А.В.Ивонин,

начальник отдела по взаимодействию с

органами государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ Организационного управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ

 

Организация работы аппарата в период выборов в органы законодательной власти

 

Думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что все ветви власти у нас, в соответствии с Конституцией РФ, сейчас имеют строгую иерархию: исполнительная власть начинается от села, поселка и доходит до Президента РФ; судебная власть т районного суда и до Верховного Суда; соответственно и законодательная власть выстроена от муниципального уровня и до Федерального Собрания. Но сегодня мы все разговоры ведем в основном вокруг субъектов Федерации, исходя из того, что в структуре нашего государства такими субъектами являются 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная республика, автономная область, 10 автономных национальных округов и 2 города федерального значения.

Разумеется, подвести сегодня под общий знаменатель аппарат всех этих субъектов Федерации просто невозможно, хотя, в принципе, к этому надо стремиться, отбирая все лучшее в опыте различных субъектов Федерации.

Но не является также секретом, что при любых условиях аппарату приходится играть по правилам, которые приняты депутатами, даже если игра идет, так сказать, на своем поле. Это, естественно, и дальше так будет. Поэтому, пока не будет устойчивой системы законодательной власти у нас в России, нас неминуемо будет лихорадить. Причины этого вполне понятны и ясны. На сегодня, я бы сказал, у нас "на море легкое волнение".

В 1996 году должны проходить выборы в законодательные органы в 17 субъектах Федерации. 37 субъектов, опираясь на известный Указ Президента, продлили себе полномочия до 1997-1998 гг. И как ответ на это - сразу же посыпались судебные иски; избиратели, общественные объединения заявляли протесты на продление полномочий депутатов. Очень интересно получилось, например, в Иркутской области, где закон о продлении полномочий был принят, но затем был признан недействительным. В результате были назначены новые выборы, избран новый состав Законодательного Собрания области.

Тем не менее, есть ряд случаев, когда областной суд не стал принимать решение, а направил материалы в Конституционный Суд РФ. Сложилась ситуация, когда любой представительный орган вдруг может оказаться нелегитимным, в любой момент его нынешний состав может быть объявлен неправомочным. Понятно, что в такой ситуации аппарат не может оставаться спокойным.

Другой фактор. На сегодня исполнительные органы власти избраны в 18 республиках, 17 областях и 2 городах федерального значения. Где-то, примерно, в 50 субъектах Федерации выборы глав исполнительной власти должны быть проведены в 1996 году. Таким образом, ситуация с выборами затронет практически всех нас, эта ситуация отразится на общественно-политической погоде в каждом регионе. Поэтому может получиться так, что аппарат законодательных органов в субъектах Федерации окажется незащищенным, и до тех пор, пока мы не найдем формы защиты аппарата на эту смутную пору, у нас всегда будет возникать в аппарате нездоровый психологический климат. И соответственно будет падать эффективность работы этого аппарата в период выборов в законодательные органы власти.

Что же мы, на мой взгляд, можем сделать, чтобы избежать этих негативных последствий выборной кампании?

Я вношу на ваше обсуждение предложение: создать Ассоциацию государственных служащих, работающих в законодательных органах РФ.

И у меня есть конкретное предложение или просьба к правовому управлению Нижегородского Законодательного Собрания, к В.В.Ольневу. Василий Васильевич, Вы говорили здесь, что набрали квалифицированных специалистов, может быть, они в порядке инициативы "снизу" разработают проекты необходимых нормативных актов для учреждения такой Ассоциации? И тогда мы могли бы просить руководство где-то в октябре собрать на учебу руководителей аппарата всех субъектов Федерации, с тем, чтобы руководители аппарата приехали с соответствующими мандатами от законодательных органов, удостоверяющими их полномочия по созданию такой Ассоциации. И во время этой недельной учебы мы могли бы провести учредительное собрание Ассоциации госслужащих, работающих в законодательных органах.

Разумеется, это пока лишь рабочее предложение. Надо его продумать и проговорить на секциях нашего семинара.

Одной из задач предлагаемой Ассоциации могла бы стать разработка степеней защищенности работающих в законодательных органах. Возможно, это будет создание какого-то общественного органа правозащиты, который мог бы оказать помощь в рассмотрении вопросов материального обеспечения работников аппарата и других насущных проблем. Вот один только пример. Недавно, разговаривая с начальником отдела Законодательного Собрания одной из сибирских областей, я поинтересовался, сколько она получает. Говорит - 10 мил пионов рублей. Я федеральный чиновник, но у нее много больше, чем у меня, оклад. Оказывается, она работает по контракту. Сегодня здесь уже заостряли внимание на том, что надо переходить на контрактную систему. Но если посмотреть на работников из государственного аппарата, то, наверное, таких, кто работает по контракту, найдутся единицы. И надо подумать о таком решении, которое позволило бы обеспечить работникам аппарата достойное материальное положение, может быть, не только за счет контракта. Надо выработать соответствующий нормативный акт, может быть, даже временный, для того, чтобы сохранить интеллектуальный потенциал аппарата.

Таковы вкратце мои предложения. А дальше - на ваше решение.

Hosted by uCoz