторождений, на которые он распространяется. В
связи с особой политической значимостью
проблемы единство мнений по этому поводу еще не
достигнуто. Между тем некоторые субъекты
Российской Федерации уже разработали
собственные законы о соглашениях о разделе
продукции и представили их своим
законодательным органам. Однако эти законы
смогут обрести полную силу лишь после вступления
в действие федерального уточняющего закона.
Развитие российского налогового права
В 1996 г. не произошли необходимые изменения в
российской налоговой системе. Надежда на то, что
этот год ознаменуется качественным улучшением
российского законодательства в области
налогообложения, к сожалению, не осуществилась.
Правда, налицо некоторое продвижение в
подготовке всеобъемлющего закона о
налогообложении (Налогового кодекса),
запланированного к введению в конце текущего
десятилетия. Вместе с тем обнаружилось,
насколько сложна и политически противоречива
данная проблема. Одновременно в ходе
экономической реформы возникает потребность во
внесении многочисленных мелких коррективов и
улучшений, которые содействовали бы выполнению
налоговых обязательств и тем самым экономике в
целом. Обнадеживает то, что Закон о введении новой
ставки налога с оборота в России (апрель 1996 г.),
а также изменения в направленности
законодательства, регулирующего процедуру
взимания налога с оборота, означают заметный шаг
в сторону приближения к аналогичной европейской
системе. Теперь нужно проследить, реализуются ли
эти новшества в практике управления. Позитивным признаком является и Указ
Президента (май 1996 г.), определяющий
радикальные изменения в российском налоговом
праве и требующий соответствующей
институционализации. К сожалению, за исключением
некоторых положений, имеющих непосредственно
законную силу, дело остановилось на требовании о
необходимости принятия мер, так как до
сегодняшнего дня еще не предприняты шаги по
выработке соответствующей юридической
процедуры. Касаясь отрицательных сторон в области
налогообложения, следует заметить, что
Государственная налоговая служба практикует все
более жесткое и несправедливое обращение с
налогоплательщиками. Это непосредственно
относится к иностранным предприятиям и их
российским дочерним компаниям. Именно в
последнее время стали происходить случаи
(касающиеся, в частности, и членов Союза немецкой
экономики), когда в ходе внешней налоговой
проверки под надуманным предлогом
предписывалась переплата налогов, на сумму
которой немедленно начислялись драконовские
штрафы. Только после подачи апелляции в суд и
обращения в высокие политические инстанции
удалось добиться частичного исправления
положения. Каковы истоки подобного поведения? В прошлом
причиной принятия подобных административных
мер, по-видимому, являлся недостаток
профессиональной подготовки, опыта, особенно на
нижних иерархических уровнях финансовых служб.
Однако в 1996 г. усилилось впечатление, что
поведение отдельных лиц, вероятно, определяет
целая система. Все очень просто: нужно повысить
уровень налоговых сборов именно сейчас и любой
ценой, чтобы содействовать выравниванию
государственного бюджета. Отсрочка выплаты
транша по линии МВФ летом 1996 г. со ссылкой на
низкую собираемость налогов отчасти вызвала
усиленное давление внутри системы управления
финансами. То, что к налогу с оборота прибегли ради
краткосрочного увеличения налоговых сборов,
подтверждают два обстоятельства: во-первых,
глубоко укоренившееся ошибочное представление
об этом налоге как налоге на потребителей,
который, как правило, нейтрален для предприятий,
и, во-вторых, степень царящего отчаяния, так как
взимаемый сегодня налог с оборота завтра
выступит как полученный авансом платеж или, во
всяком случае, приведет в связи с пересчетом к
недополучению налоговых поступлений. Поэтому можно констатировать, что к концу
1996 г. состояние налоговой сферы оставалось
одним из основных препятствий для
инвестирования. Перечень важнейших факторов в
этом отношении остался почти неизменным по
сравнению с предшествующим годом: • завышенное налоговое бремя (от 50% до намного
более 100% от полученной - по западным
представлениям - ежегодной прибыли); • невозможность вывести из-под
налогообложения те затраты, которые возникают
именно в развивающейся экономике (например,
скидку процента на основной капитал, затраты на
обучение сотрудников, транспортные и рекламные
издержки, необходимые для освоения новых рынков); • недостаточная степень амортизации основного
капитала, не отражающая действительного
снижения его стоимости; недостаточный учет
инфляции при оценке оборотного капитала, даже
принимая во внимание, что этот фактор утратил
свое значение ввиду низкого уровня инфляции. Но есть и хорошая новость: подписание нового
соглашения об избежание двойного
налогообложения между Германией и Россией. Оно
своевременно ратифицировано в странах и должно
было вступить в силу 1 января 1997 г. Соглашение
обеспечивает большую юридическую устойчивость
благодаря приближению его положений к
международным стандартам и улучшает невыгодные
доселе позиции германской экономики по
сравнению с конкурентами из других стран, с
которыми Россия в последние годы заключила
благоприятные по характеру соглашения.
Российский рынок капитала
За прошедшие годы российский рынок капитала
переживал несколько стадий бурного развития,
которые подчас сопровождались спекулятивными
явлениями. Накануне президентских выборов в
связи с обусловленной ими неопределенностью
индекс "Москоу Таймс" по основным
российским акциям снизился в марте 1996 г. (в
пересчете на доллары) до необычайно низкого
уровня - 54 пункта (сентябрь 1994 г. - 100).
После переизбрания Б.Ельцина начался бурный
рост, вследствие чего курс акций повысился более
чем вдвое. Затем на стадии консолидации высокий
курс акций удержать не удалось, что объясняется
спекуляциями по поводу состояния здоровья
президента и неопределенным положением в стране.
И все же далее индекс опять достиг высокого по
сравнению с началом года уровня (на середину
октября 1996 г. - примерно 130 пунктов). Несмотря на такое обнадеживающее развитие
ситуации нельзя не принимать во внимание, что
российский фондовый рынок находится еще в стадии
становления. Из 52 зарегистрированных фондовых
бирж 13 занимаются исключительно торговлей
ценными бумагами в широком смысле (наряду с
акциями также государственными краткосрочными
обязательствами и муниципальными займами). В
группе других 34 бирж имеются секции по торговле
ценными бумагами, однако их совокупный оборот
составляет лишь незначительную часть оборота
этого рынка. Большинство сделок совершается вне бирж по
телефону или через специальные торговые системы.
Особую роль здесь играет система электронной
котировки и информации "Российская торговая
система", созданная Профессиональной
ассоциацией участников фондового рынка.
Недостатками системы являются низкая по
международным меркам рыночная капитализация,
неполная открытость, а также небольшое
количество ликвидных ценных бумаг. В большинстве
случаев торговля ограничивается примерно 20
видами ценных бумаг. В принципе российский фондовый рынок открыт
для иностранцев. Соответствующие вложения
желательны даже при том, что определенные,
считающиеся стратегическими, ценные бумаги до
сих пор могли приобретать только российские
граждане. На рынке активно действуют крупные
международные инвестиционные компании и банки,
предлагающие услуги через свои
представительства в Москве. Вместе с тем
осуществляется торговля некоторыми российскими
акциями и на иностранных фондовых биржах в виде
американских или глобальных депозитарных
расписок. В Германии центром такой торговли стал
Берлин. В последнее время развитие фондового рынка
получило определенные импульсы в связи с
установлением рейтинга для России агентствами
Moody's, Standard&Poors и IBCA, а также благодаря размещению
за рубежом некоторой, хотя и сравнительно малой,
части акций компании "Газпром", прежде
доступных только российским гражданам. Однако
инвесторы должны осознавать, что их участие
какое-то время будет носить спекулятивный
характер. В долгосрочном же плане для
стратегических инвесторов российский рынок
имеет значительный потенциал роста, прежде всего
в области энергетики, сырья и телекоммуникаций,
где реальная стоимость фондов по международным
меркам оценивается благоприятно. Что касается рамочных юридических условий
российского рынка капитала, то в 1996 г. здесь
отмечен значительный прогресс. Так, вступивший в
силу Закон "Об акционерных обществах"
впервые ввел стабильные рамочные условия для
выпуска российскими предприятиями акций и -
как нововведение в российском праве -
облигаций конверсионного займа. Новые
предписания, касающиеся внутренней структуры
акционерного общества в России и защиты
акционеров, не владеющих контрольным
пакетом, - это позитивные факторы, имеющие
большое значение при принятии инвестиционных
решений. В апреле 1996 г. наконец вступил в силу Закон
"О рынке ценных бумаг". Тем самым впервые
подводится логически целостная юридическая база
под различные виды деятельности на российском
рынке ценных бумаг (брокерская и депозитарная
деятельность, деятельность по управлению
ценными бумагами, по определению взаимных
обязательств (клиринг), по введению реестра
владельцев ценных бумаг, по организации рынков
ценных бумаг, в том числе фондовых бирж). Законом
регулируется в целом процедура эмиссии ценных
бумаг всякого рода (закрытое и открытое их
размещение). Укрепляется положение Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг. Недостатком российского законодательства
является рассредоточенность по разным местам
юридических норм, доставшихся от прошлых лет,
из-за чего приходится собирать воедино в каждом
конкретном случае необходимое для практического
применения. Однако все это отступает на задний
план на фоне подлинного прогресса - создания
Государственной думой в сравнительно короткие
сроки нормативной базы для развивающегося рынка
капитала. Далее следует упомянуть новый "Закон о
банках и банковской деятельности", принятый в
феврале 1996 г. Им заново определено понятие
кредитной организации как предприятия,
занимающегося банковской деятельностью. При
этом вводится различие между банком и
небанковской кредитной организацией в
зависимости от того, имеет ли организация право
привлекать во вклады денежные средства или нет.
Примечательно, что в принципе кредитным
организациям (как и в Германии) позволено впредь
заниматься операциями с ценными бумагами
(система универсальных банков), однако сфера
обращения последних подлежит специальному
регулированию и лицензированию. Будущее покажет,
как разграничиваются здесь компетенции
различных российских ведомств - Центрального
банка, Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг, Министерства финансов. Приобретение более
4%-ной доли кредитной организации требует
уведомления Центрального банка, более 20%-ной -
предварительного согласия Центрального банка. Вопрос регулирования деятельности иностранных
банков до последнего времени оставался спорным.
Закон отложил его рассмотрение на более поздний
срок. Предусмотрено, что специальным законом
будет утверждена верхняя граница участия
иностранного капитала в кредитных организациях
на территории Российской Федерации. До сих пор
действовал 12%-ный предел, установленный весной
1993 г.
Отчет подготовлен в декабре 1996 г.
|