Номер 1/04 Главная Архив К содержанию номера

Проблемы малого и среднего бизнеса


Малые и средние предприятия в болгарской экономике

СЕРАФИМ ПЕТРОВ
доктор экономики, доцент, директор центра “Малые и средние предприятия” при Болгарской индустриально-хозяйственной ассоциации


• Сектор малых и средних предприятий в Болгарии в 2002 г. производил 51,2% валового дохода и располагал примерно 30% долгосрочных материальных активов страны
• Небольшая численность работников, отсутствие бюрократической структуры, быстрая реорганизация производственного потенциала делают малый и средний бизнес чрезвычайно устойчивым во время кризисов
• Малые и средние предприятия могут с успехом не только участвовать в долговременных производственно-экономических связях крупных промышленных объединений, но и создавать собственные, характерные только для этого сектора хозяйственные сети

Макроэкономическая стабилизация, достигнутая в Болгарии после введения валютного управления (валютного борда) в 1997 г., способствовала созданию благоприятных условий для формирования рыночной среды на конкурентной основе. Важную роль в этом процессе играют малые и средние предприятия, которые внесли заметный вклад в ускорение экономического развития, увеличение объемов экспорта, расширение торговых связей страны, улучшение конкурентной среды и создание новых рабочих мест. Именно малый и средний бизнес стал в Болгарии основной движущей силой экономического роста, способствующей развитию предпринимательского мастерства и культуры бизнеса.

Следуя настоятельным требованиям Европейского союза и стран Центральной и Восточной Европы о повышении эффективности малых и средних предприятий (МСП) и роли государства в переходный период, все политические силы, приходившие к власти в Болгарии, независимо от различий в идеологической ориентации после 1997 г. направляли усилия на стимулирование и поддержку этого важного для страны сектора экономики.


Важный фактор экономического роста


В последние пять-шесть лет в Болгарии произошли значительные перемены в структуре, месте и роли малых и средних предприятий: выросло их количество, значительно расширилось представительство в отдельных отраслях экономики, что заметно отразилось на ускорении экономического роста и увеличении количества рабочих мест и снижении уровня безработицы. Заметной стала доля МСП во внешнеторговом обмене страны, налоговых поступлениях в бюджет государства.

Согласно закону о малых и средних предприятиях, принятому и обнародованному в сентябре 1999 г., из общего количества фирм, компаний и организаций малые и средние предприятия выделяются на основе трех факторов – численности персонала, годового объема доходов от реализации произведенной продукции и услуг, стоимости долгосрочных материальных активов. На этой базе законодательство определяет:

микропредприятия с численностью до 10 человек;

малые предприятия с численностью персонала от 11 до 50 человек, годовом объеме реализованной продукции до 1 млн левов (500 тыс. евро) и стоимостью долгосрочных активов до 800 тыс. левов (400 тыс. евро);

средние предприятия с численностью персонала от 51 до 100 человек, годовым объемом реализованной продукции до 3 млн левов (1,5 млн евро) и стоимостью долгосрочных активов до 2,4 млн левов (1,2 млн евро).

В законе содержится и еще одно важное требование – малые и средние предприятия должны быть независимыми.

Реализуя долгосрочную программу социально-экономического развития страны, правительство Болгарии нацеливало структурные перемены, происходившие в 1996-2003 гг., с таким расчетом, чтобы национальная экономика формировалась с учетом нарастающей роли и динамики малого и среднего предпринимательства. В результате выполнения этой программы в конце 2002 г. численность предприятий этого сектора достигла 235,5 тыс., что составляло 99% бизнес-единиц в стране.

В 2002 г. сектор малых и средних предприятий в Болгарии производил 51,2% валового дохода и располагал примерно 30% долгосрочных материальных активов страны.

Значительные перемены произошли в отраслевой характеристике малого и среднего предпринимательства. В частности, из табл. 1 видно, что в конце 2002 г. в промышленных отраслях функционировало более 12% малых и средних фирм страны. Но если учесть отраслевую классификацию, действующую в Европейском союзе, в соответствии с которой отраслевую группу “Индустрия” составляют промышленные и строительные фирмы, то этот показатель увеличится до 16%. Тем не менее ведущим направлением малого и среднего предпринимательства Болгарии является сфера услуг: в этом сегменте работает 81% общего количества зарегистрированных фирм.

Как видно из табл. 2, за годы рыночной трансформации повысилась роль малого и среднего предпринимательства в создании экономического потенциала Болгарии. В частности, в 1996 г. в этом секторе произведено 27,3% валовой добавленной стоимости страны. И хотя в 1997 г. этот показатель сократился до 22,4%, в 1998 г. произошел рост до 25,4%, с тем чтобы в 1999 г. восстановить прежние позиции на уровне 27,3%, которые сохраняются до сих пор.

Таблица 1

Классификация малых и средних предприятий по секторам и экономической активности
в 2002 г.
Экономические секторы Всего МСП до 10 11 - 50 51 - 100
количество %количество %количество %количество %
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 7,9863,39 5,6942,59 1,93214,89 36014,26
Добывающая промышленность142 0,0688 0,0436 0,2818 0,71
Перерабатывающая промышленность 28,3812,06 23,76110,81 3,57827,58 1,04241,25
Производство и реализация электроэнергии, газа и воды 1040,04 660,03 250,19 130,52
Строительство8,959 3,817,388 3,361,275 9,83296 11,74
Услуги189,811 80,64182,888 83,176,127 47,23796 31,52
Всего235,384 100219,886 10012,973 1002,525 100

Таблица 2

Участие предприятий в создании валовой добавленной стоимости в 1996 - 2002 гг., %
Размер фирм19961997 19981999 2000 20012002
Микрофирмы9,816,44 9,089,169,06 8,978,87
Малые фирмы11,379,56 9,9410,9810,87 10,7610,65
Средние фирмы6,116,40 6,367,187,58 8,008,44
Фирмы с числом занятых от 101 до 250 человек11,04 12,2612,2112,10 12,4812,8613,26
Большие фирмы61,6765,34 62,4360,4059,98 59,5759,16
Всего100100 100100100 100100

Трудно переоценить достижения малых и средних предприятий в создании рабочих мест и сокращении уровня безработицы как в региональном, так и в национальном масштабе. В этом секторе занято около 1 млн человек, которые производят товаров и услуг более чем на 16 млрд евро. На деле это означает благополучную жизнь работников этих фирм, а следовательно, и стабильность в обществе.

Роль бизнеса в импорте и экспорте Болгарии в 1996-2002 гг.
Секторы Микрофирмы Малые фирмы Средние фирмы Фирмы с числом занятых от 101 до 250 человекКрупные фирмы
Экспорт
1996
Всего 22,0 12,5 3,5 6,8 55,3
Общественный 15,6 0,4 0,9 3,4 79,8
Частный 33,1 33,6 7,8 12,6 12,9
1997
Всего 11,4 14,0 3,3 10,9 60,5
Общественный 0,4 7,8 0,5 2,0 89,3
Частный 23,5 20,7 6,5 20,7 28,7
1998
Всего 15,1 17,7 5,7 11,4 50,1
Общественный 0,4 8,0 1,2 1,7 88,7
Частный 23,3 23,1 8,2 16,7 28,7
1999
Всего 16,3 19,1 6,5 11,6 46,5
Общественный 0,0 8,2 1,3 2,5 88,0
Частный 23,5 23,8 9,8 15,0 27,9
2000
Всего 16,7 18,5 4,4 10,8 49,6
Общественный 0,0 7,0 2,1 2,9 88,0
Частный 23,8 21,1 8,5 14,3 32,3
2001
Всего 16,9 19,0 4,7 13,5 45,9
Общественный 0,0 8,1 2,2 4,2 85,1
Частный 24,0 23,8 10,2 13,3 28,7
2002
Всего 18,2 19,8 6,7 14,8 40,5
Общественный 0,0 8,8 3,3 6,7 81,2
Частный 25,2 24,1 11,1 18,2 21,4

Внешнеторговая деятельность малого и среднего бизнеса


Существенную роль этот сектор предпринимательства играет во внешнеэкономических операциях. Данные табл. 3 показывают стабильное повышение их доли во внешнеторговом товарообмене страны.

Таблица 3

Секторы

Микрофирмы

Малые фирмы

Средние фирмы

Фирмы с числом занятых от 101 до 250 человек

Крупные фирмы

Импорт

1996

Всего

10,6

7,7

3,2

7,4

71,1

Общественный

0,1

1,1

1,1

6,1

91,7

Частный

37,1

24,2

8,6

10,9

19,3

1997

Всего

8,8

6,5

3,3

8,5

72,8

Общественный

0,1

1,6

0,7

5,0

92,6

Частный

19,6

12,6

6,6

12,9

48,4

1998

Всего

9,5

7,9

4,7

11,0

66,9

Общественный

0,1

1,1

2,8

3,9

92,2

Частный

16,1

12,6

6,1

16,0

49,2

1999

Всего

10,3

7,7

5,7

12,2

64,1

Общественный

0,4

1,0

3,5

4,9

90,2

Частный

17,7

13,1

8,2

17,0

44,0

2000

Всего

10,9

8,3

7,8

10,1

62,9

Общественный

0,1

0,7

4,8

4,8

89,6

Частный

17,0

15,1

10,4

17,3

40,2

2001

Всего

14,0

9,7

8,8

13,5

54,0

Общественный

0,0

1,3

4,7

6,0

88,0

Частный

18,6

18,6

11,1

19,1

32,6

2002

Всего

14,2

11,1

11,5

17,2

46,0

Общественный

0,0

1,4

6,2

7,5

84,9

Частный

21,1

19,2

14,3

18,7

26,7

Приведенные данные показывают, что в 1996-2002 гг. доля малого и среднего предпринимательства в области импорта выросла с 21,5 до 36,8%, или более чем на 15 пунктов, а в экспорте – с 38 до 44,7%, или на 6,7 пункта.

Важную роль малые и средние фирмы  продолжают играть в осуществлении внешнеэкономической деятельности, хотя их участие в этих операциях в 1996-2002 гг. несколько снизилась. Так, за этот период доля МСП в экспорте продукции и услуг, производимых в частном секторе, снизилась с 74,5 до 60,4%, а в импорте – с 69,9 до 54,6%. Это несоответствие между долей малого и среднего бизнеса в общем количестве экономических агентов, с одной стороны, и их ролью во внешнеэкономических операциях, особенно в сфере импорта, с другой, можно объяснить такими факторами, как:

монополия государства в области внешней торговли, особенно энергетических ресурсов, продукции добывающих отраслей и промышленности первого эшелона;

недостаточная конкурентоспособность на международном рынке товаров и услуг, производимых на малых и средних предприятиях, и незначительные их инновационные возможности;

незначительная поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства и муниципальных администраций при осуществлении им экспортно-импортных операций и выходе на внешние рынки.

Значение предприятий малого и среднего бизнеса во внешней торговле Болгарии оценивается не столь однозначно. Если в общем объеме болгарского экспорта их вклад относительно невелик – всего около 20%, то в объеме импорта он значительно выше – более 35%. Малые и средние фирмы активно участвуют в закупках за рубежом товаров, удовлетворяющих внутренний повседневный спрос. Их деятельность сосредоточена главным образом в сельском и гостиничном хозяйстве, торговле, строительстве.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что малый и средний бизнес имеет нереализованный потенциал в области расширения внешнеторгового обмена, а также их роль недооценена государственными структурами, в частности теми институтами, которые разрабатывают и осуществляют национальную торговую политику. На наш взгляд, это проявляется в отсутствии у малого и среднего бизнеса доступной информации о достигнутых торговых соглашениях, пригодной для использования. Необходимо также более полное  информационное обеспечение хозяйствующих субъектов целостной и исчерпывающей информацией о тарифных ставках, действующих в стране и налагаемых на болгарские товары при их вывозе за рубеж, с тем, чтобы предприниматели смогли воспользоваться возможностями преференциальной торговли.

Серьезную помощь малому и среднему предпринимательству в их экспортной деятельности могло бы оказать развитие свободных экономических зон, которые на основе налоговых и таможенных льгот могли бы содействовать привлечению иностранных капиталов и созданию новых рабочих мест. Мировой опыт показывает, что в настоящее время примерно 30% мирового товарообмена осуществляется в свободных экономических зонах. Они используются как важный инструмент национальной экономики для оптимизации торговой деятельности, поддержки регионального развития, улучшения инфраструктуры, совершенствования бизнес-климата, ускоренного трансферта технологий и ноу-хау, а также управленческого опыта, что в  свою очередь способствует укреплению и развитию малого и среднего предпринимательства.


Проблемы и перспективы малого бизнеса


Основные трудности малых и средних предприятий объясняются  их неоднородностью. В большинстве случаев это просто семейный бизнес, нацеленный на различные торговые операции в районе проживания работников фирмы, или новый вид предпринимательства, рассчитанный на заполнение возникшей производственной ниши в рыночном пространстве. Это, как правило, деятельность, не типичная для малых и средних фирм. На этой основе могут быть выделены  некоторые потенциальные преимущества и недостатки этого сектора предпринимательства.

Одно из основных преимуществ малых предприятий – их структурная организация и способность противостоять внешним обстоятельствам. Небольшое число работников, отсутствие бюрократической структуры, а также быстрая реорганизация производственного потенциала делают этот бизнес чрезвычайно устойчивым во время кризисов. Способность к быстрым и эффективным переменам в производственном аспекте, а также распределение бизнес-риска среди нескольких видов деятельности являются значительным фактором конкурентоспособности малого и среднего бизнеса.

Финансирование малых и средних предприятий в Болгарии – одна из основных предпосылок будущего развития болгарской экономики и достижения экономического роста.

В настоящее время серьезную поддержку малому и среднему предпринимательству оказывают Государственное агентство поддержки малых и средних предприятий1, а также ряд неправительственных организаций, выполняющих функции работодателя, наиболее крупные из которых Болгарская хозяйственная палата и Болгарская торгово-промышленная палата. Деятельность этих институтов направлена на ознакомление малых и средних предприятий с возможностями по финансированию их бизнеса, а также информирование о критериях и условиях кредитования по конкретным национальным и международным программам или кредитным линиям, предоставленным Болгарии.

Малым и средним предприятиям оказывается консультативная и методическая помощь при подготовке бизнес-планов и таким образом облегчается их доступ к источникам финансирования. При этом бизнес-план должен отражать:

информационную карту МСП, которая должна содержать сведения об организационной структуре и юридическом статусе предприятия, структуре управления и персонала, отраслевой ориентации и рыночной позиции;

финансово-экономическую информацию о состоянии МСП, обоснованную данными об активах предприятия и их структуре, собственных и привлеченных средствах;

сущность и цели проекта, которые намечено достичь в ходе его реализации, и рыночная стратегия фирмы в долгосрочном плане;

оценку доходности проекта на базе эффективности собственных и привлеченных средств и кредитного ресурса, а также доказанную корректность и платежеспособность;

вклад проекта в развитие региональной или местной инфраструктуры и охрану окружающей среды;

возможности для трансферта и внедрения новых технологий.

Проекты малых и средних предприятий финансируются за счет средств по различным кредитным линиям, программам и источников, роль которых выполняет единственный государственный банк Болгарии – Банк поддержки предпринимательства, который учрежден в 1999 г. Основным акционером этого кредитного учреждения является государство, представленное Министерством финансов. В соответствии с принятым в сентябре 1999 г. Законом о малых и средних предприятиях банк кредитует только малые и средние предприятия. С этой целью он выдает инвестиционные кредиты действующим и вновь созданным или приватизированным фирмам и компаниям, которые нуждаются в среднесрочном или долгосрочном финансировании. Кредитные линии банка открываются для оплаты приобретенной земли и сооружений, машин, оборудования и транспортных средств; нематериальных активов в виде лицензий и патентов; развития импорта и других нужд. Кредиты банка обеспечивают до 75% стоимости инвестиционного проекта, а остальная часть должна быть оплачена за счет собственных средств предприятия. Кредиты предоставляются со сроком погашения от 1 до 7 лет, при этом выплата первого транша по займу может быть отодвинута на два года. Максимальный размер кредита – 500 тыс. евро, который может быть выдан как в болгарских левах, так и в евро или долларах США.

Банк осуществляет кредитную деятельность в тесном сотрудничестве с Агентством поддержки малых и средних предприятий, Торговой ассоциацией предпринимателей, региональными агентствами экономического развития и другими неправительственными организациями.

Для расширения возможностей по финансированию малых и средних предприятий, в том числе вновь созданных, должны быть приняты следующие меры:

необходимо создать внебанковские кредитные институты, союзы (общества) для взаимного кредитования,  кредитные кассы взаимопомощи, предоставляющие кредиты на реализацию инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса;

сформировать действенный механизм государственных гарантий, обеспечивающий распределение риска между государством, кредитными организациями и МСП; апробация подобного механизма может быть осуществлена на отдельных пилотных проектах с последующим анализом их эффективности и подготовкой предложений о введении оправдавших себя моделей по всей стране;

предоставить преференциальные льготные проценты на кредиты, выдаваемые определенным субъектам малого и среднего бизнеса, работающим над инвестиционными проектами;

разработать и ввести в действие типовую схему финансовой аренды (лизинга) для МСП;

привлечь в МСП внебюджетные финансовые ресурсы;

создать организационно-правовые условия для развития в секторе МСП рискового (венчурного) финансирования инновационных проектов;

учредить систему специальных организаций (кредитных и рейтинговых агентств) для формирования и сохранения архива кредитных историй предприятий, включая малый и средний бизнес, упрощения процедуры доступа предпринимателей к кредитам торговых банков.

Государство может взять на вооружение и другие формы и методы финансовой поддержки и стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса. Так, например,  государственный банк поддержки малого и среднего предпринимательства, ограничившись лишь выплатой налогов, но не дивидендов, мог бы чистую прибыль направлять на финансирование МСП. Существенную помощь в развитии в этом секторе наукоемких производств могут оказать целевые инвестиции, связанные с финансированием ноу-хау, внедрением высоких и информационных технологий.

По примеру Германии правительство Болгарии могло бы организовать консультационные фонды, через которые также могут выделяться средства малому и среднему предпринимательству.

В числе других организационных мер государство могло бы использовать:

прямое финансирование этих предприятий путем поддержки 50% необходимых инвестиций; одна половина этих средств может быть получена за счет снижения налоговых ставок, а другая восстановлена из фондов государства;

косвенное финансирование путем низких налоговых  ставок и амортизационных отчислений;

бухгалтерский учет за счет  введения льготных тарифов; потери государства от снижения ставок способны компенсировать средства консультационных фондов;

поддержку МСП путем выделения кредитов под более низкий процент, например под 5% годовых, со сроком погашения 10 лет, включающим начало возврата займа не менее чем через два года. В случае досрочного погашения долга проценты по обслуживанию кредита выплачиваются лишь за те годы, в течение которых предприятие пользовалось кредитом.

Серьезную помощь государство может оказать молодым людям, желающим заняться малым бизнесом. В частности, их следует поддержать в организации собственных фирм. Полезно также сформировать сеть бизнес-инкубаторов для малого и среднего предпринимательства, где начинающие бизнесмены могли бы получить необходимую консультацию по работе с банками, поиску и оформлению кредитов.

Государство должно также поощрять инвестиции, направляемые на охрану окружающей среды, в частности, снизить процентные ставки на кредиты, направляемые на очистку воды и воздуха, переработку отходов и т.д. Подобные же льготы должны быть предоставлены предприятиям, занятым научно-исследовательскими разработками, начиная от создания новых продуктов до их выхода на рынок. Нам представляется, что в этом случае кредиты должны выдаваться под 5% годовых и со сроком погашения 10 лет. Причем размер кредита может достигать 10 млн левов.

Важная роль принадлежит государству и в поддержке фирм, экспортирующих свои товары и услуги за рубеж. В этом случае малые и средние предприятия должны рассчитывать на гарантии правительства в организации экспорта, а также на помощь государственных институтов в получении необходимых консультаций и информации о странах, нуждающихся в их продуктах, а также о международных промышленных выставках и ярмарках.

* * *

Проведенный анализ значения малых и средних предприятий в развитии современной болгарской экономики дает основание выделить следующие важные тенденции и функции, выполняемые предприятиями этого сектора.

Первое. Малый и средний бизнес занимает существенное место в национальной экономике и имеет тенденцию к повышению своей роли в ряде макроэкономических показателей. В конце 2002 г. малые и средние предприятия составляли 99% общего количества предприятий, в этом секторе работает почти половина всех занятых работоспособных граждан, а сам он формирует около 50% доходов страны; в малом и среднем бизнесе совершается почти 50% болгарского товарооборота.

Второе. Предприятия малого и среднего бизнеса проявили себя как генераторы экономического роста. Заполняя рыночные ниши и удовлетворяя массовый потребительский спрос, они содействуют устойчивому развитию населенных пунктов. МСП оживляют экономику районов и населенных пунктов за счет введения в производственный процесс местных ресурсов. Они гибко и быстро приспосабливаются к меняющейся экономической среде и конъюнктуре рынка.

Третье. Малые и средние предприятия предоставляют услуги, облегчающие развитие бизнеса. Они могут с успехом выполнять роль поставщиков необходимых товаров, сырья и услуг для крупных предприятий и потребителей сегментированной продукции и услуг, благодаря чему могут не только участвовать в долговременных производственно-экономических связях крупных промышленных объединений, но и создавать собственные, характерные только для этого сектора хозяйственные сети.

Четвертое. МСП могут исполнять роль инкубатора при разработке и внедрении различных бизнес-идей для крупных предприятий, а при наличии необходимых средств и технологии превращаться в источник инновационных методов, поскольку обладают мобильностью и способностью быстро реагировать на перемены в спросе крупных предприятий.

Вышеперечисленное позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, насколько благоприятными и стимулирующими будут условия для функционирования МСП, настолько велики будут его вклад и ответственность за развитие отдельных отраслей индустрии, секторов и районов страны. Во-вторых, значение малых и средних предприятий и их структур в создании ВВП и добавочной стоимости будет определяться только величиной эффективности и рынков, в которые они будут включены. Определяющим фактором являются формирование и поддержка эффективных производственно-экономических связей, через которые их деятельность будет ориентирована на перспективных клиентов, потребительские группы и рынки, гарантирующие их развитие в условиях усиливающейся конкуренции как на внутреннем, так и внешнем рынках.


1Государственное агентство поддержки малых и средних предприятий учреждено в соответствии с Законом о малых и средних предприятиях, принятым Народным собранием Республики Болгария в сентябре 1999 г.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz