МЕСТНАЯ
ВЛАСТЬ И ПРОФСОЮЗЫ
А.В. ЧИЧКАНОВ:
"ПОРА ВЫПОЛНЯТЬ ДАННЫЕ
НАСЕЛЕНИЮ ОБЕЩАНИЯ"
Редакция журнала
"Местное самоуправление Нижегородской области" обратилась к
председателю Нижегородского областного Совета профессиональных союзов
Александру Васильевичу Чичканову с просьбой ознакомиться с материалами о
встрече главы местного самоуправления Барского района В.А. Иванова с
руководителями профсоюзных организаций и высказать свое мнение по вопросам,
затронутым в ходе беседы.
Ниже мы публикуем
комментарии А.В.Чичканова к выступлению В.А. Иванова.
Встреча главы местного
самоуправления Борского района В.А. Иванова с профсоюзным активом района дает
хороший повод еще раз рассмотреть вопросы взаимодействия профсоюзных
организаций в решении социальных проблем с органами местного самоуправления
городов и районов области.
С передачей прав на решение
многих вопросов социально -трудового характера органам местного самоуправления
возросла роль и ответственность местных выборных профсоюзных органов и
первичных профсоюзных организаций по защите прав трудящихся и членов их семей.
Следует отметить, что
расширяется и совершенствуется правовая база (правовое поле), на основе которой
строится работа профсоюзов. Кроме уже известных и давно действующих законов, в
последние годы приняты:
- "О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности";
- "Об общественных объединениях";
- "О коллективных договорах и
соглашениях";
- "О порядке разрешения коллективных трудовых
споров" ;
- "О занятости населения в Российской
Федерации";
- "Основы законодательства об охране
труда" и ряд других.
Кроме законов, мы используем в
своей работе пакет указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ,
законов и иных нормативных правовых актов органов власти Нижегородской области,
а также международных нормативных правовых актов и, в первую очередь -
конвенции и рекомендаций Международной организации труда (МОТ).
Отношения профсоюзов с
работодателями, органами государственной власти и органами местного
самоуправления строятся на основе социального партнерства, а также на основе
системы коллективных договоров и соглашений.
Никто не вправе уклониться от
ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений
и от контроля за их выполнением.
В Нижегородской области для
укрепления взаимодействия профсоюзов с органами местного самоуправления,
органами власти в абсолютном большинстве городов и районов созданы
координационные советы профсоюзных комитетов, в том числе в Автозаводском,
Ленинском и Канавинском районах г. Н.Новгорода.
Но только в 25 городах и
районах координационные Советы заключили двусторонние соглашения с
администрациями городов и районов, а на Бору и в Городце - трехсторонние.
В основу этих соглашений
заложены проблемы сдерживания роста безработицы, своевременной выплаты и
погашения долгов по заработной плате и социальным пособиям, сдерживания роста
тарифов на жилищно-коммунальные услуги и перевозки пассажиров, недопущения
снижения уровня медицинского, бытового обслуживания.
Профсоюзные органы на местах
или их представители имеют право и обязаны принимать участие в работе
постоянных комиссий, созданных при администрациях городов и районов по
вопросам:
- охраны труда;
- труда и занятости населения;
- организации летнего отдыха детей и
новогодних елок;
- оздоровления трудящихся;
а также принимать участие в
управлении фондами социального страхования, медицинского, занятости.
Главное, надо помнить, что
проекты нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников,
рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного
самоуправления обязательно с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе выступать с
предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти
законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
Инициатива в установлении форм
практического участия профсоюзов в деятельности органов самоуправления городов
и районов должна исходить прежде всего от них самих.
Нельзя соглашаться при
заключении коллективных договоров и соглашений с мнением, что заключать их
можно только с учетом "реальных" экономических возможностей, при
достаточном финансовом и материальном обеспечении сторон. Такой подход уже привел
к критическому состоянию уровня жизни населения, это как раз следствие
сознательной не ориентации экономической политики на обеспечение роста уровня
жизни.
Этим подходом
"грешит", к сожалению, и администрация Борского района.
Встречи главы местного самоуправления
Борского района В.А. Иванова с профсоюзным активом проходили дважды, и оба раза
в преддверии Всероссийских акций протеста профсоюзов - это нормально, но
главное - надо регулярно работать над выполнением заключенного соглашения,
работать гласно, и здесь больше инициативы должно исходить от профсоюзных
активистов.
Я солидарен с позицией В.А.
Иванова по размеру заработной платы хозяйственных руководителей и с его оценкой
последствий, к которым приведет реализация реформы жилищно-коммунального хозяйства,
которую ныне проводят Президент и Правительство России. В итоге, и очень
быстро, вея тяжесть этой реформы ляжет на плечи населения.
На взгляд человека, нерегулярно
получающего заработную плату, пенсию и другие социальные пособия, заявления
руководителей всех уровней, что мы живем еще лучше, чем кто-либо - не
впечатляют. Не впечатляют уже и заверения, что еще немного - и вся экономика (а
не только промышленность) заработает, и у нас все будет хорошо.
Поэтому страну и область начали
"сотрясать" акции протеста против постоянно ухудшающихся условий
жизни основной массы населения.
Пора всем, кто избирался или
назначался на руководящие должности, выполнять данные населению и работающим
обещания по выводу регионов страны из кризиса.
Непринятие конкретных мер по
оздоровлению ситуации приведет к социальному взрыву.