ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ

 

Более года тому назад, в марте 1994 года Анатолий Александрович Козерадский стал депутатом впервые избранного Законодательного Собрания Нижегородской области, а на первом же его заседании - 12 апреля он был избран председателем Законодательного Собрания. Сегодня А.А. Козерадский - собеседник журнала "Местное самоуправление Нижегородской области".

-  Анатолий Александрович, прошло уже 11 месяцев с момента Вашего избрания на пост председателя Законодательного Собрания области. Помнится, в Вашем первом выступлении перед депутатами Вы основное внимание уделили «опросам   местного   самоуправления. Случайно ли такое предпочтение?

- Разумеется, не случайно. Я  и в  своей предвыборной программе основной акцент делал именно на необходимости расширения   возможностей   местного   самоуправления,   и   сегодня тем более убежден,  что одна  из главнейших задач нашего Собрания - это законодательное оформление принципов самоуправления   с   учетом   возможного   делегирования   части прав снизу вверх. Речь о тех правах, которые могут быть более эффективно и полно использованы вышестоящими органами власти. Это касается прежде всего делегирования прав в решении   вопросов   социальной   защиты,   повышения   минимальной заработной платы, что легче сделать для всей области на уровне областных органов власти. Конечно, это ни  в коей мере не означает ущемления прав местных органов самоуправления. Но важно понять, что о каком-либо реальном развитии местного самоуправления можно говорить   только при планомерном,  из  года в  год,  увеличении доли бюджета городов и районов в консолидированном бюджете области. Без этого все наши проекты рискуют так и остаться лишь благими пожеланиями.

Вот почему чрезвычайно важна сегодня проблема стабилизации экономики, создания в нашей области условий для нормальной работы предприятий и хозяйств всех форм собственности. Решение этой задачи помогло бы сформировать бюджет, способный обеспечить гарантированное выделение •средств для нормальной работы всех организаций бюджетной сферы, для социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Надо признать, что пока мы только на подступах к решению этой труднейшей задачи. Бюджетная система области на 1995 год рождается в муках. Комитет Законодательного Собрания по бюджетной, финансовой и налоговой политике, тщательно рассмотрев  представленный  администрацией  проект бюджета, вынужден был вернуть его на доработку.

- В связи с этим логично поставить вопрос о взаимоотношениях двух ветвей власти. В нынешнем составе депутатов Законодательного Собрания значительное число составляют главы администраций районов области. Не приводит ли это к тому, что какие-то вопросы решаются депутатами с оглядкой на исполнительную власть?

- Нет, это не так. Но, прежде всего, я хочу еще раз подчеркнуть, а об этом уже говорилось неоднократно - мы избирались в Законодательное Собрание не для того, чтобы создавать  конфронтацию  между  исполнительной  и  законодательной властью, а для того, чтобы слаженно работать на пользу общего дела. И это мое глубокое убеждение разделяют со мной те главы районных, администраций,   которые  пришли вместе со  мной  в  областное  Законодательное  Собрание. Так что те, кто хотел бы видеть "в нашем Законодательном Собрании  орган, противодействующий • областной  администрации, серьезно ошибаются. От противостояния добрых плодов ждать нечего. А мы стремимся найти реальные, возможные в настоящее время пути совместного решения проблем и встречаем взаимопонимание со стороны администрации.

Другое дело, что разделение полномочий двух ветвей власти необходимо, оно продиктовано жизнью. И, разумеется, документы, принимаемые Законодательным Собранием, обязательны для исполнения администрацией области в тех вопросах, в которых законодательством четко определено наше "первенство". И уж если мы, после серьезного обсуждения, утвердим, наконец, подготовленный областной администрацией проект бюджета, то мы будем строго следить за его исполнением, за тем, чтобы выделенные средства пошли по назначению.

-  Какие еще приоритетные задачи в деятельности Законодательного Собрания области Вы видите?

- В  числе таких задач - предоставление  возможностей для трудоспособных граждан зарабатывать на достойную жизнь собственным трудом и гарантии социальной защищенности для  нетрудоспособных слоев населения; предупреждение роста преступности и гарантии соблюдения прав человека; укрепление материальной базы здравоохранения, культуры; сохранение и  пропаганда исторического  и  культурного наследия; охрана окружающей природной среды  и обеспечение здорового образа жизни человека. Все эти направления обязательно присутствуют в повседневной практической работе Законодательного Собрания.

- Вы были депутатом областного Совета последнего созыва. В чем основные отличия в работе Совета и Законодательного Скора ним, что бы Вам из прошлого опыта хотелось сохранить, а с чем бы Вы без сожаления расстались?

- Начну с того, что численность депутатов в Законодательном Собрании на порядок меньше, чем в областном Совете. Сегодня у нас работают 44 депутата (по одному из избирательныx округов - Кулебакскому - и повторные выборы, как известно, не принесли результата). А это означает, что резко возросла нагрузка на каждого депутата, выросла мера его ответственности. Но в Собрание избраны высокопрофессиональные, компетентные люди, среди которых есть и специалисты по экономике, бюджету, праву, другим отраслям деятельности. Кроме того, в подготовке проектов документов, в соответствии с предложениями депутатов, участвуют ученые-правоведы и другие специалисты, в том числе работающие на постоянной основе в комитетах Законодательного Собрания. Это позволяет поднять уровень подготовки проектов законов и постановлений, вносимых на обсуждение депутатов Собрании И другое важное отличие - полномочия Законодательного Собрания стали, по сравнению с Советом, более жестко регламентированными, в соответствии с четким разделением Полномочий законодательной и исполнительной ветвей влас-ти, определенным действующими Законами и Указами Президента России. Мы стараемся уходить от чисто хозяйственных вопросов, которые должна и в состоянии решить исполнительная власть.

- Анатолий Александрович, сейчас в Законодательном Собрании  и  администрации  области  подходит,   наконец,   к завершению  работа   над   Уставом  Нижегородской   области, который довольно широко обсуждается в прессе. В чем Вы видите главное значение этой работы?

- Да, действительно, в комитетах Законодательного Собрания и в администрации идет скрупулезный анализ и отбор многочисленных  поправок  и дополнений к  Уставу  Нижегородской области, внесенных жителями области в процессе его обсуждения. После завершения этой очень трудоемкой работы комиссия  по доработке  проекта  Устава,  сопредседателем которой я являюсь, вынесет этот документ на рассмотрение Собрания.   Устав области  необходим, он   поможет  более  четко определить юридические рамки нашего бытия, закрепить разделение функций законодательной и исполнительной власти,  позволит более оперативно и эффективно решать возникающие в ходе реализации   реформ  проблемы. Несомненно, что принятие Устава будет способствовать укреплению и развитию местного самоуправления.



Hosted by uCoz