АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

А.А. ВАСИЛЬЕВ,

 магистр государственного управления

 

Начавшийся в России в начале 90-х годов процесс реформирования власти на местах на основе принципов самоуправления, появление союзного, а затем российского законов о местном самоуправлении стали основой формирования органов территориального общественного самоуправления населения.

Отношения, возникающие в процессе организации и деятельности территориального общественного самоуправления, как части местного самоуправления, регулируются нормами муниципального права.

Становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации послужило основной побудительной причиной возникновения и развития муниципального права в современной России. Отсюда следует, что муниципальное право - это право местного самоуправления.

Предметом муниципального права являются отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления на территориях, являющихся муниципальными образованиями, а также территориального общественного самоуправления на их части.

Можно выделить следующие группы общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности  территориального общественного самоуправления /ТОС/ и составляющих предмет муниципального права:

1) отношения, возникающие в процессе выбора населением организационных форм ТОС, его структуры, формирования органов ТОС;

2) отношения, связанные с деятельностью ТОС, его органов по управлению собственностью  ТОС,  собственным хозяйством, формированием и исполнением бюджета /сметы/ ТОС, управленческой и контрольной деятельностью в различных сферах жизни территории;

3) отношения, возникающие в процессе осуществления органами ТОС отдельных местных государственных полномочий,  переданных  им  в соответствии с договором /соглашением/,  организации и исполнения ими законодательных и правовых актов федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4 отношения,  связанные с реализацией органами ТОС права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных полномочий, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти и местного самоуправления.

Муниципальное право, как самостоятельная отрасль права, носит комплексный характер, и его нормы регулируют также и другие разнообразные отношения /управленческие, финансовые, земельные, экономические и т.д./, которые возникают в процессе реализации задач и функций местного самоуправления и территориального общественного самоуправления.

Вопросы организации и осуществления власти на местном и территориальном уровне регулируются также нормами государственного и административного права. Эти нормы играют ведущую роль в правовом закреплении основ и принципов функционирования местной власти - местного самоуправления. Кроме того, в содержание муниципального права входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в различных сферах местной жизни.

Население является основным субъектом территориального общественного самоуправления, так как посредством различных организационных форм именно оно решает насущные вопросы местного значения.

Муниципальное право - это новая отрасль научных знаний, которая основывается на демократических взглядах и идеях народовластия при организации власти на местах.

Предметом изучения научной дисциплины муниципального права является организация и функционирование местного самоуправления, проблемы его правового регулирования.

Теоретическую базу муниципального права составляют общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение в Европейской Хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы в октябре 1985 года, согласно которой:

- местное самоуправление составляет одну из основ любого демократического строя;

- существование облеченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление;

- право граждан на участие в управлении государством может быть непосредственно осуществлено именно на местном уровне;

- органы местного самоуправления, созданные демократическим путем, должны иметь широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимые для этого средства.

С вхождением России в Совет Европы принципы Европейской Хартии местного самоуправления из теоретической области переместились в область практической реализации и стали для нас обязательными для исполнения.

Основной источник муниципального права Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года. Она закрепляет общие принципы организации и деятельности местного самоуправления, его гарантии. Этому посвящена глава 8, а также статьи 3 и 12. В главе 2 в статьях 30 и 32 Конституция признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина и, в частности, право на объединение, право избирать и быть избранным в органы государственной и местной власти. Статья 72 Конституции РФ содержит принципиальное положение о том, что установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Одним из основных источников муниципального права является Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый в августе 1995 года. Он определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. В частности, в статье 27 определено, что под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования /территориях поселении, не являющихся муниципальными образованиями: микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях/ для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Уставом муниципального образования определяется юридический статус органов ТОС, порядок организации и осуществления ТОС.

Наряду с предусмотренными этим Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, оно может существовать в иных формах, не противоречащих

Конституции, настоящему Закону и иным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и /или/ ликвидацией общественных объединений, являются предметом регулирования Федерального Закона "Об общественных объединениях", принятого в апреле 1995 года. В нем, в частности, оговариваются принципы создания и деятельности, структура устава и правила государственной регистрации общественных объединений, что распространяется и на органы территориального общественного самоуправления.

Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией отдельных видов общественных объединении регулируются специальными законами.

Таким законом, регулирующим деятельность органов территориального общественного самоуправления, является Федеральный Закон "Об органах территориального общественного самоуправления", проект которого в настоящее время разрабатывается. Данный закон регулирует образование органа ТОС, управление, его права, полномочия и обязанности, его собственность, определяет гарантии прав и ответственность за его несоблюдение.

Нормы муниципального права содержатся не только в федеральных правовых актах /Конституция, Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам местного самоуправления в Российской Федерации и др./, но также и в правовых актах субъектов Федерации /Уставы субъектов Федерации, Законы о местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о местном референдуме, о статусе депутатов местных органов власти, постановления Законодательного Собрания, постановления и решения губернатора в части местного самоуправления и др./.

В апреле 1995 года с принятием Устава Нижегородской области оформился конституционный статус Нижегородской области как субъекта Российской Федерации, живущего не только по федеральным законам, но и по своим собственным. В нем четко определены место региона в административно-политической системе страны, права его населения, порядок формирования властей различных уровней и их полномочия.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, в Уставе Нижегородской области признаются в качестве высших ценностей права и свободы граждан.

Основным законом области признается, гарантируется и всемерно поддерживается местное самоуправление на своей территории, признается его самостоятельность и подчеркивается, что оно не относится к государственной власти.

Местное самоуправление на территории области осуществляют ее жители в своих поселениях путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через органы местного самоуправления. На самом низшем уровне самоуправления оно осуществляется через сходы /собрания/, конференции жителей.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом разделения их на представительные и исполнительные. По инициативе населения могут образовываться органы территориального общественного самоуправления.

Предметы ведения органов местного самоуправления включают вопросы местного значения и некоторые вопросы государственного значения, решаемые органами государственной власти области совместно с органами местного самоуправления.

Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов местного самоуправления осуществляется федеральным законом и законом области об организации местного самоуправления, Уставом муниципального образования.

Hosted by uCoz