Главная Каталог
раздела Предыдущая
Оглавление Следующая Скачать в zip
Хохмут У.
Налоговые основы
федерализма.
Фискальная политика
Обсуждая проблемы Поволжского регионализма в ме
ждународном
контексте, прежде всего следует поста
вить вопрос: есть ли
в России и Германии структуры для сравнения? Да, они есть. Это, прежде всего,
управление государством из Центра. Прямой перенос германского опыта на
российскую почву невозможен, т.к. слишком различны изначальные условия, однако
его изучение, безусловно, может принести пользу.
Остановимся на системе самоуправления в Германии. Она
имеет следующую структуру:
1. Местное самоуправление.
2. Область.
3. Федеральное государство.
Ядро федерализма – вопрос финансов и их распределения.
Три задачи, которые должен решить тот, кто занимается
проблемами фискальной политики, состоят в следующем:
1. Вопрос компетенции: необходимо четко понимать,
кто несет ответственность, например, за международные транспортные связи, за
развитие науки на местах и т.д.
2. Определение объема необходимых средств.
3. Решение проблемы, где взять эти средства.
Важнейшим принципом, на который можно опереться в
выполнения этих задач, является принцип субсидиарности. Он позволяет
решить проблему на самом низком - коммунальном уровне. Если это все же не
удается, то вопрос переносится на региональный, а затем федеральный уровень.
Рассмотрим некоторые примеры: дороги бывают местные, региональные и
национальные (международные); школы находятся в ведении общин, земля, на
которой строятся школы, - в ведении региона, единство школьных систем
определяет государство; канализацией занимаются коммунальные службы, при
необходимости подключается региональный уровень, а если речь идет об оборонном
комплексе, то и федеральный. При этом необходимо знать, какие деньги необходимо
дать различным уровням и кто за что несет ответственность.
Деньги между различными уровнями власти делятся
следующим образом. Все налоги собираются в единый котел. Распределение
осуществляется таким образом, чтобы происходило сглаживание различий в
экономическом развитии регионов страны, т.е. сильные поддерживают слабых.
Однако денег получит больше тот, кто больше сдал налогов. Таким образом, налоги
не остаются там, где они собираются, и поэтому самое главное - проанализировать
справедливость их распределения. То есть надо решить задачу ответственности и
компетенции. Должна существовать конституционная гарантия распределения
финансовых средств.
Что касается Германии, то здесь это происходит
следующим образом. На горизонтальном уровне богатые города помогают бедным
городам, богатые регионы бедным. На вертикальном уровне средства от налогов
распределяются по трем ступеням снизу вверх: муниципалитеты, региональная
власть, федеральная власть, и при этом осуществляется финансовое выравнивание.
В фискальной политике, как и в любой другой,
необходимо учитывать структурные и неструктурные различия. К структурным
относится, скажем, климат. Его невозможно изменить. Неструктурные, например,
экономическая политика государства, поддаются влияния и изменению, хотя это
требует определенных усилий, времени и желания. Над неструктурными различиями и
надо работать.
Нижний уровень в структуре самоуправления – это
коммуны, они существуют и в России, и в Германии. Не вполне ясно, однако, что
при этом является средним уровнем для России: область, республика, край? С
другой стороны, в России есть такие объединения как Кавказский регион,
Поволжский регион. Может быть это – объекты самоуправления?
Кроме того, в настоящее время происходит объединение
регионов на основе общих проблем, например, против строительства атомных
электростанций.
Россия нуждается в оптимизации конституционных
принципов, определяющих уровни самоуправления в стране. При этом главной
тенденцией развития регионов является стремление к экономической
самостоятельности через политическую независимость.
Главная Каталог
раздела Предыдущая
Оглавление Следующая Скачать в zip