Проблемы малого и среднего бизнеса
Малые и средние предприятия в болгарской экономике
СЕРАФИМ ПЕТРОВ
доктор экономики, доцент, директор центра “Малые и средние предприятия” при Болгарской
индустриально-хозяйственной ассоциации
• Сектор малых и средних предприятий в Болгарии в 2002 г. производил 51,2%
валового дохода и располагал примерно 30% долгосрочных материальных активов страны
• Небольшая численность работников, отсутствие бюрократической структуры, быстрая
реорганизация производственного потенциала делают малый и средний бизнес чрезвычайно
устойчивым во время кризисов
• Малые и средние предприятия могут с успехом не только участвовать в долговременных
производственно-экономических связях крупных промышленных объединений, но и создавать
собственные, характерные только для этого сектора хозяйственные сети
Макроэкономическая стабилизация, достигнутая в Болгарии после введения валютного
управления (валютного борда) в 1997 г., способствовала созданию благоприятных условий
для формирования рыночной среды на конкурентной основе. Важную роль в этом процессе
играют малые и средние предприятия, которые внесли заметный вклад в ускорение экономического
развития, увеличение объемов экспорта, расширение торговых связей страны, улучшение
конкурентной среды и создание новых рабочих мест. Именно малый и средний бизнес
стал в Болгарии основной движущей силой экономического роста, способствующей развитию
предпринимательского мастерства и культуры бизнеса.
Следуя настоятельным требованиям Европейского союза и стран Центральной и Восточной
Европы о повышении эффективности малых и средних предприятий (МСП) и роли государства
в переходный период, все политические силы, приходившие к власти в Болгарии, независимо
от различий в идеологической ориентации после 1997 г. направляли усилия на стимулирование
и поддержку этого важного для страны сектора экономики.
Важный фактор экономического роста
В последние пять-шесть лет в Болгарии произошли значительные
перемены в структуре, месте и роли малых и средних предприятий: выросло их количество,
значительно расширилось представительство в отдельных отраслях экономики, что заметно
отразилось на ускорении экономического роста и увеличении количества рабочих мест
и снижении уровня безработицы. Заметной стала доля МСП во внешнеторговом обмене
страны, налоговых поступлениях в бюджет государства.
Согласно закону о малых и средних предприятиях, принятому и обнародованному в
сентябре 1999 г., из общего количества фирм, компаний и организаций малые и средние
предприятия выделяются на основе трех факторов – численности персонала, годового
объема доходов от реализации произведенной продукции и услуг, стоимости долгосрочных
материальных активов. На этой базе законодательство определяет:
микропредприятия с численностью до 10 человек;
малые предприятия с численностью персонала от 11 до 50 человек, годовом объеме
реализованной продукции до 1 млн левов (500 тыс. евро) и стоимостью долгосрочных
активов до 800 тыс. левов (400 тыс. евро);
средние предприятия с численностью персонала от 51 до 100 человек, годовым объемом
реализованной продукции до 3 млн левов (1,5 млн евро) и стоимостью долгосрочных
активов до 2,4 млн левов (1,2 млн евро).
В законе содержится и еще одно важное требование – малые и средние предприятия
должны быть независимыми.
Реализуя долгосрочную программу социально-экономического развития страны, правительство
Болгарии нацеливало структурные перемены, происходившие в 1996-2003 гг., с таким
расчетом, чтобы национальная экономика формировалась с учетом нарастающей роли и
динамики малого и среднего предпринимательства. В результате выполнения этой программы
в конце 2002 г. численность предприятий этого сектора достигла 235,5 тыс., что составляло
99% бизнес-единиц в стране.
В 2002 г. сектор малых и средних предприятий в Болгарии производил 51,2% валового
дохода и располагал примерно 30% долгосрочных материальных активов страны.
Значительные перемены произошли в отраслевой характеристике малого и среднего
предпринимательства. В частности, из табл. 1 видно, что в конце 2002 г. в промышленных
отраслях функционировало более 12% малых и средних фирм страны. Но если учесть отраслевую
классификацию, действующую в Европейском союзе, в соответствии с которой отраслевую
группу “Индустрия” составляют промышленные и строительные фирмы, то этот показатель
увеличится до 16%. Тем не менее ведущим направлением малого и среднего предпринимательства
Болгарии является сфера услуг: в этом сегменте работает 81% общего количества зарегистрированных
фирм.
Как видно из табл. 2, за годы рыночной трансформации повысилась роль малого и
среднего предпринимательства в создании экономического потенциала Болгарии. В частности,
в 1996 г. в этом секторе произведено 27,3% валовой добавленной стоимости страны.
И хотя в 1997 г. этот показатель сократился до 22,4%, в 1998 г. произошел рост до
25,4%, с тем чтобы в 1999 г. восстановить прежние позиции на уровне 27,3%, которые
сохраняются до сих пор.
Таблица 1
Классификация малых и средних предприятий по секторам и экономической
активности
в 2002 г.
Экономические секторы |
Всего МСП |
до 10 |
11 - 50 |
51 - 100 |
количество |
% | количество |
% | количество |
% | количество |
% |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
7,986 | 3,39 |
5,694 | 2,59 |
1,932 | 14,89 |
360 | 14,26 |
Добывающая промышленность | 142 |
0,06 | 88 |
0,04 | 36 |
0,28 | 18 |
0,71 |
Перерабатывающая промышленность |
28,38 | 12,06 |
23,761 | 10,81 |
3,578 | 27,58 |
1,042 | 41,25 |
Производство и реализация электроэнергии, газа и воды |
104 | 0,04 |
66 | 0,03 |
25 | 0,19 |
13 | 0,52 |
Строительство | 8,959 |
3,81 | 7,388 |
3,36 | 1,275 |
9,83 | 296 |
11,74 |
Услуги | 189,811 |
80,64 | 182,888 |
83,17 | 6,127 |
47,23 | 796 |
31,52 |
Всего | 235,384 |
100 | 219,886 |
100 | 12,973 |
100 | 2,525 |
100 |
Таблица 2
Участие предприятий в создании валовой добавленной стоимости в 1996
- 2002 гг., %
Размер фирм | 1996 | 1997 |
1998 | 1999 | 2000 |
2001 | 2002 |
Микрофирмы | 9,81 | 6,44 |
9,08 | 9,16 | 9,06 |
8,97 | 8,87 |
Малые фирмы | 11,37 | 9,56 |
9,94 | 10,98 | 10,87 |
10,76 | 10,65 |
Средние фирмы | 6,11 | 6,40 |
6,36 | 7,18 | 7,58 |
8,00 | 8,44 |
Фирмы с числом занятых от 101 до 250 человек | 11,04 |
12,26 | 12,21 | 12,10 |
12,48 | 12,86 | 13,26 |
Большие фирмы | 61,67 | 65,34 |
62,43 | 60,40 | 59,98 |
59,57 | 59,16 |
Всего | 100 | 100 |
100 | 100 | 100 |
100 | 100 |
Трудно переоценить достижения малых и средних предприятий в создании рабочих
мест и сокращении уровня безработицы как в региональном, так и в национальном масштабе.
В этом секторе занято около 1 млн человек, которые производят товаров и услуг более
чем на 16 млрд евро. На деле это означает благополучную жизнь работников этих фирм,
а следовательно, и стабильность в обществе.
Роль бизнеса в импорте и экспорте Болгарии в 1996-2002 гг.
Секторы |
Микрофирмы |
Малые фирмы |
Средние фирмы |
Фирмы с числом занятых от 101 до 250
человек | Крупные фирмы |
Экспорт |
1996 |
Всего |
22,0 |
12,5 |
3,5 |
6,8 |
55,3 |
Общественный |
15,6 |
0,4 |
0,9 |
3,4 |
79,8 |
Частный |
33,1 |
33,6 |
7,8 |
12,6 |
12,9 |
1997 |
Всего |
11,4 |
14,0 |
3,3 |
10,9 |
60,5 |
Общественный |
0,4 |
7,8 |
0,5 |
2,0 |
89,3 |
Частный |
23,5 |
20,7 |
6,5 |
20,7 |
28,7 |
1998 |
Всего |
15,1 |
17,7 |
5,7 |
11,4 |
50,1 |
Общественный |
0,4 |
8,0 |
1,2 |
1,7 |
88,7 |
Частный |
23,3 |
23,1 |
8,2 |
16,7 |
28,7 |
1999 |
Всего |
16,3 |
19,1 |
6,5 |
11,6 |
46,5 |
Общественный |
0,0 |
8,2 |
1,3 |
2,5 |
88,0 |
Частный |
23,5 |
23,8 |
9,8 |
15,0 |
27,9 |
2000 |
Всего |
16,7 |
18,5 |
4,4 |
10,8 |
49,6 |
Общественный |
0,0 |
7,0 |
2,1 |
2,9 |
88,0 |
Частный |
23,8 |
21,1 |
8,5 |
14,3 |
32,3 |
2001 |
Всего |
16,9 |
19,0 |
4,7 |
13,5 |
45,9 |
Общественный |
0,0 |
8,1 |
2,2 |
4,2 |
85,1 |
Частный |
24,0 |
23,8 |
10,2 |
13,3 |
28,7 |
2002 |
Всего |
18,2 |
19,8 |
6,7 |
14,8 |
40,5 |
Общественный |
0,0 |
8,8 |
3,3 |
6,7 |
81,2 |
Частный |
25,2 |
24,1 |
11,1 |
18,2 |
21,4 |
Внешнеторговая деятельность малого и среднего бизнеса
Существенную роль этот сектор предпринимательства играет
во внешнеэкономических операциях. Данные табл. 3 показывают стабильное повышение
их доли во внешнеторговом товарообмене страны.
Таблица 3
Секторы
| Микрофирмы
| Малые фирмы
| Средние фирмы
| Фирмы с числом занятых от 101
до 250 человек
| Крупные фирмы
|
Импорт
|
1996
|
Всего
| 10,6
| 7,7
| 3,2
| 7,4
| 71,1
|
Общественный
| 0,1
| 1,1
| 1,1
| 6,1
| 91,7
|
Частный
| 37,1
| 24,2
| 8,6
| 10,9
| 19,3
|
1997
|
Всего
| 8,8
| 6,5
| 3,3
| 8,5
| 72,8
|
Общественный
| 0,1
| 1,6
| 0,7
| 5,0
| 92,6
|
Частный
| 19,6
| 12,6
| 6,6
| 12,9
| 48,4
|
1998
|
Всего
| 9,5
| 7,9
| 4,7
| 11,0
| 66,9
|
Общественный
| 0,1
| 1,1
| 2,8
| 3,9
| 92,2
|
Частный
| 16,1
| 12,6
| 6,1
| 16,0
| 49,2
|
1999
|
Всего
| 10,3
| 7,7
| 5,7
| 12,2
| 64,1
|
Общественный
| 0,4
| 1,0
| 3,5
| 4,9
| 90,2
|
Частный
| 17,7
| 13,1
| 8,2
| 17,0
| 44,0
|
2000
|
Всего
| 10,9
| 8,3
| 7,8
| 10,1
| 62,9
|
Общественный
| 0,1
| 0,7
| 4,8
| 4,8
| 89,6
|
Частный
| 17,0
| 15,1
| 10,4
| 17,3
| 40,2
|
2001
|
Всего
| 14,0
| 9,7
| 8,8
| 13,5
| 54,0
|
Общественный
| 0,0
| 1,3
| 4,7
| 6,0
| 88,0
|
Частный
| 18,6
| 18,6
| 11,1
| 19,1
| 32,6
|
2002
|
Всего
| 14,2
| 11,1
| 11,5
| 17,2
| 46,0
|
Общественный
| 0,0
| 1,4
| 6,2
| 7,5
| 84,9
|
Частный
| 21,1
| 19,2
| 14,3
| 18,7
| 26,7
|
Приведенные данные показывают, что в 1996-2002 гг. доля малого и среднего предпринимательства
в области импорта выросла с 21,5 до 36,8%, или более чем на 15 пунктов, а в экспорте
– с 38 до 44,7%, или на 6,7 пункта.
Важную роль малые и средние фирмы продолжают играть в осуществлении внешнеэкономической
деятельности, хотя их участие в этих операциях в 1996-2002 гг. несколько снизилась.
Так, за этот период доля МСП в экспорте продукции и услуг, производимых в частном
секторе, снизилась с 74,5 до 60,4%, а в импорте – с 69,9 до 54,6%. Это несоответствие
между долей малого и среднего бизнеса в общем количестве экономических агентов,
с одной стороны, и их ролью во внешнеэкономических операциях, особенно в сфере импорта,
с другой, можно объяснить такими факторами, как:
монополия государства в области внешней торговли, особенно энергетических ресурсов,
продукции добывающих отраслей и промышленности первого эшелона;
недостаточная конкурентоспособность на международном рынке товаров и услуг, производимых
на малых и средних предприятиях, и незначительные их инновационные возможности;
незначительная поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства и муниципальных
администраций при осуществлении им экспортно-импортных операций и выходе на внешние
рынки.
Значение предприятий малого и среднего бизнеса во внешней торговле Болгарии оценивается
не столь однозначно. Если в общем объеме болгарского экспорта их вклад относительно
невелик – всего около 20%, то в объеме импорта он значительно выше – более 35%.
Малые и средние фирмы активно участвуют в закупках за рубежом товаров, удовлетворяющих
внутренний повседневный спрос. Их деятельность сосредоточена главным образом в сельском
и гостиничном хозяйстве, торговле, строительстве.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что малый и средний бизнес имеет нереализованный
потенциал в области расширения внешнеторгового обмена, а также их роль недооценена
государственными структурами, в частности теми институтами, которые разрабатывают
и осуществляют национальную торговую политику. На наш взгляд, это проявляется в
отсутствии у малого и среднего бизнеса доступной информации о достигнутых торговых
соглашениях, пригодной для использования. Необходимо также более полное информационное
обеспечение хозяйствующих субъектов целостной и исчерпывающей информацией о тарифных
ставках, действующих в стране и налагаемых на болгарские товары при их вывозе за
рубеж, с тем, чтобы предприниматели смогли воспользоваться возможностями преференциальной
торговли.
Серьезную помощь малому и среднему предпринимательству в их экспортной деятельности
могло бы оказать развитие свободных экономических зон, которые на основе налоговых
и таможенных льгот могли бы содействовать привлечению иностранных капиталов и созданию
новых рабочих мест. Мировой опыт показывает, что в настоящее время примерно 30%
мирового товарообмена осуществляется в свободных экономических зонах. Они используются
как важный инструмент национальной экономики для оптимизации торговой деятельности,
поддержки регионального развития, улучшения инфраструктуры, совершенствования бизнес-климата,
ускоренного трансферта технологий и ноу-хау, а также управленческого опыта, что
в свою очередь способствует укреплению и развитию малого и среднего предпринимательства.
Проблемы и перспективы малого бизнеса
Основные трудности малых и средних предприятий объясняются
их неоднородностью. В большинстве случаев это просто семейный бизнес, нацеленный
на различные торговые операции в районе проживания работников фирмы, или новый вид
предпринимательства, рассчитанный на заполнение возникшей производственной ниши
в рыночном пространстве. Это, как правило, деятельность, не типичная для малых и
средних фирм. На этой основе могут быть выделены некоторые потенциальные преимущества
и недостатки этого сектора предпринимательства.
Одно из основных преимуществ малых предприятий – их структурная организация и
способность противостоять внешним обстоятельствам. Небольшое число работников, отсутствие
бюрократической структуры, а также быстрая реорганизация производственного потенциала
делают этот бизнес чрезвычайно устойчивым во время кризисов. Способность к быстрым
и эффективным переменам в производственном аспекте, а также распределение бизнес-риска
среди нескольких видов деятельности являются значительным фактором конкурентоспособности
малого и среднего бизнеса.
Финансирование малых и средних предприятий в Болгарии – одна из основных предпосылок
будущего развития болгарской экономики и достижения экономического роста.
В настоящее время серьезную поддержку малому и среднему предпринимательству оказывают
Государственное агентство поддержки малых и средних предприятий1, а также
ряд неправительственных организаций, выполняющих функции работодателя, наиболее
крупные из которых Болгарская хозяйственная палата и Болгарская торгово-промышленная
палата. Деятельность этих институтов направлена на ознакомление малых и средних
предприятий с возможностями по финансированию их бизнеса, а также информирование
о критериях и условиях кредитования по конкретным национальным и международным программам
или кредитным линиям, предоставленным Болгарии.
Малым и средним предприятиям оказывается консультативная и методическая помощь
при подготовке бизнес-планов и таким образом облегчается их доступ к источникам
финансирования. При этом бизнес-план должен отражать:
информационную карту МСП, которая должна содержать сведения об организационной
структуре и юридическом статусе предприятия, структуре управления и персонала, отраслевой
ориентации и рыночной позиции;
финансово-экономическую информацию о состоянии МСП, обоснованную данными об активах
предприятия и их структуре, собственных и привлеченных средствах;
сущность и цели проекта, которые намечено достичь в ходе его реализации, и рыночная
стратегия фирмы в долгосрочном плане;
оценку доходности проекта на базе эффективности собственных и привлеченных средств
и кредитного ресурса, а также доказанную корректность и платежеспособность;
вклад проекта в развитие региональной или местной инфраструктуры и охрану окружающей
среды;
возможности для трансферта и внедрения новых технологий.
Проекты малых и средних предприятий финансируются за счет средств по различным
кредитным линиям, программам и источников, роль которых выполняет единственный государственный
банк Болгарии – Банк поддержки предпринимательства, который учрежден в 1999 г. Основным
акционером этого кредитного учреждения является государство, представленное Министерством
финансов. В соответствии с принятым в сентябре 1999 г. Законом о малых и средних
предприятиях банк кредитует только малые и средние предприятия. С этой целью он
выдает инвестиционные кредиты действующим и вновь созданным или приватизированным
фирмам и компаниям, которые нуждаются в среднесрочном или долгосрочном финансировании.
Кредитные линии банка открываются для оплаты приобретенной земли и сооружений, машин,
оборудования и транспортных средств; нематериальных активов в виде лицензий и патентов;
развития импорта и других нужд. Кредиты банка обеспечивают до 75% стоимости инвестиционного
проекта, а остальная часть должна быть оплачена за счет собственных средств предприятия.
Кредиты предоставляются со сроком погашения от 1 до 7 лет, при этом выплата первого
транша по займу может быть отодвинута на два года. Максимальный размер кредита –
500 тыс. евро, который может быть выдан как в болгарских левах, так и в евро или
долларах США.
Банк осуществляет кредитную деятельность в тесном сотрудничестве с Агентством
поддержки малых и средних предприятий, Торговой ассоциацией предпринимателей, региональными
агентствами экономического развития и другими неправительственными организациями.
Для расширения возможностей по финансированию малых и средних предприятий, в
том числе вновь созданных, должны быть приняты следующие меры:
необходимо создать внебанковские кредитные институты, союзы (общества) для взаимного
кредитования, кредитные кассы взаимопомощи, предоставляющие кредиты на реализацию
инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса;
сформировать действенный механизм государственных гарантий, обеспечивающий распределение
риска между государством, кредитными организациями и МСП; апробация подобного механизма
может быть осуществлена на отдельных пилотных проектах с последующим анализом их
эффективности и подготовкой предложений о введении оправдавших себя моделей по всей
стране;
предоставить преференциальные льготные проценты на кредиты, выдаваемые определенным
субъектам малого и среднего бизнеса, работающим над инвестиционными проектами;
разработать и ввести в действие типовую схему финансовой аренды (лизинга) для
МСП;
привлечь в МСП внебюджетные финансовые ресурсы;
создать организационно-правовые условия для развития в секторе МСП рискового
(венчурного) финансирования инновационных проектов;
учредить систему специальных организаций (кредитных и рейтинговых агентств) для
формирования и сохранения архива кредитных историй предприятий, включая малый и
средний бизнес, упрощения процедуры доступа предпринимателей к кредитам торговых
банков.
Государство может взять на вооружение и другие формы и методы финансовой поддержки
и стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса. Так, например, государственный
банк поддержки малого и среднего предпринимательства, ограничившись лишь выплатой
налогов, но не дивидендов, мог бы чистую прибыль направлять на финансирование МСП.
Существенную помощь в развитии в этом секторе наукоемких производств могут оказать
целевые инвестиции, связанные с финансированием ноу-хау, внедрением высоких и информационных
технологий.
По примеру Германии правительство Болгарии могло бы организовать консультационные
фонды, через которые также могут выделяться средства малому и среднему предпринимательству.
В числе других организационных мер государство могло бы использовать:
прямое финансирование этих предприятий путем поддержки 50% необходимых инвестиций;
одна половина этих средств может быть получена за счет снижения налоговых ставок,
а другая восстановлена из фондов государства;
косвенное финансирование путем низких налоговых ставок и амортизационных
отчислений;
бухгалтерский учет за счет введения льготных тарифов; потери государства
от снижения ставок способны компенсировать средства консультационных фондов;
поддержку МСП путем выделения кредитов под более низкий процент, например под
5% годовых, со сроком погашения 10 лет, включающим начало возврата займа не менее
чем через два года. В случае досрочного погашения долга проценты по обслуживанию
кредита выплачиваются лишь за те годы, в течение которых предприятие пользовалось
кредитом.
Серьезную помощь государство может оказать молодым людям, желающим заняться малым
бизнесом. В частности, их следует поддержать в организации собственных фирм. Полезно
также сформировать сеть бизнес-инкубаторов для малого и среднего предпринимательства,
где начинающие бизнесмены могли бы получить необходимую консультацию по работе с
банками, поиску и оформлению кредитов.
Государство должно также поощрять инвестиции, направляемые на охрану окружающей
среды, в частности, снизить процентные ставки на кредиты, направляемые на очистку
воды и воздуха, переработку отходов и т.д. Подобные же льготы должны быть предоставлены
предприятиям, занятым научно-исследовательскими разработками, начиная от создания
новых продуктов до их выхода на рынок. Нам представляется, что в этом случае кредиты
должны выдаваться под 5% годовых и со сроком погашения 10 лет. Причем размер кредита
может достигать 10 млн левов.
Важная роль принадлежит государству и в поддержке фирм, экспортирующих свои товары
и услуги за рубеж. В этом случае малые и средние предприятия должны рассчитывать
на гарантии правительства в организации экспорта, а также на помощь государственных
институтов в получении необходимых консультаций и информации о странах, нуждающихся
в их продуктах, а также о международных промышленных выставках и ярмарках.
* * *
Проведенный анализ значения малых и средних предприятий в развитии современной
болгарской экономики дает основание выделить следующие важные тенденции и функции,
выполняемые предприятиями этого сектора.
Первое. Малый и средний бизнес занимает существенное место в национальной
экономике и имеет тенденцию к повышению своей роли в ряде макроэкономических показателей.
В конце 2002 г. малые и средние предприятия составляли 99% общего количества предприятий,
в этом секторе работает почти половина всех занятых работоспособных граждан, а сам
он формирует около 50% доходов страны; в малом и среднем бизнесе совершается почти
50% болгарского товарооборота.
Второе. Предприятия малого и среднего бизнеса проявили себя как генераторы
экономического роста. Заполняя рыночные ниши и удовлетворяя массовый потребительский
спрос, они содействуют устойчивому развитию населенных пунктов. МСП оживляют экономику
районов и населенных пунктов за счет введения в производственный процесс местных
ресурсов. Они гибко и быстро приспосабливаются к меняющейся экономической среде
и конъюнктуре рынка.
Третье. Малые и средние предприятия предоставляют услуги, облегчающие
развитие бизнеса. Они могут с успехом выполнять роль поставщиков необходимых товаров,
сырья и услуг для крупных предприятий и потребителей сегментированной продукции
и услуг, благодаря чему могут не только участвовать в долговременных производственно-экономических
связях крупных промышленных объединений, но и создавать собственные, характерные
только для этого сектора хозяйственные сети.
Четвертое. МСП могут исполнять роль инкубатора при разработке и внедрении
различных бизнес-идей для крупных предприятий, а при наличии необходимых средств
и технологии превращаться в источник инновационных методов, поскольку обладают мобильностью
и способностью быстро реагировать на перемены в спросе крупных предприятий.
Вышеперечисленное позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, насколько благоприятными
и стимулирующими будут условия для функционирования МСП, настолько велики будут
его вклад и ответственность за развитие отдельных отраслей индустрии, секторов и
районов страны. Во-вторых, значение малых и средних предприятий и их структур в
создании ВВП и добавочной стоимости будет определяться только величиной эффективности
и рынков, в которые они будут включены. Определяющим фактором являются формирование
и поддержка эффективных производственно-экономических связей, через которые их деятельность
будет ориентирована на перспективных клиентов, потребительские группы и рынки, гарантирующие
их развитие в условиях усиливающейся конкуренции как на внутреннем, так и внешнем
рынках.
1Государственное
агентство поддержки малых и средних предприятий учреждено в соответствии с Законом
о малых и средних предприятиях, принятым Народным собранием Республики Болгария
в сентябре 1999 г.
|