АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ - ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

В.А. МАЛЬЦЕВ,

профессор, доктор социологических наук,

ректор Волго-Вятской Академии государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

Создание системы непрерывного профессионального образования сотрудников аппарата законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации - проблема актуальная и важная как с точки зрения сегодняшней жизни, так и с позиций дальнейшего развития демократии в России и в мире.

Все мы считаем, что для дальнейшего продвижения вперед, выхода из жесточайшего кризиса в России необходима не просто высококвалифицированная, а высоконравственная власть, причем, как законодательная, так и исполнительная; власть на всех уровнях, от федерального до субъектов Федерации и органов местного самоуправления; власть, способная выработать четкую, ясную и перспективную концепцию и программу развития общества, отдельных регионов, контролировать выполнение такой программы, а с другой стороны, учитывать состояния, тенденции, региональные особенности, ход политических, социальных и духовных процессов. Нужна власть, работающая не на абстрактном желании слепо, любой ценой копировать чужой опыт, а способная понимать сегодняшние нужды населения, учитывать их, мотивируя к производительному труду, создавая для этого необходимые условия.

Эту свою роль власть реализует посредством деятельности большого количества людей, призванных на высоком профессиональном уровне выполнять свои функции во властных структурах.

Конечно, главная цель, ведущая роль в органах представительной власти принадлежит ее выборным членам и их лидерам. Именно они принимают решения, именно они несут ответственность, по крайней мере, моральную, за их последствия. В то же время, очевидно, что их труд нужно организовать, прежде всего, с точки зрения обеспечения необходимыми условиями для поиска оптимальных вариантов решений и т. д. В этом отношении роль аппарата переоценить просто невозможно; следовательно, роль аппарата становится в высшей степени ответственной.

А это значит, что в первую очередь необходима четко отлаженная система профессионального образования работников аппарата законодательных органов власти.

Следует сказать, что пока еще не создана целостная система профессионального образования специально для органов законодательной ветви власти, в России ее в настоящее время не существует. Однако есть система и институт повышения квалификации, которые осуществляют подготовку и переподготовку, повышение квалификации государственных служащих для федерального, регионального уровня и органов местного самоуправления.

В начале 1992 го да была создана система региональных кадровых центров правительства Российской Федерации, которая в прошлом году была реорганизована в систему региональных академий государственной службы при Президенте РФ.

Таких академий в России восемь. За каждой академией закреплены определенные территории, примерно порядка десяти субъектов Федерации, и поставлен целый ряд задач, связанных с подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации государственных служащих, развитием государственной службы и местного самоуправления.

Мы, в частности, ведем следующие образовательные программы. Во-первых, это региональная подготовка. Эта образовательная программа связана с получением первого высшего образования очной и заочной формы, на которые принимаем молодых людей: на очное - окончивших среднюю школу, а на заочное - работающих в органах власти, но не имеющих высшего образования.

Основная специальность - государственное и муниципальное управление. Специальность новая, она была сформирована и утверждена в 1992 году.

Кроме того, в Академии ведется образовательная про­грамма еще по ряду специальностей - таких, как юриспруден­ция, финансовый кредит, основы государственного управле­ния, гуманитарная подготовка, методология знаний, полито­логия, социология, культура, иностранный язык, безусловно, информатика, и в нашей Академии достаточно глубоко ведем математику и системный анализ.

Естественно, все это является основной базой для целого ряда дисциплин в области права, экономики.

Второй вид образовательных программ - это переподготовка, фактически получение второго высшего образования работающими в органах власти, имеющими образование не по профилю деятельности, необходимой для законодательной работы.

Среди образовательных программ и повышение квалификации. Это краткосрочные курсы в объеме до 150 часов, на которых проходят обучение до 1,5 тысяч человек из различных органов власти нашего региона по специальным темам, в зависимости от того, что сегодня более актуально: то ли новые законы, то ли новое направление. Эти программы согл1совываются с представителями власти заранее. Есть у нас аспирантура. Она ведет активно научно-исследовательскую работу.

Мы поддерживаем деловые связи с учебными заведениями ряда стран Европы (Германии, Франции) по программе ТАСИС, где участвуют другие страны международного сообщества. И есть учебные заведения в других странах, которые в этой программе помогают более точно понять содержание учебных программ и планов, как и чему должны учить работников государственной власти и государственных служащих. Это оказывает нам ощутимую помощь в учебно-методическом плане, т.к. учебных планов, пособий, программ, методик по курсу государственной службы мы практически не имеем. Их приходится создавать заново.

Параллельно мы решаем важную задачу подготовки преподавателей, потому что тот состав, который ранее был, далеко не всегда соответствует сегодняшним требованиям.

В рамках программы ТАСИС у нас проведено несколько стажировок и мероприятий во Франции, где обучение прошла большая группа наших преподавателей.

Проводим подобную учебу и в других странах, в частности, в Германии, где тематически это связано с проблемами, прежде всего, регионов или городов. Участниками семинаров являются руководители, работники аппаратов обеих ветвей власти, исполнительной и законодательной.

Благодаря международным связям удалось укрепить нашу учебно-методическую базу, обеспечить ее компьютерной техникой.

Самое главное, может быть, в том, что мы благодаря нашим международным связям более четко понимаем, как наша система образования должна строиться, в каком направлении развиваться. Хотя надо сказать, что применить однозначно опыт одной какой-либо страны нам не удалось, да вообще-то мы и не стремились к этому, тем более, что опыт этот различный.

Например, если говорить о Франции, там существует специальная система учебных заведений по подготовке учеников-чиновников. Этот термин мне не нравится, но он применяется. Служащие, желающие учиться в таком заведении, автоматически становятся чиновниками и получают все соответствующие права и статус, вплоть до ухода на пенсию.

В то же время в таких странах, как Англия, таких специальных учебных заведении не существует, и на госслужбу идут выпускники университета, которые, правда, после этого проходят специальную переподготовку.

К сожалению, у нас не было пока прямых отношений с канадскими учебными заведениями, но я надеюсь, что проведенный в 1996 году в Нижнем Новгороде российско-канадский семинар может послужить началом таких связей.

Теперь коротко о наших насущных проблемах. Я не буду заострять внимание на крайне сложном финансовом положении в нашей системе, оно типично для всех вузов России. Но не отметить это я не могу. Тот факт, что преподаватели нашей Академии ушли в прошлом году в отпуск, не получив отпускные и даже зарплату, говорит о нашем трудном положении.

Должен отметить, что основной источник финансирования нашей деятельности - это федеральный бюджет. Но поскольку мы работаем не на федеральные органы власти, а на региональные, я полагаю, что эта проблема, если и не решится автоматически, то будет поставлена серьезно перед региональными органами власти. И в этом отношении надо учесть опыт других стран.

Во Франции, например, один процент бюджета заработной платы государственных служащих отчисляется в фонд всех учебных заведений, которые готовят специалистов. У нас такого закона ни на федеральном, ни на региональном уровне нет.

Проблема преподавательского состава до сих пор существует, особенно острой она была для нас в первые 2-3 года после 1991 года. Я работал в других вузах, знаю, насколько раньше была престижна работа преподавателя, учеба в вузе. Сейчас, правда, появляется много желающих учиться в аспирантуре, при этом они совмещают учебу с работой по научным проблемам. Но мы не можем значительно увеличить их количество, и в этом плане международный опыт может пригодиться. Ряд стран (Франция, Германия) принимают наших преподавателей на довольно длительную стажировку, выделяя для этого особые гранты - годичные, полугодичные, месячные.

Было бы, наверное, целесообразно предложить и нашим коллегам из Канады направить к нам на стажировку или для работы в школу преподавателей, как это делают другие страны, в частности, США, которые направляют к нам специалистов, читающих специальные темы, ведущих занятия со студентами, тем более, что у нас есть специальная группа с углубленным изучением иностранных языков, в частности, английского, они могут свободно общаться на английском языке.

Есть еще одна проблема, которую считал бы целесообразным поставить и обсудить это проблема распределения выпускников нашей Академии.

Относительно той категории слушателей, которые получают первое высшее образование (а это, как правило, работники органов власти, руководители подразделений), проблема очень серьезная. По итогам выпуска 1996 года из 150 человек почти 100 человек пошли на работу в организации, не имеющие прямого отношения к органам власти: коммерческие и другие структуры. Они пользуются большим уважением, у них уровень подготовки довольно высокий, высокий имидж.

Конечно, польза от этого для России в целом есть. Но все же мы выполняем функции специального высшего учебного заведения. Поэтому необходим закон о государственных служащих, в котором были бы четко прописаны права и обязанности тех, кто обучает и выпускает государственных служащих.

Пока такого закона на федеральном уровне нет. Есть опыт зарубежный - заключать прямые договора с учебным заведением и учить кадры непосредственно для заказывающих их органов госслужбы. При этом заказывающая сторона должна обеспечить выпускников рабочими местами.

Это опять та проблема, без разрешения которой не реализовать планы формирования аппарата, потому что переподготовка должна быть единой составляющей политики формирования аппарата на протяжении всей его деятельности, в продолжении всей работы сотрудника аппарата в нем, чтобы он имел возможность повышать свое образование, делать карьеру, чтобы чувствовал себя на этом месте достаточно уверенно. Проблема стабильности кадров аппарата имеет и еще один важный аспект - это воспитание работников аппарата, воспитание их в духе высокой гражданской позиции.

Hosted by uCoz