АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

 

В дни, когда в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации продолжается рассмотрение представленных проектов федерального Закона о местном самоуправлении, корреспондент журнала "Местное самоуправление Нижегородской области" В. Б.Парин обратился к одному из участников разработки законопроекта - ответственному работнику Администрации Президента Российской Федерации Вячеславу Владимировичу БЕНКЕВИЧУ с просьбой прокомментировать некоторые положения подготовленного проекта.

 

ОБСУЖДАЕТСЯ ПРОЕКТ ЗАКОНА

В.В.БЕНКЕВИЧ,

начальник отдела по проблемам местного

самоуправления управления по работе с территориями

Администрации Президента Российской Федерации

 

Необходимость принятия Закона о местном самоуправлении возникла после вступления в силу новой Конституции РФ, в которой данной проблеме посвящена целая глава. Такой законопроект об общих принципах организации местного самоуправления в России был подготовлен и внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу. Наряду с этим проектом, в Государственной Думе рассматриваются и другие варианты законопроекта о местном самоуправлении. Но следует сказать, что реформирование местной власти осуществится не только через один-единственный закон. Это сложный процесс, который, судя по всему, потребует длительного времени.

Свою правовую базу для формирования местной власти готовят тем временем и субъекты Федерации. Одной из первых была Карелия, где соответствующие документы были разработаны уже в январе 1994 года. Серьезную нормотворческую работу по подготовке реформы местного самоуправления ведут и другие регионы.

Законы на местах пишутся в разной степени юридической подготовленности субъектов. Анализ правовых актов, регулирующих систему местного самоуправления, показывает, как различно стремление к реформам и их понимание.

Не берусь однозначно оценить, хорошо это или плохо, тем более, что нет монополии на осуществление реформы власти. Статья 72, пункт "н" Конституции РФ гласит, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находится "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления". Отмечу лишь, что участие в разработке закона показало, что даже несколько месяцев назад взгляд на отдельные вещи был иным, чем сейчас. Время скорректировало его, необходимость обозначенного в законопроекте переходного периода встала со всей очевидностью. Разница заключается в его понимании.

С моей точки зрения, переходный период - это часть, может быть, основная, федеральной программы реформы местного самоуправления. На местах различные условия, а главное, различная степень готовности к реформам населения. Это, пожалуй, составляет самую большую проблему. Поэтому переходный период нужен для серьезной разъяснительной работы.

Люди не до конца понимают, что принесет им местное самоуправление. Его ассоциируют с Советами, к которым в свое время тоже не сразу адаптировались. Нужно время, чтобы новый тип власти, ее функции были осознаны населением.

Нужна широкая информация о степени юридической ответственности лиц, которых избирают и уполномочивают решать вопросы местной жизни, и как их можно было бы в крайних случаях переизбрать и привлечь к ответственности. В связи с этим приходится напомнить, что судебная защита сегодня не ясна, и на изменение уголовного кодекса тоже нужно время.

А кроме того, переходный период позволит избирательно, трезво взвесить возможности каждого субъекта, готовность там кадрового состава проводить реформы. Если сегодня не подумать о его подготовке, то можем многие хорошие начинания из-за непрофессионального их исполнения привести к нелучшим результатам. С моей точки зрения, переходный период потребует нескольких десятилетий.

В целях отработки решения названных проблем некоторые субъекты Федерации выступили с инициативой про ведения на своей территории эксперимента по формированию местного самоуправления.  В связи с проведением таковых следует сразу оговорить правовые нюансы. Прежде всего, должно быть положение об эксперименте, в котором ясно и четко был бы определен его масштаб.  Если эксперимент проводится в пределах района или города, то субъект сам решает вопрос о его осуществлении, не согласуя с федеральной властью.

Вполне возможно, что такой путь станет составной частью в поисках российской системы местного самоуправления. Во всяком случае, Миннац занимается определением методики эксперимента, но нужно решать и его финансовые, правовые вопросы, степень возможных льгот.

Следует особо подчеркнуть факт, еще не осознанный широкими массами населения. После распада СССР Россия занимает иное геопространство. Это уже не шестая часть суши. Россия - северная страна. Более 60 процентов ее территории занимают Север и приравненные к нему районы. На этих просторах живут всего 1.1 миллионов человек. На остальных 38 процентах территории страны живет подавляющая часть наших соотечественников.

Россия всегда была мелкотоварной страной, ее населенные пункты привязаны к производству. По поселенческому принципу осваивался Север: сырьевое пространство и моногорода, монопроизводства. Если сравнить плотность населенных пунктов по всей стране с востока на запад, нетрудно заметить, что на востоке площадь велика, а плотность населения очень мала, и, наоборот, как густо застроен деревнями Центральный район России.

Само собою напрашивается вопрос - так какой же принцип организации местного самоуправления целесообразен: территориальный или поселенческий? Наверное, в европейской части не стоит ломать территориальную схему, где сельсовет объединял до полутора десятков деревень. Там уже сложилась экономическая и жизнеобеспечивающая инфраструктура. Районное звено пока что должно оставаться незыблемым. Пусть здесь идет процесс формирования нижнего уровня власти, и будет он более сложным, чем в городах, где и психологически, и исторически достигнут иной уровень развития и самоорганизации жителей.

Очаги напряженности заставляют задуматься над тем. что может вызвать в обществе изменения в управлении. Переходный период позволит скорректировать меры вхождения в систему местного самоуправления, внести поправки даже в Конституцию, если обнаружится, что что-то не работает.

Переходный период для формирования системы местного самоуправления тем более естествен, что наше государство само находится в стадии переходного периода. И это не оттягивание решения, а разумная осторожность. Ею руководствовался наш Президент при подготовке обсуждаемого законопроекта. История учит: помнят не скорость исполнения, а результат.

Hosted by uCoz