ЗАКОНЫ ДВИГАЮТ РЕФОРМЫ

А.А.КОЗЕРАДСКИЙ,

председатель Законодательного Собрания Нижегородской области

 

Ушел в прошлое год 1995-й, он уже вошел в историю со всеми своими радостями и горестями, достижениями и огорчениями. Нельзя сказать, что для нашей области этот год был легким. Сказывался тяжелый груз нерешенных экономических, политических и социальных проблем, которые особенно отчетливо высветились на финише года - в водовороте политических событий, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Большинство из этих проблем обусловлено кризисными явлениями в различных сферах нашей жизни, продолжающимся спадом производства в большинстве отраслей хозяйственного комплекса, ростом безработицы, неплатежей, задолженности по оплате труда, высоким уровнем преступности, неудовлетворительной демографической ситуацией, медленным зарождением и робким становлением новых экономических отношений и структур.

Определенная работа по смягчению негативного воздействия этих проблем, по стабилизации социально-экономической ситуации в нашей области была проведена Законодательным Собранием, главным образом через призму его законотворческой деятельности. При этом надо учитывать, что с самого начала работа Законодательного Собрания проходила в очень сложных политических и экономических условиях. Накладывал свой отпечаток и временной фактор, так как два года, изначально отведенных Указом Президента Российской Федерации нынешнему составу депутатов - это слишком маленький срок для решения сложных вопросов.

В то же время нужно отметить, что, в отличие от  областного Совета народных депутатов, Законодательное Собрание области как коллективный представительный орган государственной власти субъекта Федерации - Нижегородской области по новой Конституции получило право создавать свою законодательную базу, которая, оставаясь в едином правовом поле Федерации, более полно учитывает специфику жизненного уклада нашего региона.

Надо подчеркнуть, что зря времени на громкие дебаты наши депутаты не тратили. Избранное в марте 1994 года, Законодательное Собрание быстро заработало как законотворческий орган.

Уже в начале нашей работы были четко определены приоритетные направления деятельности Законодательного Собрания. Это прежде всего вопросы местного самоуправления и социально-экономического развития области. Комитетами Законодательного Собрания почти за два года деятельности было внесено в программу нормотворческой работы более 200 актуальных для области и ее жителей вопросов, а всего Законодательным Собранием за это время было принято более 700 нормотворческих документов, в том числе 380 постановлений и 19 областных законов.

Наши депутаты, умело сочетая федеральные, региональные и местные интересы и проявляя при этом здравый консерватизм, смогли за этот период разработать и принять ряд важных и интересных документов, .которые были положительно восприняты нижегородской общественностью. Удачным, на наш взгляд, получился основной закон - наша Конституция : "Устав Нижегородской области".

Развитие самоуправления, как отмечалось, является одной из главных задач Законодательного Собрания. Наша область - одна из немногих, где созданы и на паритетных началах функционируют представительные и исполнительные органы местного самоуправления на всех уровнях и есть необходимая правовая база для их эффективной работы.

Сейчас, после принятия федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нами разработан ряд законопроектов областного уровня в развитие этого закона; они широко обсуждаются в комитетах и в самое ближайшее время должны быть рассмотрены Собранием. Наша задача состоит в том, чтобы областные законы, касающиеся местного самоуправления, давали бы ему достаточную самостоятельность для эффективного решения насущных вопросов, непосредственно затрагивающих интересы жителей области, и в то же время не нарушали единства и целостности страны и области, как ее части.

Значительное место в работе нашего Законодательного Собрания занимают финансовые, экономические и социальные проблемы. Очень ответственно и заинтересованно депутаты рассматривали вопросы совершенствования бюджетной политики и бюджетной системы области, налогообложения, поддержки предпринимательства, стимулирования экспорта продукции и целый ряд других, направленных на решение волнующих нас проблем.

К сожалению, спад промышленного производства в области все еще продолжается, хотя темп его в прошедшем году существенно замедлился. Отрадно, что в области появился ряд отраслей, где положение дел постепенно меняется к лучшему. К примеру, в лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, химической, нефтяной и металлургической промышленности рост производства составил более 10 процентов.

Однако в целом положение остается сложным. В очень тяжелом состоянии оказались многие предприятия военно-промышленного комплекса, прежде всего, в связи с резким снижением оборонного заказа. А ускорение процесса конверсии на этих предприятиях невозможно без значительной финансовой поддержки государства, которая в настоящее время практически отсутствует. Поэтому вопросы оказания возможной помощи промышленному комплексу области, и, в первую очередь, его ядру - высокотехнологичным отраслям, по-прежнему находятся в центре внимания Законодательного Собрания и областной администрации.

Настойчиво и последовательно ведется работа по постепенному освобождению предприятий от непосильного бремени содержания объектов социальной инфраструктуры. Предоставление налоговых льгот на прибыль, стимулирование производства конкурентоспособной продукции, создание территориально-производственных зон на конверсионных предприятиях и ряд других мер, на наш взгляд, будут способствовать закреплению тенденций стабилизации промышленного производства в области.

Много внимания депутаты уделяют вопросам реформирования и поддержки агропромышленного комплекса. Необходимость реформ на селе у многих уже не вызывает сомнений, так как стало очевидным, что прежних огромных средств для поддержки сельхозпроизводителей в государственной казне сейчас просто нет. Хотя на село и продолжают направляться средства из федерального и областного бюджетов на реализацию ряда программ ("Плодородие земель", "Малая сельхозпереработка" и др.).

Нижегородская модель реформирования села "ЗеРНО" - попытка дать ответ на вопрос, как провести реорганизацию прежде всего для тех хозяйств, которые традиционными методами, за счет улучшения организации труда и трудовой дисциплины эффективно вести хозяйство уже не смогут. В основе механизма реформ лежит принцип добровольности (необходимо согласие 70% членов коллектива)

Я не утверждаю, что наша нижегородская модель реформы безупречна, но другой в России пока просто нет. К сожалению, до настоящего времени у нас нет и четкой государственной политики по отношению к закупкам и ввозу сельскохозяйственной продукции из-за рубежа, к таможенной пошлине на эту продукцию. Значительную часть полученных средств было бы целесообразно направить на целевую поддержку российских сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности.

В целях поддержки агропромышленного комплекса области Законодательным Собранием были приняты постановления, обеспечивающие финансирование развития элитного семеноводства и племенного животноводства, работ по коренному улучшению сельскохозяйственных земель, выделение ссуд и льготных кредитов хозяйствам для проведения весенних и осенних полевых работ, а также перевод учреждений социально-культурной сферы сельскохозяйственных предприятий на баланс местных администраций и ряд других мер.

К сожалению, сегодня, как и раньше, больным остается вопрос, насколько своевременно и в полном ли объеме доходят выделяемые средства до конкретного производителя. Законодательное Собрания намерено усилить депутатский контроль за деятельностью на данном направлении соответствующих структур областной и районных администраций.

Одним из существенных направлений деятельности областного Законодательного Собрания было осуществление функций контроля за использованием средств областных целевых внебюджетных фондов. В качестве конкретного примера можно, пожалуй, остановиться на территориальном дорожном фонде. Это очень солидный фонд, имеющий важное целевое назначение. В соответствии с планом нашей работы деятельность этого фонда была детально рассмотрена на заседании Законодательного Собрания. Была принята программа финансирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автодорог Нижегородской области. С удовлетворением можно отметить, что уже есть и конкретные результаты - дороги в нашей области становятся лучше.

Законодательным Собранием проводилась также целенаправленная работа по изучению механизма формирования валютных средств, поступающих от внешнеэкономической деятельности администрации области. Итогом этой работы стало постановление Законодательного Собрания, согласно которому валютные средства консолидированы в областном бюджете и будут использованы для решения наиболее важных социально-экономических задач, в том числе на развитие материально-технической базы учреждений социально-культурной сферы.

В течение всего периода деятельности Законодательного Собрания приоритетными для депутатов были социальные вопросы. Об актуальности и "невралгичности" этих проблем не нужно много говорить. Депутаты это особенно чувствуют на заседаниях комитетов Законодательного Собрания, во время встреч с избирателями в своих округах, на личных приемах, рассматривая устные и письменные обращения граждан.

В 1995 году в Законодательное Собрание поступило 1647 обращений. Многие из них носят личный характер, содержат просьбы в оказании помощи по социально-бытовому устройству, однако в значительной части обращений звучит тревога и беспокойство и за судьбу страны, своей области, района. Растет число обращений граждан по вопросам работы местных органов власти, деятельности депутатов всех уровней. Много писем, касающихся вопросов трудоустройства, увольнений с работы, оплаты труда. В этой группе, выделяются обращения граждан русской национальности, вынужденных переселиться в Нижегородскую область из-за ущемления их законных прав в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии, Молдове, Чечне, Украине с просьбой оказать им помощь в прописке и устройстве на работу. Особую остроту носили обращения граждан с жалобами на задержку зарплаты, выплаты пенсий, пособий, снижение жизненного уровня населения, ухудшение финансирования учреждений образования, здравоохранения, культуры.

По многим актуальнейшим социальным проблемам Законодательным Собранием области были приняты конкретные постановления : "О центрах социально-трудовой реабилитации лиц без определенного места жительства и граждан, попавших в экстремальные ситуации", "Об освобождении от платы за жилье и коммунальные услуги детей-сирот", "О мерах по социальной защите населения при повышении ставок при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг", а также пакет постановлений об объявлении находящихся на территории Нижегородской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры областного значения, и целый ряд других документов.

Всего же по вопросам социальной политики в нашей области соответствующими комитетами Законодательного Собрания было подготовлено более 150 документов. При этом основное внимание депутатов было направлено на поддержание наиболее социально незащищенных групп населения, что позволило несколько смягчить социальную атмосферу в области.

Говоря о некоторых положительных итогах нашей работы, нельзя не отметить и существенные проблемы и недоработки. Надо признать, что принятая нами еще в самом начале деятельности Законодательного Собрания примерная программа нормотворческой работы в полном объеме пока не выполнена. Повестка дня заседаний Законодательного Собрания иногда "забивалась" текущими вопросами, вносимыми депутатами непосредственно на заседаниях, без достаточной проработки в комитетах, глубокой экспертизы специалистов и ученых. Часто такие "сырые" законопроекты возвращаются на доработку. Следует обратить внимание и на ненужную спешку при принятии некоторых документов.

И еще об одном очень важном моменте. В примерную программу нормотворческой работы Законодательного Собрания был внесен ряд законопроектов, которые можно рассматривать только после принятия соответствующих федеральных законов. К сожалению, только что сложившая свои полномочия Пятая Государственная Дума так и не смогла принять около 500 подготовленных совместно с Президентом и Правительством законопроектов.

В ближайшее время депутатам Законодательного Собрания предстоит рассмотреть актуальные проекты законов: "Об основных принципах местного самоуправления в области", "О статусе Законодательного Собрания Нижегородской области", "Об областной администрации", "Об областной собственности", "Об Уставном Суде", "О местном референдуме", "О выборах депутатов Законодательного Собрания", утвердить герб Нижегородской области , принять ряд других не менее важных документов. Естественно, подготовка законопроектов требует кропотливой и вдумчивой предварительной работы комитетов и отделов Законодательного Собрания совместно с соответствующими департаментами областной администрации. Опыт такой работы накоплен, и вся наша нормотворческая деятельность будет и впредь направляться на благо нижегородцев, на поддержку их интересов в это сложное для всей России время.

Hosted by uCoz