Связь с общественностью
в государственных организациях
и местных органах власти:
западный опыт
ИРИНА ВАСИЛЕНКО
доктор политических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
• Связь с общественностью – искусство и наука анализа тенденций развития
общественных отношений
• Информационные службы при правительственных организациях призваны решать две задачи
– просвещать граждан относительно деятельности государственных институтов и информировать
лиц, принимающих решения, о реакции общественности на проводимую
или намеченную политику
• Главная цель информационных служб местных органов власти – развивать гражданское
самосознание и пробуждать у населения активный интерес к проблемам местного самоуправления
Установление эффективных связей с общественностью («public relations» - PR) –
неотъемлемая часть современного стиля управления в государственных организациях
и местных органах власти в странах Запада. Основная задача «public relations» -
формирование общественного мнения по широкому спектру проблем, касающихся деятельности
правительства и местных органов власти, развития экономики, изменения межгосударственных
отношений, а также проведение соответствующих исследований и сбор статистических
данных. Специалисты насчитывают сегодня свыше 500 определений понятия «public relations».
По мнению многих экспертов, самое удачное из них содержится в Мексиканском заявлении,
с которым выступили представители более 30 национальных PR-ассоциаций в августе
1989 г. в Мехико: «public relations» - это искусство и наука анализа тенденций развития
общественных отношений, а также выдача рекомендаций руководству организаций и осуществление
программ действий в интересах и организаций, и общественности1.
При всем разнообразии интерпретаций большинство авторов сходятся в следующем:
• «public relations» - одна из функций управления, способствующая установлению
и поддержанию взаимопонимания и сотрудничества между организациями и общественностью;
• важнейшее направление деятельности PR-служб – обеспечение руководства
организации необходимой информацией о состоянии общественного мнения;
• основными формами деятельности PR-служб являются открытое общение путем
личных контактов и с помощью СМИ, а также организация научных исследований;
• PR-специалисты выступают в роли советников руководителей организации,
помогающих им представить свои программы в качестве приемлемой для общества политики
и получить его поддержку;
• в конечном счете связь с общественностью призвана обеспечить гармонизацию
частных, общественных и государственных интересов2.
Основные направления деятельности государственных служб по связям
с общественностью
В государственных организациях работа PR-специалистов имеет
свою специфику. Если в частном секторе они адресуются к достаточно узким группам,
выступающим в роли потребителей определенной продукции или услуг, то в государственных
организациях поле их профессиональной деятельности резко расширяется – в идеале
необходимо охватить вниманием все группы общества. Столь широкая социальная база
требует очень высокой квалификации и предполагает особую постановку профессиональных
целей. На первый план выходит несколько основных направлений:
• изучение сложного спектра общественного мнения всех социальных групп,
дифференциация их ожиданий от государственных институтов и определение лидирующих
тенденций в развитии общественного мнения;
• выработка рекомендаций для руководства государственных организаций и
проведение мероприятий, направленных на удовлетворение наиболее значимых ожиданий
со стороны общественных кругов с целью оказания влияния на динамику общественных
настроений;
• предотвращение возможных конфликтов и недопонимания в работе с общественностью;
• установление и поддержание двусторонних контактов с разными общественными
группами и их лидерами;
• улучшение производственных отношений и создание общей атмосферы доброжелательности
внутри самих государственных организаций;
• реклама услуг, предоставляемых государственными организациями;
• повышение эффективности работы государственных служб;
• создание положительного образа государственных институтов в сознании
общественности.
Анализ этих направлений позволяет сделать вывод, что в основе успешной деятельности
PR-специалистов лежит умение наладить эффективные коммуникационные контакты с различными
группами населения. Занимавший в течение многих лет пост Генерального секретаря
Международной PR-ассоциации Сэм Блэк сформулировал девять правил эффективного общения:
всегда настаивайте на правдивой и полной информации; добивайтесь, чтобы ваше сообщение
было простым и понятным для всех; не преувеличивайте искусственно ценность информации;
помните, что половина вашей аудитории – женщины; делайте процесс общения увлекательным,
не допуская скуки; следите за формой общения, которая не должна быть вычурной или
экстравагантной; не жалейте времени на выяснение всех нюансов общественного мнения;
помните, что общение должно быть непрерывным; старайтесь быть убедительным и конструктивным
на каждом этапе общения3.
При организации текущей работы PR-служб эксперты выделяют четыре основных этапа:
анализ обстановки, необходимые исследования и постановка основной задачи; разработка
программы и сметы планируемых мероприятий; осуществление намеченных программ, расширение
круга общения; исследование результатов, оценка и возможная доработка.
Организация информационных служб
при правительственных организациях
В последние десятилетия при правительствах большинства стран
Запада созданы эффективные PR-службы, перед которыми поставлены две основные задачи:
1) просвещать общественность относительно деятельности государственных институтов,
создавая благоприятный климат для осуществления государственных программ; 2) информировать
министров и других лиц, принимающих решения, о существующей и возможной реакции
общественности на проводимую и намеченную политику.
В Великобритании, Франции и Германии в каждом министерстве есть информационный
отдел, а министры пользуются услугами особых пресс-секретарей для связей с общественностью.
В других странах такие информационные службы носят названия информационных центров,
служб информации и пр. В большинстве министерств руководители подобных отделов,
центров или служб располагают правом высказывать свое мнение в ходе обсуждения любых
вопросов на всех уровнях. Считается, что они не могут эффективно выполнять возложенные
на них функции, если не имеют доступа к необходимой им информации внутри учреждения.
Их мнение должно также учитываться при разработке всех планов организации.
В Великобритании каждый министр несет персональную ответственность за
проведение политики в области PR. Помимо ведомственных PR-служб существует Центральное
управление информации (Central Office of Information) – специализированное координирующее
учреждение по связям с общественностью всех государственных организаций. Оно имеет
широкий круг экспертов по разным направлениям организации PR, предоставляя возможность
каждому из государственных институтов в случае необходимости пользоваться их услугами.
Помимо этого Центральное управление информации снабжает все государственные PR-подразделения
информацией по вопросам технической рекламы, а также занимается подготовкой и выпуском
фильмов, фотоматериалов и публикаций, проведением выставок.
В США аналогичную роль в госсекторе выполняет Информационное агентство
(USIA), целью которого является, в частности, распространение по всему миру позитивной
информации о стране, американском народе, культуре и политической жизни. В его задачу
входит также предоставление информации президенту страны по вопросам изменения мирового
общественного мнения4. В 1990 г. госсектор предоставил около 15 тыс.
рабочих мест для PR-специалистов.
Наряду с Интернетом USIA успешно использует в своей практике и традиционные коммуникационные
средства, поддерживает библиотеки более 90 государств, содействует американским
писателям в распространении их произведений за рубежом, спонсирует образовательные
программы в разных странах.
Структура правительственных PR-служб
Типичная правительственная PR-служба в странах Запада, как
правило, состоит из четырех основных отделов: прессы, телевидения и радио, рекламы,
брифингов. Каждый из этих отделов имеет свою область компетенции.
Основная задача пресс-отдела – служить источником информации о государственной
политике для отечественных газет и журналов, а также зарубежных СМИ. Его персонал
должен иметь профессиональные навыки работы с отчетами о дебатах в парламенте и
совещаниях кабинета министров, чтобы быстро интерпретировать их в популярной форме
для всех видов СМИ. Этот отдел организует также визиты корреспондентов в правительственные
учреждения и на пресс-конференции.
В последние десятилетия необычайно возросла роль теле- и радиовещания, что нашло
отражение в создании такой автономной службы, как отдел телевидения и радио.
Его специфика связана с техническим обеспечением работы теле- и радиопрограмм.
Деятельность правительств в странах Запада сегодня немыслима без широкой рекламы
в СМИ. Отдел рекламы ежедневно работает над созданием кинороликов, рекламных
брошюр, афиш, плакатов и кинофильмов, посвященных деятельности государственных организаций.
Эта служба пользуется услугами рекламных агентов, работает в тесном контакте с местными
властями, центральным управлением информации. В тех случаях, когда разового сообщения
по каналам СМИ недостаточно, она берет на себя расходы по более широкому распространению
информации по стране в течение необходимого времени.
Специалисты отдела брифингов заняты сбором информации о деятельности правительства
и государственных организаций и передачей ее в распоряжение пресс-отдела и отдела
рекламы, а также для распространения за рубежом. PR-технологи работают с запросами,
адресуемыми в парламент, с письмами граждан и общественных организаций в газеты
и журналы по поводу политики правительства с целью учета общественного мнения при
трансляции информации в СМИ. Брифинги для прессы организуются таким образом, чтобы
как можно шире учитывать весь разброс точек зрения на политику правительства со
стороны общественности и в популярной форме ответов на вопросы удовлетворять основные
ожидания разных кругов.
Эксперты рекомендуют министрам и другим государственным руководителям иметь специально
выделенные помещения для встреч с представителями общественности, которые должны
быть не менее уютными и удобными, чем их личные кабинеты, поскольку призваны свидетельствовать
о внимании, с каким чиновники относятся к рядовым гражданам. Организация работы
в этих приемных входит в обязанности PR-службы.
Организация информационных служб
при местных органах власти
Западные эксперты считают, что местные органы власти должны
действовать на основе коллективной ответственности, требующей делового партнерства
и сотрудничества между общественностью и представителями администрации. В качестве
наиболее эффективного средства достижения такого сотрудничества рассматриваются
PR-службы. Их главная цель – развивать гражданское самосознание и пробуждать у населения
активный интерес к проблемам местного самоуправления.
В задачи таких PR-служб входят информирование общественности о политике и повседневной
деятельности местной администрации, предоставление общественности возможности высказать
свое мнение о наиболее важных новых проектах и планах администрации до принятия
окончательных решений, ознакомление граждан с работой системы местного самоуправления,
их правами и обязанностями.
Что касается устройства информационных служб местных органов власти, то эксперты
считают, что местной администрации достаточно иметь скромный PR-отдел, состоящий
из одного-двух сотрудников, нескольких помощников и секретаря. Сотрудник должен
быть в курсе основных проблем местной администрации, регулярно посещать заседания
муниципального совета и через его секретаря предоставлять в распоряжение администрации
свои отчеты, рекомендации и разработки.
Наиболее важным направлением деятельности PR-отделов остаются личные контакты
членов местной администрации с избравшей их общественностью. Эксперты считают, что
если пришедшего в совет со своей проблемой посетителя приняли плохо и невнимательно,
никакие последующие усилия не смогут сгладить неблагоприятного впечатления. Поэтому
рекомендуется, чтобы все виды контактов были максимально вежливыми. С этой целью
PR-отдел должен разработать стандарты письменных и устных обращений к посетителям,
чтобы создать некий эталон. В некоторых советах PR-отделы организуют для новых сотрудников
специальные курсы для ознакомления их с работой. Специалисты обращают внимание на
то обстоятельство, что задача PR-специалистов – разработать простую и эффективную
систему указателей и рекламных плакатов, чтобы посетители муниципального совета
могли легко найти нужный отдел.
Главная задача руководителя PR-отдела – сделать все виды контактов администрации
с населением максимально эффективными, что требует использования комплекса следующих
средств.
n Связь со СМИ. Эксперты рекомендуют делать
особый упор на контакты с местной прессой, поскольку теле- и радиовещание
в районных масштабах ограничено во времени. Установление и поддержание хороших отношений
с редакторами и сотрудниками местных газет и журналов позволяют наиболее полно и
объективно освещать работу администрации. Исследования социологов показали, что
местная пресса часто оказывает большее влияние на настроения общественности, чем
центральные газеты.
Учитывая важность событий, освещаемых на страницах местных газет, парламенты
многих западных стран признали за представителями прессы право присутствовать на
заседаниях советов местной администрации. Большой эмоциональный накал вызывают такие
социальные темы, как проблемы жилья, забота о детях и престарелых, охрана здоровья,
защита окружающей среды. При появлении в газетах очередной «скандальной» информации
задача PR-отдела – обеспечить прессе максимальные возможности для объективного расследования
подлинных обстоятельств, которые часто оказываются далекими от первоначально сообщаемых
корреспондентами. По мнению экспертов, если скандал стал реальным фактом, его следует
предать гласности, что поможет местной администрации предпринять шаги для исправления
положения. Утаивание подобной информации может нанести значительный урон репутации
местных властей.
Отношения PR-отдела с местным радио- и телевещанием, как правило, не столь
постоянны, но также играют важную роль в развитии связей с общественностью. В странах
Запада местное телевидение обычно имеет несколько документальных программ, занимающихся
освещением и анализом «горячих» проблем. Именно на эти программы рекомендуется обращать
особое внимание, поскольку они формируют мнение населения о состоянии дел в округе
или районе.
n Связь с местным населением. Эксперты советуют
местным органам власти использовать все возможные средства для развития отношений
с общественностью с целью обеспечить поддержку своей деятельности. Это могут быть
личные встречи в клубах и на предприятиях, выступления на местном теле- и радиоканале,
организация праздников и митингов, статьи в прессе. Основная задача PR-отдела –
использовать любую проблему в качестве предлога для встречи представителей администрации
с населением, чтобы создать у него уверенность, что именно местная администрация
выступает главным инициатором решения назревших вопросов.
n Организация информационных центров. Во
многих странах Запада местными органами власти созданы информационные бюро, отвечающие
на личные, письменные или телефонные запросы граждан. Это значительно разгрузило
администрацию от наплыва случайных посетителей. Роль PR-отдела состоит в том, чтобы
своевременно транслировать информацию, передавая в такие центры наиболее важные
решения администрации. Одновременно социологическая обработка запросов граждан позволяет
руководителю PR-отдела составить объективное представление об актуальных общественных
проблемах и настроениях в районе или городе.
n Периодические отчеты перед избирателями.
Каждый орган местной администрации призван ежемесячно, поквартально и ежегодно отчитываться
перед избирателями о своей работе. Эти отчеты должны широко обсуждаться в местных
средствах массовой информации, а руководитель PR-отдела обязан наблюдать за этим
процессом. Именно он обеспечивает обратную связь населения и администрации, обрабатывая
информацию, которую дает пресса и медиа. На основе анализа могут быть выработаны
рекомендации по корректировке курса местных властей.
n Выставки, собрания и лекции являются эффективным
средством общения в рамках местной жизни, когда население привязано к определенной
среде обитания. Для организации больших выставок целесообразно привлекать местные
предприятия, учреждения и банки, которые могут не только предоставить необходимые
средства, но и получить возможность рекламировать свою деятельность в масштабах
района или города.
Для молодежи практикуется церемония «Добро пожаловать, новые граждане!» Это ежегодный
прием, устраиваемый советом в честь юношей и девушек, достигших 18-летнего возраста
и получивших право на участие в муниципальных выборах. Каждому молодому человеку
выдается подписанный мэром сертификат, удостоверяющий, что отныне он является полноправным
гражданином города. По оценкам социологов, это стимулирует активное участие молодежи
в местных делах.
Таким образом, деятельность информационных служб по связям с общественностью
при местных органах власти имеет свои особенности в отношении поставленных целей
и применяемых средств. Если центральные органы власти могут активнее использовать
медиа, то местная администрация способна добиться большего успеха при личных контактах
с населением.
***
Западный опыт развития связей с общественностью в государственных организациях
и местных органах власти насчитывает более полувека. Положительные результаты, которые
продемонстрировали PR-агентства в развитых странах, на наш взгляд, заслуживают внимания
российских специалистов. В России PR-агентства обслуживают в основном избирательные
кампании, однако в современных условиях государственные структуры остро нуждаются
в профессиональной рекламе своих программ и услуг для населения. В противном случае
они рискуют не получить поддержки общественности. В этой связи организация PR-служб
при государственных институтах и местных органах власти – актуальная задача ближайших
лет.
1Блэк
Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М.: Модино Пресс. – 1990.– С. 16.
2Моисеев В.А. Паблик рилейшнз. Теория и практика. – К.: Вира. –1999.
– С. 121-128.
3Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М.: Модино Пресс. – 1990.
– С.18-19.
4Fraser P. Seitel. The practice of PR. – N.Y. –1998. – P. 121-125.
|