II. Совершенствование парламентских процедур как основной путь
оптимизации парламентской работы
Б.Ремнант,
руководитель аппарата
парламента
провинции Манитоба
(Канада)
Развитие процедурных правил
на опыте Северо-Западных территорий Канады
Я работаю в
законодательных органах Северо-Западных территорий около 30 лет. До 1982 года
работал руководителем аппарата Законодательной Ассамблеи этих территорий. С
1983 года работаю главой аппарата парламента провинции Манитоба.
Имеется большая разница
между этими двумя учреждениями. У Законодательной Ассамблеи меньше автономии,
чем у парламента провинции, она в гораздо большей степени под контролем
федерального Правительства Канады.
В Северо-Западных территориях
было только 9 членов Ассамблеи, и я работал только с девятью сотрудниками.
Некоторые парламентарии были избраны, некоторые назначены федеральным
Правительством.
Теперь это все
изменилось. В парламенте Манитобы у нас работают 57 депутатов. Есть и политическая
партия в Манитобе, 36 человек от нее представлены в
Ассамблее. Но у нас нет партийной политики, и одним из результатов этого является
то, что участники рассмотрения всех вопросов, которые обсуждаются
законодателями, делятся на их сторонников или противников вне зависимости от их
партийной принадлежности.
В Канаде под словом
"процедура" понимается комбинация законодательных положений и
постоянных правил деятельности какого-либо законодательного органа и
специальных решений, которые законодатели приняли сами для себя.
Почему для нас
парламентская процедура так важна? Парламентское правление в Канаде построено
на принципах, которые в основном были унаследованы от британской парламентской
модели, это защита меньшинства и сдерживание большинства, чтобы не дать слишком
большого перевеса той или иной группе, чтобы дать возможность каждому человеку
высказать свое собственное мнение. А для этого совершенно необходимо, чтобы
соблюдалась общепринятая процедура, экономящая время и не дающая возможности
эмоциям брать верх над разумом.
Откуда же появилась эта
процедура?
Имеется целый ряд
источников - это правила, сложившиеся в практике федеральных, территориальных
или же провинциальных парламентов; это также решения по процедурным вопросам,
которые парламент принял, или же это решение, которое в конкретной ситуации
было принято председателем, проводившим собрание. Мы также заимствовали опыт
решения процедурных правил, действующих в других провинциальных парламентах. И
таким путем в Канаде были выработаны процедуры федерального парламента,
процедуры отдельных провинциальных парламентов. Можно утверждать, что ныне
устоявшиеся процедуры, получившие общее признание, родились из опыта, из
практики работы законодательных органов Канады и других стран.
Существуют в нынешней
парламентской практике и не совсем ясные, спорные процедуры. Думается, время,
опыт отберет из них наиболее жизнестойкие и общепризнанные.
Очень важно, чтобы
парламентские процедуры вырабатывались в спокойной, деловой обстановке, в форме
совета с коллегами. На выработку процедуры в этом случае тратится много
времени, но зато эта процедура прочная, опирается на мнение большинства,
получила общее признание, стала естественной нормой принятия решений,
депутатского общения. И здесь роль парламентского аппарата огромна. Вы
работаете с разными группами депутатов, учитываете мнение разных сторон и
помогаете принять, после всестороннего обсуждения, наиболее взвешенное и
целесообразное решение.
Надеюсь, что высказанные
мною сегодня здесь комментарии побудят вас к размышлению. И если вы сочтете,
что наша система не сработаете России, этот вопрос
можно обсудить и выработать более приемлемое для вас решение. Я лично отнюдь не
считаю, что канадский опыт абсолютно пригоден для
любой страны.