Главная                       Предыдущая                        Оглавление                       Следующая                         Скачать в zip

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

  

РЕФЕРАТ

  

Костромская областная Дума –

законодательный (представительный) орган государственной власти Костромской области

 

 

Выполнила: студентка факультета переподготовки "Государственная и муниципальная служба"

Калинина Надежда Евгеньевна

Группа: 2П-1

Проверил:

Васильев А.А.

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2003г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

 

Введение. 2

Раздел 1. Общие сведения о законодательном (представительном) органе Костромской области - Костромской областной Думе. Структура Костромской областной Думы.. 4

Раздел 2. Работа  постоянных комиссий Костромской областной Думы. Функции, задачи, основные направления и методы работы.. 6

2.1. Комиссия по законодательству и местному самоуправлению.. 6

2.2.  Комиссия по бюджету, налогам, банкам и финансам. 8

2.3. Комиссия по экономической политике. 11

2.4. Комиссия по социальным вопросам. 12

2.5. Комиссия по Регламенту. 14

2.6. Комиссия по аграрной политике, природным ресурсам и экологии  15

Раздел 3. Контрольно-счётная палата. Задачи и функции. 17

Раздел 4. Обеспечение работы постоянных комиссий. 20

Костромской областной Думы.. 20

Список литературы.. 25

 

 Введение

 

     Свои представления о демократии люди связывают с собственной реальной возможностью влиять на законотворческий процесс, участвовать в управлении государством. Пусть не прямо, а косвенно, - через депутатов парламентов (законодательных собраний). Известный русский философ, историк, публицист Б.И.Чичерин писал: "Парламентское правление служит признаком зрелости народа". Выборы в парламент всегда порождают надежду. Демократическая форма правления – панацея от произвола, абсолютизма и тоталитаризма.

          Парламент в демократической стране играет особую и весьма непростую роль. Он не только разрабатывает законы, но и, принимая их, организует, регулирует жизнедеятельность людей, помогая преодолевать противоречия, сложившиеся в обществе.

          Создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности людей – главная задача деятельности любого парламента. Основной инструмент достижения этой цели – разработка и принятие законопроектов. В противном случае принятые законы будут мало действенны. Они или останутся на бумаге, или не выявленное и неснятое на парламентском уровне противоречие отзовётся рано или поздно грозными общественными потрясениями.

          Законодательство всегда было важным и эффективным инструментом государственного руководства обществом, затрагивающим, по существу, все основные сферы общества.

          Принятие в 1993 году новой Конституции Российской Федерации открыло широкую дорогу для законодательного закрепления новых для отечественного права положений, в том числе и применительно к субъектам Российской Федерации. Утверждение принципа разделения властей в качестве базового, фундаментального является залогом демократического развития регионов и всей России. Принцип разделение властей  реализуется в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, то есть речь идёт о разделении власти между исполнительной, законодательной и судебной ветвями (на всех уровнях) и о разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления сегодня являются определяющими в сфере строительства российского правового государства. Подчеркну, что проблему рационального разделения властей мы призваны рассматривать и как конституционную норму, и как проблему выработки согласия в обществе. Чем чётче функции каждой ветви власти, тем стабильнее жизнь в регионе.

            Одну из своих важнейших задач Дума Костромской области как раз и видит в создании правового поля для достижения политической и экономической  стабильности в области.

 

 


Раздел 1. Общие сведения о законодательном (представительном) органе Костромской области - Костромской областной Думе. Структура Костромской областной Думы

     

Костромская областная Дума является законодательным (представительным) органом государственной власти Костромской области.

Выборы в Костромскую областную Думу третьего созыва, состоялись 10  декабря 2000 года. В состав Думы избиралось 24 депутата. Однако в трех избирательных округах, образованных в городе Костроме, депутаты не были избраны. Двадцать один избранных депутатов составили областную Думу третьего созыва.

Четверо из них избраны вторично.

Большинство в областной составляют руководители предприятий, организаций (промышленность 1, сельское хозяйство – 2, дорожное хозяйство – 2, лесное хозяйство – 3, энергетика – 3, социальная сфера 1, предпринимательство – 2). Служащие в Думе представлены семью депутатами. Среди них два преподавателя высших учебных заведений. Не были избраны в Думу представители рабочих профессий (баллотировались двое), крестьян и фермеров (баллотировался один), студентов (баллотировался один), пенсионеров и неработающих (баллотировалось пять человек). Основной возрастной состав избранных депутатов составляет от 35 до 50 лет -  11 человек, девять депутатов имеют возраст от 51 до 60 лет, один депутат - менее 35 лет. Из восьми  баллотировавшихся избраны только пять женщин.

Председателем Костромской областной Думы  избран Ижицкий Валерий Петрович, 1951 года рождения, ранее работавший заместителем председателя областной Думы, являющийся секретарём областного комитета КПРФ. Заместителями председателя Думы избран назаров Юрий Павлович, 1937 года рождения, ранее работавший председателем постоянной комиссии по экономической политике Костромской областной Думы.

Главной задачей областной Думы третьего созыва являлось продолжение создания правовой основы экономического, социального и   политического   развития,   максимально   обеспечивающего стабильные условия жизни населения области.

Новый депутатский корпус, благодаря наработкам предыдущего созыва, без колебаний и раскачки приступил к законотворческой деятельности.

             Эффективность работы Думы напрямую зависит от работы её постоянных комиссий. На постоянные комиссии возложена обязанность ведения законотворческой работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Думы, содействия проведению в жизнь законодательства области и Российской Федерации. Постоянные комиссии призваны своей работой во время заседаний Думы и в период между заседаниями, способствовать постоянной и плодотворной  деятельности областного парламента как законодательного (представительного) органа государственной власти области.

Областная Дума сформировала 6 постоянных комиссий:

-  по Регламенту (председатель Тележкина Т.В.);

- по  законотворчеству   и   местному  самоуправлению (председатель Шакелина С.П.);

- по бюджету, налогам, банкам и финансам (председатель Бычков А.И.);

- по    экономической    политике (председатель Рец Н.И.);

-         по социальным вопросам (председатель Переверзева И.В.);

-         по аграрной политике, природным ресурсам и экологии (председатель – Ямщикова В.Н.).

         Не отказываясь от опыта работы своих предшественников, Костромская областная Дума третьего созыва предоставила комиссиям боле широкие полномочия при подготовке вопросов для её заседаний.

Свою работу комиссии строят в основном по четырём направлениям:

1)     работа с федеральными органами власти и законодательными органами власти субъектов Российской Федерации;

2)     создание нормативно-правовой, законодательной базы Костромской области;

3)     контроль за исполнением нормативных правовых актов Костромской областной Думы, решений комитетов;

4)     работа с обращениями граждан, учреждений, организаций.

     Сегодня уже можно говорить о накопленном опыте использования различных форм работы по перечисленным направлениям. Среди них ставшие уже традиционными депутатские слушания, рабочие совещания и другие формы. Например, при подготовке законопроектов комиссии постоянно организуют обсуждение проектов в избирательных округах, в трудовых коллективах и в средствах массовой информации, проводят "круглые столы" с участием разработчиков и специалистов-экспертов.

Большой процент законопроектов проходит подготовку в рабочих группах, членами которых являются как явные сторонники конкретных законопроектов, так и лица, чьё отношение к будущему закону отличается от позиции разработчиков.

Законотворческая деятельность Костромской областной Думы велась на основе квартальных планов законодательной работы. Эти планы формировались по предложениям главы администрации области, постоянных комиссий областной Думы, других субъектов законодательной инициативы в областной Думе.

 

 

 

Раздел 2. Работа  постоянных комиссий Костромской областной Думы. Функции, задачи, основные направления и методы работы

  

2.1. Комиссия по законодательству и местному самоуправлению

Комиссия по законодательству и местному самоуправлению продолжала совершенствовать работу по реализации задач и функций на основе Устава (Основного закона) Костромской области, Закона области "О Костромской областной Думе", "Регламента Костромской областной Думы",  "Положения о постоянной   комиссии   по   законодательству   и   местному самоуправлению  Костромской  областной  Думы"  в  рамках компетенции:

- по проведению ключевых направлений законотворческой деятельности;

- по осуществлению контрольных функций;

- по изучению законодательного регулирования;

- по изучению, обобщению и внедрению опыта деятельности органов местного самоуправления;

по проведению депутатских слушаний по проблемам регионального законодательства;

по оказанию организационно-методической помощи представительным органам местного самоуправления;

- по рассмотрению других вопросов.

За истекший период проведено более 70 заседаний комиссии. Принято более 400 решений, из них 96 о законах и нормативных правовых актах.

Продолжая добрые традиции  за два года принято уже более 20 законов, имеющих большую социальную значимость. Например, законы «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Костромской области и государственные должности государственной службы Костромской области», «О внесении изменений в Закон Костромской области «О доплате к государственной пенсии руководителям сельскохозяйственных предприятий, имеющим особые заслуги перед Костромской областью», «О доплате к государственной пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Костромской областью»,

Важным направлением деятельности комиссии является дальнейшее формирование областной судебной власти, начиная с низшего звена – народных заседателей, мировых судей и заканчивая судьями областного суда и Арбитражного суда области.

В Костромской областной Думе был разработан и одним из первых в России принят Закон области «О мировых судьях в Костромской области». Образовано 35 округов мировых судей. Назначены: председатели народных судов, судьи судов общей юрисдикции, мировые судьи, народные заседатели районных судов, народные заседатели областного суда и Верховного Суда Российской Федерации.

В законотворческом процессе значительна роль постоянно действующей рабочей группы, которая состоит из представителей областной прокуратуры, управления юстиции, областной избирательной комиссии, правовых управлений администрации и областной Думы, известных в области правоведов.

Понимая значимость представительных органов на муниципальном уровне, комиссия регулярно проводит учебу депутатов городских дум, районных собраний депутатов по основам депутатской деятельности, делопроизводства. Важным элементом в этой работе комиссия считает процесс формирования законодательной инициативы муниципальным образованием.

Эта форма работы представляется особо значимой, ибо она дает толчок к пониманию сущности проблем «глубинки», к умению сформулировать потребность в изменении федерального или областного законодательства для удовлетворения нужд населения городов и районов области. Так, например, собрание Антроповского района нашло выход из ситуации, сложившейся в силу нехватки жилья для молодых семей: инициировало идею отпускать лес на строительство домов по более низким ценам либо в кредит.

Важным моментом в работе является подготовка и проведение съездов депутатов представительных органов Костромской области, а также создание координирующего, консультативного органа – Совета Союза. На съездах поднимаются наиболее острые проблемы муниципальных образований, определяются пути их разрешения, обобщается опыт работы представительных органов региона.

Комиссия активно участвует в законотворческом процессе и на федеральном уровне. Были подготовлены и рассмотрены на заседании областной Думы, а затем направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации такие законопроекты, как: о внесении изменений и дополнений в законы "О ветеранах", "О статусе военнослужащих", "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в части доплаты к пенсиям вдовам погибших воинов во время войн с Финляндией и Японией), "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части усиления гарантий деятельности депутатов выборных органов местного самоуправления).

Однако, к законодательным инициативам в Государственной Думе относятся, мягко говоря, сдержанно. Под разными предлогами стараются их либо отклонить, либо модернизировать и выдать за свои.

Комиссия инициировала 14 обращений в Правительство Российской Федерации, к Президенту Российской Федерации по проблемам защиты интересов ветеранов, детей, инвалидов, защите интересов образования, культуры, здравоохранения, отечественных товаропроизводителей.

Большая работа была проведена по правовой экспертизе действующего законодательства области. Все законы были приведены в соответствие с федеральным законодательством, отредактированы и изложены в новой редакции. Они вошли в первый том Свода законов Костромской области.

Свод законов Костромской области стал настоящей книгой для работников органов государственной власти, судов, органов местного самоуправления, сельских администраций. Его используют в учебном процессе высшие, средние специальные учебные заведения и общеобразовательные школы. Готовится к изданию третий том указанного Свода законов.

 

2.2.  Комиссия по бюджету, налогам, банкам и финансам

В качестве важнейшего приоритета в работе  Думы третьего созыва стало продолжение совершенствования законодательной базы для развития экономики.

Обеспечение обоснованности законов и иных нормативных актов, то есть их соответствия реальным тенденциям развития общественных отношений, а также ресурсам общества остаётся одной из ключевых проблем законотворческой деятельности. Законодательство призвано развиваться исходя из научно обоснованного прогноза развития общественных отношений в тесной увязке с реальным экономическим и финансовым состоянием области, закреплённым законом о бюджете.

Поэтому основными направлениями деятельности комиссии являются:

- рассмотрение законов Костромской области об областном бюджете на соответствующий год, совершенствование бюджетного процесса в области;

-контроль  исполнения  областных  бюджетов,  анализ выполнения прогнозов социально-экономического развития области;

-рассмотрение вопросов, связанных с деятельностью внебюджетных фондов в области;

- анализ прогнозов социально-экономического развития области на соответствующий год;

- совершенствование налоговой системы Костромской области, оценка целесообразности предоставления налоговых льгот;

- оценка финансовых аспектов региональных отраслевых программ, содействие инвестиционному процессу

За истекший период проведено более 60 заседаний комиссии, в том числе 22 совместно с другими постоянными комиссиями Костромской областной Думы.

В ходе работы депутатами постоянной комиссии принято более 400 решений.

Важнейшим направлением деятельности было рассмотрение проектов законов области об областном бюджете на соответствующий год. В ходе работы особое внимание уделяется проблемам увеличения доходов областного бюджета и сокращения его дефицита, роста поступления налоговых доходов в денежной форме, снижения недоимки   в   бюджеты   всех   уровней,   совершенствования межбюджетных отношений, исполнения социальных федеральных законов, проблемы объема и структуры государственного долга области и расходов на его обслуживание и другие. При рассмотрении законопроектов   об   областных   бюджетах   в   комиссии аккумулировались и учитывались в дальнейшей работе предложения и замечания к данным законам, поступающие от глав самоуправления муниципальных образований области, общественных организаций, хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и других субъектов.

Постоянная  комиссия  принимает активное  участие  в законопроектной работе по совершенствованию бюджетного процесса в области. Так, в 2002 году по инициативе председателя комиссии разработан законопроект "О порядке внесения, рассмотрения и принятия областного закона "Об областном бюджете на 200023од" и о порядке внесения изменений и дополнений в областной бюджет", последующее принятие которого позволило существенно повысить эффективность бюджетного процесса. В 2002 году комиссия работала над законами области "О бюджетной классификации Костромской области" и "О порядке внесения, рассмотрения и принятия закона Костромской области "Об областном бюджете на 2002 год", внесения в него изменений и дополнений." В целом, с учетом рассмотрения законопроектов о внесении изменений и дополнений в областной бюджет, депутатами комиссии в сфере бюджетного законодательства принято 41 решение.

На   заседаниях   постоянной   комиссии   систематически отслеживается ход исполнения областных бюджетов и прогнозов социально-экономического    развития    области,  а  также соответствующих постановлений областной Думы.0бщее количество принятых решений по данной группе вопросов составило 28.

Кроме  вопросов  об  областных  бюджетах   в  сфере государственных финансов постоянной комиссией рассматривались вопросы деятельности в области внебюджетных фондов (дорожный фонд  Костромской  области,  Костромской  областной  фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации по Костромской области, Костромское   региональное   отделение   фонда   социального страхования, Костромское региональное отделение пенсионного фонда Российской Федерации), как в форме анализа соответствующих бюджетов внебюджетных фондов, так в форме оценки их исполнения. В 2002 году бюджеты внебюджетных фондов утверждены в форме законов области. В целом по данному направлению работы принято 14 решений.

Одновременно с законопроектами об областных бюджетах ежегодно рассматривались связанные с ними вопросы о прогнозах социально-экономического развития Костромской области на соответствующий год. В ходе работы внимание акцентировалось на реализации   федеральной   целевой   программы   "Социально-экономическое развитие Костромской области до 2005 года", мероприятиях по увеличению загрузки производственных мощностей предприятий - крупнейших налогоплательщиков в области, реструктуризации кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов, сокращении задолженности предприятий по платежам в бюджет, борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции и других вoпpocax. По данной группе принято 8 решений. По инициативе комиссии в Костромской области в 2002 году принята программа социально-экономического развития Сусанинского района.

Одним из направлений деятельности комиссии являлось рассмотрение вопросов совершенствования налоговой системы области. Работа велась как в части разработки новых форм налогообложения (Закон области "О внесении изменений и дополнений в Закон Костромской области  «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Костромской области» и другие), так и совершенствования существующего налогового законодательства (Закон области «О внесении изменений и дополнений в Закон Костромской области "О дорожном фонде Костромской области» и другие). В целом по данной группе вопросов принято 55 решений.

Проводился анализ финансовых аспектов программ развития отдельных отраслей региональной экономики (программа развития автомобильных дорог общего пользования Костромской области на 1999-2010 годы, программа "Торф"). По региональным программам принято 8 решений.

На заседаниях комиссии рассматривались такие важнейшие для экономики нормативные правовые акты, как: законы области "Об управлении государственным имуществом Костромской области", "О государственной поддержке малого предпринимательства в Костромской области", "О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Костромской области", "О контрольно-счетной палате Костромской области", "О бюджете развития Костромской области", "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд Костромской области", а также положения "О порядке создания запасов (консервации) имущества предприятий и организаций, расположенных на территории Костромской области", "О залоговом фонде" и другие.

В целом за истекший период постоянной комиссией по бюджету, налогам, банкам и финансам подготовлено около 300 вопросов к заседаниям Костромской областной Думы.

Постоянной комиссией по бюджету, налогам, банкам и финансам совместно с комиссией по экономической политике депутатские слушания на темы:

- Мероприятия администрации Костромской области по сокращению     дефицита     областного     бюджета, предотвращению оттока денежных средств из области, ликвидации недоимки по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды;

- Об информации администрации области по обеспечению населения продуктами питания первой необходимости;

- Об обеспечении топливом предприятий теплоэнергетики области при прохождении осенне-зимнего максимума 2002-2003г.г.;

- О концепции формирования доходов областного бюджета и межбюджетных отношений в 2003 году;

- Об исполнении закона Костромской области "Об областном бюджете на 2002 год"

Комиссией по бюджету, налогам, банкам и финансам подготовлен ряд законодательных инициатив Костромской областной Думы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе инициатива по включению в виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, предприятий переработки, реализации древесины и продукции из нее с численностью работающих до 100 человек. Помимо этого, комиссией  поддерживается  связь с  бюджетным  комитетом Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации.

 

2.3. Комиссия по экономической политике

Всё больше вопросов становления и развития российского предпринимательства входит в число приоритетных задач. Вопросы становления и развития российского предпринимательства вышли на первый план и приобрели не только экономическую, но и политическую окраску. Поэтому необходимо определить реальные особенности российского предпринимательства, рассмотреть систему государственной поддержки, наметить направление совершенствования нормативно-правового обеспечения, то есть разработать правила игры для этого сектора экономики.

 Высокая инфляция, противоречивая налоговая политика, неразвитая рыночная инфраструктура, нестабильная финансовая система, отсутствие твёрдой правовой базы, тяжёлая криминальная обстановка, устранение государства от функций регулирования и поддержки вновь образованных предпринимательских структур – всё это накладывает определённый отпечаток на развитие предпринимательства в регионе. Такие важные функции предпринимательства, как осуществление прорыва по ряду направлений научно-технического прогресса, снижение социальной напряжённости путём формирования среднего класса, в нашем регионе пока не получили должного развития.

Поэтому постоянная комиссия по экономической политике  главной своей целью считает обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки, и прежде всего, включая, нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности, разработку целевых программ.

За период с ноября 2001 года постоянной комиссией по экономической политике и содействию товаропроизводителям подготовлено 26 заседаний, в том числе 19 совместно с комиссией по бюджету, налогам, банкам и финансам. Рассмотрено 188 вопросов, по которым принято 186 решений.

Решения принимались по отраслевым программам, по предоставлению налоговых льгот, по внебюджетным фондам, по инвестиционным проектам и другие.

Принимали непосредственное участие в разработке проектов законов:

- Об областных бюджетах на 2002 и 2003 годы;

- «О внесении изменений и дополнений в Закон Костромской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Костромской области»;

- "О внесении изменений и дополнений в Закон Костромской области от 09.12.98 г. № 33 "О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Костромской области";

- "О   передаче   органам   местного   самоуправления муниципальных   образований   Костромской   области полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции";

- "О Законе Костромской области "О внесении изменений и дополнений в закон области от 14.10.97 г. № 12-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Костромской области";

- "О внесении изменений и дополнений в Закон Костромской

области "О дорожном фонде Костромской области".

 Рассмотрены важные для экономики области вопросы:

- о   программе развития земельной реформы в Костромской области;

- о программе по развитию торфяной отрасли Костромской области на период до 2005 года;

- о программе энергосбережения в Костромской области на 2000-2005 годы;

- о состоянии дел в агропромышленном комплексе области и о развитии АПК в 2000-2005 г.г.;

- о состоянии дел в жилищно-коммунальном хозяйстве области и перспективах его развития до 2005 года;

- о программе развития автомобильных дорог Костромской области общего пользования на 1999-2010 г.г.;

- о состоянии дел по прохождению осенне-зимних максимумов 2002- 2003 г.г.;

- о прогнозе социально-экономического развития области на 2001 и 2002 годы и ходе их выполнения;

- о законах области об областных бюджетах на 2002 и 2003 годы;

- об установке телефонов инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим на территории Костромской области, и источниках финансирования указанных расходов.

В настоящее время, исходя из сложившейся социально-экономической ситуации, депутаты - члены постоянной комиссии направили свою деятельность на то, чтобы создать правовую основу для вывода аграрного сектора экономики из кризиса. Принят закон области "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд Костромской области".

 

2.4. Комиссия по социальным вопросам

Нельзя не отметить повышенное стремление депутатов постоянной комиссии по социальным вопросам отстаивать интересы детей, граждан, трудовых коллективов. Это объясняется тем обстоятельством, что темпы реформирования социальной сферы по-прежнему явно отстают от темпов реформирования экономики. Целый ряд неотложных социальных проблем ждёт законодательного решения. Причём необходимо одновременно решать две задачи – стратегическую, связанную с разработкой принципиально новых законодательных решений в социальной сфере, и тактическую, связанную с преодолением многочисленных существующих и постоянно возникающих негативных явлений. Среди основных социальных проблем нашей области главное место занимает проблема недопустимых масштабов бедности, где огромное количество населения с доходами ниже прожиточного минимума. Множество негативных проблем в сфере оплаты труда. Сейчас средняя заработная плата по области составляет 1619 рублей, что ниже по стране (2,2 тыс. руб.), а в образовании, здравоохранении, культуре в два раза меньше. Оплата труда перестала зависеть от количества и качества труда, а рабочая сила стала самым дешёвым товаром.

 Достигла опасных пределов безработица, они получают мизерное пособие, которое в большинстве случаев не обеспечивает им и их семьям даже уровень физиологического выживания.

Ситуация в области пенсионного обеспечения также характеризуется как кризисная. Что проявляется, прежде всего в низком уровне пенсий у многих пенсионеров, который не достигает даже прожиточного минимума.

Следует признать, что действующее законодательство не только не обеспечивает надлежащей государственной поддержки ветеранов, инвалидов и семей с детьми, но и повсеместно не реализуется в полном объёме из-за недостаточного финансирования. Забота о ветеранах пока не стала государственной политикой, о чём свидетельствует финансирование по остаточному принципу расходов на реализацию федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Анализ показывает, что большинство существующих проблем в социальной сфере, так или иначе нашли своё отражение в работе депутатов комиссии по социальным вопросам.

  Комиссией проведено 31 заседание и рассмотрено 113 вопросов. Но сложность принятия решений и законодательных актов заключалась в том, что это сопряжено с изысканием финансовых средств в нашем и без того скудном бюджете. И, тем не менее, были приняты такие важные законы, как:

-                      "О государственной поддержке детских и молодежных объединений";

- "Об улучшении пенсионного обеспечения инвалидов вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в период боевых действий в Республике Афганистан";

- "О гарантиях прав ребенка в Костромской области";

- "Об организации работы по опеке и попечительству в Костромской области";

- "О дополнительном материальном обеспечении многодетных матерей, родивших и воспитавших десять и более детей" (принят в первом чтении).

Утверждены:

-         областная целевая программа «Безопасное материнство»;

-         региональная   целевая   программа   "Культура Костромской области" до 2005 года и другие.

Решены вопросы:

-         о доплате к пенсиям Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, проживающим на территории Костромской области,

-         о стипендии Костромской областной Думы творчески одаренной молодежи;

-о  неотложных мерах по социальной защищенности малообеспеченных категорий населения области в 2002 году.

При постоянной комиссии образована рабочая группа по проблемам в социально-гуманитарной сфере, а в 1999 году постановлением областной Думы утвержден общественный Совет. На заседаниях  общественного  Совета  рассматривались  вопросы исполнения  ранее  принятых  законов  и  совершенствования законодательства области в социально-гуманитарной сфере.

Проведены депутатские слушания на тему: "О выполнении статьи 14 закона Костромской области "Об областном бюджете на 2002 год" в части обеспечения финансированием в полном объеме на питание детей, «О демографической ситуации в Костромской области».

 

2.5. Комиссия по Регламенту

Особое место в структуре Костромской областной Думы занимает  комиссия по Регламенту. Она образуется на срок полномочий Думы данного созыва. Её задача – подготовка и предварительное рассмотрение постановлений Костромской областной Думы по вопросам признания полномочий избранных депутатов. Кроме того, она вносит предложения по вопросам проведения выборов депутатов вместо выбывших, готовит заключения по вопросам, связанным с гарантиями депутатской деятельности.

Комиссия рассматривает вопросы, связанные с несоблюдением Регламента Костромской областной Думы и фактам несоблюдения депутатской этики.

Для обеспечения более эффективной деятельности комиссии в апреле 2002 года была образована рабочая группа по вопросам Регламента и депутатской этике.

По решению областной Думы рабочая группа разработала и представила на утверждение «Правила депутатской этики».

Этот документ должен закрепить основные нормы поведения депутатов Костромской областной Думы при осуществлении своих полномочий в соответствии с Уставом Костромской области и Законом «О статусе идепутата Костромской областной Думы».

Специфика статуса депутата заключается в том, что ему постоянно приходится делать выбор между интересами страны, избирателей собственного округа, политическими интересами и личными. Кроме того, депутаты являются объектом пристального внимания средств массовой информации и общественности. Поэтому они постоянно заинтересованы в том, чтобы иметь свод правил поведения, который позволит им принимать верные решения и защитить себя от ложных обвинений.       

 Комиссия по Регламенты проверяет протесты, жалобы и заявления по результатам выборов в Костромскую областную Думу и даёт заключения на них, рассматривает вопросы, связанные с соответствием деятельности депутатов Закону Костромской области "О статусе депутата Костромской областной Думы».

При определении персонального состава комиссии по Регламенту  соблюдается принцип пропорционального представительства депутатских комиссий.

 

2.6. Комиссия по аграрной политике, природным ресурсам и экологии

Комиссия по аграрной политике, природным ресурсам и экологии впервые была образована депутатами третьего созыва. В прежних составах областной Думы эти вопросы находились в компетенции комиссии по экономической политике.

Сельское хозяйство области находится в глубоком кризисе – кредиторская задолженность превышает в 12 раз дебиторскую, свыше 30% пашни выведено из оборота и зарастает кустарником, более чем в 2 раза за последние 10 лет сократилось количество работающих в сельском хозяйстве, техника выходи из строя и совсем не обновляется.

Более 70% области покрыто лесам. Но несмотря на рубку леса, частичную его переработку в области и вывоз за ее пределы, лесопромышленный комплекс также находится в глубоком кризисе – кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 8 раз.

Демографическая ситуация в Костромской области удручающая, смертность превышает рождаемость более чем в два раза. Уровень онкозаболеваний почек и мочеполовой системы у детей и подростков, а также болезни крови превышают среднероссийские показатели, и это происходит в экологически чистом регионе, так сегодня характеризуется Костромская область.

Все это побудило депутатов создать постоянную комиссию, которая занялась бы изучением причин сложившейся ситуации, совершенствованием нормативной правовой базы, определением путей оптимизации деятельности АПК, деятельности по использованию и охране природных ресурсов. Необходимо было тщательно рассмотреть и отследить формирование и исполнение областного бюджета по направлениям агропромышленного комплекса, экологии и природным ресурсам.

Комиссия пришла к выводу, что улучшение положения в сельском хозяйстве возможно только с незамедлительным проведением реформ. А именно  создания агрофирм, холдингов. Возникла необходимость подготовить и принять закон «О лизинге» и заставить работать принятый закон о закупках сельскохозяйственной продукции и создания рыночного фонда.

По вопросам рационального использования и охраны природных ресурсов группой консультантов комиссии при поддержке государственно-правового управления областной Думы разработаны два законопроекта «О лесах городов и населенных пунктов Костромской области» и «О разграничении полномочий органов государственной власти Костромской области в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Костромской области».

Для взвешенного  и профессионального обсуждения разрабатываемых документов при комиссии создана рабочая группа, состоящая из представителей областной Думы, структурных подразделений областной администрации, федеральных территориальных служб, науки, общественных объединений.

Основными задачами комиссии являются разработка законодательства, которое способствовало  эффективной работе системы агропромышленного комплекса, улучшению социального положения сельского жителя, рациональному использованию природных ресурсов, их охране от загрязнения и истощения, повышению доходной части бюджета.

 

Раздел 3. Контрольно-счётная палата. Задачи и функции

 

Таким образом, если анализировать деятельность областной Думы третьего созыва за истекший период, то можно констатировать, что в целом рассмотрение внесенных на заседания Думы вопросов позволило принять:

законов областной Думы -85,

постановлений – 900,

правовых актов ненормативного характера – 240

В условиях интенсивной законотворческой деятельности Костромская областная Дума особую значимость приобретают контроль за их реализацией и практика применения, потому что, как бы ни были хороши принятые законы, без их исполнения не достигнуть желаемого результата.

В декабре 1998 года областной Думой была создана контрольно-счетная группа, которую возглавил Белов Сергей Иванович, и уже в апреле 1999 года она была реорганизована в контрольно-счетную палату.

В процессе реализации своих задач контрольно-счётная палата осуществляет экспертно-аналитическую, контрольную, информационную и иную деятельность. Осуществляется экспертиза проектов областного бюджета, областных программ, законов и иных нормативных правовых актов и документов, затрагивающих финансовые ресурсы области, анализируются допускаемые нарушения и отклонения в бюджетном процессе.  По материалам проверок палата подготавливает и вносит в Думу предложения по устранению вскрытых недостатков и нарушений, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом.

При создании контрольно-счетной палаты ее штат был утвержден в количестве 4 человек, и за короткий период времени была проведена значительная работа по ее становлению как органа финансового контроля областной Думы.

Сейчас в ее состав входит три аудиторских направления, осуществляющих контроль за исполнением доходной части областного бюджета на государственное управление, правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, областной фонд финансовой поддержки муниципальных образований.

Второе направление – это контроль за расходами областного бюджета на образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру и искусство, социальную политику, средства массовой информации, фонд обязательного медицинского страхования.

И, наконец, - расходы областного бюджета на промышленность, энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, охрану окружающей природной среды, транспорт, дорожное хозяйство, связи и информатику, развитие рыночной инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство, прочие расходы, капитальные вложения.

Контрольно-счетная палата свою деятельность осуществляет по годовому плату, утверждаемому областной Думой и включает экспертизу проектов областного бюджета, оперативный контроль и тематические проверки исполнения областного бюджета и использования бюджетных средств и областных бюджетных фондов, финансовую экспертизу проектов законов области и постановлений областной Думы, предусматривающих расходы за счет средств областного бюджета и влияющих на формирование и исполнение областного бюджета.

В 2002 году контрольно-счетной палатой осуществлено 25 экспертно-аналитических работ и 20 контрольных мероприятий, в ходе которых было охвачено 27 субъектов ведомственной структуры расходов областного бюджета, представляющих в резерве функциональной классификации более 40% общей суммы финансирования расходов из областного бюджета.

По результатам контрольных мероприятий в соответствии с Законом области «О контрольно-счетной палате Костромской областной Думы» подготовлено и направлено в адрес руководителей органов исполнительной власти, проверяемых организаций и учреждений 31 представление с конкретными предложениями по устранению недостатков и нарушений.

В областную Думу направлена 21 информация о результатах проведенных контрольных мероприятий.

Губернатору области направлено 11 информаций о выявленных контрольно-счетной палатой недостатков и нарушений в использовании средств областного бюджета с предложениями по совершенствованию бюджетного процесса в области.

Контрольными мероприятиями было охвачено 855,8 млн. рублей средств областного бюджета и 417,8 млн. рублей ссуд, кредитов и займов, полученных в областной бюджет.

По результатам проверок восстановлено средств областного бюджета в сумме 3,4 млн. рублей.

Результатами  контрольных действий палаты, как правило, являются информационные сообщения для государственных органов исполнительной и законодательной власти области. Никаких конкретных мер по отношению к нарушителям палата не принимает и не может принимать из-за своего статуса. Несмотря на выявление контрольно-счётной  палатой недостатков, а иногда  и нарушений законодательства в области финансов и предоставлении информации о них в органы государственной власти, ещё не часты случаи привлечения должностных лиц к ответственности, соответствующей нарушениям. Отсутствуют такие важные для контроля элементы, как обязательность исполнения для проверяемого субъекта предписания контролирующего органа и возможность непосредственного применения санкций за нарушения в области экономики и финансов. Это снижает эффективность и результативность контроля. Вот почему очень важно постоянно совершенствовать взаимодействие палаты с КРУ департамента финансов администрации Костромской области, КРУ Минфина Российской Федерации, прокуратурой и подразделениями налоговой службы. 

 

Но есть проблемы субъективного характера.

Создавая собственную нормативную правовую базу области, мы должны заботиться не только о принятии качественных законов, но и обеспечивать их безусловное исполнение. В связи с этим работникам судов и прокуратуры следует иметь в виду, что по мере развития областного законодательства перед ними встанут задачи по защите Устава и других областных законов.

Не умаляя роли федеральных правоохранительных органов в обеспечении исполнения законов, следует усилить работу такого областного контрольного органа как контрольно-счетная палата.

  


Раздел 4. Обеспечение работы постоянных комиссий

 Костромской областной Думы

 

Необходимо отметить, что в законодательных органах, где депутаты трудятся, как правило, не на постоянной основе (к ним относится и наша областная Дума), основная нагрузка по воплощению предложений депутатов в проекты законов и постановлений ложится на сотрудников аппарата.

Деятельность законодательного органа и его комиссий обеспе­чивает аппарат из 70 человек, который состоит из сотрудников структурных подразделений и специалистов комиссий. В соответствии со статьей 29 Устава области руководит работой аппарата, включая прием и увольнение работников, председатель Костромской областной Думы Ижицкий В.П.

Говоря о качественном составе работников, следует отметить, что все они имеют высшее образование, а каждый второй - юридиче­ское, экономическое или финансовое образование, 4 кандидата наук. За время работы в областной Думе 3 человека получили второе высшее обра­зование, 2 человека продолжают учиться в Волго-Вятской академии государственной службы по специальности "Государственное и муниципальное управ­ление".  Почти каждый третий имеет пяти­летний стаж работы на государственной службе.

Структура аппарата областной Думы негромостка, компактна: 3 отдела (общий, организационный, финансового учёта и отчётности), 4 сектора (протокольный, информационно-электронного обеспечения, по связям со СМИ и общественными организациями, корреспонденции и документооборота), государственно-правовое управление и специалисты комиссий.

Непосредственно из задач аппарата законодательного органа вытекают её функции, первоочередные из них – организационное и правовое обеспечение деятельности регионального парламента.

Организационная работа Думы достаточно многоплановая, постоянно трансформируется, в большинстве случаев требует оперативности – это и программы законодательной деятельности, варианты календаря рассмотрения вопросов, сводный план работы структур законодательного органа, перечень мероприятий, проводимых федеральными и местными органами власти и управления на очередной месяц, оргтехмероприятия по подготовке и проведению областной Думы, совета законодательного органа, график встреч  и отчётов перед избирателями,  наработки системы исполнения протокольных поручений, контроль за ходом реализации ранее принятых законов и постановлений, депутатских запросов,  обеспечение проведения совещаний, семинаров, согласительных комиссий, организация оповещения и явки участников "круглого стола", депутатских слушаний…

Что касается работы государственно-правового управления, то можно сказать, что ни одна  депутатская комиссия, рабочая группа, структурное подразделение областной Думы не обходится без его участия, помощи или рекомендации. Правовое  управление:

-участвует в подготовке законопроектов, разрабатываемых комиссиями, депутатами;

-осуществляет подготовку заключений на законопроекты, вносимые на рассмотрение Думы;

-осуществляет доработку текстов проектов правовых актов;

-подготавливает по поручению Думы, его председателя, комиссий Заключения на законопроекты, поступившие из Федерального Собрания, участвует в их рассмотрении;

-анализирует федеральное и региональное законодательство, вносит предложения  в комиссии по вопросам, имеющим особое значение для области;

-участвует в проведении экспертизы программ, разрабатываемых администрацией области и вносимых в областную Думу;

-осуществляет консультирование депутатов по правовым вопросам;

-осуществляет правовое обеспечение (обслуживание) проведения заседаний Думы, депутатских слушаний, заседаний комиссий Думы, даёт справки по соблюдению Регламента;

-обеспечивает представление интересов Думы в судах и прокуратуре;

-ведёт учёт и систематизацию законодательства Российской Федерации и законов Костромской области.

Вопросами делопроизводства и документационного обеспечения заняты специальные подразделения: протокольный сектор и сектор документооборота и корреспонденции.

Всего за 2001-2002 годы в сектор корреспонденции и документооборота областной Думы поступило более двенадцати тысяч письменных обращений.

Следует    отметить,    что    количество    поступившей корреспонденции с каждым годом увеличивается. По итогам первого созыва он составил более пяти тысяч, а во втором созыве количество обращений увеличилось в 3 раза.

Кроме того, на личных приемах к депутатам областной Думы, работающим на постоянной основе (6 человек), дополнительно обратилось более 3 тысяч   граждан.

Вопросы социальной защиты  населения, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, экономики занимают доминирующее место в этих обращениях. В Думу обращаются как отдельные  граждане, так и целые коллективы. Многие из них остро ставят вопросы о помощи предприятиям промышленности, находящимся в кризисном состоянии, помощи учебным заведениям, больницам.

В обращениях граждан превалируют проблемы пенсионного обеспечения и оказания материальной помощи. Как показывает анализ, в условиях перманентно текущих экономических реформ действительно самыми незащищенными в нашем обществе оказались старики и дети. Прожить на минимальную пенсию, которая намного меньше прожиточного минимума, невозможно. И люди идут с вопросами о доплате к пенсии, с возмущением по поводу несовершенства пенсионного законодательства, необоснованных, как они считают, отказов в присвоении звания "Ветеран труда" и так далее. Хотелось бы сразу отметить, что по вопросам, требующим законодательного регулирования, необходимые меры приняты. На основании инициатив законодательных органов власти регионов, в том числе Костромской областной Думы, внесены коррективы в Закон о пенсионном обеспечении. В частности, будет поэтапно вводиться ИКП.

Много нареканий содержится в письмах в связи с неисполнением отдельных положений Федерального закона "О ветеранах". Как следует из писем, образовалась огромная очередь по обеспечению жилой площадью инвалидов, участников Великой Отечественной войны, других категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечении транспортом, лекарствами.

 Резкие требования защитить от потери сбережений в результате августовского (1998 г.) банковского кризиса до сих пор звучат в обращениях.

Большая группа обращений в Думу связана с жилищными проблемами, в том числе по вопросам предоставления жилищных субсидий, установке телефона и льготной оплате абонентской платы за него, в том числе для семей, имеющих детей-инвалидов.

Значительная часть обращений в Думу – это вопросы деятельности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка. Рост преступности, увеличение числа наркоманов, недостатки в работе судов, прокуратуры, милиции – всё это беспокоит костромичей и жителей районов области.

Значительное количество почты было посвящено проблемам, связанным с налоговой политикой. После принятия Закона Костромской области "О едином налоге на вменённый доход…  " стали поступать письма с предложениями о совершенствовании этого Закона.

Имевшие место коллективные обращения касались улучшения транспортного обслуживания (жители Шунги, Стрельникова), необходимости принятия срочных мер к похитителям цветных металлов (садоводческое товарищество "Дубки"), ремонта жилых домов и так далее.

По территориальности наибольшее количество обращений граждан поступило от жителей г. Костромы, Шарьи и Мантурова, Костромского района, г. Галича, Волгореченска, Буя, Судиславля.

В целях формирования общественного мнения о деятельности областной Думы, ее постоянных комиссий, депутатов в средства массовой информации регулярно представляются материалы о мероприятиях, проводимых областной Думой.

При информационной и организационной помощи сектора по связям со средствами массовой информации систематически (1 раз в месяц) выходят телепрограмма "Думская панорама" и программа "Радиоканал областной Думы" ( студия "А"), регулярно тема думской деятельности и комментарии депутатов по общественно значимым проблемам звучат в программе областного радио "День за днем", "Де-юре" (Радио-71), "Вечерняя панорама" (ГТРК), информационных теле и радиовыпусках областных и городских вещательных компаний.

Деятельность  законодательного  собрания  своевременно освещается в печатных изданиях - областных, городских и районных газетах.

По желанию депутатов в Думе организовывались пресс-конференции по тем или иным проблемам законотворческой деятельности, вопросам, затрагивающим интересы жителей области.

В последние два года в порядке информационного обеспечения налажена связь с законодательными структурами государственной власти 26 регионов, с которыми ведется обмен сборниками наиболее важных   нормативных   документов,   выпускаемых   этими законодательными структурами.

С  целью обмена опытом  и изучения деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации депутаты и работники аппарата принимали руководителей аппаратов и работников    правовых    служб    законодательных    органов государственной власти Вологодской, Ивановской, Ярославской областей.

Организованы поездки в г. Иванове с целью изучения опыта реализации программы государственных гарантий по обеспечению граждан Ивановской области медицинской помощью и дальнейшего развития обязательного медицинского страхования в Ивановской области.

Стало хорошей традицией проведение в Дворянском собрании торжественной   церемонии   награждения   юных   дарований, посвященной Международному дню защиты детей.

Продолжается подготовки и переподготовки кадров аппарата областной Думы.

Так, в соответствии с требованиями Закона Костромской области "О государственной службе в Костромской области" и в целях установления соответствия государственного служащего замещаемой государственной должности, начиная с 1999 года, проводится аттестация работников аппарата.

 

 Депутаты областной Думы принимали активное участие в парламентских    слушаниях,    в    разработке    федерального законодательства.     Постоянные комиссии областной Думы, государственно-правовое управление, администрация области изучали и готовили предложения и замечания на проекты федеральных законов. В комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направлено более двух тысяч отзывов.

Несмотря на большое количество принятых очень важных и нужных нормативных правовых актов, не всегда удается исполнить намеченные планы работы. Связано это с тем, что программа нашей деятельности не всегда выполнима, так как многие внесенные вопросы носят декларативный характер и не всегда находятся в компетенции законодательного органа.

Имеются недостатки в организации законотворческого процесса, затягиваются сроки разработки отдельных законопроектов, допускается проволочка в работе по подготовке других нормативных правовых актов. Из-за низкого качества подготовки некоторые вопросы переходят из плана в план, оставаясь нереализованными.

На рассмотрение Думы порой вносились не проработанные проекты, в результате уходило много времени на их доработку и обсуждение в процессе подготовки для внесения на заседание.

То же можно сказать и о работе с законодательными инициативами других субъектов Федерации, которые поступают в областную Думу из регионов, а их поступило: в первом созыве - 64, во втором созыве более 550.

Серьезным пробелом в законодательстве области остается законодательное регулирование в агропромышленном комплексе, социальной и образовательной сферах.

Слабо поставлен вопрос о контроле за исполнением принятых законов. Все это в значительной степени усложняло работу постоянных комиссий и аппарата областной Думы.

Вот уже более 7 лет в области активно развивается законотворческий процесс, определены его базовые механизмы, приняты основополагающие правовые документы.

На сегодняшний день законодательная власть в нашей области в лице областной Думы стала серьезным фактором социально-экономического и политического становления и развития не только региона, но и Российской Федерации в целом.

 


Список литературы:

1.Законодательные  (представительные) органы власти субъектов РФ. Практика. Мнение. Проблемы. Информационно-аналитический бюллетень.

Издание Государственная Дума 2000г.

 

2. Ёлчев В.А. Государственная Дума. Роль и место аппарата в законодательном процессе. Москва "Памятники исторической мысли" 1999г.

 

3. Государственная служба №1(7). Москва 2000г.

 

4.Г.Селезнёв. Вся власть-закону! Москва 1997г.

 

5.Выборы и референдум. Официальные документы и справочные материалы. Кострома. 2001г.

 

Главная                       Предыдущая                        Оглавление                       Следующая                         Скачать в zip

 



Hosted by uCoz