Г.Роник,

руководитель аппарата Законодательного Собрания

провинции Саскачеван (Канада)

 

Основные задачи аппарата

 регионального Законодательного Собрания

 

В работе аппаратов парламентов разных стран много общего. Задачи их в значительной мере одинаковы.

Наша основная задача в законодательных собраниях Канады точно такая же, как и у вас. Это помощь формированию парламентской активности депутатов: у нас никогда нет того, что надо, и потому самая большая трудность для администраторов - сделать так, чтобы из имеющихся скудных ресурсов сделать максимум полезного.

В Канаде обычно говорят не о профессионализме как качестве работника аппарата, но о профессиональном обслуживании, которое осуществляется в трех основных формах.

Первая - это государственная служба. Это аппарат, который работает в Правительстве. Работники аппарата Правительства реализуют правительственную программу и проводят в жизнь законы, которые принимаются парламентом. Занимаются они самыми различными аспектами жизни общества: образованием, судами, экономическим развитием и всеми остальными аспектами.

Во-вторых, есть отдельная служба, которая называется - законодательная служба. Она независима от государственной службы. Я представляю эту группу здесь, так как я являюсь главой аппарата Законодательного Собрания провинции Саскачеван. Мы предоставляем услуги всем депутатам нашего Законодательного Собрания, членам комитетов и индивидуально каждому из членов Законодательного Собрания.

Также есть и третья группа. Члены парламентов нуждаются в теоретической и политической поддержке. В Канаде на оказание такой помощи выделяется некоторая сумма денег, которые даются депутатам для того, чтобы они могли нанять по контракту политических информаторов, провести с их помощью исследование. По запросу партийных групп в парламенте им также выделяются деньги для идентичных целей.

Теперь, если говорить конкретнее о профессиональном обслуживании депутатов законодательных собраний в Канаде. У нас не всегда есть возможность нанимать полный штат работников. Имеется небольшое ядро постоянных работников, которые работают полное время. Когда же намечается много дел (например, подготовка и проведение заседания нашей палаты), мы нанимаем еще людей на частной основе для того, чтобы они помогали нашему постоянному штату. Но мы должны быть уверены, что это постоянное ядро способно руководить людьми, которых мы привлекаем, и чтобы это делалось на внепартийной основе.

Есть у нас проблема - это большие перегрузки работников. Самое лучшее было бы иметь достаточно людей, чтобы все время работать без перегрузок, но это не всегда возможно. И иногда мы делаем так: собираем временно некие команды для того, чтобы работать над определенными важными программами. Эти люди приходят из разных отделов, они собираются вместе и работают. Такая консолидация сил дает возможность решать проблемы, не нанимая других людей. Надо учить аппарат общаться с квалифицированным штатом, который у вас есть. Мы нашли, что такие группы из разных отделов очень полезны, потому что каждый раз вы привлекаете к работе самых сильных людей из этих отделов. Это позволяет рассмотреть вопрос комплексно, с разных позиций. С другой стороны, работники получают возможность расширить свой кругозор, придать своей работе универсальность.

Нагрузка, конечно, большая, но нужно просто-напросто использовать больше современных технологий, чтобы уменьшить нагрузку на каждого человека. Например, компьютеры очень помогают справляться с большими нагрузками, это также дает возможность делать работу более профессионально.

Мы постоянно работаем над повышением уровня компетентности штатных работников. Одной из наиболее распространенных форм решения этой задачи являются собрания штата Законодательного Собрания, на которых работников аппарата информируют об общих задачах, расширяя тем самым их кругозор.

Для команд, формируемых для решения конкретных задач, составляются специальные проблемные вопросы, чтобы им легче было ориентироваться в круге тех вопросов, над которыми им предстоит работать в общей команде. Это придает их работе целенаправленность и способствует усилению коммуникации внутри группы: каждый знает, для чего его пригласили в группу, и стремится сделать свою работу как можно лучше.

Важный аспект в развитии штата Законодательного Собрания - руководство. Речь идет не столько о первых лицах аппарата, сколько о руководителях среднего звена. Для них организуется много курсов, назначение которых - повышение уровня квалификации работников этого звена.

С этой целью в Канаде создана Ассоциация работников аппаратов, в которую входят служащие законодательных органов всей страны. Ассоциация примерно один раз в год собирает своих членов и устраивает обмен опытом работы, что взаимно расширяет их информацию.

Такая же ассоциация создана работниками юридических отделений. Они также один раз в году собираются вместе для обсуждения своих проблем и выработки общих рекомендаций.

Если такой семинар проводится в провинции, то эта встреча работников законодательных органов транслируется по телевидению, и таким образом к обсуждению законодательных процедур привлекаются не только сидящие в чале, но и далеко за его пределами, и не только законодатели, но и рядовые граждане.

Внутри аппарата Законодательного Собрания мы организуем специальные брифинги, добиваясь тем самым, чтобы каждый работник аппарата знал, над чем в данный период работает Законодательное Собрание.

Кроме того, мы практикуем обмен между парламентами провинций, принимаем работников аппарата из других провинций и посылаем своих в другие. И получаем от этого очень большое удовлетворение. Мы узнаем много от них, а они узнают от нас.

Еще важный момент, о котором хотела сказать. Как улучшить отношения в аппарате? Это ключ к хорошей работе аппарата. Люди должны чувствовать себя частью организации. Они должны получать удовлетворение и вознаграждение, если работа делается хорошо.

В некоторых больших законодательных собраниях есть специальные издания, где описывается инициатива, события, достижения работников. В таких маленьких собраниях, как в нашей провинции Саскачеван. отмечаем инициативы, усердие отдельных работников устно во время собраний.

В заключение хочу поддержать мысль о том, что штат должен быть постоянный, он не должен меняться, а наоборот, нуждается в закреплении. Это усилит роль Законодательного Собрания.

Hosted by uCoz