ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ

Среди множества проблем, решением которых занята администрация Нижегородской области, одно из первых мест занимают проблемы социальные. Ведь наша область - это не только мошный промышленный комплекс, не только сложный аграрный регион, не только крупный центр науки и культуры. Достаточно сказать, что примерно треть населения области -пенсионеры. А кроме них, традиционные объекты социальной заботы - десятки тысяч безработных, тысячи беженцев, 180 тысяч инвалидов, многодетные и неполные семьи, большой отряд брошенных, полуголодных ребятишек. В последнее время к ним еще добавились сотни тысяч наемных работников, не получающих вовремя заслуженного вознаграждения за свой труд. Как яке в области решаются эти проблемы?

Сегодня наши корреспонденты беседуют с исполняющим обязанности вице-губернатора Нижегородской области Борисом Ивановичем Моховым.

 

Б.И. МОХОВ:

"БЕЗ ПЕРСПЕКТИВЫ, БЕЗ ВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО ЖИТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ"

 

- Борис Иванович, живем мы трудно. Снижение объемов производства в промышленности и сельском хозяйстве продолжается, задержки с выплатой зарплаты - явление обычное, снижается реальное наполнение социальных выплат. Будем ли мы жить лучше? Что делается властями в этом направлении?

- В области разработана и осуществляется социальная политика, направленная на:

- поддержку работающих, защиту их социальных гарантий, развитие и укрепление социального партнерства между

- работодателями и работниками наемного труда, сохранение рабочих мест;

- оказание помощи в обустройстве и поисках работы беженцам и вынужденным переселенцам, оказавшимся на территории нашей области;

- разработку и осуществление мер социальной защиты безработных;

- своевременное назначение, перерасчет и доставку пенсий и пособий ветеранам труда и инвалидам;

- разработку и реализацию программ социальной защиты малообеспеченных групп населения;

- организацию и контроль за предоставлением гражданам льгот и преимуществ, установленных федеральными властями и нормативными актами Законодательного Собрания и губернатором области.

Исходя из этих задач, администрация области, ее департамент по труду и социальной защите населения строят свою работу прежде всего по поиску социальных амортизаторов, по сохранению социальной стабильности и социального мира.

Действующее трудовое законодательство не содержит специальных норм социальной защиты работников наемного труда в условиях кризиса и спада производства. В результате участились случаи нарушения трудовых прав работников, особенно при найме и увольнении, своевременности выплаты заработной платы, социальных гарантии и оплаты труда.

В этих условиях мы уделяем особое внимание развитию и укреплению социального партнерства. Для обеспечения социальных гарантий между администрацией области и профсоюзами заключается двустороннее соглашение. Ход выполнения его регулярно рассматривается. Двусторонняя работа по реализации партнерского соглашения позволяет снимать возникающие социальные противоречия. Непосредственно на предприятиях социальное партнерство строится на основе коллективных договоров.

- Нижегородская земля, как и вся Россия, принимает своих соотечественников из стран ближнего зарубежья. Как они устраиваются?

- На сегодня их в нашей области уже более 25 тысяч. Для обустройства переселенцам выдается беспроцентная ссуда на строительство и покупку жилья.

С хозяйственными субъектами заключаются взаимовыгодные договора по приему и размещению беженцев. Со службой занятости отрабатываются технологии их трудоустройства,

- Спад производства ведет за собой сокращение численности занятых людей во всех отраслях народного хозяйства. Численность безработных ныне составляет 3,3 процента к экономически активному населению области. Что делается в направлении трудоустройства безработных?

- Учитывая социальные последствия безработицы, в области разработаны и утверждены основополагающие нормативные документы, регулирующие рынок труда. В их числе такие, как "О квотировании рабочих мест", "О социальной защите молодежи", "О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда". Были определены основные направления работы службы занятости по смягчению складывающейся ситуации, проведению активной политики занятости.

Службой отрабатываются и внедряются современные технологии управления рынком труда. Созданы и работают лаборатории профдиагностики, более двух десятков базовых кабинетов профориентации и психологической поддержки, телефоны доверия.

Проводимая работа дает возможность помочь трудоустроиться половине безработных. Растет трудоустройство женщин, молодежи, инвалидов.

- Четверть населения имеет среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Какая забота проявляется к таким социально уязвимым группам населения?

- Чтобы поддержать малообеспеченных, в области утверждена и реализуется концепция поддержки населения. Ее основные составляющие - адресность, всеобщность, доступность.

Четвертый год ведется мониторинг происходящих в области социальных процессов. На его основе еженедельно для всех ветвей власти и средств массовой информации составляется сводка "Оперативная система социальных индикаторов". Она дает возможность вмешиваться в происходящие процессы, принимать управленческие решения, своевременно включать социальные амортизаторы.

С 1993 года в области введено социальное пособие по бедности. Его основной принцип - трудоспособный человек должен работать и себя кормить. А тому, кто еще не может или уже не может работать (дети, старики, инвалиды), надо помогать.

В связи с этим семьям, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, на всех нетрудоспособных членов семьи выплачивается социальное пособие как разница между подушевым доходом и прожиточным минимумом, но не более половины величины минимальной зарплаты на человека. Принцип выплат социальных пособий заявительный. Ежемесячно его получают до 250 тысяч человек. Необходимые средства на выплату пособий закладываются в бюджетную систему области.

В целях стабилизации демографической ситуации введено пособие на питание беременным женщинам. С момента постановки на учет в женской консультации все женщины получают ежемесячное пособие в размере минимальной зарплаты.

Выплачивается областное пособие при рождении ребенка. Дополнительно к пособию на первого ребенка выплачивается пять, на второго и последующих - десять минимальных зарплат.

Отмечены женщины - участницы Великой Отечественной войны. Всем им к основной пенсии выделена областная надбавка.

- Борис Иванович, все пенсионеры и инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на городском транспорте. Но сейчас ходят слухи о том, что эта льгота будет пересматриваться?

- Слухи беспочвенны. Эта категория людей как пользовалась, так и будет пользоваться правом бесплатного проезда. Единственная новость в том, что в их удостоверения будут выдаваться вкладыши с фотокарточкой. Делаться это будет бесплатно, затраты только на фотокарточку.

Говоря о льготах на транспортные услуги, следует заметить, что у нас введена в садово-огородный период, с мая по октябрь, в предвыходные и выходные дни 50-процентная скидка за проезд на пригородных автобусах и поездах для всех граждан области.

- Если можно, несколько слов о других формах социальной помощи нижегородцам, и особенно пожилым людям.

- Введено пособие на питание больным сахарным диабетом. Есть 50-процентная скидка при оплате за телефон одиноко проживающим инвалидам и престарелым. Оказывается материальная поддержка семьям, попавшим в экстремальные ситуации.

За последние пять лет в области сформирована новая форма помощи ветеранам - социальное обслуживание одиноких престарелых и инвалидов на дому. В настоящее время социальные работники обслуживают около 30 тысяч нуждающихся в постоянной посторонней помощи.

Практически в полном объеме в области введен Закон "О ветеранах", что позволило предоставить участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, солдатским вдовам, труженикам тыла и ветеранам труда дополнительные льготы по коммунальному обслуживанию, по установке телефона и его оплате, по медикаментозному обеспечению, доставке топлива. Введение данного закона стоит областной казне около триллиона рублей в год.

- Борис Иванович, а как велась и ведется работа по оздоровлению ветеранов и обеспечению инвалидов средствами передвижения? Как развивается сеть социальных учреждений?

- За пятилетие ветеранам и инвалидам было выделено путевок в санатории и пансионаты - 40900, спецавтомобилей -3194, мотоколясок - 1340, вело- и кресло-колясок - 3730. Это гораздо больше, чем за предыдущие пять лет.

Много сделано по формированию инфраструктуры социальной защиты. За пять лет было введено 36 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, теперь их в области стало более пятидесяти. Вступили в строй 38 муниципальных территориальных центров по социальному обслуживанию населения, 27 детских реабилитационных учреждении, три социальные гостиницы, три пансионата и санаторий на 490 мест для отдыха и лечения ветеранов; вошел в строй и современный госпиталь инвалидов войны в городе Дзержинске. Таким образом, за пять лет сеть учреждений социальной защиты возросла более чем в пять раз.

Проводимая работа по реализации социальных программ позволила поддержать малообеспеченные группы населения.

- Борис Иванович, многие проблемы нашли свое отражение в проекте Программы социальных реформ в Российской Федерации на 1996-2000 годы. Ваш взгляд на этот проект?

- Документ этот достаточно аргументирован и взвешен. Концептуально он верно отражает сложившуюся ситуацию в социальной сфере и определяет на перспективу основные контуры вывода ее из кризиса. И это хорошо. Без перспективы, без видения будущего жить и развиваться нельзя. Но, к сожалению, ни программа, ни, особенно, первоочередные мероприятия не дают ответа на вопросы сегодняшнего дня. А вопросы эти острейшие.

Когда и как отдадим долги пенсионерам? Когда будем вовремя выплачивать пенсии? Когда покончим со всеобщим обманом по предоставлению, а вернее, по непредоставлению бесчисленного числа декларированных многим миллионам граждан льгот и преимуществ? Что делать с детскими пособиями? Как поднять мотивацию к труду незанятых граждан? И еще много таких "что?" и "как?"

Взять хотя бы вопрос о пенсиях. В программе прописаны блестящие положения:

- обеспечить соответствие размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума;

- осуществлять периодическую индексацию пенсий с учетом потребительских цен;

- разработать эффективный механизм осовременивания заработка для исчисления и перераспределения пенсий;

- ввести персонифицированный учет страховых пенсионных взносов и многое другое.

Все эти положения, безусловно, хороши, но все они требуют дополнительных средств, и средств немалых. А мы пока еще не в состоянии своевременно выплачивать старикам тот прежний, прямо надо сказать, нищенский минимум. И, пожалуй, самое главное - никто из нас сегодня не может ответить ветеранам на их вопрос: когда отдадим долги, когда вовремя будем выплачивать пенсию?

Нет, к сожалению, ответа на этот вопрос и в разработанных правительством документах. Правда, в программе записано, что для обеспечения выплаты пенсий своевременно и в полном объеме необходимо активизировать деятельность Пенсионного фонда по погашению задолженности предприятий и организаций в Пенсионный фонд. Как, оказывается, все легко и просто. Но ведь это не так. Проблема требует более серьезного, более глубокого рассмотрения.

На наш взгляд, надо:

- наложить мораторий на расширение льгот по пенсионированию;

- пересмотреть и расширить облагаемую базу, с которой взимаются страховые сборы в Пенсионный фонд;

- освободить Пенсионный фонд от выплат, не связанных с обеспечением финансирования трудовых пенсий;

- перенести часть расходов но льготному пенсионированию на предприятия и организации, на которых работали те, кто досрочно уходит на пенсию;

- на один-два процента повысить страховые взносы в Пенсионный фонд,   либо выплачиваемые всеми работающими, либо по регрессивной шкале только высокооплачиваемыми работниками;

- ограничить установленным суммарным потолком (допустим, 10 минимальных зарплат) выплату пенсий   работающим пенсионерам.

Все эти меры не бесспорны, хотя они и не выходят за рамки утвержденной концепции по реформированию пенсионной системы. Надо все просчитать, и на основе расчетов сказать людям правду: когда стабилизируем ситуацию и когда пойдем дальше по пути реформ.

- Теперь другой, не менее острый вопрос: предоставление льгот и преимуществ отдельным категориям граждан, установленных федеральными законами?

- Здесь творится вообще что-то непонятное. Говорим о рынке, рыночных отношениях, а законы принимаем один хлеще другого. Миллионам людей обещаем бесплатно или за полцены жилье, коммунальные услуги,  медикаменты, телефон, проезд, санаторно-курортное лечение и много еще чего. Но ведь мы знаем, что бесплатного ничего не бывает. За все надо платить. У нас, как и на других территориях, 40 льготных категорий граждан. Только два закона - Закон "О ветеранах" и Закон "О социальной защите и реабилитации инвалидов" - по самым скромным подсчетам стоят казне 1,3 триллиона рублей. Таких денег в бюджете области нет.

И здесь начинается игра в подкидного дурака. Мы говорим, что закон федеральный, но федерация на его реализацию денег не дает, а федеральные власти говорят: читайте закон, там записано, что его реализация и финансирование возложены на субъекты федерации. Хотя все знаем, что ни в федеральной казне, ни в наших бюджетах таких денег нет. В результате благое дело превратили в свою противоположность. Миллионы людей восстановили против властей.

- Где же выход из создавшегося тупика?

- Льготы даны, их не отберешь, да этого и не надо делать. В этой ситуации представляется целесообразным отказаться от натурального предоставления многочисленных льгот, установленных федеральными законами,  и перейти, как и полагается в государстве с рыночными отношениями, к эквивалентному денежному обеспечению граждан, имеющих льготы, предоставив им право покупать те виды услуг, которые они считают для себя необходимыми.

Думается, было бы правомерным, если бы компенсационные выплаты, установленные федеральными законами, выплачивались из федеральной казны вместе с пенсией, а необходимые средства для этого аккумулировались в федеральном бюджете за счет взаимоотношении федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и социального сбора с предприятий-монополистов (Газпром, Связьинформ, железнодорожный и воздушный транспорт, энергетики).

Натуральные же льготы по лекарственному обеспечению препаратами по жизненно важным показаниям, протезированию, техническим средствам передвижения и реабилитации, обеспечению путевками в санаторно-курортные и другие реабилитационные учреждения сохранить лишь инвалидам в соответствии с их реабилитационными маршрутами, выданными медико-социальными экспертными комиссиями.

- Борис Иванович, ведь существует еще одна наболевшая проблема - проблема детских пособий.

- Да, деньги тратим немалые, а толку мало. Для состоятельных семей 59 тысяч рублей никакого значения не имеют. Они их просто не замечают. Да и для малообеспеченных они тоже проблем не решают.

Пора уйти от уравнительного дележа детских пособий и перейти к адресной, дифференцированной поддержке семей, имеющих детей. На этот счет есть немало предложений, в том числе и от нашей Нижегородской области.

Мы предлагаем принять рамочный федеральный закон, разрешающий субъектам федерации устанавливать размер пособия на ребенка дифференцировано, с учетом величины среднедушевого дохода в семье. При этом максимальный размер ежемесячного пособия можно установить, допустим, в 120-130 процентов от минимального размера оплаты труда. На детей, проживающих в семьях со среднедушевым доходом, превышающим минимальный потребительский бюджет (а это около 600 тыс. руб. на человека), пособие можно не назначать.

В целях обеспечения единого подхода к назначению и выплате пособии целесообразно осуществлять их через органы социальной защиты.

Думается, было бы целесообразно в ряде территории, в порядке эксперимента, отработать различные модели и технологии поддержки семей, имеющих детей, отобрать лучшие из них, а потом уже тиражировать на всю Россию. Мы к такому эксперименту готовы.

И еще. Сегодня немало говорится об угрожающей дифференциации в оплате труда - 1 к 26, о росте доходов теневой экономики. Но практически мало что делается по смягчению этой социально опасной тенденции.

У нижегородцев есть простое предложение. Покуда не работает декларирование доходов, принять Федеральный Закон "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым доходам". Проект такого закона внесен в федеральные органы.

В заключение хотелось бы пожелать всем нижегородцам терпения, облегчения в трудных наших житейских делах, доброго здоровья.

Беседу вели

Ю.БРАГИН,

В.ЩЕННИКОВ.

Hosted by uCoz