Номер 6/01 Главная Архив К содержанию номера

Управление инвестиционной и инновационной деятельностью


Программа “Эврика” как форма европейской научно-технической интеграции

ЭДУАРД ЗИМИН
главный специалист организационно-аналитического управления РАН
ЕВГЕНИЯ ЗАМОТОРИНА
ИМЭМО РАН


• Основная идея “Эврики” – укрепление научно-технических связей стран-участниц путем развития тесной кооперации науки и представителей частного бизнеса
• Главные факторы успешной реализации программы – эффективная организационная структура и продуманная финансовая политика
• Продуктивному участию России в “Эврике” мешает отсутствие гарантированного бюджетного финансирования проектов и слабое освоение современных тенденций инновационного менеджмента

В начале 80-х годов отставание Западной Европы от двух технологических центров – США и Японии – могло привести к потере ключевых позиций в мировой экономике, обострению проблем научно-технического развития. Одной из причин сложившейся ситуации было отсутствие общей научно-технологической политики стран ЕС, а также слабая интеграция отдельных сегментов национальных систем. Совместные исследования носили разовый характер, а эпизодические прорывы по ряду направлений науки и техники не подкреплялись действиями предпринимательского сектора. Преодоление раздробленности научно-технического потенциала европейских стран и переход сотрудничества в данной области на качественно новый уровень стало важной задачей интеграционных процессов.

Первым серьезным шагом в этом направлении явился ввод трех программ научно-технического сотрудничества с различными уровнями регулирования. В 1983 г. была принята первая Рамочная программа. Суть ее заключалась в установлении и координации совместных действий ЕС, направленных на преодоление кризиса в научно-технологической сфере путем прямой поддержки государством фундаментальных исследований. Год спустя начала работу европейская стратегическая программа исследований в области технологии информационных систем ЭСПРИТ, которая превратилась в составную часть Рамочных соглашений на уровне ЕС.

Третьим событием можно считать открытие в 1985 г. Европейского агентства по научно-техническому сотрудничеству “Эврика”. Главная идея состояла в налаживании и укреплении международных связей путем развития предпринимательской инициативы в этой области и установлении новых форм управления и финансирования кооперации на межфирменном уровне.

Ведущими направлениями исследований “Эврики” стали разработки в области медицины и биотехнологии, транспорта и связи, энергетики, окружающей среды, информатики, лазерных технологий, новых материалов, робототехники и автоматизации производства.

Широкий спектр тематических областей исследований, коммерческий подход к конечному результату и неограниченные возможности кооперации промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений способствовали быстрому расширению числа участников программы. Особое внимание уделялось созданию условий для подключения к работе над проектами малых и средних предприятий.

Основными факторами успешного начала деятельности программы можно считать рационализацию порядка проработки предложений, динамичность методов и форм финансирования, небюрократичность организационной структуры, проведение бюджетной политики косвенного содействия.


Управление и финансирование программы


Эффективная организационная структура и децентрализованный характер проработки проектов на всех стадиях характеризуют программу “Эврика” как инструмент установления тесного взаимодействия науки и частного сектора.

В отличие от проводимой в настоящее время пятой Рамочной программы ЕС (1998-2002 гг.), где решения относительно приоритетности и значимости проектов принимаются исключительно на национальном уровне и координируются представителями КЕС, “Эврика” руководствуется принципом “открытых дверей”.

n Управление программой осуществляется на трех уровнях. Отличительная особенность “Эврики” в продвижении проектов – поощрение ее руководством инициативы участников первого уровня организационной структуры, т.е. инновационных промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов и лабораторий.

Партнеры объединяются в группы по своему выбору, сами определяют формы сотрудничества, методы руководства проектом и его техническое содержание, распределение финансовой ответственности. Самостоятельность в решении проблем стимулирует как повышение индивидуальной отдачи каждого участника, так и общее продвижение к намеченной цели. В частности, мотивация участия в программе промышленных компаний заключается в обеспечении конкурентоспособности собственной продукции, снижении продолжительности инновационного цикла, налаживании кооперации с ведущими исследовательскими институтами и представителями частного сектора, получении прибыли в процессе коммерциализации продукции.

Информация о проектах “Эврики” может носить конфиденциальный характер, что продиктовано потребностью в укреплении конкурентных позиций европейских компаний в производстве инновационных технологий.

На втором уровне выполняется работа, связанная с координацией продолжающихся проектов и оформлением документации для присвоения новым статуса «проект “Эврики”». Эти мероприятия осуществляются национальными координационными центрами под руководством координаторов. В функции координационных центров входит информирование Секретариата “Эврики” по вопросам проведения проектов и налаживание деловых контактов с национальными координаторами других стран – членов программы. Секретариат выполняет роль соединяющего звена между координационными центрами и высшей инстанцией “Эврики” – Конференцией министров по науке и технологиям стран-участниц, в которой принимают участие и представители КЕС.

На высшем уровне решаются вопросы стратегии развития программы, утверждаются проекты, обсуждаются экономические аспекты научно-технологического взаимодействия и способы финансирования проектов.

n Для присвоения проекту статуса члена “Эврики” существует механизм независимых экспертиз, который за истекшие годы подтвердил свою необходимость. На начальном этапе подаются заявки об участии в конкретном тематическом направлении и заполняются анкеты с точным описанием целей и задач работы, методов и объемов финансирования, количества участников – членов “Эврики”, маркетинговых исследований и системы менеджмента. Затем эти документы через национальные координационные центры поступают в Секретариат “Эврики”, где группа независимых экспертов – представителей ведущих европейских университетов, работающих с руководящим звеном “Эврики” на контрактной основе, рассматривает возможность включения проекта в портфель новых проектов, утверждаемых на ежегодной Конференции министров.

Если для участия в программах, проходящих на национальном уровне (Рамочные программы ЕС), необходимо выполнить ряд бюрократических требований и пройти жесткие критерии отбора проектов, то чтобы стать полноправным членом клуба “Эврики”, следует соответствовать двум положениям: в основе реализации проекта должно быть использование передовых технологий, а конечным результатом осуществления научно-технической кооперации должна стать коммерциализация продукции.

Помимо этого, независимыми экспертами оценивается степень вовлеченности в совместную работу представителей частного бизнеса, экономическая рентабельность совместных работ, гибкость системы маркетинговых исследований, структура управления проектом, сроки реализации и соответствие конечной продукции европейским стандартам. В случае присвоения проекту статуса члена “Эврики” национальные координаторы поддерживают рабочие контакты с представителями координационных центров стран – участниц проекта и непосредственными исполнителями.

n Главная особенность финансовой политики “Эврики” – отсутствие жесткой централизации. Финансирование программы осуществляется за счет трех источников – государственных бюджетов стран-участниц, частного капитала, а также средств КЕС, при этом основную часть дает частный сектор.

Если говорить о государственных ассигнованиях, то по правилам “Эврики” участники работ могут получать финансовую поддержку государства в размере 50% своей доли в проекте, однако сегодня ни одна из 31 страны-участницы не придерживается такого “равнозначного” принципа. Размер субсидирования со стороны государства определяется в зависимости от значимости направления проекта и во многом зависит от практики финансирования подобных работ каждой из стран.

Все большее значение в настоящее время приобретает косвенное содействие государства, которое обеспечивает доступ к существующим льготам в рамках национальных научно-технических, региональных программ, а также к специальным фондам ЕС. Для привлечения большего числа малых и средних предприятий (МСП) приняты дополнительные меры – открыты государственные рынки изделиям марки “Эврика”, установлены таможенные льготы и организована система правительственных закупок. Как показала практика, политика косвенного стимулирования оказалась предпочтительной для фирм – участниц программы, поскольку эти меры явились важным фактором формирования долгосрочной технико-экономической стратегии компаний.

Использование частного рынка капитала предполагает вовлечение в реализацию проектов не только активов крупных промышленных компаний, но и финансовых ресурсов МСП. Однако в первой половине 90-х годов наблюдался отток МСП из числа участников “Эврики” по причине отсутствия у них необходимых собственных средств и ограниченных возможностей привлечения частных кредитов из-за высоких коммерческих рисков, сопровождающих программу. В этой связи существенным фактором дальнейшего развития “Эврики” стало привлечение дополнительных источников финансирования со стороны частных банковских структур. Заключение соглашений с рядом крупнейших европейских банков (Круглым столом европейских банкиров, корпорацией “Ассоциированные банки Европы”, Европейской ассоциацией рисковых капиталовложений, Европейским инвестиционным банком) о предоставлении кредитов способствовало развитию предпринимательской инициативы промышленных участников, задействованных в работе над проектами “Эврики”.

Если представители крупных компаний и участники широкомасштабных проектов предпочитали использовать систему кредитования под залог, то МСП считали более выгодным привлекать средства венчурных фондов. Хотя венчурный капитал предоставляется под более высокий процент (25 – 35% годовых), чем кредит, МСП способны окупить его за счет сокращения сроков инновационного цикла в создании высокотехнологичной продукции.

Большое значение для привлечения дополнительных источников финансирования проектов имеют специально учрежденные фонды содействия программе. Так, в 1994 г. была поддержана инициатива Норвегии в учреждении фонда содействия проектам, связанным с разработкой современных технологий по защите окружающей среды (Lilihammer Award). С момента создания фонд оказал финансовую поддержку восьми крупномасштабным проектам в области освоения современных экотехнологий на общую сумму 80 тыс. евро.

Значительную роль в финансовой поддержке проектов “Эврики” играет Евросоюз. Финансовые возможности КЕС позволяют ей на равных с остальными членами программы участвовать в финансировании отдельных проектов, имеющих стратегическое значение для научно-технологической политики ЕС.

Многосторонний подход к привлечению дополнительных источников финансирования позволил значительно расширить число участников программы и увеличить бюджет продолжающихся проектов с 8,2 млрд евро в 1998 г. до 12,4 млрд евро в 1999 г.

Вместе с тем, пройдя стадию становления, руководство “Эврики” столкнулось с серьезными трудностями. Сложилась кризисная ситуация, ставящая под вопрос само существование программы.


Кризис программы и пути совершенствования деятельности “Эврики”


Кризисная ситуация выразилась прежде всего в тенденции увеличения продолжительности инновационных циклов продукции, возрастания среднего срока ее реализации и несогласованности действий участников программы. Многие проекты, не получив должной поддержки, оказались незаконченными. Результаты ряда разработок не нашли применения на высококонкурентном рынке инноваций ввиду несоответствия современным требованиям в области менеджмента и маркетинга.

В этой связи группе независимых экспертов (представителей ведущих европейских университетов), занимающихся проблемами эффективности инновационной деятельности, в 1998 г. было поручено подготовить “Стратегический обзор” путей выхода “Эврики” из кризиса. Эксперты проанализировали экономические аспекты, влияющие на состояние программы. Оценка эффективности продолжающихся и завершенных проектов проводилась с помощью традиционного набора критериев – уровня финансового обеспечения, показателей рентабельности конечного продукта, сроков осуществления инновационных циклов, маркетинговых исследований и оценки влияния факторов развития финансовых рынков, оказывающих сильное воздействие на формирование научно-инновационных бюджетов крупных промышленных корпораций и МСП.

В “Стратегическом обзоре” были рассмотрены тенденции развития и возможные негативные последствия по ряду технологических направлений в случае сокращения числа участников “Эврики”, что замедляло темпы общерегионального кооперирования в области разработки и производства высокотехнологичных изделий.

На состоявшейся в 1999 г. ежегодной Конференции министров эксперты предложили руководству программы четыре возможных сценария дальнейшего развития “Эврики”, условно названных временами года, – “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”. В сценариях “Осень” и “Зима” делались выводы в пользу приостановления или немедленного прекращения деятельности программы, а в других (“Весна” и “Лето”) предлагались пути выхода из кризиса.

В ходе активного обсуждения этих сценариев руководство программы с некоторыми поправками поддержало вариант “Весна”. Были сделаны выводы, касающиеся пересмотра бюджетной политики и поддержки государством стратегических проектов.

О правильности избранной стратегии можно судить по положительным результатам трех последних лет деятельности “Эврики”, при этом 1999 г. стал переломным. За счет косвенных мер стимулирования (создание со стороны государств “климата благоприятствования”, осуществление шагов по поддержке МСП, в частности предоставление гарантий доступа к передовым технологиям и рынкам более сильных партнеров) удалось решить стратегические задачи и выйти из кризиса. Сократились сроки реализации проектов, увеличилось количество рабочих мест в результате активного привлечения к работе МСП. Если в середине 90-х годов количество МСП, задействованных в программе, не превышало 600 – 700, то к началу 2000 г. число представителей малого и среднего бизнеса достигло 1200.

Факторами эффективной работы “Эврики” (помимо роста числа промышленных участников, сокращения сроков разработки и внедрения высокотехнологической продукции, повышения коммерческой отдачи и усиления конкурентных позиций) стала успешная реализация проектов по приоритетным областям исследований.

Приоритеты “Эврики” сегодня лежат в области разработки информационных технологий. На эту сферу приходится примерно 98% общей суммы затрат на реализацию продолжающихся проектов.

Примером удачного внедрения разработок в жизнь стали проекты AMADEUS (создание автоматизированной глобальной информационной системы транспортной индустрии), JESSI и Medea (производство компонентов для микроэлектроники) и ряд других.

В проекте Е! 328 AMADEUS был задействован научный потенциал пяти европейских стран. Основателями разработки автоматизированной информационной системы стали четыре коммерческие авиалинии – “Эйр Франс”, “Иберия”, “Люфтганза” и “САС”. С помощью этой системы открыт свободный доступ к информации, касающейся резервирования и приобретения билетов на воздушный и наземный транспорт, оформления платежей и получения исчерпывающих сведений об услугах, связанных с транспортной индустрией, через базу данных этой сети. Система способна предоставить пользователю максимально полную информацию как на территории стран ЕС, так и за ее пределами. Она позволила также расширить возможности туристического бизнеса, ставшего одним из приоритетных направлений, обозначенных на Конференции министров в июне 2001 г. Облегчение доступа к информации значительно сократило текущие расходы фирм, использующих интерактивную форму обслуживания клиентов, а удобство пользования и реальная экономия средств и времени позволили привлечь к сотрудничеству ведущие европейские туристические агентства.

Цель проекта Мedea+ (Microelectronics Development for European Application), утвержденного на Конференции министров “Эврики” в июне 2000 г., – занять лидирующее положение в разработке микросистемных технологий. Инициаторами проекта выступили представители ведущих европейских промышленных корпораций – Siemens (Infineon Technologies), SGS – Thomson Microelectronics, Alcatel-Mietec, Philips Semiconductors. Гибкий механизм управления, создание собственной инфраструктуры менеджмента и подразделений маркетинга позволили задействовать потенциал более чем 100 МСП, заинтересованных в реализации высокотехнологичной продукции и продвижении ее на рынок.

Использование микросистемных технологий в производстве нового поколения цифровых телефонов, микроэлектроники и современных бытовых приборов способствовало увеличению объема продаж, что привело к получению дополнительной прибыли. Последние достижения в области освоения мультимедийных технологий нашли применение в разработке уникальных телефонных аппаратов, выполняющих не только функции мобильного телефона, но и современного компьютера. Это позволяет за считанные секунды выйти в Интернет.

В целом с внедрением ряда передовых технологий в результате работы “Эврики” усилились конкурентные позиции европейских производителей и повысился спрос на продукцию марки “Е!”.


Россия – “Эврика”


В 1994 г. стало возможным участие России в “Эврике” в качестве полноправного члена, однако проводимые в то время экономические реформы негативно сказались на развитии научно-технического потенциала страны, что помешало ей занять подобающее место среди лидеров программы.

Российские ученые столкнулись с двумя серьезными проблемами – отсутствием гарантированного бюджетного финансирования и слабым освоением современных тенденций инновационного менеджмента и маркетинга. До сих пор основная часть работ, связанных с внедрением инновационного продукта, разработанного российской стороной, остается прерогативой иностранных партнеров. Это является одним из главных тормозов в налаживании более продуктивного сотрудничества в рамках “Эврики”.

В целом за последние семь лет Россия приняла участие лишь в 52 проектах. Основные направления разработок – исследования в области лазерных технологий, медицины и биотехнологии, технологий защиты окружающей среды, робототехники и автоматизации производства. В настоящее время Россия участвует в 28 проектах, включая 9 заявленных. (Для сравнения – в 2000 г. Германия объявила об участии в 200 проектах, Франция начала работу по159 проектам, Великобритания участвует в 106 проектах, Нидерланды – в 116).

Вместе с тем, несмотря на объективные трудности, значительная часть разработанных российской стороной современных технологий, не имеющих аналогов за рубежом, оказалась конкурентоспособной и нашла применение как на внутреннем, так и на внешних высокотехнологических рынках.

В числе таких достижений – производство передвижных аналитических лабораторий, с помощью которых проводится анализ любых органических соединений и некоторых ионов; разработка телеуправляемой системы, способной функционировать в экстремальных условиях; автоматизация производства, реструктурирование крупномасштабного завода-изготовителя; внедрение в производство новейших лазерных технологий и др.

***

Сегодня “Эврика”, ставшая символом постиндустриального развития ЕС, смогла сделать важный шаг в осуществлении интеграционных процессов в Европе. Объединив усилия 31 страны, она выступает не только как средство укрепления позиций европейских промышленных компаний на рынках передовых технологий, но и как инструмент расширения технологической и экономической интеграции ЕС со странами Центральной и Восточной Европы.

Эволюционная биология и экономика в психологии управления

Продолжение. Начало на стр.32

Игра “многоножка”

Вы и партнер сидите за столом напротив друг друга. На вашей стороне стола две кучки денег, одна меньше, другая больше. Вы можете либо остановить игру (Stop) и взять большую кучку денег, отдав меньшую партнеру, либо перейти к следующему раунду игры (Go), передвинув обе кучки на сторону партнера.

В последнем случае экспериментатор добавляет к каждой кучке 1 долл. Теперь другой игрок может либо остановить игру, забрав большую кучку себе и оставив меньшую вам, либо продолжить игру, передвинув обе кучки вам, при этом они опять увеличиваются на 1 долл. Правилами определено, что кучки могут пересекать стол не более 20 раз. В начале игры одна кучка содержит 3 долл., другая – 1 долл. Если вы и ваш партнер выбираете продолжение игры до последней возможности, вы закончите игру с 23 долл., а партнер с 21 долл. Но в заключительном раунде партнер имеет два варианта выбора: передать обе кучки вам или забрать большую (в которой 22 долл.), оставив вам меньшую (т.е. только 20 долл.). Если вы подозреваете, что в последнем раунде партнер заберет большую стопку, то в предпоследнем раунде вы не должны передвигать ему обе стопки, а лучше взять большую себе (21 долл.). Рассуждая так же на предшествующих раундах, можно увидеть, что вам никогда не следует продолжать игру, а сразу выбрать “Stop”. Но тогда у вас будет всего 3 долл.! В реальных экспериментах люди редко принимают такую “рациональную”, но контрпродуктивную позицию.

Окончание на стр.64

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz