АКТУАЛЬНАЯ
ТЕМА
ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
О.В. ВАРГАНОВ,
аспирант кафедры управления
и маркетинга Волго-Вятской академии государственной службы
В процессе становления и
первоначального развития системы местного самоуправления огромное значение
имеет человеческий фактор как совокупность трудовых ресурсов, а также
профессиональных и личностных качеств служащих.
Несмотря на глобальный характер
преобразований российского местного самоуправления, ключевую роль в
реформировании, тем не менее, играет персонал муниципального управления. От
того, насколько служащие будут компетентны, порядочны, целеустремленны, зависит
не только настоящее, но и будущее местного самоуправления. Поэтому процесс
становления муниципального служащего нового образца - важное составляющее
механизма обновления системы управления на местах.
Впервые понятие муниципального
служащего было оформлено в Федеральном законе "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации". В статье 21 данного
закона сказано: "Лица, осуществляющие службу на должностях в органах
местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая
регламентированность муниципальной службы... определяется уставом
муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации и Федеральными законами".
Таким образом, к муниципальным
служащим с определенным приближением можно отнести всех должностных лиц,
работающих в органах управления муниципальными образованиями, за исключением
выборных должностных лиц местного самоуправления (депутаты, члены выборного
органа местного самоуправления, избранные главы администраций).
Аналогичные нормы содержатся и
в статье 20 Закона Нижегородской области "Об организации местного
самоуправления в Нижегородской области", который заложил правовые основы
для становления муниципальной службы в нашем регионе.
В соответствии с этим Законом
определены понятия муниципальных служащих в Уставах местного самоуправления
городов и районов Нижегородской области. Так, статья 30 Устава Княгининского
района гласит: "Муниципальным служащим района является гражданин
Российской Федерации, занимающий оплачиваемую должность в органах местного
самоуправления района в порядке, установленном федеральными законами, законом
области".
Аналогичные нормы содержатся в
статье 31 Устава Кулебакского района, статье 39 Устава Болъшемурашкинского
района и в ряде других уставных документов местного самоуправления
Нижегородской области. Но в Уставе Сосновского района можно найти более
подробную и, на наш взгляд, более точную и конкретную формулировку определения
статуса муниципальных служащих. В статье 38 так зафиксированы правовые основы
муниципальной службы: "Лица, осуществляющие службу на должностях в Земском
собрании, администрации района, являются муниципальными служащими района.
Муниципальные служащие района не вправе быть депутатами Земского собрания
района. Руководители сфуктурных подразделений администрации района назначаются
на должность главой местного самоуправления района и слагают полномочия перед
вновь избранным главой местного самоуправления района".
Таким образом, из выделенных
формулировок мы можем определить основные принципы осуществления муниципальной
службы в органах самоуправления Нижегородской области.
Муниципальные служащие:
- осуществляют службу на
должностях в представительных и исполнительных органах местного самоуправления
муниципального образования;
- занимают оплачиваемую
должность на основании трудового контракта (договора);
- подотчетны главе местного
самоуправления муниципального образования;
- не могут занимать выборные
должности местного самоуправления;
- не могут осуществлять
деятельность, несовместимую с муниципальной службой (предпринимательство и др.).
Данные характеристики
муниципальных служащих определяют специфику их работы и накладывают
значительные требования к их профессиональной деятельности.
На наш взгляд, муниципальный
служащий как лицо, представляющее местную власть, должен удовлетворять целому
ряду критериев, обусловленных объективными причинами повышения значимости
местного самоуправления в жизни российского общества.
Среди множества требований
можно выделить несколько, имеющих первостепенное значение и обеспечивающих
эффективность работы муниципальных органов.
Во-первых, муниципальный
служащий должен иметь высшее образование. Диплом об окончании ВУЗа является не
формальным признаком обучения в университете или академии, высшее образование
закладывает особые основы мировосприятия, формирует менталитет не только
человека, получившего знания, но и способного к самообразованию, саморазвитию и
дальнейшему повышению интеллектуального потенциала. Более того, всеобщее высшее
образование государственных и муниципальных служащих - необходимое условие развития
общества и его перехода на более высокую постиндустриальную (информационную)
ступень эволюции.
Во-вторых, высшее образование
должно эффективно дополняться познаниями в экономике, управлении, правоведении.
Идеальным условием функционирования органов местного самоуправления была бы
ситуация, когда муниципальные служащие имели бы два высших образования: первое
- базовое, связанное со сферой деятельности в органах местного самоуправления,
и второе - специализированное, по специальности 061000 "Государственное и
муниципальное управление". То есть, к примеру, специалист отдела
образования районной администрации имел бы педагогическое и управленческое
образование. Но, учитывая целый ряд факторов объективного характера
(экономические условия, дефицит времени и др.), мы не сможем обеспечить данную
ситуацию даже в ближайшем будущем. Однако основными знаниями и навыками
муниципального управления служащие местных органов должны, тем не менее,
обладать. К ним следует отнести владение механизмами экономического и финансового
анализа, контент-анализа правовых документов, планирования и прогнозирования
развития района, в том числе стратегического планирования, владение
современными методами производственного менеджмента и управления персоналом.
Данные навыки и знания можно получить как через самообразование, так и пройдя
через соответствующие курсы повышения квалификации в учебных заведениях.
В-третьих, муниципальный
служащий должен обладать высокой степенью профессиональной ответственности. В
связи с этим, крайне важно уделять особое внимание процессу приема на
муниципальную службу. В этом большую роль могли бы сыграть механизмы кадрового
маркетинга (работа с рынком рабочей силы), где существуют методы отбора
персонала не только по профессиональным, но и по личностным качествам
(честность, порядочность, способность к нестандартным решениям, умение брать на
себя ответственность и т.д.). С данным аспектом неразрывно связана
необходимость искоренения возможности появления коррумпированного
муниципального служащего. Минимизировать риск появления данной
"болезни" нужно, не только обеспечивая социальные гарантии для
служащих, но и проводя целенаправленную кадровую политику, используя
современные методы кадрового менеджмента и маркетинга.
В-четвертых, необходимо
повышать престиж и привлекательность муниципальной службы для молодых
специалистов, что обеспечит не только приток новых сил, но и будет
способствовать преемственности разных поколений служащих, а также избавит
органы местного самоуправления от социальных потрясений и нестабильности.
Повышение привлекательности данного вида деятельности, в первую очередь,
связано с социальным, в том числе материальным, обеспечением муниципальных
служащих, низкая заработная плата которых далеко не соответствует трудовым
затратам.
Все перечисленные противоречия,
несмотря на трудность их разрешения, тем не менее, могут быть ликвидированы в
процессе становления муниципальной службы. Именно от этого зависит успешное
развитие местного самоуправления в Нижегородской области и Российской Федерации.
Таким образом, рассматривая
вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления, мы вместе с этим решаем
и иные проблемы всей системы муниципального управления, которых на сегодняшний
день еще достаточно много.