УРОКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИИ
КАКОЙ ПУТЬ К САМИМ СЕБЕ
САМЫЙ КОРОТКИЙ?
Григорий ГЕРАСИМЕНКО,
доктор исторических наук,
профессор
В России идет интенсивный
поиск наилучших форм управления. Одни ищут образцы на Западе, другие обращаются
к историческому опыту и там пытаются найти убедительные ответы на острейшие
вопросы современности. Многие исследователи и политики склоняются к мысли о
том, что именно земства могли бы стать основой для создания оптимальной системы
местного самоуправления.
К сожалению, чаще всего
они ведут речь "вообще", без конкретизации вопроса о том, какие
именно земства имеются в виду. Между тем действовало по меньшей мере три их
разновидности: первая возникла в соответствии с "Положением о губернских и
уездных земских учреждениях" 1864 года, вторая появилась в 1890-м и третья
- осенью 1917-го в результате земской реформы Временного правительства.
Земства, созданные в 1864
году, по закону являлись всесословными органами. Ц решению вопросов
местной жизни привлекались различные слои населения: представители дворян,
торгово-промышленной буржуазии, крестьяне. Это делало систему управления
достаточно гибкой и мобильной.
Они должны были
заниматься "пользами и нуждами" губерний и уездов. Эта статья закона
обычно трактуется так, будто земства занимались только хозяйственными делами.
Между тем целый ряд отраслей народной жизни выходил за эти пределы. Наряду с
промышленностью, торговлей и прочим, земства занимались также народным
образованием, здравоохранением, агрономией, ветеринарией, статистикой.
Вместе с тем, закон
установил "демаркационную линию", отделившую политическую сферу от
"польз и нужд", переходить ее категорически запрещалось. Первой
областью ведали губернаторы, вице-губернаторы, их помощники, второй - земские
собрания и управы. Этого разграничения придерживались даже в том случае, если
оно рассекало какое-либо ведомство или учреждение надвое. Так случилось со
школой: административный аппарат сохранил в своем ведении учебный процесс, а
земствам поручили подготовку педагогических кадров, строительство помещений,
обеспечение школ топливом, их финансирование.
Многочисленные законы,
циркуляры, разъяснения были направлены на то, чтобы стеснить самостоятельность,
усилить зависимость от администрации, поставить земство в строго определенные
рамки.
Тем не менее эти
учреждения оказались жизнестойкими.
Сказалось несколько
весьма важных обстоятельств. И на первом месте - принципы самоуправления.
Несмотря на опеку бюрократов, земства имели право формировать структуру
управления, определять основные направления своей работы.
Второе обстоятельство
заключалось в самофинансировании. Для покрытия расходов земства имели право
взимать специальный налог. Основную часть поступлений они получали от налогов
на недвижимое имущество - земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы.
И в третьих -
профессионализм кадров. Сложился свой штат постоянных высококлассных
сотрудников. Большая часть из них имела хорошее образование, деловые навыки,
солидное общественное положение.
Однако в царское время
земства не могли полностью раскрыть свои возможности. Самым серьезным изъяном
этой системы управления являлось засилье дворян. Так, на выборах 1865-1867
годов в составе уездных земских собраний их оказалось 41,6 процента, а в
губернских - 74,1.
"Положение" от
1890 года еще более усилило влияние помещиков, они получили право посылать
представителей больше, чем крестьяне и горожане, вместе взятые.
Новый закон поставил
земства в прямую зависимость от состояния дворянского сословия. А между тем
интенсивно шел процесс оскудения и разорения дворян, и это обстоятельство отражалось на их работе.
В 1910-1914 годах в связи
с пятидесятилетием земств появилось много книг и статей об их деятельности, и
едва ли не все авторы высказывали мысль о необходимости реорганизации местного
самоуправления. Эту задачу как раз и решило Временное правительство.
В первой же декларации,
обнародованной третьего марта, оно заявило о намерении реформировать земства на
основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. В декларации шла речь
о создании нового типа самоуправления, которое соответствовало бы духу времени.
Без кардинальной реорганизации прежних земств в демократических условиях народ
просто-напросто не принял бы их.
Для проведения реформы было
создано представительное совещание, в состав которого вошли известные
государственные и политические деятели, юристы. Возглавить его должен был
министр-председатель, он же министр внутренних дел князь Г.Е.Львов. В составе
этого органа было образовано 17 комиссий, в их недрах и вынашивалась земская
реформа. Всего они разработали 46 законопроектов. Основными стали законы
"О производстве выборов уездных и губернских земских гласных",
"О волостном земском управлении" и ряд других. Но все они были выдержаны
в подлинно демократическом духе.
Право голоса на выборах
получали граждане не моложе 20 лет, если во время составления избирательных
списков они проживали в волости. К выборам допускались не только общинники, но
и хуторяне, отрубщики, помещики, торговцы, священнослужители, то есть лица,
которые не входили в состав сельских сходов и ранее не могли избирать и быть
избранными в сельские и волостные комитеты. Всесословный принцип избрания
открывал двери служащим, учителям, врачам, агрономам, инженерам, кооператорам и
другим лицам, получившим опыт работы в прежних земствах.
Создание земств на новых
условиях началось с избрания волостных инстанций. Эта кампания растянулась на
несколько месяцев. Она развернулась в августе, продолжалась в сентябре-октябре,
а местами и в декабре 1917 - январе 1918 годов. Подавляющее большинство мест
получили крестьяне, хотя среди гласных были также фабрично заводские
рабочие, торговцы, капиталисты, помещики, служащие.
К избранию уездных земств
приступили еще до окончания выборов в волостях, однако и эта кампания
растянулась вплоть до января 1918 года. Среди гласных уездных земских собраний
также оказалось много крестьян, но наряду с ними сформировались сильные фракции
представителей "третьего" элемента - учителей, врачей, агрономов.
Эту реформу Временного
правительства завершили выборами губернских земских собраний. Губернских
гласных избирали в уездах и городских думах по определенным нормам. В итоге там
оказалось больше партийных функционеров, администраторов, чиновников. И тем не
менее от характерного для дореволюционного времени преобладания дворян не
осталось и следа.
Как видим, Временное
правительство решительно отказалось переносить прежние, помещичьи, земства в
послефевральский период. Практически оно создало новое самоуправление на основе
демократических принципов, главными из которых были всеобщие, равные, прямые и
тайные выборы.
Такой нам представляется
логика развития в прошлом земского самоуправления. Но рассуждения на эту тему
"вообще" обедняют исторический опыт, сводят земства лишь к
помещичьим. К сожалению, о земствах 1917 года в печати говорится меньше всего,
хотя, по нашему убеждению, именно они могли бы стать наиболее подходящей
моделью для конструирования современной системы местного самоуправления. Ясно,
что не помещичьи, а демократические земства полнее всего соответствовали бы
тому федеральному, демократическому государству, о строительстве которого
бесконечно много говорят современные политики.
("Муниципальная
газета")