Дальневосточная  Государственная  Академия  Экономики  и  Управления
Тихоокеанская Россия
Раздел 5. Внешнеэкономические факторы роста
 
   

Оценки влияния внешнеэкономических факторов на динамику роста ВРП Приморского края выполнены на основе анализа тенденций развития следующих направлений:

  • экспорта российских товаров;
  • экспорта региональных товаров;
  • развития сектора внешнеэкономических услуг;
  • импорторасширяющего регионального производства.
 
 5.1. Экспорт российских товаров  

Исходные базовые параметры развития традиционных экспортных отраслей (ТЭК, металлургия, химическая, лесная, рыбная) в среднесрочной перспективе до 2006 года являются в основном неблагоприятными. Это вызвано следующими обстоятельствами:

первое - сохраняющейся нестабильностью мировой общехозяйственной конъюнктурой. Это обусловливает цикличность мировых цен на сырьевые товары. В 2004-2005 гг. колебания экспортных цен на рынках АТР будут находиться в коридоре от минус 9-11% до плюс 7-8%, в 2006-2007 гг. от минус 7-8 % до плюс 5-6%. Данная ситуация будет негативным образом влиять на стабильность работы транспортного комплекса Приморья;

второе - достижением предельных уровней экспортных поставок в большинстве добывающих отраслей и отраслей первичного передела, тогда как экспорт готовой продукции потребительского и производственного назначения будет сдерживаться прогрессирующим старением основных фондов и недостатком финансирования НИОКР. Данная ситуация будет являться существенным ограничением для увеличения физических объемов экспорта, что может привести к росту избыточных мощностей на транспортном комплексе и увеличению сроков окупаемости инвестиций. Это связано с тем, что по прогнозным оценкам в 2004-2005 гг. общий рост физических объемов российского экспорта составит 3-4%, в 2006-2007 гг. 2,5-3%. При этом темпы его прироста на рынках АТР будут в 2,5-3 раза ниже, чем на европейском направлении и 1,7-2 раза, чем на южно-азиатском. В 2008-2010 гг. ситуация стабилизируется на 2-2,4% прироста;

третье - ухудшением конъюнктурных позиций России в АТР. Неопределенность стратегических позиций России по интеграционному встраиванию в систему общих рынков Тихоокеанского сообщества обуславливает рост дискриминационных ограничений. В настоящий момент их действует свыше 70. По прогнозным оценкам общие потери составляют более 3,5 млрд долл.

Исходя из данных факторов можно сделать вывод о том, что в среднесрочной перспективе 2004-2005 гг. динамика объемов и структура российской экспортной продукции, обслуживаемой внеэкономической сервисной сетью Приморья, не гарантирует возможности достижения высоких темпов роста ВРП.

В долгосрочной перспективе 2006-2010 гг. существуют объективные предпосылки увеличения российского экспорта на рынки АТР. Это связано со следующими факторами:

  • совершенствования российской системы таможенного регулирования;
  • вступления России в ВТО и как следствие - существенное сокращение дискриминаций;
  • разработки и реализации активной внешнеэкономической политики России по интеграционному встраиванию в систему Тихоокеанских общих рынков. И как первый шаг - экспериментальное встраивание приграничных регионов, прежде всего Приморья.
 
 5.2. Экспорт региональных товаров  

Исходные базовые параметры развития регионального экспорта в 2004-2005 гг. и в перспективе до 2010 года является в основном позитивным. Это вызвано следующими обстоятельствами:

первое - сравнительными преимуществами по транспортным издержкам. Существующие транспортные тарифы выполняют защитную функцию в отношении приморского экспорта сырьевой и промышленной продукции на рынки АТР от потенциальных конкурентов из европейских и сибирских регионов. Затраты приморских компаний по международным перевозкам в АТР регионального экспорта на 20-30% ниже, чем у компаний из центральных и сибирских регионов;

второе - низким уровнем трансакционных издержек, обусловленных налаженной системой деловых и культурных коммуникаций. По экспертным оценкам затраты приморских компаний на организацию бизнеса на рынках СВА в 1,5-2 раза ниже, чем из центральных и сибирских регионов;

третье - абсолютными преимуществами по ряду сырьевых товаров и продукции из них. Прежде всего это марикуль-тура, ценные породы леса, дикоросы дальневосточной тайги, горно-химическая продукция. Проведенный анализ показал, что экспорт данной группы товаров будет развиваться в 2004-2005 гг. с темпом 5-6% к предыдущему периоду, в 2006-2007 гг. - 7-8%, в 2008-2010 гг. - 9-10%.

Исходя из данных факторов можно сделать вывод о том, что в краткосрочной перспективе в 2004-2005 гг. региональный экспорт традиционных товаров будет расти с опережающей динамикой на 1-1,5%, по сравнению с общероссийскими темпами.

В среднесрочной перспективе 2006-2007 гг. региональный экспорт традиционных товаров будет расти с опережающей динамикой на 1,8-2% по сравнению с общероссийскими. Возможности увеличения регионального экспорта связаны с транспортными преимуществами и реализацией стратегии дифференциации экспортной продукции, которая может развиваться по двум направлениям:

  • углубленная переработка на базе традиционных технологий сырьевых товаров (рыба, лес, минеральное сырье);
  • выпуск продукции с новыми потребительскими качествами на основе инновационных технологий (фармакологическая, пищевая, машиностроительная продукция).

По первому направлению доля добавленной стоимости будет находиться в пределах среднеотраслевых норм. В рамках второго - появляется возможность максимизировать экономическую прибыль за счет выхода на рынки индивидуализированной продукции. С точки зрения задач достижения генеральной стратегической цели - второе направление для организационной и финансовой поддержки со стороны региональной власти является приоритетным, поскольку позволяет выйти на режим ускоренного роста ВРП.

В долгосрочной перспективе 2008-2010 гг. региональный экспорт товаров будет расти с динамикой 2-2,5%. Это будет возможно только при реализации сценария «ускоренной диверсификации» экспортоориентированного производства. Главным условием является устранение препятствий выхода региональных предприятий на внешний рынок стран СВА, для чего необходимо:

  • существенно снизить институциональные издержки ВЭД (регистрация, лицензирование, таможенное оформлению, согласование инвестиционных проектов, равный доступ к земельным участкам, производственной инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе, сырью и материалам);
  • сформировать региональную систему страхования экспортных операций;
  • снизить инфраструктурные издержки приграничной торговли (пограничные пункты пропуска, транспортная инфраструктура, связь, логистика).
 
 5.3. Внешнеэкономические услуги  

Исходные базовые параметры спроса на внешнеэкономические услуги на рынке АТР свидетельствуют, что в 2004-2010 гг. это направление будет занимать лидирующие позиции по темпам роста в экономике Приморья. Выполненные расчеты показали, что средняя динамика прироста внешнеэкономических услуг будет иметь следующую динамику: в 2004-2005 гг. 4-5%, в 2006-2007 гг. - 6-7% и в 2008-2010 гг. - 11-13%. В том числе по видам внешнеэкономических услуг:

Виды внешнеэкономических услуг 2004-2005 2006-2007 2008-2010
транспортные 5-6 7-8 6-7
логистические 3-4 5-7 11-13
правовые 4-5 9-10 16-19
финансовые 3-4 5-6 17-20
инжиниринговые 2-3 4-5 8-10
консультационные 3-4 5-7 9-11
маркетинговые 7-8 9-10 17-20
информационные 9-10 11-13 14-16
подбор, подготовка и управление человеческими ресурсами 3-4 5-6 10-12

Неравномерность спроса со стороны других регионов России и стран СНГ на внешнеэкономические услуги по интеграционному встраиванию в рынок АТР будет определяться двумя условиями:

с одной стороны, сложной экономической, политической и культурной структурой Тихоокеанского рынка, для которого характерны высокий уровень нетарифных барьеров и растущая конкуренция за потребительские предпочтения растущего населения;

с другой - недостатком высокопрофессиональных специалистов в сервисных компаниях Приморского края.

Эти условия определяют набор стратегических задач по развитию сервисного внешнеэкономического бизнеса в Приморье:

  • создание эффективной системы подготовки, переподготовки и подбора специалистов по ВЭД для работы на рынках стран АТР;
  • формирование инфраструктуры для сервисного бизнеса.
 
 5.4. Импорторасширяющее производство  

Импорторасширяющее производство в Приморском крае представлено машиностроительными и пищевыми предприятиями, которые осуществляют сборку из импортных комплектующих и производят пищевые продукты из импортного сырья и полуфабрикатов. Общий объем производства в 2002 году составил 280 млн долл. Темпы роста последние 3 года - в среднем 18-21% в год.

С учетом выгодного транспортного расположения и изменений таможенного законодательства темпы роста импорторасширяющего производства в 2004-2005 гг. составят 25-28%, в 2006-2007 гг. - 30-34%, в 2008-2010 гг. - 35-40%.

 
 5.5. Цели и задачи региональной внешнеэкономической стратегии  

Стратегической целью внешнеэкономической региональной политики является создание эффективной системы использования внешних факторов и региональных сравнительных преимуществ в решении задач привлечения в экономику края с внешних рынков качественных факторов производства, формирования комфортных и безопасных условий для жизни, развития деловой и культурной активности граждан России и зарубежных стран.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

во-первых, обозначить в качестве стратегического приоритета Приморского края до 2010 года - развитие внешнеэкономических сервисных услуг как наиболее динамично развивающейся подсистемы отраслей, обеспечивающих технологический контакт сухопутного и морского транспорта в международных перевозках, живой контакт европейской и азиатской культуры. Срок 2004 г.;

во-вторых, сформировать региональную правовую базу, направленную на обеспечение свободной мобильности товаров, капиталов и трудовых ресурсов между Приморским краем и приграничными территориями стран СВА. Срок 2004-205 гг.;

в-третьих, создать дифференцированную инфраструктуру внешнеэкономической деятельности (погранпереходы, ресто-ранно-гостиничный сервис, инженерная инфраструктура), соответствующую запросам представителей бизнеса из стран СВА. Срок - 2005-2007 гг.;

в-четвертых, создать эффективную систему обеспечения безопасности бизнеса и граждан из зарубежных стран. Срок - 2004-2005 гг.;

в-пятых, сформировать адекватное мировым стандартам информационное пространство, обеспечивающее эффективное осуществление на территории края предпринимательской деятельности. Срок - 2005-2006 гг.

Индикативные показатели

Дальнейшая интеграция России в экономику стран АТР должна обеспечить объем внешнеторговых операций Приморского края в расчете на одного жителя, учитываемый по методике таможенных органов в объеме:

в 2004-2005 гг. - 2200-2700 долл.;

в 2006-2007 гг. - 2800 - 3300 долл.;

в 2008-2010 гг. - 3400-4000 долл.

 
 
   
Copyright ©1996-2003, FESAEM
maker: Duym;      support : webmaster
Hosted by uCoz