Главная Каталог
раздела Предыдущая
Оглавление Следующая Скачать в zip
Лобза Е.В.
Развитие
информационно-
коммуникативных
ресурсов
Поволжского региона
В конце XX века в результате усложнения обществен
ного поведения
увеличиваются информационные по
требности людей.
Информация превращается в массовый продукт. Растущую потребность в информации
начинают испытывать не только руководители, но и сотни миллионов граждан. Это
связано с децентрализацией (повышением степени свободы индивидуумов, групп и
регионов) современного общества, когда важнейшие решения о своем поведении
индивидуумы и организации принимают самостоятельно, независимо от центральной
власти. В этих условиях информация становится не просто сообщением, имеющим,
конкретное содержание, а экономической категорией. Она получает рыночную оценку
и перестает быть бесплатным товаром. Возникает информационный рынок, где
информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыли и
убытки.
Наблюдаемое в обществе неравномерное распределение
информации, ее неодинаковая доступность для различных индивидуумов, наличие
неценовых информационных сигналов приводят к тому, что одни индивидуумы
получают информационное преимущество перед другими, постепенно трансформируемое
в экономическое, социальное или политическое преимущество. Иначе говоря,
информационное неравенство ведет к социальному неравенству. Верно, конечно, и
обратное, однако в конце XX века первое направление стало более существенным,
чем второе.
Резко возросли технологические возможности получения,
передачи, хранения и использования информации во все возрастающих объемах.
Лидерство захватили информационные технологии, под которыми принято понимать
процессы сбора, обработки, анализа, хранения, передачи и получения информации
на основе сочетания применения компьютеров и телекоммуникационной техники,
передачи данных на расстоянии. Предпосылкой, создающей возможность растущего
использования информации в экономике, политике и. культуре, является создание
информационной среды общества, которая может быть понята в первом приближении
как информационное пространство (пространство, в котором распространяется
информация). Структура этого пространства выражает информационную
инфраструктуру общества: различные сети для передачи информации, систему
образования, науку, СМИ.
Особенностью современного этапа политического развития
страны является тенденция к расширению прав и ответственности регионов в
решении своих проблем. При этом необходимо учитывать различные уровни
общественно-политического и социально-экономического развития отдельных
территорий. В ходе реформ межрегиональная дифференциация возрастает. Глубина
спада промышленного производства по регионам России колеблется от 9 до 55 %.
Уровень денежных доходов населения по регионам различается в 6 раз, уровень
безработицы - почти в 501 .
В этой ситуации
направления информатизации и темпы ее осуществления должны существенно
дифференцироваться по территориям. Условием успешного внедрения новых
информационных технологий на территории региона является понимание важности
этих процессов местными властями. Когда регионы самостоятельно вырабатывают
инвестиционную политику, успех информатизации во многом определяется
деятельностью администрации. Поскольку финансирование программы информатизации
ложится главным образом на местные бюджеты, важным показателем является доля
региональных бюджетов в централизованных инвестициях. Эта доля велика в
индустриально развитых областях - Нижегородской, Волгоградской, а также в регионах
с наибольшей автономией - Татарстане и Башкортостане. Рассчитывать на
централизованное финансирование проектов информатизации регионам не приходится.
Федеральный бюджет обеспечивает приблизительно 15% инвестиций в целом по
России. Распределение финансовых ресурсов по регионам крайне субъективно.
Примерно 1/5 часть направляется в Центральный экономический район, из них
половина - в Москву. Предназначенные для федеральной инвестиционной поддержки
средства выделяются несвоевременно и не в полном объеме.
Развитие
информационно-коммуникативных ресурсов идет по двум направлениям: 1)
технологическому - развитие телекоммуникационной инфраструктуры, охват все
больших территорий, увеличение числа пользователей, улучшение каналов,
облегчение доступа и т.д. и 2) по пути создания собственно информационных
систем, баз и банков данных региональной экономической, коммерческой,
социально-политической информации, необходимой широкому кругу пользователей.
Процесс этот взаимосвязан, но в ограниченных рамках данной статьи мы рассмотрим
в основном второе направление. Еще сравнительно недавно в ряде регионов России
предпринимались усилия по созданию в качестве опорных центров региональной
информационной инфраструктуры информационно-аналитических организаций и фирм,
которые, как предполагалось, становились бы собственниками наиболее важных баз
и банков данных региональной экономической, коммерческой,
социально-политической, экологической информации и обеспечивали бы
пользователям доступ к ним на платной основе. Одним из вариантов создания
подобных информационных монополий было учреждение акционерных обществ, в
качестве учредителей которых выступали (российское законодательство это
позволяло) организации, отвечающие за создание (генерацию) и актуализацию
наиболее значимых баз и банков региональной информации, - областные Центры
занятости населения, Комитеты по управлению имуществом, Торгово-промышленные
палаты, территориальные управления статистики Госкомстата РФ, ведущие вузы,
коммерческие фирмы, работающие на рынке информационных услуг. При этом
подразумевалось, что информационные ресурсы будут передаваться в пользование
или собственность новорожденным фирмам в качестве взноса в уставный фонд. Как
показала практика, этот путь оказался проблематичным. Не решались вопросы
ведения и актуализации баз данных, а у их создателей (генераторов) не возникало
реальных экономических стимулов передавать свои информационные фонды без
надежды на доходы от их коммерческого использования. Поэтому через год-два
произошли изменения - в некоторых регионах (Ульяновская область) были созданы
региональные информационно-аналитические центры, в других произошло
акционирование информационных систем.
Для нас важно комплексно
рассмотреть процессы, происходящие в информационной сфере общества в России и в
Поволжском регионе (в основном на примере Саратовской области), в частности,
современные методы ее государственного регулирования, так как в этой области
государство еще не полностью определилось. Имеющиеся попытки создания концепций
информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само
пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми
коммерческими структурами.
Изучение
информационно-коммуникативных ресурсов Поволжского региона является
сравнительно новой проблемой. На сегодняшний день существует ограниченный круг
исследований, посвященных этой тематике. Это работы Егорова И.И., Волокитина
А.В., Чеченкиной Т.В., Терещенко С.С., Ворониной Т.П.2
Можно выделить следующие
направления исследований: анализ развития информационно-коммуникативных
ресурсов регионов Российской Федерации; социально-экономическое развитие
Поволжского региона как информационная проблема; региональные
информационно-аналитические центры: структура и задачи; региональные приоритеты
информатизации: методика оценки и результаты расчетов; проблемы разграничения
компетенции в сфере информатики между органами субъектов Федерации; информационные технологии в органах
государственной власти; проблемы формирования в Поволжском регионе рынка
информационных услуг.
Предпринятый нами анализ
юридических и политических директив, регламентирующих отношения в
информационной сфере; данных о среде поддержки инновационной деятельности (в
том числе в области информации); региональной компьютерной прессы - бюллетеня
«Софт Маркет Саратов», газет «Крыса» (Компьютерный рынок Саратова) и
«Компьютерные решения», журнала «Компас+»; рекламных проспектов, выставочных
каталогов; деятельности научно-технологического парка «Волга-техника»,
созданного в составе Саратовского государственного технического университета, и
выпускаемого им совместно с правительством Саратовской области журнала
«Инновационная деятельность»; а также работа в сети Internet с электронной
выставкой «SaratovInternetExpo» и c информационной системой «Волга-ИнфоМост»
позволили сделать некоторые практические выводы и рекомендации, которые, по
нашему мнению, могут быть интересны широкому кругу информационных работников
аналогичных служб в регионах и центральных ведомствах.
Экономика, производство,
социальная сфера Саратовской области по многим чертам сходны с другими
российскими регионами. Вместе с тем, ей были свойственны и отличительные
особенности: большой удельный вес производств с высоким уровнем развития
передовых технологий и наукоемких производств; мощный научный потенциал;
высокая доля предприятий, входящих в состав военно-промышленного комплекса,
требующего неотложной и ускоренной конверсии; широкое развитие
агропромышленного комплекса; наличие запасов природных топливно-энергетических
ресурсов; высокий уровень подготовки и квалификации инженерно-технических,
научно-педагогических кадров, тесно сотрудничавших с передовыми НИИ и вузами г.
Москвы; выпуск уникальных по отечественным и мировым стандартам видов продукции
промышленности; производство лучших в мире сортов твердой пшеницы и т.д.
В Саратовской области
необходимость инновационной деятельности, основанной на новых информационных
технологиях, проявляется острее, поскольку ранее Саратов, в котором проживает
большая часть населения региона, был крупным военно-промышленным центром, что
усложнило здесь социальные проблемы и требует их неотложного решения.
В комплексе вопросов,
регулирующих инновационную деятельность, одну часть составляют такие, которые
требуют решения на федеральном уровне. Но большая часть этих вопросов находится
в пределах полномочий местной власти и может быть решена в регионе. Закон «Об
инновациях и инновационной деятельности» разрабатывался как Закон Саратовской
области при отсутствии подобного на федеральном уровне. Закон принят на основании
Конституции и законов Российской Федерации, указов Президента и правовых актов
Саратовской области. Работа органов власти в Саратовской области по обеспечению
законодательной поддержки инновационной деятельности является первым в стране
опытом решения данной задачи.
Следует подробно
остановиться на участии Поволжского региона в «Программе поддержки малого
предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном
обслуживании высшей школы» (1993 - 1997 гг.).
Поволжский регион является
крупным экономическим регионом, в который входят Саратовская, Самарская,
Ульяновская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская области, республики
Татарстан и Калмыкия.
Здесь сосредоточено более
пятидесяти ВУЗов и ряд научно-исследовательских институтов, входящих в систему
Госкомвуза России. Спектр научных интересов работников ВУЗов Поволжского
региона достаточно широк. Он охватывает практически все направления
фундаментальной и прикладной науки. Это исследования по механике напряженно -
деформированного тела, динамике и прочности, физике твердого тела, прикладной
химии, биохимии, по машиноведению и технологии машиностроения, переработке
сельхозпродуктов, электронике, информатике и др.
Кроме того, Поволжский
регион обладает высоким образовательным потенциалом - в регионе в настоящее
время функционирует более 25 академий, классических и технических
университетов, в которых ведется подготовка научно-технических кадров.
В Поволжском регионе
ведутся работы по всем шести направлениям Программы:
I. «Инновационные проекты высшей школы»
II. «Новые экономические структуры высшей школы»
III. «Подготовка и переподготовка кадров
для научно-технического предпринимательства в высшей школе»
IV.«Информатизация и
телекоммуникационные сети наукоемкого бизнеса в высшей школе»
V. «Малое предпринимательство в высшей школе и
международное сотрудничество»
VI.«Нормативно-правовое
обеспечение малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и
научном обслуживании высшей школы»
Работы по Программе ведутся в Поволжском регионе с
1993 года. За этот период профинансировано 24 инновационных проекта, 12 из них
завершено. Произведено 93800 единиц наукоемкой продукции, реализовано - на
769083 тыс. рублей. В централизованный фонд поддержки программы перечислено
32000 тыс. рублей. Наиболее активное участие в работе по Программе в регионе
принимают ВУЗы:
¨ Самарский
государственный аэрокосмический университет - СамГАКУ
¨ Самарский
государственный технический университет - СамГТУ
¨ Саратовский
государственный технический университет - СГТУ
¨ Саратовский
государственный университет - СГУ
¨ Ульяновский
государственный технический университет - УлГТУ
¨ Казанский
государственный технологический университет - КГТУ
¨ Казанский
государственный технический университет - КГТУ им. Туполева
¨ Тольяттинский
политехнический институт - ТПИ
Саратовский государственный технический университет
был назначен Головным ВУЗом в регионе по IV направлению с начала 1996 года.
Главной целью работ направления является создание в Поволжском экономическом
регионе эффективной информационной сети и соответствующей инфраструктуры,
обеспечивающей реализацию научно-технической продукции вузов и их инновационных
структур.
Исполнителями и соисполнителями проектов в 1996 году
являлись 3 предприятия - НТП «Волга-техника» СГТУ (г. Саратов), НПП СГАУ
«Инновационный центр» (г. Самара), ВолгГАСА (г. Волгоград). В 1997 г. - 3
предприятия - НТП «Волга-техника», ПРИАЦ Информбизнес» СГТУ (соисполнитель) и
Поволжский филиал ЦСНТП ВШ (СамГАУ)
Основные работы ведутся по направлению:
- создание на базе СГТУ регионального
информационно-аналитического центра как узла глобальной информационной сети
Госкомвуза Российской Федерации и обеспечение доступа к нему всех
заинтересованных структур высшей школы и других организаций региона. В крупных
городах региона (Самара, Казань, Волгоград, Астрахань, Пенза) предполагается
открыть опорные узлы;
- создание информационных ресурсов по Программе в виде
баз данных по научно-техническим разработкам, структурам малого бизнеса,
инновационным проектам ВУЗов и коммерческим предложениям;
- автоматизация документооборота Программы на уровне
региональных потребностей с использованием новейших технологий, в частности, на
основе использования системы Lotes Notes;
- обеспечение межрегионального взаимодействия с
использованием полного перечня услуг глобальных сетей.
Результатом выполненной в 1996-97 годах работы
является создание и ввод в действие Регионального узла на базе СГТУ как части
информационной корпоративной сети Программы.
Структура аппаратно-программных средств РУ
интегрирована в информационно-коммуникационный узел СГТУ.WWW-сервер РУ. Адрес:
Web.sstu.runnet.ru. Вход на этот сервер возможен также через WWW-сервер СГТУ,
адрес которого: www.sstu.runnet.ru.
Организованы ссылки на WWW-серверы регионов:
Северо-Западного, Северного, Западно-Сибирского, Северо-Кавказского,
Центрального и Головной организации (Центр СРНТП г. Москва). Выход на серверы
других регионов осуществляется через Web-сервер Головной организации;
осуществлена сертификация серверов Lotus Notes c Северо-Западным (г.
Санкт-Петербург), Центральным (г. Иваново) регионом и с сервером Центра СРНТП
(г. Москва). Оперативная информация дискуссий по Lotus Notes реплицируется
через сервер в г. Санкт-Петербург, функционирует электронная почта. Адрес:
aea@star.sstu.runnet.ru
Все серверы функционируют в круглосуточном режиме.
На основе вычислительного центра СГТУ создан и
функционирует Поволжский региональный информационно-аналитический центр малого
бизнеса и инновационного предпринимательства3 . Его деятельность
направлена на разработку информационных ресурсов и поддержании в
актуализированном состоянии баз данных, создание телекоммуникаций,
обеспечивающих взаимодействие с другими регионами, организацию и функционирование
каналов доступа пользователей, рекламную деятельность инновационных проектов с
использованием новейших способов представления информации (мультимедиа и др.),
внедрение методов дистанционного обучения в образовательную деятельность
предпринимательских кадров.
В 1997 был подготовлен и
выпущен первый номер журнала «Инновационная деятельность», издаваемого НТП
«Волга-техника» совместно с правительством Саратовской области, подготовлена
электронная версия для WWW-сервера.
В настоящее время создана
первая очередь инфраструктуры региональной сети путем открытия двух опорных
узлов в г. Самаре и г. Волгограде. Реализованы ссылки на серверы г. Иваново, г.
Санкт-Петербурга, г. Ростова-на-Дону, г. Новгорода.
Развитие Центра позволит
инновационным структурам г. Саратова и области активно подключаться к
общероссийским государственным, региональным и областным программам поддержки
малого предпринимательства, структурной перестройки экономики; оперативно
внедрять и тиражировать выполненные научно-технические разработки, выходить со
своей наукоемкой продукцией на российский и внешний рынок; иметь выход в
мировое информационное пространство и оперативно получать новейшую
научно-техническую информацию; осуществлять оперативный обмен опытом путем
участия в телеконференциях, получения доступа к серверам новостей и др.
Поволжский региональный
центр новых информационных технологий (ПРЦ НИТ), являющийся Саратовским
филиалом ВУЗТЕЛЕКОМа, головной организации федеральной сети университетов
России RUNNet, обеспечивает функционирование федерального узла сети RUNNet и
обслуживание в первую очередь учреждений образования, науки, культуры, медицины4 .
Уникальной в своем роде не
только в Саратове, но и России является созданная Региональной комиссией по
ценным бумагам Правительства Саратовской области совместно с компанией INTERCOM
и Саратовским узлом сети RELCOM-INTERNET электронная информационная система
«Волга-ИнфоМост». Система содержит самые разнообразные данные о
Саратовской области и Поволжье, прежде всего, финансовую, фондовую и правовую
информацию, новости о жизни региона. Региональная информационная система «Волга
- ИнфоМост» ставит своей целью претворение в жизнь проекта Правительства о
раскрытии информации о Саратовской области через электронную информационную
систему.
Для реализации целей и
задач данного проекта организована сотовая структура системы, «ячейки» которой
заполняются профессиональными компаниями, занимающимися сбором, систематизацией
и анализом информации. Поставщики информации (в том числе и государственные
структуры), занимая одну из множества «ячеек» в системе, размещают в ней свой
информационный продукт. Готовые информационные продукты, размещенные в системе,
доступны клиентам через компьютерную сеть Internet. Техническую сторону проекта
обеспечивает компания INTERCOM.
Система делает прозрачными
финансовые операции и фондовые рынки. Она распространяется на Москву,
Санкт-Петербург, Саратов. Попытки создания подобных информационных систем были
предприняты в Казани, Волгограде, Ульяновске, но их существенный недостаток
заключается в том, что работают они в пассивных режимах. Абонентам рассылается
электронная газета, где векселя и котировка ценных бумаг идут друг за другом.
Выбрать нужную информацию сложно. Полностью исключена обратная связь с
потребителем. В Саратовской системе «Волга-Инфомост» собраны «разрозненные
страницы» в определенном тематическом порядке. На сегодняшний день в ней
имеются такие информационные подразделы, как например:
¨ Правительство
Саратовской области. Web - сервер Правительства Саратовской области.
¨ Оперативная
и аналитическая информация московских агентств. Ежедневные
информационно-аналитические сводки московских агентств «Ореанда» и
«Скейт-Пресс».
¨ Юридические
лица, профессионально работающие на рынке ценных бумаг. База содержит
информацию о предприятиях и организациях, выпускавших акции. Предоставлена
Финансовым управлением Правительства Саратовской области.
¨ Юридическая
информация. Раздел содержит правовые базы данных «Гарант» и «Кодекс».
¨ Рынок
недвижимости города Саратова. База содержит информацию ассоциации риэлторских
фирм Саратова по объектам недвижимости, выставленным на продажу.
¨ Информационная
система «Пилот». Информация о продуктах и услугах в Саратове.
¨ Информация
Нижневолжской Торгово-Промышленной палаты.
¨ Информация
фирмы «Регион-Волга».
¨ Информация
Саратовской фондовой биржи. Информация по сделкам. Внебиржевой рынок акций.
Котировки векселей.
¨ База
данных «Венгрия - ваш деловой партнер». Разнообразные материалы о бизнес
партнерах в Венгрии. Предоставлена фирмой NIK Kft, Венгрия.
В системе «Волга - ИнфоМост» присутствуют как платные,
так и бесплатные информационные разделы. Основными пользователями являются
властные структуры области и города, менеджеры банков, предприятия.
Финансирование проекта и поддержку оказало правительство области (60 млн.
руб.). Проект «электронные информационные системы» в Саратове начал свою работу
в мае 1996 года. В 1997 году система стала акционерным обществом. В перспективе предполагается ее расширить, в
первую очередь - включением в нее Поволжья, а потом и других российских
регионов.
Уникальность предоставляемой информации, а также
использование новейших технологий сети Internet делает систему «Волга-ИнфоМост»
единственной в своем роде не только в регионе, но и в России. Как координационный центр проекта, ОАО
«Волга-ИнфоМост» приглашает к сотрудничеству все заинтересованные стороны.
Правительство Саратовской области приняло решение
создать в сети Internet постоянно действующую выставку «SaratovInternetExpo»,
показывающую весь спектр выпускаемых предприятиями области товаров и услуг.
Губернатором области Аяцковым Д.Ф. подписано распоряжение от 14.04.97 № 486-р о
создании выставки в рамках правительственной информационной системы
«Волга-ИнфоМост», сопровождение электронной выставки поручено фирме «Время».
В оболочке информационной системы «Кодекс» в Саратове
создана база данных «Саратовское региональное законодательство». Содержание
базы представляет собой подборку нормативных актов (более 2000 документов),
принятых за период с 1992 года по настоящее время органами государственной
власти и местного самоуправления Саратовского региона. База данных включает в
себя нормативные документы, посвященные практике применения местных налогов и
особенностей бухгалтерского учета в Саратовском регионе, а также комментарии и
консультации ведущих специалистов (ученых и практиков), официальных органов
власти и управления по наиболее важным вопросам жизнедеятельности региона.
Архив «Саратовское региональное законодательство» включает в себя документы,
перешедшие в разряд недействующих, но необходимые в повседневной практике
работы предприятий.
База данных «Саратовское региональное
законодательство» - это возможность получать ответы на вопросы, касающиеся налогообложения,
финансовых льгот, лицензирования отдельных видов предпринимательской
деятельности; иметь доступ к документам, регулирующим вопросы распоряжения
объектами, находящимися в собственности области и города (аренды, купли -
продажи жилого и нежилого фондов и т. д.), землеустройства, строительства и
архитектуры, образования, здравоохранения.
Официальным представителем Правительства Саратовской
области, Саратовской областной Думы, Администрации города Саратова, Саратовской
городской Думы по созданию, ведению, сопровождению и распространению базы
данных «Саратовское региональное законодательство» является Международный
Интеллектуальный Центр «Уникласс». E-mail: uniclass@ uniclass.saratov.su; unicl@ mail. saratov.ru
Это лишь некоторые сведения по развитию
информационно-коммуникативных технологий в регионе.
Несмотря на тяжелое экономическое и социальное
положение России, тема воздействия ИТТ на общество заслуживает самого
пристального внимания, так как потенциальные возможности информационных и
телекоммуникационных технологий по выводу страны из кризиса очень велики.
Ключевое значение имеют децентрализация распространения и использования
информации и соблюдение демократических свобод. Последнее важно не только
политически, но и с информационной точки зрения, поскольку существует прямая
зависимость между степенью свободы граждан и организаций и эффективностью
использования большого числа релевантной информации.
Непосредственное воздействие ИТТ на общество
определяется политикой правительства, стратегией управления и людьми,
использующими информационные технологии. ИТТ, интенсифицируя использование
информации и знаний, создают предпосылки для социальной и хозяйственной
активности. Их развитие заставляет постоянно переучиваться и осваивать новое,
развивать такие личностные качества как способность делать выбор и искать
оптимальную стратегию, что в конечном итоге способствует экономическому
возрождению России.
Список
использованных источников
1.Агандеев Е.А.
Телекоммуникационные и информационные услуги в регионе // Инновационная
деятельность, 1997, № 1.
2.Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С., Черный
А.И. Инфосфера: информационные
структуры, системы и процессы в науке и обществе. - Москва.: ВИНИТИ, 1996.
3.Атоян В.Р. Развитие технопарка «Волга-техника» в
центр научно-инновационной деятельности Саратовской области // Инновации в
экономике региона. Доклады на областной научно-практической конференции,
Саратов, 1997.
4.Атоян В.Р. Опыт инновационного предпринимательства НТП
«Волга-техника» СГТУ // Инновационная деятельность, 1997, № 1.
5.Волокитин А.В., Чеченкина Т.В. Региональные приоритеты информатизации:
методика оценки и результаты расчетов // Научно-техническая информация. Серия
1. Организация и методика информационной работы. Москва, 1996, № 6.
6.Воронина Т.П.
Информационное общество: сущность, черты, проблемы. - Москва, 1995.
7.Воронина Т.П., Кашицын В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных
технологий. - Москва, 1995.
8.Экспонат // Газета о саратовских выставках. -
Саратов, 1998.
9.Компьютерные решения // Газета. - Саратов, 1998.
10.Егоров И.И.
Региональные информационно-аналитические центры: структура и задачи //
Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной
работы. - Москва, 1996, № 6.
11.Назаров С.В., Першиков В.И., Савинков В.М. и
др. Компьютерные технологии обработки
информации. - Москва: Финансы и статистика, 1995.
12.Официальный каталог. Бизнес-экскурс, 98. - Саратов,
1998.
13.Родионов И.И.
Мировой рынок информационных услуг: электронная, деловая и коммерческая
информация. Серия «Технология электронных коммутаций». - Том 13. - Москва,
1992.
14.Терещенко С.С.
Информационно-аналитическое обеспечение комплексных задач управления
регионом // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика
информационной работы. - Москва, 1997, № 5.
15.Терещенко С.С.
Информационная инфраструктура России // Научно-техническая информация.
Серия 1. Организация и методика информационной работы. - Москва, 1994, № 12.
16.Терещенко С.С.
Проектирование информационных структурно-сложных систем //
Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной
работы. - Москва, 1996, № 12.
17.Хаскина М.В.
Электронная публикация. - ЭИ Информатика, 1989, № 12.
18.Хургин В.М.
Информационное взаимодействие с региональными органами власти // Вестник
РОИВТ, ВИМИ, 1994, Выпуск 6.
19.Якубайтис Э.Я.
Открытые информационные сети. - Москва: Радио и связь, 1991.
При
написании работы использовались также следующие адреса в сети Internet:
20.http://www.saratov.ru
21.http://www.ssu.runnet.ru
22.http://www.sstu.runnet.ru
23.http://www.expo.saratov.ru
24.http://www.infomost.ru
25.http://www.intercom.ru
26.http://www.overta.ru
27.http://www.global-one.ru
28.http://www.renet.ru.
Примечания:
1 Волокитин А.В., Чеченкина Т.В. Региональные приоритеты информатизации:
методика оценки и результаты расчетов // Научно-техническая информация. Серия
1. Организация и методика информационной работы. - Москва, 1996, № 6. - С. 1.
2 Егоров И.И.
Региональные информационно-аналитические центры: структура и задачи //
Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной
работы. - Москва, 1996, № 6.; Волокитин А.В., Чеченкина Т.В. Региональные приоритеты информатизации:
методика оценки и результаты расчетов // Научно-техническая информация. Серия
1. Организация и методика информационной работы. - Москва, 1996, № 6.
3 Атоян В.Р.
Развитие технопарка «Волга-техника» в центр научно-инновационной
деятельности Саратовской области // Инновации в экономике региона. Доклады на
областной научно-практической конференции. - Саратов, 1997. - С. 173.
4 Агандеев Е..А.
Телекоммуникационные и информационные услуги в регионе // Инновационная
деятельность, 1997, № 1. - С. 60-61.
Главная Каталог
раздела Предыдущая
Оглавление Следующая Скачать в zip