III. Некоторые проблемы обеспечения

законотворческой работы (из выступлений отдельных участников семинара)

 

Т.Г.Хлебникова,

начальник информационно-

аналитического центра (управления)

Законодательного Собрания Нижегородской области

 

Роль информационно-аналитического центра

в деятельности Законодательного Собрания

Нижегородской области

 

"Хорошая структура отражает

 стратегию организации"

Ричард Шиф,

старший менеджер фирмы

 "Прайс Готерхаус"

Основным содержанием современного этапа развития человечества считается переход от индустриального этапа развития к информационному обществу. В информационном обществе информация становится стратегическим ресурсом, сравнимым по стоимости и значимости с материальным производством. Страны с высокоразвитой экономикой уделяют первостепенное значение информатизации с целью завоевания лидирующего положения на мировом рынке.

С другой стороны, кризис экономики в России весьма заметно сказывается на развитии науки, промышленности, культуры и образования. Выход здесь видится в интеграции этих сфер в общемировую систему развитых стран. Важнейшим фактором, влияющим на ускорение интеграции, является создание соответствующей информационной инфраструктуры, обеспечивающей легкий и быстрый доступ к актуальной информации по различным отраслям знаний.

В современном мире, живущем в условиях "информационной революции", компетентность руководителей области, депутатов и, в конечном счете, высшего представительного органа власти Нижегородской области - Законодательного Собрания - главным образом зависит от уровня организации их информационно-аналитического обслуживания, от уровня их информированности.

Информационно-аналитическая служба Законодательного Собрания, наряду с осуществлением других функций, должна прежде всего являться крупным современным информационно-аналитическим управлением, которое в состоянии обеспечить руководству области, депутатскому корпусу, его комитетам и комиссиям, а также отделам и управлениям возможность квалифицированного, глубокого, всесторонне взвешенного подхода к подготовке и принятию решении любого уровня сложности, возможность самостоятельного, базирующегося на последних достижениях науки анализа причин, фактических проявлений и последствий процессов и событий, происходящих в стране и за рубежом.

Другими словами - роль информационно-аналитического центра в деятельности Законодательного Собрания заключается в создании условий, утверждающих у населения мнение, что Законодательное Собрание Нижегородской области является высшим органом власти Нижегородской области, концентрирующим мнения, пожелания и нужды населения области в форме законов и постановлений, а также обеспечивающим поступательное развитие регионального социума.

С учетом этого деятельность Законодательного Собрания Нижегородской области можно представить следующими направлениями :

-  оперативное взаимодействие с населением (т.е. избирателями), отдельными социальными группами, политическими партиями и общественными движениями, средствами массовой информации для сбора и анализа информации, а в конечном итоге - для "обратной" связи с избирателями;

-  выработка законодательных актов;

-  взаимодействие ОЗС с представительными органами власти федерального уровня, субъектов РФ, местного уровня.

Эти направления деятельности выполняются как депутатами, так и аппаратом областного Законодательного Собрания, и обеспечиваются информационно-аналитической поддержкой центра. Этим он принципиально отличается от других структурных подразделений Законодательного Собрания. Информационно-аналитический центр работает не только с депутатским корпусом. но и со всеми структурными подразделениями Собрания, - на аппарат комитетов, отделов и управлений.

Информационно-аналитический центр (управление) Законодательного Собрания Нижегородской области работает на основании постановления Законодательного Собрания области № 10 от 05.05.94г. "О структуре и штатах Законодательного Собрания области" и "Положения об информационно-аналитическом центре (управлении)", утвержденном председателем Законодательного Собрания области 1Q. 12.96 года.

Являясь самостоятельным структурным подразделением аппарата Законодательного Собрания (постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 05.05.94г. № 10; Устав Нижегородской области, раздел III, глава 7. ст. 29, п. "г"), информационно-аналитический центр обеспечивает решение задач информационного обслуживания Законодательного Собрания в целом (и депутатского корпуса, и аппарата комитетов, отделов, КСП, управлении) на уровне, необходимом для органа представительной власти Нижегородской области.

Для достижения этой цели центр работает по следующим направлениям:

I. Информационно-технологическое обеспечение депутатов, комитетов, отделов, контрольно-счетной палаты и управлений Законодательного Собрания Нижегородской области.

II. Редакционно-издателъская деятельность.

III. Взаимодействие с субъектами Российской Федерации (межпарламентские связи), Федеральным Собранием РФ (Совет Федерации, Государственная Дума), Федеральным агентством правительственной связи и информации. Федеральным центром информатизации Центризбиркома, Роскоминформом при Президенте РФ, Госкомстатом и другими сторонними организациями.

IV.Взаимодействие с политическими партиями, общественными движениями, средствами массовой информации.

V. Работа парламентской библиотеки.

VI.Аналитическая работа с законодательными актами субъектов РФ, прессой, комитетами Законодательного Собрания.

Более подробно хотелось бы остановиться на вопросах информационно-технологического обеспечения деятельности аппарата законодательных (представительных) органов власти.

Концепция информационно-технологического обеспечения деятельности законодательного органа Нижегородской области была разработана в 1991 году и в дальнейшем получила развитие в системном проекте "Региональной информационной системы Нижегородской области". Для ее обеспечения были выпущены 5 постановлений и 3 распоряжения. В основе концепции лежит автоматизированная информационная система, предназначенная для обеспечения деятельности Законодательного Собрания и управления его деятельностью, для телекоммуникационного взаимодействия отдельных депутатов, комитетов и комиссий, руководства Законодательного Собрания и структурных подразделений его аппарата, а также информационного взаимодействия Законодательного Собрания Нижегородской области с Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, с представительными органами субъектов Российской Федерации, с представительными органами местного самоуправления.

Информационная модель системы включает в себя следующие компоненты:

-  федеральное и местное законодательство;

-  бюджетно-финансовый потенциал области;

-  природно-ресурсный потенциал;

-  схему (структуру) органов управления области;

-  структуру собственности на территории области;

-  данные по населению области, общественным, политическим организациям и движениям;

- данные о текущих и итоговых показателях социально-экономического развития и бюджетно-финансовой деятельности в области.

Структура Законодательного Собрания предопределила построение автоматизированной информационной системы Законодательного Собрания Нижегородской области в виде локальной вычислительной сети комитетов, отделов, управлений Законодательного Собрания, объединенных в единую информационную систему.

В настоящее время в состав этой системы функционально входят:

-  информационный фонд общего доступа (ИФ);

-  информационно-коммуникационный центр (ИКЦ);

-  индивидуальные средства обработки информации;

-  сетевая среда.

Информационный фонд системы предназначен для обеспечения пользователей данными различного характера, размещаемыми в фонде.

Информационно-коммуникационный центр обеспечивает взаимодействие пользователей с внешними информационными ресурсами (Государственная Дума, Совет Федерации, субъекты РФ и другие).

Индивидуальные центры обработки информации - это автоматизированные места депутатов и сотрудников аппарата, предназначенные для индивидуальной обработки информации, обеспечения своих информационных и коммуникационных потребностей. Индивидуальные центры объединены в локальную вычислительную сеть через сетевую среду.

Сетевая среда включает в себя кабельное оборудование, сетевые аппаратные и программные средства.

Все пользователи ЛВС Законодательного Собрания имеют доступ через сетевую среду ко всем имеющимся информационным ресурсам.

Локальная компьютерная сеть Законодательного Собрания построена на основе локальной сети Нижегородского областного Совета народных депутатов, созданной в 1992 году. Она представляет собой распределенную информационно-вычислительную сеть персональных компьютеров, размещенную в помещении Законодательного Собрания и включающую в свой состав автоматизированные рабочие места пользователей, программно-технический комплекс администратора, выполняющий функции управления системой и организации банка данных, а также комплексы-шлюзы организации связи со смежными информационными системами.

Парк компьютеров увеличился с 40 машин в Совете народных депутатов (на март 1994 года) до 54 машин в Законодательном Собрании (на май 1996 года). За это время произошли не только количественные, но и качественные изменения в использовании и организации работы на компьютерной технике.

Основой компьютерной сети является сеть с шинной топологией и сетевыми адаптерами Ethernet, в качестве шины обмена данными используется радиочастотный коаксиальный кабель RG-58, обеспечивающий скорость обмена информацией до 10 Мбит/сек, при использовании помехоустойчивого кодирования и многоуровневой защиты информации и паролей.

Наряду с устаревшими сетевыми платами типа NE-1000, NE2000 сейчас в сети используются сетевые адаптеры 3Com EtherLink III 32-Bit EISA в сервере и 3Com EtherLink III 16-Bit ISA в рабочих станциях Hewlett Packard Vectra-4VE, обладающие повышенной производительностью и параллельным выполнением задач, а также платы Compex ReadyLink EN2000 в рабочих станциях на базе процессоров i486DX, которые обеспечивают работу на сегментах сети до 200м.

В связи с увеличением парка машин выросла и протяженность кабельной системы, сейчас в системе установлены репитеры, обеспечивающие надежную работу сети при имеющейся длине кабеля более 500м. При обслуживании кабельной системы основная проблема - разрыв кабеля, который происходит в основном из-за неплотного соединения BNC-коннектора кабеля с Т-коннектором сетевой платы или из-за разрушения распайки BNC-коннектора. Ежедневно проводится профилактика и тестирование кабельной системы сети на соответствие рабочим параметрам.

Сервер сети на базе персонального компьютера Bytex 486DX33, в соответствии с возросшими требованиями со стороны программно-технических средств сети, заменен на более мощную модель сервера - Hewlett Packard NetServer LM. В сервере установлен процессор Pentiiim/60MHz с 16MB памятью, с шиной Fast SCSI-2, 8 слотов расширения EISA, встроенный дисковый массив HP Disk Array, обеспечивающий организацию дисковой памяти по отказоустойчивой технологии RAID-5.

Сервер Hewlett Packard NetServer 5/60 LM оснащен мощной системой резервного архивирования на магнитную ленту Compaq 4-/l6-Gigabyte TurboDAT Drive, позволяющей эффективно и безопасно сохранять системные и информационные данные сети, а также восстанавливать их в случае повреждения. Постоянно создаются резервные копии особо важных сетевых данных, баз данных и рабочих каталогов, и, как правило, раз в неделю - полное архивирование сервера сети. К серверу также подключен сетевой принтер Hewlett Packard LaserJet 4MV, позволяющий выводить данные на печать с лазерным качеством в формате A3 со скоростью 16 стр/мин.

Сервер Bytex 486DX33 сейчас выполняет коммуникационные функции связи по кабельной системе ARCNet с сетью Администрации области, а также функции резервного сервера сети. Постоянно проводится техническое обслуживание и профилактика серверов локальной сети.

Устаревшая сетевая операционная система Novell NetWare 3.11 заменена на более совершенную версию Novell NetWare v3.12. Система обеспечивает взаимодействие со всеми ключевыми onqiauHOHHbiMH системами персональных компьютеров, благодаря чему пользователи DOS и Windows могут коллективно использовать файлы, прикладные программы, принтеры и другие сетевые ресурсы в естественной для себя форме. NetWare 3.12 является многозадачной операционной системой, специально разработанной для обеспечения производительности, необходимой для компьютерных сетей.

Система имеет улучшенные характеристики управления дисковой памятью, сетевыми ресурсами, более стабильна в работе. В состав NetWare 3.12 входят эффективные средства управления сетью, такие, как функционально полный системный монитор, система удаленного управления сервером и широкий набор сетевых утилит, позволяющих следить за состоянием сети и оперативно вносить необходимые изменения.

Постоянно осуществляется оперативное администрирование сети, управление доступом к информационным и сетевым ресурсам локальной сети. Проводится профилактика и проверка как самой сетевой операционной системы, так и программного обеспечения, работающего в составе сети.

Реализованная на основе пакета Lotus cc:Mail электронная почта в локальной сети позволяет осуществлять обмен сообщениями между пользователями и работает как по индивидуальным адресам пользователей, так и циркулярно, и через "доску объявлений".

Взаимодействие с внешними абонентами сети осуществляется посредством специально организованных шлюзов, построенных на базе компьютера IBM PC AT-386DX, оснащенного модемами, подключенными к общей телефонной сети, и телефонной сети ИСКРА-2. Существовавший ранее внешний шлюз cc:Mail "Газпрома" не обеспечивал потребности по приему и передаче сообщений. Сейчас электронная почта с внешними абонентами осуществляется через сети Х.25 "Инфотел" практически с любой электронной почтовой системой мира. Сети Х.25 обеспечивают также удаленный доступ к информационным ресурсам хостов в большом количестве городов России и за рубежом.

В 1995 г. АИС Законодательного Собрания подключена к сети "АТЛАС". Сеть правительственной связи "АТЛАС" отличается более качественными и скоростными каналами связи, она обеспечивает удаленный доступ к информационным ресурсам Государственной Думы и Совета Федерации, а также обмен информацией между регионами - абонентами хоста Государственной Думы.

Автоматизированные рабочие места пользователей построены на базе персональных компьютеров типа IBM PC АТ-286, AT-386SX, AT-386DX, AT-486DX2, AT-486DX4 и включают в свой состав цветной монитор, клавиатуру, системный блок и принтер. Если раньше парк машин состоял из компьютеров типа IBM PC АТ-286, AT-386SX, AT-386DX с матричными принтерами, на которых работает программное обеспечение, ориентированное на среду операционной системы MS-DOS, такое, как Norton Commander, Лексикон, то на новых машинах типа Pride 486DX2-66, Hewlett Packard Vectra VE 486DX2-66 и Acer 486DX4-IOO установлено и работает программное обеспечение, ориентированное на графическую среду Microsoft Windows - текстовый редактор WinWord, электронная таблица Excel, которые облегчают работу пользователя с компьютером. Парк принтеров значительно пополнился различными моделями лазерных принтеров.

К имевшемуся лицензионному общесистемному программному обеспечению MS-DOS 6.0, Norton Commander 3.0 и 4.0, Лексикон 1.2, MS Windows 3.1, Word 2.0 и Excel 4.0 для новой техники добавилось новое: MS-DOS 6.22, Microsoft Windows for Workgroups 3.11 - предустановленное на новых компьютерах, а также закупленное: Microsoft Office 4.3 Professional, CorelDRAW 5.0, Norton Utilities 8.0, а также антивирусный пакет, что позволяет более эффективно и качественно работать на компьютерной технике.

При обслуживании комплекса, если в технической части наибольшая нагрузка ложится на морально устаревший, уже выработавший свой ресурс парк 286, 386 машин и матричных принтеров первой поставки 1993 года, то в программном обеспечении - на новые программные продукты, установленные на компьютерах пользователей. Работниками нашего центра еженедельно проводятся профилактические осмотры компьютерной техники, при этом мелкие неисправности, если позволяют условия, устраняются на месте или в центре, в других случаях техника передается в ремонт или на гарантийное обслуживание.

Большая работа проведена по установке и настройке нового программного обеспечения на компьютеры пользователей. Постоянно осуществляются консультации пользователей по вопросам использования установленного программного обеспечения, а также работы по настройке программного обеспечения на конкретные запросы пользователей.

Законодательное Собрание Нижегородской области в своей законотворческой работе постоянно опирается на информацию, получаемую из Информационного фонда Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов субъектов РФ.

Мы постоянно обмениваемся по электронной почте документами с абонентами, подключенными к системе ДИОНИС Государственной Думы. Предоставляется, причем практически неограниченный, доступ к информационным ресурсам Государственной Думы, в частности, к базам данных по законодательству Российской Федерации и ее субъектов.

Значительный интерес представляет информация, рассылаемая Государственной Думой абонентам: планы работы Государственной Думы на предстоящий период и "Думская панорама".

Исходя из анализа переписки абонентов региональной электронной почты, наибольшую актуальность для них представляет следующая информация о деятельности законодательных органов субъектов РФ:

-  планы законотворческой деятельности на текущий период;

-  перечни законодательных актов, принятых на текущий момент;

-  тексты нормативных актов, принятых на текущий момент.

Со своей стороны мы постоянно пересылаем абонентам электронной почты текущую информацию по законотворческой и нормативной деятельности Законодательного Собрания Нижегородской области. Вся информация, поступающая по каналам электронной почты в Законодательное Собрание области, постоянно распечатывается и раздается комитетам.

В настоящее время пользователям локальной вычислительной сети Законодательного Собрания Нижегородской области представлены 43 базы данных, объединенных в разделы:

"Нормативная информация", "Справочная информация", "Статистическая информация".

Раздел "Нормативная информация" включает в себя 8 информационно-поисковых баз данных, содержащих более 22,5 тысячи нормативно-правовых актов, принятых федеральными органами представительной и исполнительной ветвей власти и органами представительной и исполнительной власти Нижегородской области и города Нижнего Новгорода.

Структура построения вышеуказанных информационно-поисковых, баз данных рассчитана на пользователей, обладающих различным уровнем знаний и навыков владения компьютерной техникой и позволяет в короткий срок находить требуемые документы по различным критериям, включая контекстный поиск. Для дальнейшей работы с найденными документами пользователям предоставляется возможность печати выбранных документов или их вывода в файл.

За период с марта 1994 года раздел "Нормативная информация" пополнился более чем 10600 документами, т.е. увеличился почти вдвое. Базы данных поддерживаются администратором баз данных, отвечающим за полноту, регулярное обновление и корректность введенной в них информации.

В разделах "Справочная информация" и "Статистическая информация" пользователям предоставляются соответственно 21 база данных статистического и 14 баз данных справочного содержания Нижегородского областного комитета государственной статистики. В указанных базах данных отображаются социально-экономическое, демографическое положение Нижегородской области в целом, а также в сравнении с другими регионами Российской Федерации, номенклатура предприятий, статистика цен, трудовые ресурсы и занятость, аналитические материалы и т.д., начиная с 1991 года.

Статистические и справочные базы данных принимаются администратором баз данных из комитета госстатистики и обновляются еженедельно, ежеквартально или ежегодно в зависимости от характера включаемой в них информации. Общее количество баз данных справочного и статистического разделов за период работы Законодательного Собрания увеличилось вдвое.

В условиях продолжающейся "информационной революции" потребности депутатов и аппарата в информационно-аналитическом обслуживании быстро возрастают. Поэтому в дальнейшем обеспечение высокоэффективной деятельности Законодательного Собрания, его комитетов, отделов и управлений требует приведения статуса информационно-аналитической службы верховной представительной власти области в соответствие со все возрастающим объемом работы в законотворческой деятельности.

Hosted by uCoz