ПРОБЛЕМА
И СУЖДЕНИЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
РЫЧАГИ В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Первый этап реформирования
власти на местах в России завершился выборами органов местного самоуправления.
Но реально никакое местное самоуправление работать не будет, если не будут
подкреплены законом права территории (поселения) на муниципальную
собственность, землю. Без этого все остальные законодательные акты остаются
голой декларацией и не обеспечивают механизма развития самодеятельности
населения. Вот почему весьма актуально обсудить ряд вопросов, связанных с
совершенствованием правовых норм, относящихся к регулированию имущественных и
финансово-экономических основ местного самоуправления.
К тому же приходится признать,
что главная цель реформы управления территориями - повышение трудовой и
хозяйственной активности населения в решении собственных проблем, создание
условий, позволяющих каждому трудоспособному человеку реализовать свой
творческий потенциал, свои способности, обеспечить благосостояние семьи,
накапливать сбережения, эффективно инвестировать - у нас пока не только не
достигнута, но и во многом дискредитирована.
В зарубежных странах в центре
внимания муниципальной политики находится кооперативное решение местных задач.
Например, в Швейцарской Конфедерации удалось сделать общинно-кооперативный
принцип структурным принципом государства, которое по территории и
культурно-этническому разнообразию значительно уступает России.
Важно отметить, что на
протяжении столетий все функциональное многообразие российской общины было
подчинено главной цели - коллективному выживанию в суровых
природно-климатических условиях. Исторически в России сложилось так, что община
была признана низовым совокупным субъектом правоотношений с государством,
причем с достаточно широкой сферой самоуправления.
По нашему мнению, теория
кооперативных и корпоративных начал в экономической жизни может стать сегодня
одним из важных факторов стабилизации российского общества, повышения уровня
управляемости общественными делами.
Типовая правовая модель,
основанная на кооперативных принципах, корпоративной экономике, корпоративном
методе хозяйствования, могла бы, на наш взгляд, выглядеть следующим образом:
а) на федеральном уровне в законодательном
порядке четко определяются вопросы децентрализации и деконцентрации власти;
б) законодательно решаются
вопросы собственности, земли, финансово-бюджетной политики, закрепляются
специфические функции государства (разграничение полномочий между Российской
Федерацией и субъектами Федерации) и функции местного самоуправления;
в) четко определяются понятия
муниципальной власти, муниципальных образований, муниципальной собственности,
муниципальных земель, муниципальных лесов, других ресурсов, а отсюда и понятие
"муниципальная политика России'";
г) при делегировании
государством отдельных функций органам местного самоуправления последние в
обязательном порядке наделяются соответствующими материально-финансовыми и
иными ресурсами;
д) законодательные органы
создают правовое пространство для деятельности всех субъектов отношении, в том
числе и местных сообществ, органов местного самоуправления; определяют
прерогативы и гарантируют вопросы муниципальной политики (закрепление
муниципальной собственности, финансовой базы и т.д.), принимая отдельные
(адресные) законы и иные нормативные правовые акты; принимают государственную
программу муниципальной политики России, где на основании законодательной базы
определяют цели и задачи проводимых реформ местного самоуправления, в том числе
и на муниципальном уровне; гарантируют законодательно общегосударственные социальные
стандарты, то есть тот минимум
благ, которые граждане должны получать от государства.
Такой комплексный подход
обеспечит научность социальной политики России. В русле последней
разрабатывается и осуществляется муниципальная политика, которая позволяет
осуществлять в рамках закона эффективное регулирование социально-экономических
процессов во благо граждан, обеспечивать доступность, всеобщность, адресность и
гарантии как государственной власти, так и местного самоуправления,
обеспечивать условия социального развития муниципальных образований в
соответствии с международными стандартами путем поддержки интересов населения.
В переходный период населению
территории, где действует местное самоуправление, может быть предоставлена
возможность самостоятельно определять пути, формы и стадии перехода к реальному
самоуправлению с учетом специфики данного населенного пункта, а также степени
готовности населения взять на себя ответственность за управление развитием
территории, решением местных задач; создавать структуру и организацию местного
самоуправления с учетом исторических, национальных и местных традиций и
обычаев; находить способы осуществления собственных инициатив по вопросам,
отнесенным к ведению местного самоуправления.
Необходимо также законодательно
обеспечить муниципальный менеджмент, участие населения в финансировании
социально-экономических программ развития своего города (района). Территории
должны использовать свое конституционное право на возрождение местного
самоуправления как ключевого средства формирования полноценной среды обитания.
Только через самоуправление в кварталах и микрорайонах, поселениях и их
объединениях, организацию современного муниципального менеджмента возможно
создание и разумное использование ресурсной базы, других основ и механизмов
развития территорий, более справедливое владение муниципальной собственностью,
прямое участие каждого жителя в формировании благоприятного социального
пространства.
Итак, уточнение концептуальной
модели местного самоуправления, ее функциональных,
организационно-управленческих, материально-финансовых и правовых основ
позволяет более обстоятельно описать контуры, структуру и функции местного
самоуправления, оценить его реальное состояние и качество правовой базы.
Решение этой задачи приближает нас к выявлению ресурсного обеспечения местного
самоуправления, определению стратегии и приоритетов, что в свою очередь даст
основания для более обстоятельного изучения механизмов правового регулирования
местного самоуправления. Не проделав данной теоретической работы,
малопродуктивно пытаться изучать особенности правового регулирования местного
самоуправления.
Принятие Федерального закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" еще не означает реального создания местного самоуправления. При
существующем положении дел - с учетом традиций, истории, ментальности россиян -
следовало бы выделить следующие приоритеты:
а) активнее формировать
муниципальную собственность;
б) стимулировать разработку
минимальных социальных стандартов и реализацию концепции формирования бюджетов
"снизу вверх";
в) претворять в жизнь идею
корпоративной экономики, правового регулирования ее развития с привлечением
средств населения, развертыванием социально-финансовых структур в городах и
районах;
г) способствовать становлению
муниципального менеджмента как фактора
интенсификации местного самоуправления, роста профессионализма кадров;
д) по каждому муниципальному
образованию подготовить проект реформирования местной власти на основе
федеральной программы поддержки местного самоуправления, повышения роли и
ответственности субъектов Российской Федерации в ее осуществлении.
Вячеслав
ЗОЗУЛЮК,
Российская
академия
государственной
службы
при
Президенте РФ
(Москва).