Теория управления
Управление культурным многообразием
требует смены парадигмыНИКОЛА ПЛЕСС консультант в области глобальных оценок и развития компании Warburg Dillon Read (США)
• Многонациональные компании
благодаря культурному многообразию имеют
высокий инновационный и творческий потенциал • Создание многонациональной организационной
культуры делает неизбежной переориентацию
управленческой установки с доминирования на
партнерство
Кадровая политика современных
многонациональных компаний должна базироваться
не только на уважении отдельной личности,
независимо от социального происхождения,
этнической и государственной принадлежности,
пола, возраста, вероисповедания и т.п., но и на
стимулировании культурного многообразия среди
персонала, где каждая личность имеет свой опыт
работы и ставит собственные цели на перспективу.
С увеличением количества таких корпораций все
большее значение приобретает
управление
многообразием.
Стремление уважать и укреплять культурное
многообразие на предприятии мотивируется не
только этическими, но и чисто рациональными
соображениями, прямым расчетом на успех. Он
приходит к тем компаниям, которые понимают, что
вызову соперников на динамичных глобальных
рынках, требующих постоянной инновационной и
творческой активности, организационной гибкости
и адаптационной способности, лучше всего
противостоять объединив опыт и знания членов
многонационального коллектива. Подобная стратегия становится мощным
мотивирующим инструментом, который может
значительно облегчить внедрение системы
управления культурным многообразием на
предприятии. Задача менеджмента заключается в
том, чтобы создать рамочные условия, в которых
предприятие могло бы жить и работать на
принципах уважения человеческого достоинства и
соблюдения прав человека, а также признания
людей разной культуры как равнодостойных
партнеров. Управление многообразием требует, с
одной стороны, признания ценности самого
феномена “многообразие”, а с другой -
готовности к “культурно- трансформационной”
работе, созданию и укреплению фирменной
культуры, стимулирующей имеющиеся различия. В условиях понимаемой таким образом
многонациональной организационной культуры
люди разных классов, национальностей, религий,
рас, пола и т.д. не должны ждать, пока смогут
адаптироваться к господствующей на предприятии
культуре. Последняя должна воспринимать и
оценивать их во всем многообразии и непохожести.
Необходимость смены парадигмы
Преобладающие в настоящее время понятия в
области управления и отношений между людьми,
которые можно определить как выражение культуры
доминирования, находятся в явном противоречии с
организационной культурой, ориентированной на
многообразие. Поэтому формирование новой
культуры делает неизбежной
смену
управленческой парадигмы,
переход от
культуры доминирования к реляционной культуре
партнерства. Рассмотрим ряд аргументов в
пользу такого перехода. Коммуникация.
В рамках мультикультурных
организаций склонный к поляризации западный
образ мышления (“хорошо - плохо”,
“истинно - ложно”, “выиграть - проиграть”
и т.п.) и вытекающая отсюда тенденция к обобщениям
ведут к универсализации такого мышления и оценке
других подходов “через западные очки”.
Вследствие этого, во-первых, другие точки зрения
и представления о реальности с трудом поддаются
пониманию и, во-вторых, мнения, отклоняющиеся от
господствующей логики (например, знания и
понятия, специфические для данной автохтонной
культуры), определяются как нечто чуждое, потому
что отличаются от западных стандартов, и
оцениваются как нечто более низкое. Это ведет к
тому, что все “чужое” игнорируется и
заглушается. Подобная маргинализация других
позиций противоречит политике
равноправия
различий,
идет вразрез с практикой
организаций, ориентированных на плюрализм
мнений. Творческий климат.
Реализации творческого
и инновационного потенциала препятствует
иерархическое понимание менеджмента. Логично
предположить, что управленческая культура, в
условиях которой руководителям отводится роль
думающих субъектов, а сотрудникам роль
исполняющих объектов, предоставляет своему
персоналу суженное поле для творческой работы и
генерации новаторских идей. На таком фоне даже
коллектив со сложившейся многонациональной
культурой вряд ли сможет реализовать свой
потенциал. Коллективный труд.
В иерархических
доминантных структурах групповая работа и
кооперация затруднительны. Во-первых, из-за
зависимости карьеры сотрудников от
иерархической вертикали и необходимости в
неявной форме профилировать работу в группах.
Во-вторых, здесь невозможна равновесомость
суждений сотрудников, так как мнение
привилегированного лица, обладающего большими
возможностями “протолкнуть” свою идею
(например, руководителя), как правило, доминирует
над взглядами подчиненных. Проблемные решения.
Тенденция к
универсализации одной точки зрения и вытекающие
отсюда конкурентные отношения выливаются в
бесконечные дискуссии. Складываются ситуации,
весьма далекие от тех, когда инновационные
решения проблем возникают как результат
конструктивного диалога на базе опыта
участников дискуссии. Гибкость.
Иерархические структуры с
линейными, направленными сверху вниз каналами
информации и отдачи приказаний затрудняют
открытую коммуникацию, а также быструю
циркуляцию информационных потоков. Тем самым
замедляется реакция на запросы клиентов и
требования рынка. Подход к человеческим
отношениям с позиций доминирования в сочетании с
явной фиксацией на собственном понимании
реальности и тенденцией к универсализации
видения проблем (так называемая
производственная слепота) наносят непоправимый
ущерб предприятию в плане адекватной и гибкой
реакции на требования и изменения внешней среды.
В результате теряются доверие и имидж, уходят
клиенты, снижается объем продаж.
Культурная трансформация: на пути к культуре партнерства
Создание многонациональной организационной
культуры на предприятии и использование
потенциала, обусловленного позитивным
отношением к плюрализму мнений, требует принятия
и активной реализации специального проекта. Речь
идет о радикальных переменах вплоть до признания
“другого” понимания действительности. При этом
на первом плане стоит ориентация процесса, а не
предварительно задаваемое содержание цели. Сроки осуществления подобных проектов
сознательно определяются нечетко. Это делается
для того, чтобы открыть конструкционное
пространство, в котором может быть налажена “
реляционная
работа”
в смысле построения отношений между
людьми, позволяющих использовать весь опыт во
всем его многообразии. Процесс может развиваться в двух направлениях:
во-первых, по пути создания коммуникативных
рамок, которые обеспечили бы партнерские
отношения в ходе обмена разнообразными мнениями,
а, во-вторых, по пути конструирования
рефлексивных рамок, гарантирующих разработку
общей базы взаимопонимания. Это в свою очередь
помогло бы построить фундамент для
межкультурного сотрудничества при едином
понимании действительности в условиях
многонациональной организационной культуры. Коммуникативная реляционная работа
В организациях с многонациональной культурой
сталкиваются люди разных культур. Каждая из них
представляет специфическое понимание
реальности с особыми ценностями, мифами,
образами, моделями отношений и пр. Подобная база
знаний и опыта наряду с потенциальными
преимуществами чревата проблемами понимания и
интеграции. Процесс коммуникации и отношений
должен быть построен так, чтобы исключить
бесконечные дискуссии. Поэтому организация
общения должна базироваться на следующих
принципах. Принцип взаимного уважения
требует
признания “других” (людей другой культуры, с
другими точками зрения), отличных от “своих”, но
равных им. Это означает, что внутри (и вне)
организации к другим культурам надо относиться с
уважением, что эти культуры со своим пониманием
действительности должны оцениваться как
равноправные, что их нельзя априорно исключать
из намечающихся дискуссий и что каждая культура
должна иметь возможность участвовать в
преобразовании действительности. Принцип взаимного доверия.
Предшествующий
принцип служит фундаментом, на котором в
результате кропотливой работы может быть
создана атмосфера взаимного доверия. Последнее
не возникает по приказу сверху, его нельзя
заранее спланировать, оно зарождается
постепенно в результате взаимных усилий. Это
своеобразный феномен: для достижения доверия
требуется масса времени, а разрушить его можно
мгновенно. Чтобы этого не случилось, доверие
требует к себе постоянного внимания. Принцип взаимопомощи.
Организация с
многонациональной культурой должна учитывать
все противоречивые мнения, даже признаваемые
ранее маргинальными; давать возможность
высказывать их; заботиться о том, чтобы они
излагались в ходе дискуссий; поощрять и
содействовать участию разных культур в текущих
процессах становления общефирменной культурной
действительности. Принцип взаимопонимания.
Любая культура в
составе многонациональной организационной
культуры не должна оставаться в изоляции. Каждую
следует вовлечь в общефирменные координационные
процессы, разработку общих целевых установок.
Поэтому коммуникативные процессы надо строить
так, чтобы каждая культурная группа могла
выразить свое мнение. Взаимная рефлексивная работа
В рамках процесса развития многообразной
культуры наряду с созданием партнерских условий
коммуникации большое значение имеет и
критическое осмысление, рефлексивное отношение
к культурному многообразию. Соответствующая
работа должна протекать в три этапа. На первом
необходимо осознанно подойти к
привилегированным и маргинальным голосам в
дискуссиях. На втором требуется осмыслить роль
принципиальных положений разных культур, на
которых базируются специфические модели
мышления и поведения. На третьем этапе на основе
уяснения представлений каждой культуры о
действительности следует договориться об общих
ориентирах межкультурного сотрудничества. В ходе реляционных переговоров речь не идет о
“выбивании” преимуществ себе и реализации
своего потенциала влияния на партнеров с позиции
силы. Вопрос стоит о том, чтобы в результате
взаимного и сознательного учета контекста
собственной культуры и культуры партнеров
выработать в дискуссионном порядке новые общие
соглашения и конвенции (например, как основу
многонациональной организационной культуры). С помощью подобных рефлексивных процессов
удается как минимум прояснить некоторые неявные,
сомнительные положения. В лучшем же случае
возникает возможность инициировать культурный
трансформационный процесс, результаты которого
выходят далеко за пределы отдельных культур и
часто приводят к созданию многонациональной
организационной культуры с широкой
перспективой. Подобный процесс должен
осуществляться с участием модераторов,
подготовленных в “реляционном” духе, которые
формируют коммуникативные рамки на принципах
признания, доверия, помощи, что позволяет
проводить партнерские дискуссии.
Исходная база управления культурным многообразием
Внедрение и закрепление партнерских принципов
формирования многонациональной культуры в
организации - задача, затрагивающая всех
сотрудников и все производственные функции.
Существует ряд исходных моментов управления
процессом на структурном, культурном и кадровом
уровнях. Мероприятия по институционализации
культурного многообразия
Принципы и директивы.
Предприятие должно
неуклонно следовать политике ориентации на
управление многообразием. В ходе
внутрифирменных дискуссий надо четко
конкретизировать содержание и практику
осуществления принципов этой политики с учетом
фирменных особенностей. Возможным результатом
дискуссий может стать выработка специфических
для предприятия директив управления
многообразием. Этический кодекс.
Поскольку проблематика
культурных различий тесно увязывается с
нормативно-этическими вопросами, то
представляется разумным скомбинировать
указанные директивы с общим этическим кодексом
фирмы. Такой кодекс приводится в соответствие с
хозяйственными правилами, специфические для
предприятия моральные принципы документально
закрепляются. Это позволяет его сотрудникам и
внешним группам интересов разбираться в
сложностях организационных приоритетов. Коммуникационный кодекс.
Структурное
определение рамочных условий и своего рода
“коммуникационный порядок” нужны для
стимулирования процесса формирования
симметричных коммуникационных отношений,
обеспечивающих равноправие партнеров в ходе
дебатов. В таком кодексе должны закрепляться
принципы проведения партнерских дискуссий,
определяться возможности участия в них, формы
коммуникации (слушания, выступления),
документально гарантироваться соответствующие
права и обязанности потенциальных участников. Комиссии по вопросам культурных различий.
Этот орган должен быть иерархически независимым
и состоять из представителей разных культур,
разбирающихся в вопросах этики и человеческих
отношений. В качестве независимого
совещательного звена комиссия может
поддерживать организаторов партнерских
дискуссий, давать консультации сотрудникам,
оказавшимся в затруднительном положении
этнического характера в силу культурных
особенностей или моральных убеждений, предавать
огласке замалчиваемые проблемы и находить
решения конфликтных ситуаций. Уполномоченный по вопросам культурных
различий.
Назначается руководством компании и
имеет при себе штат квалифицированных
работников, численность которых зависит от
размера компании и объема задач. Эти лица
занимаются текущей работой в области
установления партнерских отношений и
культурного развития, организуют и поддерживают
этот процесс, составляют отчеты о ходе его
реализации. Кроме того, сотрудники этого штата
привлекаются в качестве “нейтральных”
модераторов для разрешения зашедших в тупик
конфликтных ситуаций. В частности, они
организуют согласительные переговоры
конфликтующих сторон, а также выступают в роли
доверительных лиц, к которым работники могут
обращаться по сугубо личным делам
(дискриминация, сексуальные домогательства и
пр.). Точки соприкосновения в управлении
человеческими ресурсами
Главная задача управления персоналом с
ориентацией на культурное многообразие состоит
в том, чтобы последовательно вводить в
общефирменные административно-кадровые
подсистемы уже закрепившиеся и этически
обоснованные принципы партнерства и плюрализма.
При этом система стимулирования должна
строиться так, чтобы
партнерские и этически
обоснованные мероприятия непременно поощрялись.
Точки соприкосновения внедряемых принципов с
действующими фирменными структурами находятся в
следующих подсистемах кадрового менеджмента. Оплата труда и премирование.
В условиях
партнерского рабочего климата, когда большую
роль играет коллективный труд, системы
индивидуальной оплаты труда и премирования
оказываются контрпродуктивными. Индивидуальная
оплата провоцирует конкуренцию, затрудняет
подлинную кооперацию. В новой обстановке нужны
системы, которые бы стимулировали и
вознаграждали групповые, коллективные действия. Подбор и оценка кадров.
Необходимо
составление нового каталога критериев, которые
должны определяться с учетом партнерского
климата и соответственно использоваться. На этой
основе следует адаптировать старый и
конструировать новый инструментарий отбора
кадров и распознавания кадрового потенциала.
Чтобы создать предпосылки для стабильной работы
в условиях партнерства, требуются
трансформационные мероприятия также в системах
развития кадров, повышения квалификации,
планирования карьеры, развития семьи,
здравоохранения. В заключение еще раз подчеркнем, что культурное
многообразие должно превратиться в важный
фактор хозяйственной жизни многонациональных
компаний. Для использования преимуществ
многонациональной культуры необходим новый
климат, способствующий восприятию культурных
различий.
Статья публикуется с любезного
разрешения швейцарского издательства “Пауль
Хаупт”.
|