ОПЫТ НАШИХ СОСЕДЕЙ

 

ПСКОВСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ЕЗДА В НЕЗНАЕМОЕ

 

Правительством Российской Федерации принято постановление № 1188 от 11 октября 1996 года "Об эксперименте по отработке моделей организации местного самоуправления, проводимом в Псковской области". С целью ускорения и углубления реформы местного самоуправления как части конституционной реформы в Российской Федерации, а также учитывая накопленный в Псковской области опыт проведения реформы местного самоуправления, Правительство поручило Министерству РФ по делам национальностей и федеративным отношениям совместно с заинтересованными органами исполнительной власти РФ и Псковской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, участвующих в эксперименте по отработке моделей организации местного самоуправления, подготовить план мероприятий второго этапа Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления, В этом плане должно быть предусмотрено:

обобщение накопленного опыта работы органов государственной власти Псковской области по организации местного самоуправления и распространение положительного опыта в других субъектах Российской Федерации;

проведение комплексной научной разработки принципов формирования финансовых основ местного самоуправления с проверкой результатов на примере двух районов Псковской области;

оказание методической помощи органам государственной власти и органам местного самоуправления Псковской области в разработке нормативных правовых актов по предметам ведения органов местного самоуправления;

создание информационно-вычислительной системы для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и поэтапное ее внедрение по результатам экспериментальной отработки в районах Псковской области.

Министерству финансов, Министерству иностранных дел и Министерству юстиции Российской Федерации поручено

принять необходимые меры по обеспечению второго этапа эксперимента, в частности, по бюджетному финансированию в 1997 году капитальных вложений на реализацию Федеральной целевой программы социально-экономического развития Псковской области, целевому выделению в бюджет области на развитие приграничной инфраструктуры части таможенных платежей, собираемых на территории области, проведению переговоров о заключении межправительственных соглашений по приграничному сотрудничеству Псковской области Российской Федерации с приграничными волостями Латвийской Республики и Эстонской Республики, установлению штрафных санкций за невыполнение решений органов местного самоуправления и др.

Контроль за выполнением названного постановления возложен на Миннац Российской Федерации.

 

О ходе эксперимента по отработке моделей самоуправления в районах Псковской области рассказывает журналистка Татьяна ШУТОВА.

 

Закончились бурные дискуссии о местном самоуправлении. Принят Закон о его основных принципах. В 1996 году практически завершились выборы в органы местной власти. Наступает решающий этап становления местного самоуправления.

Министерство РФ по делам национальностей и федеративным отношениям стало основной структурой реализации региональной политики и организации местного самоуправления. Недавно созданный департамент по местному самоуправлению Миннаца отрабатывает модели местного самоуправления в 17 муниципальных образованиях 9 субъектов Федерации.

Самым сложным вопросом является организация местной власти в сельских регионах. Тут не может быть никаких шаблонов и навязанных решений. Необходим путь эксперимента. Один из них проводят специалисты Миннаца в двух районах Псковской области - Печорском и Пыталовском. Эксперимент этот длится уже два года, и его результаты недавно были рассмотрены Правительством Российской Федерации.

Выбранные для эксперимента территории во многом типичны для Центральной России. Районы это сельские, депрессивные, со слабо развитой инфраструктурой. Словом, тут собран весь "букет" проблем и сложностей, так характерных для сельской местности страны.

Но есть у этих районов и своя специфика - они расположены в новом российском приграничье, где социальная и экономическая ситуация усугубляется всем тем, что связано с размежеванием бывших братских республик. Это и обустройство границы, которое первоначально пало на плечи местных властей, и последствия разрыва хозяйственных связей, и появление целой когорты федеральных служащих, обслуживающих границу, но не приносящих доходов в местную казну.

На первом этапе эксперимента была проведена организация органов местной власти. Модели были выбраны различные, что обусловлено местными условиями. В Печорском районе ядром местного самоуправления стали волости, а в Пыта-ловском сам район стал единым муниципальным образованием. Были проведены выборы глав волостей и районов, которые затем прошли обучение принципам местного самоуправления и его экономическим основам.

На втором этапе эксперимента будут отрабатываться методы и механизм создания местного бюджета. И вот тут-то приграничное положение районов может сыграть теперь уже положительную роль в их жизнеобеспечении. То есть пополнить местньш бюджет за счет части доходов от границы и приграничного сотрудничества.

Вот что говорит о выводах, полученных на первом этапе эксперимента, и о задачах его второго этапа заместитель министра по делам национальностей и федеративным отношениям Российской Федерации Александр ВОРОНИН:

-Первый вывод, который можно сделать, - это то, что невозможно создать универсальную модель местного самоуправления для всей России. Вспомним историю: Александр Второй ввел местное самоуправление, а к концу реформы, в 1917 году, в России действовало уже 26 его моделей.

Второе, в чем помог убедиться эксперимент, так это то, что даже на первом этапе, то есть на этапе структурной перестройки, децентрализация власти еще до децентрализации бюджета может приносить ощутимые плоды: происходит финансовая стабилизация, возрастают доходы, формируется местный бюджет. То есть самоуправление само по себе рентабельно!

Третье. За структурными изменениями необходимо четкое разграничение полномочий и компетенций, прежде всего в финансах и собственности. Тут необходимо создание прочной правовой базы на федеральном уровне. К примеру, в настоящее время идет активная работа над проектами налогового кодекса и закона о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Но кто-нибудь просчитал, как отзовется их исполнение на уровне волости, района, области в целом? Федеральные законы должны пройти обкатку на экспериментальных площадках. Ведь действовать следует с опережением в отработке механизма взаимодействия властей на всех уровнях вертикальной структуры.

Псковский эксперимент по моделям самоуправления в приграничных районах важен для всей страны. Но становление самоуправления в регионах должно идти параллельным курсом с федеральным законодательством в этой сфере. Тут слово свое должны сказать представители всех ветвей федеральной власти.

В настоящее время идет обсуждение проекта закона "Об особенностях организации местного самоуправления на приграничных территориях", в котором его разработчики стремятся соблюсти баланс федеральных и местных интересов. Для отработки законодательства в данном вопросе создана межведомственная группа, куда вошли представители Миннаца, Минфина и Минэкономики.

 

Псков становится центром притяжения для специалистов, занимающихся местным самоуправлением. Вскоре при содействии Миннаца и Российского научного фонда тут будет создан центр информации, сформирована электронная база данных, появится группа специалистов по муниципальному праву. Тут смогут получить информационную помощь и поддержку все те, к"о занимается проблемами местного самоуправления.

Hosted by uCoz