АКТУАЛЬНАЯ
ТЕМА
РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ПОВЫШЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
АКТИВНОСТИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ
Н.В.НОВИЧКОВ,
стажер-аспирант кафедры
управления и маркетинга Волго-Вятской академии государственной службы
Одним из ключевых направлений
российской экономической политики на современном этапе является обеспечение
притока инвестиций в хозяйство и социальную сферу.
Согласно наиболее
распространенному определению данного понятия, "инвестиции представляют
собой все виды материально-имущественных и иных ценностей, включая
интеллектуальные ценности, вкладываемые в предпринимательскую и другие виды
деятельности к целях получения прибыли (дохода) или достижения социального
эффекта".
Известно, что наличие
инвестиций является важной предпосылкой для развития предприятия (получения
прибыли), а значит, и для развития муниципалитета, региона и страны в целом.
На макроэкономическом уровне
инвестиции рассматриваются также и как необходимое условие для экономического
роста. При этом для его обеспечения нужны опережающий рост инвестиций в
народное хозяйство и высокая эффективность их использования.
Но реалии сегодняшнего дня
показывают, что этих условий для экономического роста, к сожалению, пока не наблюдается.
В стране продолжается спад производства, который происходит на фоне
опережающего падения объемов инвестиций, и, как следствие, снижается уровень
жизни населения, растет безработица, повышается социальная напряженность.
О спаде объемов инвестиций уже
сказано очень много, обсуждение этой проблемы в последнее время не сходит с
телеэкранов и страниц печати, она стала даже предметом для политических
спекуляций. Но при этом ситуация ухудшается с каждым годом, и трудно сказать,
когда объем инвестиций в российскую экономику достигнет дореформенного уровня.
Таким образом, экономический
рост, необходимый для оздоровления производства и развития социальной сферы,
все еще находится под вопросом. И его решение зависит, прежде всего, от того,
смогут ли органы государственной власти и местного самоуправления найти способы
привлечь инвестиции в развитие российских регионов.
Но имеют ли органы местного
самоуправления возможность повлиять на разрешение такой глобальной проблемы,
способны ли муниципалитеты самостоятельно осуществлять инвестиционную политику?
На первый взгляд кажется, что
уровень проблем, решаемых органами управления муниципальными образованиями,
значительно приземленнее и конкретнее, в отличие от макроэкономических
противоречий инвестиционного спада. Но, на наш взгляд, именно благодаря
конкретности задач, решаемых муниципалитетами, можно позитивно воздействовать
на инвестиционную ситуацию со стороны органов местного самоуправления. Это
связано с определенными факторами, среди которых можно выделить следующие.
Во-первых, постоянное общение
представителей муниципального управления с хозяйствующими субъектами на
территории города или района позволяет органам местного самоуправления быть в
курсе текущих дел предприятий и в короткий срок разобраться в проблемах,
стоящих перед ними,
что является первым и наиболее
важным шагом на пути разрешения противоречий хозяйствующих субъектов.
Во-вторых, органы местного
самоуправления обладают собственностью, в том числе и денежными средствами,
которые могут использоваться на инвестиционные цели. Кроме того,
законодательство закрепило за муниципальными предприятиями статус коммерческих
организаций, что позволяет им участвовать в инвестиционных процессах. Органы
местного самоуправления имеют право (и нередко им пользуются) на создание
муниципальных инвестиционных банков. Печальный опыт деятельности банка
"Нижегородский кредит" -скорее исключение, нежели правило в работе
муниципальных инвестиционных институтов.
В-третьих, органы местного
самоуправления имеют право устанавливать и отменять местные налоги и сборы, что
является одним из наиболее эффективных инструментов инвестиционной политики.
Следует отметить, что
муниципальные образования имеют не только юридические основания, но и вполне
реальные организационные возможности для обеспечения процессов стимулирования
инвестиционной деятельности в городах и районах российских регионов.
Это частично отражено и в
Законе Нижегородской области "Об организации местного самоуправления в
Нижегородской области". Так, статьи 32 и 33 данного Закона отнесли к
ведению муниципалитетов "обеспечение гарантий финансовой самостоятельности
местного самоуправления в муниципальных образованиях, находящихся на территории
района области", что говорит о необходимости проведения органами местного
самоуправления самостоятельной экономической и финансовой политики, в том числе
и в обеспечении притока инвестиций в подведомственные им территории.
Кроме того, муниципалитеты
могут осуществлять инвестиционную политику совместно, объединяя свои усилия и
возможности для более эффективного взаимодействия в процессе повышения
инвестиционной активности. Организационно это может быть оформлено через
создание ассоциации или союза муниципальных образований. Закон Нижегородской
области "Об организации местного самоуправления в Нижегородской
области" так определил правовой статус этих объединений:
"Муниципальные образования в целях координации деятельности, более
эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения
в форме ассоциаций и союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном
для некоммерческих организаций". Создание подобных объединений, на наш
взгляд, стало бы предпосылкой не только для повышения инвестиционной активности
в объединившихся городах и районах, но и простимулировало бы дальнейшее
сближение муниципальных образований и укрепило бы хозяйственные, экономические,
социальные и культурные связи внутри региона.
Как видим, органы местного
самоуправления в состоянии проводить собственную инвестиционную политику,
которая может выражаться в следующем:
- стимулирование инвестиционной
активности посредством налогового регулирования, ориентации потоков денежных
средств на приоритетные направления развития районов и городов;
- разработка и реализация
программ социально-экономического развития муниципальных образований;
- участие в создании
муниципальных банков, инвестиционных компаний и фондов и т.д.;
- обеспечение
инвестиционной привлекательности
районов и городов для стимулирования притока инвестиций из-за рубежа и из
других регионов;
- содействие реализации
инвестиционных проектов, финансируемых из федерального бюджета или бюджета
субъекта федерации, на территории муниципального образования;
- обеспечение эффективного
взаимодействия между инвесторами и
получателями инвестиций (промышленными предприятиями городов и районов);
- работа с населением с целью
привлечения его средств для реализации муниципальных инвестиционных программ, в
том числе проектов муниципальных займов, выпуска муниципальных облигаций и др.
Все эти направления инвестиционной
политики уже сейчас могут использоваться в процессе экономических
преобразований на уровне местного самоуправления и приносить ощутимый
экономический, социальный, а иногда и политический эффект.
Для органов местного
самоуправления это особенно актуально, учитывая, что Постановление
Законодательного Собрания Нижегородской области № 1 от 30.01.96 "Об
основных направлениях экономической и бюджетной политики в Нижегородской
области" установило, что "деятельность районных и городских администраций
будет оцениваться, в том числе, по объемам инвестиций, привлеченных в
подведомственные им территории".
Таким образом, существуют
правовые, организационные и административные основания для притока инвестиций в
муниципальные образования, и органы местного самоуправления через повышение
инвестиционной активности могут позитивно повлиять на развитие подведомственных
им территорий.