АКТУАЛЬНАЯ
ТЕМА
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
А.А. ВАСИЛЬЕВ,
магистр государственного управления
Начавшийся в России в начале
90-х годов процесс реформирования власти на местах на основе принципов
самоуправления, появление союзного, а затем российского законов о местном
самоуправлении стали основой формирования органов территориального
общественного самоуправления населения.
Отношения, возникающие в
процессе организации и деятельности территориального общественного
самоуправления, как части местного самоуправления, регулируются нормами
муниципального права.
Становление и развитие местного
самоуправления в Российской Федерации послужило основной побудительной причиной
возникновения и развития муниципального права в современной России. Отсюда
следует, что муниципальное право - это право местного самоуправления.
Предметом муниципального права
являются отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного
самоуправления на территориях, являющихся муниципальными образованиями, а также
территориального общественного самоуправления на их части.
Можно выделить следующие группы
общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности территориального общественного самоуправления
/ТОС/ и составляющих предмет муниципального права:
1) отношения, возникающие в
процессе выбора населением организационных форм ТОС, его структуры,
формирования органов ТОС;
2) отношения, связанные с
деятельностью ТОС, его органов по управлению собственностью ТОС,
собственным хозяйством, формированием и исполнением бюджета /сметы/ ТОС,
управленческой и контрольной деятельностью в различных сферах жизни территории;
3) отношения, возникающие в
процессе осуществления органами ТОС отдельных местных государственных
полномочий, переданных им в
соответствии с договором /соглашением/,
организации и исполнения ими законодательных и правовых актов
федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления;
4 отношения, связанные с реализацией органами ТОС права на
судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на
них дополнительных полномочий, а также в связи с неправомерными действиями органов
государственной власти и местного самоуправления.
Муниципальное право, как
самостоятельная отрасль права, носит комплексный характер, и его нормы
регулируют также и другие разнообразные отношения /управленческие, финансовые,
земельные, экономические и т.д./, которые возникают в процессе реализации задач
и функций местного самоуправления и территориального общественного
самоуправления.
Вопросы организации и
осуществления власти на местном и территориальном уровне регулируются также
нормами государственного и административного права. Эти нормы играют ведущую
роль в правовом закреплении основ и принципов функционирования местной власти -
местного самоуправления. Кроме того, в содержание муниципального права входят
отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других
отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в
различных сферах местной жизни.
Население является основным
субъектом территориального общественного самоуправления, так как посредством
различных организационных форм именно оно решает насущные вопросы местного
значения.
Муниципальное право - это новая
отрасль научных знаний, которая основывается на демократических взглядах и
идеях народовластия при организации власти на местах.
Предметом изучения научной
дисциплины муниципального права является организация и функционирование
местного самоуправления, проблемы его правового регулирования.
Теоретическую базу
муниципального права составляют общепризнанные ценности муниципальной
демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение в
Европейской Хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы в октябре
1985 года, согласно которой:
- местное самоуправление
составляет одну из основ любого демократического строя;
- существование облеченных
реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и
одновременно приближенное к гражданину управление;
- право граждан на участие в
управлении государством может быть непосредственно осуществлено именно на
местном уровне;
- органы местного
самоуправления, созданные демократическим путем, должны иметь широкую автономию
в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимые для этого
средства.
С вхождением России в Совет
Европы принципы Европейской Хартии местного самоуправления из теоретической
области переместились в область практической реализации и стали для нас
обязательными для исполнения.
Основной источник
муниципального права Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993
года. Она закрепляет общие принципы организации и деятельности местного
самоуправления, его гарантии. Этому посвящена глава 8, а также статьи 3 и 12. В
главе 2 в статьях 30 и 32 Конституция признает и гарантирует права и свободы
человека и гражданина и, в частности, право на объединение, право избирать и
быть избранным в органы государственной и местной власти. Статья 72 Конституции
РФ содержит принципиальное положение о том, что установление общих принципов
организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Одним из основных источников
муниципального права является Закон РФ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации", принятый в августе 1995
года. Он определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия,
правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и
государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы
организации местного самоуправления в Российской Федерации. В частности, в
статье 27 определено, что под территориальным общественным самоуправлением
понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории
муниципального образования /территориях поселении, не являющихся муниципальными
образованиями: микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях/ для
самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив
в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые
им органы территориального общественного самоуправления. Уставом муниципального
образования определяется юридический статус органов ТОС, порядок организации и
осуществления ТОС.
Наряду с предусмотренными этим
Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, оно
может существовать в иных формах, не противоречащих
Конституции, настоящему Закону
и иным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи
с реализацией гражданами права на объединения, связанные с созданием,
деятельностью, реорганизацией и /или/ ликвидацией общественных объединений,
являются предметом регулирования Федерального Закона "Об общественных
объединениях", принятого в апреле 1995 года. В нем, в частности,
оговариваются принципы создания и деятельности, структура устава и правила
государственной регистрации общественных объединений, что распространяется и на
органы территориального общественного самоуправления.
Особенности, связанные с
созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией отдельных видов
общественных объединении регулируются специальными законами.
Таким законом, регулирующим
деятельность органов территориального общественного самоуправления, является
Федеральный Закон "Об органах территориального общественного
самоуправления", проект которого в настоящее время разрабатывается. Данный
закон регулирует образование органа ТОС, управление, его права, полномочия и
обязанности, его собственность, определяет гарантии прав и ответственность за
его несоблюдение.
Нормы муниципального права
содержатся не только в федеральных правовых актах /Конституция, Законы РФ,
Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам местного
самоуправления в Российской Федерации и др./, но также и в правовых актах
субъектов Федерации /Уставы субъектов Федерации, Законы о местном
самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о местном
референдуме, о статусе депутатов местных органов власти, постановления
Законодательного Собрания, постановления и решения губернатора в части местного
самоуправления и др./.
В апреле 1995 года с принятием
Устава Нижегородской области оформился конституционный статус Нижегородской
области как субъекта Российской Федерации, живущего не только по федеральным
законам, но и по своим собственным. В нем четко определены место региона в
административно-политической системе страны, права его населения, порядок
формирования властей различных уровней и их полномочия.
Исходя из положений Конституции
Российской Федерации и федерального законодательства, в Уставе Нижегородской
области признаются в качестве высших ценностей права и свободы граждан.
Основным законом области
признается, гарантируется и всемерно поддерживается местное самоуправление на
своей территории, признается его самостоятельность и подчеркивается, что оно не
относится к государственной власти.
Местное самоуправление на
территории области осуществляют ее жители в своих поселениях путем референдума,
выборов, других форм прямого волеизъявления, через органы местного
самоуправления. На самом низшем уровне самоуправления оно осуществляется через
сходы /собрания/, конференции жителей.
Структура органов местного
самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом разделения их на
представительные и исполнительные. По инициативе населения могут образовываться
органы территориального общественного самоуправления.
Предметы ведения органов
местного самоуправления включают вопросы местного значения и некоторые вопросы
государственного значения, решаемые органами государственной власти области
совместно с органами местного самоуправления.
Разграничение полномочий
представительных и исполнительных органов местного самоуправления
осуществляется федеральным законом и законом области об организации местного
самоуправления, Уставом муниципального образования.