ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

ПРОБЛЕМЫ ТРЕБУЮТ РЕШЕНИЯ

А.А. КОЗЕРАДСКИЙ,

председатель Законодательного Собрания

Нижегородской области, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ

 

С каждым годом деятельность российских представительных органов власти - как на региональном, так и на федеральном уровне - во все большей степени зависит от уровня социальной напряженности в стране. И события последнего времени еще раз наглядно подтверждают это. В Совете Федерации Федерального Собрания, в состав которого по должности входят руководители законодательных и исполнительных органов всех областей, краев и республик России, нам постоянно приходится ощущать, насколько мощным становится давление груза нерешенных социальных проблем, многие из которых мы получили в наследство от прошлого.

Начну с самой, пожалуй, острой проблемы. Как известно, в минувшем году миллионы россиян, в том числе и многие жители нашей области, получили горький "подарок" от властей - хронические задержки с выплатой заработной платы, пенсий, социальных пособий. Именно это обстоятельство, главным образом, и вынудило нас, членов Совета Федерации, решительно отказаться от прежних, вполне лояльных отношений с правительством, вступив с его руководством в острый и весьма нелицеприятный диалог.

Ни у кого прежде не вызывало удивления, когда традиционно более политизированная нижняя палата Федерального Собрания - Государственная Дума - очень резко относилась к тем или иным действиям российского правительства. А верхняя палата - Совет Федерации - всегда служила тем стабилизирующим фактором, который мог каким-то образом уравновесить политические страсти депутатов

Госдумы, с одной стороны, и стремление к нормальной работе правительства - с другой.

Так оно и было до тех пор, пока в 1996 году не обозначился резкий кризис в вопросах выплаты зарплаты, пенсий и пособий. Правительство не только не решало эту проблему, но долгое время даже не могло дать ответ, когда и каким образом оно сможет погасить свою задолженность перед людьми, в первую очередь - перед бюджетниками.

Вот почему мы еще в сентябре минувшего года потребовали от правительства решительных шагов для стабилизации положения. Дважды Совет Федерации предлагал правительству возможные варианты выхода из сложившейся ситуации, и дважды правительство, обещая улучшить положение дел, практически ничего так и не сделало для этого. Тогда мы вынуждены были требовать отчета премьер-министра В.С.Черномырдина на заседании нашей палаты.

В Москве, как мы поняли, пока не чувствуют того накала, который есть в регионах. Это нам постоянно приходится отвечать людям, почему не выплачивается зарплата учителям, медикам, почему ветераны подолгу не могут получить пенсию, которую они заработали всей своей жизнью (хотя должен отметить, что в нашей области задержки с выплатой пенсий все же меньше, чем в других регионах).

А правительство, к сожалению, оказалось далеко от народа, не осознавая всей остроты вопроса, которая нам на местах очевидна. Поэтому мы вынуждены были жестко спрашивать с нашего кабинета министров.

Выступая перед членами Совета Федерации (об этом, кстати, сообщала правительственная "Российская газета"), В.С.Черномырдин заверил нас, что долги по заработной плате будут погашены в декабре 1996 года, а задолженность по пенсиям - в январе-феврале 1997 года. Но мы ему не поверили, особенно в отношении сроков выплаты задолженности по заработной плате. Да и по пенсиям, при сохранении прежних темпов погашения задолженности, рассчитаться в названные премьером сроки было нереально, что жизнь полностью подтвердила уже в новом году.

Мало того, как нижегородцы знают из сообщений местных средств массовой информации, во время встречи В.С.Черномырдина с главами администраций ряда регионов России премьер-министр назвал уже совсем другой срок возврата долгов пенсионерам - 1 июля. Тем самым Виктор Степанович публично продемонстрировал необязательность выполнения своих обещаний, данных членам Совета Федерации. Думается, именно вопрос с выплатой зарплаты бюджетникам, пенсий и пособий и долгов по ним сыграл решающую роль в принятии Президентом РФ решения о реорганизации правительства Черномырдина.

Совет Федерации был вынужден обратиться к Президенту России с просьбой безотлагательно принять необходимые меры. Прежде всего, на наш взгляд, пришло время корректировать курс реформ. Да, правительство Черномырдина фактически справилось с поставленной перед собой задачей по обузданию инфляции: сегодня она составляет 1-1,5 процента в месяц. Но, кроме победы над инфляцией, похвастать правительству больше нечем. И, что особенно прискорбно, создалось впечатление об отсутствии у этого правительства действенной программы выхода из кризиса, об отсутствии какой-либо экономической политики.

Под давлением депутатов Государственной Думы и с учетом настойчивых предложений Совета Федерации правительство разработало среднесрочную, до 2000 года, программу "Структурная перестройка и экономический рост". Хотя в этом документе много общих слов типа "углубить", "улучшить", довольно обнадеживающе выглядят разделы инвестиционной и внешнеэкономической политики, реформы жилищно-коммунального хозяйства, военной реформы. Надо сказать, что в этой программе учтен и ряд предложений, рожденных здесь, в Нижнем Новгороде, в том числе и в ходе совещания руководителей десяти крупных регионов-доноров Российской Федерации.

Но возникает вопрос: а будет ли эта программа реализована? К сожалению, предыдущая среднесрочная программа - "Правительство, реформы и развитие российской экономики", принятая в 1995 году и рассчитанная на три год* полностью провалилась.

Выступая перед членами Совета Федерации, премьер-министр В.С.Черномырдин вновь покритиковал работу законодателей, подчеркнув, что проблемы с выплатами пеней начались с мая 1995 года, когда были произведены индексащи без учета реальной экономической ситуации в стране.

Подобные обвинения со стороны правительства в адрес наших парламентариев (прежде всего депутатов Государственной Думы) вот уже на протяжении нескольким лет неизменно возникают всякий раз, как только те принижают решение об индексации заработной платы или пенсий.

Хочу подчеркнуть, что Федеральный закон о ежеквартальном пересмотре минимального размера оплаты труда и пенсий никто не отменял, и Госдума действует в соответствии с этим законом. Однако в прошедшем году Совет Федерации дважды отклонял предложения Думы об индексации, исходя из реальной ситуации в стране, когда даже в прежнем размере зарплаты и пенсии не выплачивались вовремя. При этом каждый раз правительство давало заверения по скорой выплате долгов.

Если уж откровенно говорить, то приходится сделать такой вывод: не утверждая подготовленных Госдумой законопроектов об индексации заработной платы и пенсий, Совет Федерации тем самым фактически помогал правительству в выполнении стоящих перед ним проблем за счет бюджетников и пенсионеров.

Однако и у сенаторов терпение не беспредельно. На последнем своем заседании в прошедшем году члены Совета Федерации, наконец, решили уйти от поддержки позиции правительства в этом вопросе. Мы утвердили принятый Государственной Думой закон об индексации с I января 1997 года минимального размера оплаты труда. Мы исходили из того, что инфляция, пусть и небольшая, сохраняется, цены растут, а поэтому индексация необходима. Теперь судьба этого закона зависит от президента, который должен закон подписать или, с указанием причин, отклонить. В случае отклонения Федеральное Собрание имеет, как известно, право преодолеть вето президента 2/3 голосов в каждой палате.

Проблема несвоевременной выплаты зарплаты, пенсий и пособий, разумеется, неразрывно связана с наполняемостью бюджета. А денег как в федеральном бюджете, так и в бюджетах субъектов Федерации по-прежнему не хватает главным образом потому, что налоги плохо поступают. Чтобы их как-то "выудить", была создана небезызвестная ВЧК, а следом за ней. как грибы после дождя, появились губернские чрезвычайные комиссии по всей России. Так что же, выходит, 5ез чрезвычайщины нам никак не обойтись?

Должен сказать, что я твердо придерживаюсь позиции осуждения всякой чрезвычайщины. Поэтому считаю, что ВЧК это временная мера, которая дает некоторый эффект увеличения сбора налогов. Но меры по взиманию налогов должны заключаться в первую очередь в ужесточении требований законов по отношению к налогоплательщикам.

И второе - необходимо должным образом организовать работу тех структур, которые занимаются этими вопросами. У нас есть налоговая инспекция, налоговая полиция, органы внутренних дел. Есть, в конце концов, органы госбезопасности, которые могли бы быть подключены к решению этой проблемы. Есть прокуратура, которая обязана следить за выполнением законов, то есть властных институтов у нас вполне достаточно, чтобы законным путем навести порядок в сборе налогов.

Другое дело, что организация этой работы неэффективна. Здесь многое зависит и от президента, и от законодателей, и от органов исполнительной власти.

И еще: надо побыстрее совершенствовать существующую, во многом порочную, налоговую систему. В необходимости этого еще раз убеждает реакция регионов на недавнее решение Конституционного суда РФ по проблемам изменения налоговой системы. Проект нового Налогового кодекса рассматривается в Государственной Думе, и медлить с его принятием нельзя.

Что же касается ВЧК, то, по моему глубокому убеждению, эта мера будет работать несколько месяцев, от силы - полгода. Потом люди привыкнут, перестанут пугаться потому что, вообще говоря, полномочий у ВЧК ни конституционных, ни сколь либо законных нет.

К тому же в поле зрения ВЧК оказываются главным образом крупные предприятия, которые задолжали бюджет; но все-таки что-то и ранее платили. Это крупны налогоплательщики, они, что называется, всегда на виду, нашей области это автозавод, Горьковская железная дорог; "НОРСИ" и еще два-три десятка бывших государственных предприятий. Да, из таких крупных предприятий ВЧК сможет что-то выжать. Но решать проблему сбора налогов только за их счет неправильно.

Очевидно, что количество средних и малых недобросовестных субъектов налогообложения настолько велико, что, конечно, ни ВЧК, ни губЧК не смогут со всеми ними разобраться. Мало того, и налоговая инспекция, налоговая полиция с учетом указаний чрезвычайных комиссий занимаются опять-таки в большей мере крупным предприятиями, а громадное количество мелких предприятий частных фирм часто остается вне сферы их внимания, упорно продолжая не платить налоги. И вот в этом - прямой вред с создания ВЧК.

И еще вопрос: всегда ли надо карать? Введенные: штрафные санкции за неуплату налогов, которые, словно счетчик, уже нащелкали многим предприятиям огромную сумму долга, вряд ли были разумными. Сегодня многие предприятия просто физически не смогут расплатиться со всеми долгами. Поэтому и в Совете Федерации, и в совещании регионов-доноров, проходившем в Нижнем Новгороде, было решено предложить правительству "заморозить" на несколько лет долги по налогам предприятий при жестком спросе с них выполнения текущих налоговых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, в том числе и пенсионным. Это дало бы возможность предприятиям продолжить работу.

И второе, что необходимо сделать в этом направлении государству, - изыскать возможность инвестирования, кредитования предприятий "недорогими" кредитами для восстановления оборотных средств. Это могло бы помочь "разогреть" экономику, дать возможность предприятиям работать более эффективно, своевременно выдавать зарплату людям, создавать новые рабочие места и, естественно, платить нормальные налоги.

Поскольку мы от проблем общероссийского значения уже перешли к внутренним делам нашего региона, хотел бы отметить, что благоприятное мнение о нашей области, которое, видимо, давно уже бытует в российских "коридорах власти", в канун Нового года неожиданно едва не обернулось, можно сказать, бедой: в проект федерального бюджета на 1997 год, в отличие от прошлого года, не был включен трансферт для Нижегородской области.

Прежде всего, нелишне будет объяснить читателям, что эти деньги - не подачка Центра. Ведь около 50 процентов от суммы всех налогов, собираемых на территории области, мы передаем в федеральный бюджет. И затем часть их возвращается в большинство российских регионов в виде трансферта на реализацию федеральных программ.

Действительно, в Москве мнение о Нижегородской области сложилось очень хорошее, пожалуй, даже лучше, чем нам хотелось бы. Нам говорят: "Трудности, которые у вас есть, вы решаете сами, продолжайте и дальше так же". Но при этом не учитывают того, что наша область - в восьмом десятке регионов (а их в России 89) по бюджетной обеспеченности на одного жителя. В восьмом десятке! Это тревожная цифра.

Да, мы пытаемся сами решать свои проблемы, но приходится делать это за счет бюджета развития, который сегодня составляет лишь около четырех процентов от бюджета области в целом. А это означает, что мы не работаем на будущее.

Вот почему и нижегородские депутаты в Государственной Думе, и областные руководители (особо надо отметить настойчивость нашего бывшего губернатора Б.Е.Немцова) вели очень жесткий диалог в правительстве и в бюджетном комитете Госдумы для того, чтобы трансферт для Нижегородской области был все-таки включен в бюджет 1997 года. И в третьем чтении проект бюджета рассматривался и был принят уже при наличии этого трансферта.

420 млрд. рублей - сравнительно небольшая для российского бюджета сумма, но, если область ее не получит, неоткуда будет взять необходимые деньги на строительство, помощь селу, поддержку предприятий... Те программы, которые заложены в областном бюджете с учетом трансферта, не будут в этом случае реализованы.

Мы надеемся, что этот трансферт будет сохранен. В таком случае, надо полагать, бюджет области 1997-го года окажется более реальным с точки зрения выполнения, чем его не очень успешный предшественник.

Хочу еще раз подчеркнуть, что ни Законодательное Собрание, ни администрация области, ни органы местного самоуправления не надеются только на Москву, на федеральные власти. Скорее наоборот, почти не надеются на Москву и вынуждены решать практически все проблемы сами. Как говорится, на Бога надейся, да сам не плошай...

Если же говорить конкретно о Законодательном Собрании, то должен отметить, что на финише 1996 года депутаты приняли ряд важных законов, которые должны помочь нам выйти из кризисной экономической ситуации. Конечно, трудно рассчитывать на то, что в одной отдельно взятой области положение дел в экономике может резко отличаться от ситуации в России в целом. Поэтому слишком уж большим оптимистом в этом плане быть не приходится. Но, тем не менее, уверен, что создание необходимой законодательной базы должно принести определенную пользу.

Хочу особо выделить один из недавно принятых нами законов - "О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области". Он дает уверенность потенциальным инвесторам в том, что вкладывать деньги в наш регион выгоднее, надежнее, чем куда-либо. Если мы сумеем привлечь инвестиции, тем самым существенно поможем развитию экономики в регионе. Очень важно то, что этот закон создает режим наибольшего благоприятствования для инвесторов, ограждая их от возможного произвола со стороны чиновников.

В конце года наше Законодательное Собрание приняло Закон "О промышленной политике", который позволяет предприятиям надеяться на реальную помощь со стороны органов власти области, бюджета. В первую очередь - это налоговые кредиты, которые мы могли бы предоставлять предприятиям. Отмечу, что при этом существенно повышается уровень государственного влияния на предприятия. То есть будем выделять деньги не для того, чтобы их тут же "проесть", а на перспективу, на развитие предприятий, организацию более эффективной работы, создание новых рабочих мест. При заключении договора между предприятием и органом власти в лице, допустим, департамента промышленности, в этом документе все должно быть четко определено.

Можно рассматривать этот закон как первый шаг к созданию правительства Нижегородской области. Создание такой структуры ни в коей мере не означает раздувания управленческого аппарата. Если такое решение будет принято (а это компетенция губернатора), областное правительство может быть создано на основе уже существующих департаментов, и никакого раздувания аппарата не будет. При этом существенно расширяются возможности, полномочия и ответственность департаментов в решении оперативных вопросов по роду их деятельности.

Кстати, такая форма управления в субъектах Федерации уже имеется не только в республиках, но и в ряде областей, например, Свердловской, Самарской.

В ряду перспективных по влиянию на экономическую ситуацию в области нормативных актов надо отметить и проект областного закона о поддержке предпринимательства, который сейчас находится на доработке в комитетах Законодательного Собрания.

Почему-то редко вспоминают в прессе областной закон "О повышении эффективности использования бюджетных средств и развитии конкуренции", принятый нами в 1995 году. Между тем, благодаря ему распределение бюджетных инвестиций на финансирование целевых программ происходит у нас на конкурсной основе. Бывают, конечно, случаи нарушения этого закона. Однако и меры к нарушителям принимаются крутые: несколько глав администраций были наказаны, вплоть до отстранения от должности.

Очень важно, что впервые за много лет бюджет области на 1997 год был принят Законодательным Собранием до истечения года предыдущего. Процедуру обсуждения и принятия бюджета нередко называют "дележом пирога". Понятно, что процесс этот достаточно сложный и болезненный, и его успешное завершение стало результатом плодотворной совместной работы законодательной и исполнительной ветвей власти области.

Однако важно и другое: в этом документе заложены очень ценные с точки зрения стимулирования производства, развития районов и городов области положения. Их несколько. Прежде всего, мы освободили на 50 процентов сроком на один год предприятия машиностроения, металлообработки, черной и цветной металлургии, легкой промышленности от уплаты налога на прибыль, полученную от экспорта собственной продукции гражданского назначения, в части, зачисляемой в областной бюджет. Тем самым мы стимулируем производство конкурентоспособной продукции.

Предприятиям тех же отраслей предоставлена еще одна налоговая льгота: сроком на один год они освобождены на 50 процентов от уплаты налога на прибыль, полученную за счет увеличения объемов реализованной продукции, в части, зачисляемой в областной бюджет.

Кроме того, налоговые льготы вновь были предоставлены торговым предприятиям и организациям, в общем объеме товарооборота которых продажа сельскому населению товаров первой необходимости составляет более 50 процентов. Тем самым мы побуждаем торговых работников ехать на село, улучшать снабжение сельских жителей товарами первой необходимости.

Второй год остаются неизменными нормативы налоговых отчислений, установленные на трехгодичный срок для районов и городов области. Это первый шаг к экономической стабилизации, ведь в этих условиях хорошо работающий район получает возможность накопления средств для своего развития. Следующим шагом должно быть

формирование областного бюджета с учетом оптимальных социальных нормативов, критерии которых уже рассматриваются в комитете Законодательного Собрания по социальной политике и департаменте финансов администрации области.

И в заключение нельзя не сказать несколько слов об итогах прошедших в нашей области 22 декабря и 9 февраля выборов, в органы местного самоуправления. Прежде всего, хорошо то, что теперь во всех районах и городах области избраны Земские собрания и Думы. Таким образом, практически завершен очень важный этап в развитии системы органов местного самоуправления.

Успешному проведению выборов, без сомнения, способствовали большая предварительная работа на местах, проведение областных и кустовых семинаров, четкая работа избирательных комиссий, а также и то, что вся необходимая для проведения выборной кампании нормативная база была заблаговременно подготовлена Законодательным Собранием.

Не ошибусь, если скажу, что на должности глав местного самоуправления районов и городов избраны достойные люди. Причем большая часть глав администраций сохранила свои посты. А это значит, что они оправдывают доверие людей.

То, что на местах в лице руководителей городов и районов появляются истинные хозяева, мы хорошо чувствуем на примере Нижнего Новгорода, мэр которого Иван Петрович Скляров успешно решает многие насущные задачи горожан, и что очень важно, в соответствии со статусом главы местного самоуправления он имеет все полномочия их решать.

Рачительными и умелыми хозяевами давно уже зарекомендовали себя главы местного самоуправления: Борского района - Владимир Александрович Иванов, Богородского - Константин Васильевич Пурихов, Городецкого • Виктор Алексеевич Труфанов, Арзамасского - Александр Николаевич Захаров, Вачского - Александр Михайлович Абросимов, Бутурлинского - Нина Егоровна Соловьева, города Арзамаса - Сергей Трофимович Метла, и многие другие. Вероятно, не всем нравится их принципиальная позиция, но, тем не менее, их снова избрали на пост: главы района, города, потому что люди доверяют им, едят, что решения, пусть порою и непопулярные, принимаются в конечном счете в интересах населения.

Что же касается новых руководителей районов, им сейчас требуется только одно - набраться опыта, побыстрее вникнуть в суть проблем и взаимосвязей между властью и районом. Думаю, что наиболее сложно будет решать вопросы бюджетного взаимодействия. Но определенные шаги в этом направлении уже делаются, что позволяет с оптимизмом оценивать наши перспективы.

Как известно, указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года Борис Ефимович Немцов, более 5 лет проработавший губернатором Нижегородской области и вложивший большой труд в проведение реформ на нижегородской земле, назначен на должность первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. С этим назначением нижегородцы связывают много надежд на изменение к лучшему ситуации в социальной сфере как нашей страны в целом, так и Нижегородской области.

Вместе с тем, назначенные на 29 июня 1997 года, в соответствии с постановлением Законодательного Собрания № 66 от 15 апреля с.г., выборы губернатора Нижегородской области в связи с досрочным прекращением Б.Е.Немцовым исполнения своих полномочий, несомненно, вносят новые политические моменты в общественную жизнь области. Надеемся, что в этот ответственный период нижегородцы примут правильное решение, ибо от губернатора, являющегося высшим должностным лицом области, очень многое зависит в дальнейшем развитии нашего региона.

Hosted by uCoz