АКТУАЛЬНАЯ
ТЕМА
ВОПРОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВАЖНОСТИ
Состоявшееся недавно первое
собрание представителей органов местного и общественного территориального
самоуправления Нижегородской области стало убедительным подтверждением, что
наконец-то мы с вами от экономических, социальных вопросов повернулись по
настоящему к системе местных органов власти. Это значит, что мы с вами не
далеки от того, что будет принят Закон о местном самоуправлении на областном
уровне, который заложит основы взаимодействия органов государственной власти и
органов управления на местах.
Отрадно отметить, что в
администрации области создана и успешно работает структура, аналогичная
комитету по вопросам местного самоуправления Законодательного Собрания, что
позволит лучше координировать деятельность представительной и исполнительной
власти.
Всем известно, что недавно
принят Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации". Он предполагает принятие
аналогичного областного Закона и уже на его основе - целого ряда других законов
(о местном референдуме, о выборах органов местного самоуправления, о
муниципальной службе, об административно-территориальном устройстве и т. д.).
Особо об областном Законе,
который должен будет определить основные принципы организации местного
самоуправления в Нижегородской области. При разработке его комитет по вопросам
местного самоуправления столкнулся с несколькими проблемами, о которых чуть
подробнее.
Сначала о принципах, которыми
руководствуется комитет Законодательного Собрания в работе над этим проектом.
Первый принцип - постепенность,
эволюционность реформирования местного самоуправления. Комитет считает, что не
нужно, да и невозможно ломать сложившуюся структуру
административно-территориального устройства, структуру взаимоотношений между
областными органами государственной власти и органами местного самоуправления
разных уровней и, в первую очередь, бюджетные взаимоотношения. Структура
бюджетных взаимоотношений, может быть, не всех удовлетворяет, но для ее
изменения требуется изменение бюджетного и налогового Федерального
законодательства, а этого в ближайшее время, видимо, не будет.
Второй принцип - обеспечение
реальной возможности большей самостоятельности в работе органов местного
самоуправления, непосредственно приближенных к жителям области, т. е. органов
местного самоуправления на уровне города, поселка, сельсовета.
Эти два принципа совместить
сложно, но можно и должно.
Теперь о самих проблемах, которые
возникли. Первая - это организация местного самоуправления на районном уровне.
Каковы полномочия органов местного самоуправления районов области? Как строить
этим органам свои взаимоотношения с, органами местного самоуправления городов,
поселков, сельсоветов, находящихся на территории района?
При этом, согласно части 3
статьи 6 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", соподчиненности между властными
органами района и города, поселка, сельсовета быть не должно, а предметы их
ведения, объекты муниципальной собственное;™, источники доходов
разграничиваются областным законом. Если склониться к варианту когда в районе
существуют свои представительный и исполнительный органы местного
самоуправления, а в городе, поселке, сельсовете - свои, то и там, и там должны
быть самостоятельные предметы ведения, бюджеты, источники доходов. Такая
система организации местного самоуправления подразумевает как бы полное
разделение и независимость районных бюджетов от областного и бюджетов городов,
поселков, сельсоветов от районного и областного бюджета. Областной бюджет
обеспечивает лишь минимальные государственные социальные стандарты и на их
основе минимальные местные бюджеты как в районах, так и в городах, поселках, сельсоветах.
Кроме того, нужно помнить, что
на уровне районов сейчас исполняются в подавляющем большинстве полномочия по
решению вопросов, отнесенных к государственному ведению, и как быть с этими
полномочиями, тоже не до конца ясно.
Если поверхностно читать
федеральный Закон, то есть и другой вариант, который существует в недрах
комитета по местному самоуправлению и который активно обсуждается депутатами
Законодательного Собрания, исполнительной властью Нижегородской области.
Имеются в виду условия, при которых и в районах, и в городах, поселках,
сельсоветах всенародно избираются представительные органы местной власти,
представители сельских Дум. Главы же администраций в районах назначаются
губернатором по согласованию с Земскими собраниями. При этом в районе
исполняются переданные государственные полномочия, районная администрация
является территориальным подразделением областной администрации, районный
бюджет напрямую взаимодействует с областным, а бюджеты городов, поселков,
сельсоветов в границах района взаимодействуют с районным бюджетом, хотя и
являются относительно самостоятельными. Это - одна из возможных моделей
организации органов самоуправления, и в какую сторону склонится Законодательное
Собрание, во многом зависит от общественного мнения. Таким образом, решение
вопроса о назначении или избрании главы районной администрации напрямую связано
с его полномочиями и бюджетными взаимоотношениями в районе.
Второй вопрос - назначение или
избрание глав местного самоуправления или глав администраций городов районного значения,
поселков, сельсоветов. При решении этого вопроса нужно учесть, что глава
администрации небольшого города, поселка или сельсовета является не столько
политическим деятелем, сколько хозяйственным руководителем. Нужно ли избирать
его каждые 4 года? Может быть, лучше назначать по контракту, что, с одной
стороны, обеспечит стабильность в работе, с другой, даст возможность
воздействовать на него представительному органу?
И, наконец, третий вопрос:
нужно ли, во всяком случае, сейчас, создавать местные администрации в городах,
являющихся административными центрами районов, в которых таких администраций в
настоящее время нет? А также нужно ли избирать в них представительные органы?
Может быть, дать возможность населению таких городов в дальнейшем определиться
по этому вопросу, а сейчас в отношении системы органов местного самоуправления
оставить все, как есть?
Немало вопросов и проблем
встало сейчас, когда решается вопрос о принятии Закона о местном самоуправлении
на уровне области. Об этом ведут дебаты депутаты Законодательного Собрания,
администрация области, общественность. А мы пока расскажем об опыте работы
некоторых органов местного самоуправления области. Итак...
НИЖНИЙ НОВГОРОД
С.А.ОБОЗОВ,
заместитель председателя
комитета по местному самоуправлению Нижегородской городской Думы
Рассказ будет только об одном
аспекте - о формировании советов общественного самоуправления в городе. У нас в
городе вначале было создано 2 совета - Усиловский и Панова. Но это проводилось
экспериментально, развития не получило. Всерьез мы стали заниматься этой
проблемой с середины 92-го года. Два обстоятельства здесь сыграли роль. Первое
- объективно нас вывел на эту идею новый мэр Н. Новгорода - И. П. Скляров. Так
уж получилось, что Арзамас ушел в этом направлении дальше всех в области. Мы
взяли их опыт, опыт других городов России, зарубежный опыт. Все это уложили,
рассмотрели, и пошли вперед. И еще объективная причина - Указ Президента 1993
года, который прописал баланс между представительными и исполнительными органами
власти.
Судите сами, ситуация по городу
была такова: в городе 8 районов, по 100 человек в совете общественности, всего
800 человек, плюс 200 чел. городская Дума. То есть, это была армия в 1000
человек. Сравните, что сегодня: сегодня 34 депутата городской Думы - и все. То
есть мне, как депутату, приходится "накрывать" округ численностью в
50 тыс. населения. Сами представляете, каково дойти до каждого.
Поэтому сама жизнь нас
подвинула к тому, что надо искать более близкие к населению формы работы.
Мы сегодня работаем в правовой
среде. У нас есть Положение по самоуправлению на территории города, его приняла
Дума. Существует раздел в Уставе города. Несколько постановлений о порядке
регистрации советов, их финансировании.
Фактически у нас сегодня 61
совет общественного самоуправления, мы охватываем даже больше половины
территории города. Несомненно, польза от такого опыта работы уже видна. Какая?
Во-первых, многие вопросы, не требующие больших бюджетных затрат, стали
сниматься, не доходя до администрации районов города. Я бы мог привести примеры
по ликвидации свалок, массовых базаров, решаются вопросы по коммуникациям,
треть вопросов ЖЭУ решается на местах. Во-вторых, оживилась работа по месту
жительства. Только в Сормове в наше смутное время было проведено более 20
массовых праздников и гуляний. В районах появляется своя "изюминка",
появляются клубы, оживилась работа уличных комитетов. Одним словом, вокруг
советов общественности стали концентрироваться активные люди с потенциалом на
конкретные дела. И здесь есть интересный опыт. Стали решаться вопросы
правопорядка. Надо оказать, что новая струя появилась в работе с участковыми,
появился опыт воссоздания дружин общественного порядка. Возобновилась
деятельность товарищеских судов, проводится работа с неблагополучными
подростками. Участковые стали более связаны как с общественностью, так и с
властью напрямую.
Один из плюсов - исключительно экономное
расходование бюджетных средств. Сегодня на хоккейную площадку нормального
габарита, с решетками, покраской тратим 10 млн., а когда проводим по сметным
выкладкам - это где-то 30-40 млн. Все получаем за счет "шевеления" на
местах. Примеров привести можно много. Только в Сормове построили три
спортивных площадки, толчок новый появился. К тому же многие Советы научились
зарабатывать сами средства за счет выполнения заказчиков, за счет сборов,
организованных постоянных базаров и рынков. Но здесь еще предстоит многое сделать.
Вообще в Н. Новгороде мы
сегодня пытаемся относиться к созданию таких Советов не как к
"островкам" очередного нового опыта, а как к началу формирования
нового серьезного дела для крупных городов со своими задачами и правами.
До конца 1996 года советы
общественного самоуправления будут покрывать 100% городской территории. В
течение 1996-97 годов надо влить эти структуры в бюджетную систему города. И в
1996 году, к новым выборам, можно уже будет говорить о прямых выборах этих
советов, находящихся в городских Думах.
АРЗАМАС
А.В.ДУБОВ,
председатель комитета
самоуправления микрорайона
Общественное самоуправление в
Арзамасе было создано еще в 1990 году. Начинали практически с нуля, закон об
органах самоуправления еще не вышел. Основным направлением деятельности была
работа с населением, защита его интересов в городской администрации,
финансирование производилось за счет предприятий, находящихся на территории
района.
В конце 1994 года в городе было
разработано новое Положение. Комитет самоуправления стал органом,
осуществляющим распорядительные, учредительные функции. Круг его обязанностей
довольно широк: это в первую очередь, оказание социальной помощи малоимущим и
многие другие вопросы. Ежемесячно проводятся заседания, где присутствуют
представители общественности, отдела внутренних дел, представители школьных
учреждений, общественных формирований. Рассматриваются конкретные вопросы,
принимаются решения самостоятельно, через соответствующие городские службы. Ко
мне, например, обращалось более 500 жителей по серьезнейшим вопросам. По
обычным вопросам обращаются до десятка человек в день.
Создан общественный совет по работе
с семьей, где обсуждается поведение подростков. Проводились товарищеские суды,
где обсуждались административные правонарушения. К сожалению, опорные пункты,
дружины расформированы, а это были довольно действенные рычаги борьбы с
преступностью на местах. Взамен, как всегда, ничего не было создано.
В течение летних месяцев при
комитете самоуправления работал трудовой лагерь, подростки работали на
общественных работах по благоустройству района, жилищными отделами были
выделены участки. Введены дополнительные маршруты общественного транспорта. По
требованию комитета ограничено время работы спиртных киосков. Проводились
рейды, стала работать своя телестудия, которая готовит свою программу о
проблемах микрорайона.
Проводятся субботники,
ремонтируется жилы1, детские площадки по трудовым договорам. Отремонтировано
более 300 м тротуаров. Производится приемка жилого фонда к зиме.
Можно перечислить и многое
другое, что сделано из конкретных дел. В частности, создан молодежный клуб, А
подростковых клуба, сейчас они вошли в объединение клубом при городском отделе
молодежи.
Наиболее заметной в нашей
деятельности является работа среди малообеспеченных слоев населения: пенсионеров,
инвалидов, многодетных и неблагополучных семей. Все то, что мы называем
социальной работой.
Благодаря тесному
взаимодействию с социальными службами города, которые всегда идут навстречу в
решении проблем этой категории жителей, удается многое сделать и к этом
направлении.
Так, только в нашем микрорайоне
при содействии Совета ветеранов, женсовета, совместно со школой, детским клубом
проведен ряд мероприятий для пенсионеров, в т. ч. два грандиозных мероприятия,
посвященных 50-летию Победы.
Надо сказать, что в городе,
благодаря комитетам, эти мероприятия прошли очень четко, без эксцессов и накладок,
никто из ветеранов не был забыт, внимание и не дежурное было оказано каждому;
проведен ряд семейных праздников, в которых приняли участие не только
практически все многодетные, но и обычные рядовые семьи микрорайона.
Организованно и четко проходят
"декады инвалидов", "дни пожилого человека", здесь тоже
никто не бывает забыт, благодаря четкой работе специалистов по социальной
работе, приданных в помощь комитетам городской социальной службой, которые
знают нужды практически всех жителей соответствующих микрорайонов.
В этом плане нам удается
действительно дойти практически до каждого. Посещение семей новорожденных,
выделение новогодних подарков, оказание материальной помощи, выделение
продуктовых наборов и талонов на бесплатное питание, оформление путевок в
пионерские лагеря и дневной стационар центра соцобеспечения - далеко не полный
перечень вопросов, решаемых нашим комитетом.
Заканчивая свой рассказ, отмечу
особо: реформы государственного строительства не могут исходить только из
центра, они должны иметь встречный поток снизу - от комитетов самоуправления,
как совмещенных органов власти и управления в микрорайонах и как представителей
организуемого последними и взращиваемого ими общественного территориального
самоуправления из числа самих граждан, проживающих в микрорайонах, поселках,
компактных жилых массивах центров городов и районов.
ПЕРВОМАЙСК
П.Н.ТИФЛОВ,
член Российского союза
местного самоуправления
Прежде всего несколько слов об
общественно-политическом движении "Российский союз местного самоуправления".
Оно родилось в 1993 году на базе Союза малых городов России и Союза российских
городов. Инициаторами его создания явились люди, убежденные в том, что пока у
нас в стране не сложится подлинное местное самоуправление, малым городам вообще
надеяться не на что. В средних и больших городах тоже проблем хватает. И
добиваться решения нужно не только просьбами и уговорами, но и политическими
средствами.
Движение постоянно крепнет.
Сегодня в его Центральный совет входят такие авторитетные люди, как Кирпичников
президент Союза российских городов, Воронин - руководитель департамента по
местному самоуправлению Миннаца, Гильченко - ответственный работник аппарата
Госдумы и ряд представителей администраций и Законодательных Собраний,
городских Дум Москвы, Екатеринбурга, Ростова, Астрахани, Новгорода, Костромы,
Владимира и нескольких малых городов из разных регионов России.
К сожалению, наша область
представлена в Российском союзе местного самоуправления слабо: кроме меня, это
мэр города Горбатова Аранович и кто-то из Лыскова.
Думаю, что это положение надо
поправлять, ибо движение занимается самыми животрепещущими вопросами местного
самоуправления.
К примеру, так называемый
"президентский" вариант закона "Об основных принципах
организации местного самоуправления" - целиком творение людей движения.
Как показывает самый последний
опыт, для внедрения подлинного местного самоуправления придется еще много копий
поломать. На одном из недавних совещаний Миннаца с приглашением всех регионов
России, буквально через одного представители администраций областей выступали
против местного самоуправления, как его трактует закон. И дело не в нестыковках
с некоторыми действующими законами или отдельных недоработках, они тоже,
конечно, имеют место, и их надо устранить. К примеру, на мой взгляд, хотя бы
двухзвенную систему подчиненности органов местного самоуправления в районе надо
разрешить. Закон просто не укладывается еще во многих головах после десятилетий
тоталитарного управления страной, как при коммунистах, так и при демократах до настоящего
времени. Как это так - отдать власть?
Вот тут-то и требуется мощная
общественно-политическая сила. Ведь местное самоуправление - это не
удовлетворение чьих-то амбиций. Когда в странах Северной Европы спрашиваешь,
что вы считаете главными рычагами, позволившими вам добиться высокого уровня
жизни и социальной защищенности, в числе главных называют местное
самоуправление. Думается, что не так уж у нас за горами то время, когда жесткая
политическая конфронтация "красных" и "белых", наконец,
закончится, как я надеюсь, относительным миром на "розовой" основе.
Вот тогда общественно-политический Российский Союз местного самоуправления
выдвинется на первый план, поэтому неплохо бы нашей области застолбить этот
участок уже сейчас.
Вы спросите, а что, разве у нас
есть какие-то проблемы сейчас с пониманием местного самоуправления? На мой
взгляд, есть. Большинство глав администраций склоняется к тому, чтобы их
выбирали всенародно и отдельно от земских собраний и городских дум. Их можно
понять, но вряд ли это правильно. Кстати, в подавляющем большинстве стран
Европы делают не так. Есть у нас свежие данные. Группа глав администраций
провела семинар в Копенгагене, были там и нижегородцы. Так вот, в странах
Европы главу администрации выборный местный орган либо избирает из числа своих
членов, либо нанимает и назначает его, пригласив откуда угодно. Я не сторонник
слепого подражания заграничному опыту, но думается, что именно такое решение
напрашивается в нашем до предела политизированном обществе.
Хотел бы в заключение выразить
уверенность в том, что местное самоуправление у нас в области, все-таки,
строится и будет строиться и принесет хорошие плоды.
Да, далеко не простым
путем идет рождение Закона о местком самоуправлении на уровне области. И потому
так важно, чтобы уникальные крупицы уже накопленного опыта в ряде регионов
нашей области нашли бы свое отражение в новом документе.
Материал
подготовил В. РЕДИН