АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

 

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

О.В. ВАРГАНОВ,

аспирант кафедры управления и маркетинга Волго-Вятской академии государственной службы

 

В процессе становления и первоначального развития системы местного самоуправления огромное значение имеет человеческий фактор как совокупность трудовых ресурсов, а также профессиональных и личностных качеств служащих.

Несмотря на глобальный характер преобразований российского местного самоуправления, ключевую роль в реформировании, тем не менее, играет персонал муниципального управления. От того, насколько служащие будут компетентны, порядочны, целеустремленны, зависит не только настоящее, но и будущее местного самоуправления. Поэтому процесс становления муниципального служащего нового образца - важное составляющее механизма обновления системы управления на местах.

Впервые понятие муниципального служащего было оформлено в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В статье 21 данного закона сказано: "Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентированность муниципальной службы... определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и Федеральными законами".

Таким образом, к муниципальным служащим с определенным приближением можно отнести всех должностных лиц, работающих в органах управления муниципальными образованиями, за исключением выборных должностных лиц местного самоуправления (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, избранные главы администраций).

Аналогичные нормы содержатся и в статье 20 Закона Нижегородской области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области", который заложил правовые основы для становления муниципальной службы в нашем регионе.

В соответствии с этим Законом определены понятия муниципальных служащих в Уставах местного самоуправления городов и районов Нижегородской области. Так, статья 30 Устава Княгининского района гласит: "Муниципальным служащим района является гражданин Российской Федерации, занимающий оплачиваемую должность в органах местного самоуправления района в порядке, установленном федеральными законами, законом области".

Аналогичные нормы содержатся в статье 31 Устава Кулебакского района, статье 39 Устава Болъшемурашкинского района и в ряде других уставных документов местного самоуправления Нижегородской области. Но в Уставе Сосновского района можно найти более подробную и, на наш взгляд, более точную и конкретную формулировку определения статуса муниципальных служащих. В статье 38 так зафиксированы правовые основы муниципальной службы: "Лица, осуществляющие службу на должностях в Земском собрании, администрации района, являются муниципальными служащими района. Муниципальные служащие района не вправе быть депутатами Земского собрания района. Руководители сфуктурных подразделений администрации района назначаются на должность главой местного самоуправления района и слагают полномочия перед вновь избранным главой местного самоуправления района".

Таким образом, из выделенных формулировок мы можем определить основные принципы осуществления муниципальной службы в органах самоуправления Нижегородской области.

Муниципальные служащие:

- осуществляют службу на должностях в представительных и исполнительных органах местного самоуправления муниципального образования;

- занимают оплачиваемую должность на основании трудового контракта (договора);

- подотчетны главе местного самоуправления муниципального образования;

- не могут занимать выборные должности местного самоуправления;

- не могут осуществлять деятельность, несовместимую с муниципальной службой (предпринимательство и др.).

Данные характеристики муниципальных служащих определяют специфику их работы и накладывают значительные требования к их профессиональной деятельности.

На наш взгляд, муниципальный служащий как лицо, представляющее местную власть, должен удовлетворять целому ряду критериев, обусловленных объективными причинами повышения значимости местного самоуправления в жизни российского общества.

Среди множества требований можно выделить несколько, имеющих первостепенное значение и обеспечивающих эффективность работы муниципальных органов.

Во-первых, муниципальный служащий должен иметь высшее образование. Диплом об окончании ВУЗа является не формальным признаком обучения в университете или академии, высшее образование закладывает особые основы мировосприятия, формирует менталитет не только человека, получившего знания, но и способного к самообразованию, саморазвитию и дальнейшему повышению интеллектуального потенциала. Более того, всеобщее высшее образование государственных и муниципальных служащих - необходимое условие развития общества и его перехода на более высокую постиндустриальную (информационную) ступень эволюции.

Во-вторых, высшее образование должно эффективно дополняться познаниями в экономике, управлении, правоведении. Идеальным условием функционирования органов местного самоуправления была бы ситуация, когда муниципальные служащие имели бы два высших образования: первое - базовое, связанное со сферой деятельности в органах местного самоуправления, и второе - специализированное, по специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление". То есть, к примеру, специалист отдела образования районной администрации имел бы педагогическое и управленческое образование. Но, учитывая целый ряд факторов объективного характера (экономические условия, дефицит времени и др.), мы не сможем обеспечить данную ситуацию даже в ближайшем будущем. Однако основными знаниями и навыками муниципального управления служащие местных органов должны, тем не менее, обладать. К ним следует отнести владение механизмами экономического и финансового анализа, контент-анализа правовых документов, планирования и прогнозирования развития района, в том числе стратегического планирования, владение современными методами производственного менеджмента и управления персоналом. Данные навыки и знания можно получить как через самообразование, так и пройдя через соответствующие курсы повышения квалификации в учебных заведениях.

В-третьих, муниципальный служащий должен обладать высокой степенью профессиональной ответственности. В связи с этим, крайне важно уделять особое внимание процессу приема на муниципальную службу. В этом большую роль могли бы сыграть механизмы кадрового маркетинга (работа с рынком рабочей силы), где существуют методы отбора персонала не только по профессиональным, но и по личностным качествам (честность, порядочность, способность к нестандартным решениям, умение брать на себя ответственность и т.д.). С данным аспектом неразрывно связана необходимость искоренения возможности появления коррумпированного муниципального служащего. Минимизировать риск появления данной "болезни" нужно, не только обеспечивая социальные гарантии для служащих, но и проводя целенаправленную кадровую политику, используя современные методы кадрового менеджмента и маркетинга.

В-четвертых, необходимо повышать престиж и привлекательность муниципальной службы для молодых специалистов, что обеспечит не только приток новых сил, но и будет способствовать преемственности разных поколений служащих, а также избавит органы местного самоуправления от социальных потрясений и нестабильности. Повышение привлекательности данного вида деятельности, в первую очередь, связано с социальным, в том числе материальным, обеспечением муниципальных служащих, низкая заработная плата которых далеко не соответствует трудовым затратам.

Все перечисленные противоречия, несмотря на трудность их разрешения, тем не менее, могут быть ликвидированы в процессе становления муниципальной службы. Именно от этого зависит успешное развитие местного самоуправления в Нижегородской области и Российской Федерации.

Таким образом, рассматривая вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления, мы вместе с этим решаем и иные проблемы всей системы муниципального управления, которых на сегодняшний день еще достаточно много.

Hosted by uCoz