ОПЫТ НАШИХ СОСЕДЕЙ
О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ
Е.С.ВАРНИКОВА,
депутат Государственной
Думы Ярославской области, председатель постоянной комиссии по вопросам
местного самоуправления,
правопорядка
и по контролю за
исполнением постановлений
Федерального Собрания
Российской Федерации
и решений областной Думы
Государственная Дума
Ярославской области первого созыва отработала год. Сегодня, подводя первые
итоги ее работы, можно, на мой взгляд, отмечать и положительные моменты, и
отрицательные.
Одним из главных
положительных итогов деятельности областной Думы в прошлом году является, как
мне кажется, то, что сегодня у нас есть, пусть и не очень богатый, опыт
наработки собственных областных законов. Именно наработки, а не просто
обсуждения представленных кем-то проектов, высказывания критических замечаний и
голосования за" или "против". Мы старались проникать в суть
решаемых проблем (всякий раз - новых), изучали действующее законодательство,
принимали участие в работе смешанных законотворческих комиссий.
Мне приятно, что у
депутатов Думы в процессе работы над законопроектами имеется не только
собственное мнение, но и желание,, возможности, достаточный авторитет, чтобы
его отстаивать - будь то в администрации области или на заседаниях Думы. Еще
более меня радует то, что мы способны решать споры цивилизованным путем.
Например, разработать и представить альтернативный проект закона. Или, отбросив
амбиции, сесть за стол переговоров с, оппонентами.
Все это радует, ибо доказывает
нашу способность выполнять задачу, поставленную новой Конституцией Российской
Федерации перед представительными органами субъектов Федерации.
Еще вчера наша областная
Дума делала первые, неуверенные шаги на законодательном поприще. А сегодня она
уже имеет свое лицо, свой голос, - и/уж никак не является "голосующим
департаментом администрации" как попытался окрестить ее кое-кто из местных
критиков. Достаточно вспомнить те дебаты, какие возникают, па наших заседаниях
практически по каждому общественно значимому вопросу, те твердые возражения,
какие то и дело выдвигают мои коллеги без оглядки на чины и звания оппонентов, чтобы
понять: "карманная" Дума - миф. И я не исключаю того, что создается
этот миф специально - дабы уязвить самолюбие депутатов и подтолкнуть их к
борьбе ради борьбы. Непонятно только - зачем?.. По принципиальным моментам мы
спорили и будем спорить, в том числе и с губернатором, и с Москвой (здесь стоит
вспомнить хотя бы процесс выбора варианта законопроекта "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Ярославской области",
позицию Думы в вопросе о порядке возмещения отрицательных сумм НДС по
дотируемым товарам и услугам). Но "сталкиваться лбом" с,
исполнительной властью только для того, чтобы прослыть "оппозиционной",
Дума, я надеюсь, не станет. Мы делаем одно общее дело, и должны делать его
вместе. Противостояние же положительных результатов не принесет. А дешевый
авторитет, заработанный таким способом, - мнимый и недолговечный.
Не хочу говорить за всех,
но у меня, как у председателя постоянной комиссии, за прошедший год работы
сложились тесные связи с федеральными структурами, налажены неплохие контакты
со смежными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации: нас признают, к нашему мнению прислушиваются,
нас приглашают участвовать в весьма представительных парламентских совещаниях
федерального уровня. Быть может, не все наши идеи удается донести в полном
объеме до коллег в высшем собрании народных представителей, но наиболее
значимое находит отклик и понимание.
А теперь о том, что пока
не позволяет нам работать лучше. Есть, по крайней мере, две глобальные причины,
которые мешают нам (да и всем законодательным органам субъектов Федерации)
работать с полной отдачей.
Первая - отсутствие
основополагающих федеральных законов об органах государственной власти
субъектов Федерации и о разграничении компетенции по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Ясно, что, пока
не принят первый из названных законов, место областной Думы в системе органов
власти, ее взаимоотношения с другими властными органами остаются достаточно
неопределенными. Отсюда - вопросы, которых могло бы не быть (а они подчас
являются предметом ненужного спора!), и простор для вольного, субъективного
толкования многих принципиальных моментов. Но особенно сильно я, как депутат
представительного органа субъекта Федерации, ощущаю необходимость принятия
второго закона, и на этом хотела бы остановиться отдельно.
Новая Конституция Российской
Федерации закрепила за субъектами Федерации право принятия собственных законов
по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, определив
одновременно, что эти законы должны приниматься "в соответствии с
федеральными". Но многих федеральных законов до сих пор нет. и неизвестно,
как скоро они будут приняты. Между тем, жизнь требует безотлагательного, пусть
даже временного, правового регулирования ряда важнейших вопросов, относящихся
как раз к предмету совместного ведения. В этих условиях края и области России
идут (с той или иной степенью смелости и компетентности) на принятие
собственных законов. Федеральные структуры на словах поощряют этот процесс,
говоря примерно так: принимайте, не бойтесь ошибиться, на ваших ошибках будем
учиться мы. Ио как только областные законодатели примут реальный закон, в
Москве начинают изучать его буквально под лупой, высказывать свои претензии и
при этом непременно стараются напомнить: не забывайте, что вы должны, принимать
свои законы в соответствии с федеральными!
Такая ситуация продолжает
воспроизводиться прежде всего потому, что, определив предметы совместного
ведения, Конституция Российской Федерации в то же время не разграничила компетенцию
законодательных органов различных уровней по предметам совместного ведения. Не
очень-то торопятся решить этот вопрос и федеральные законодатели. А ведь
"предмет совместного ведения и "совместная компетенция" - далеко
не одно и то же. В результате этой недосказанности субъекты Федерации
поставлены в положение, когда любой принятый ими нормативный акт по вопросам
совместного ведения может быть оспорен на предмет правомерности принятия его
именно субъектом Федерации. А как влияет на авторитет областных законов наше
осознание того, что они неминуемо являются временными, недолговечными -
думающие стоит и говорить...
Вторая причина,
отрицательно влияющая сегодня на работу наших законодателей, состоит в том, что
право субъекта Федерации вводить нормы, устанавливающие административную
ответственность, до сего времени федеральным законом не обеспечено. Компетенцию
области в этом плане продолжает определять Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях, принятый в 1985 году, то есть в то время, когда область была
не субъектом Федерации, а всего лишь административно-территориальной единицей в
составе РСФСР. Но с тех пор положение существенно изменилось: края и области
получили статус субъектов Российской Федерации, стали
"квази-государствами". И теперь их компетенция в плане определения
мер ответственности за неисполнение местных законов, безусловно, должна быть
значительно шире (что, кстати, закреплено и действующей Конституцией Российской
Федерации).
Тем не менее, пока все
остается по-прежнему. Конституция Российской Федерации принята, но в полном
объеме не действует;. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
действует, но безнадежно устарел (он регулирует отношения, которые имели место
вчера) и, на мой взгляд, вошел уже в противоречие с действующей Конституцией российской Федерации.' А.
Конституционный суд Российской Федерации (единственный, кто вправе официально
признать тот или иной акт антиконституционным) этот вопрос еще не рассматривал.
При этом все прекрасно понимают, что, если в законе не заложен механизм
обеспечения его исполнения, то добиться реализации данного закона в полном
объеме весьма непросто.
Не хочу заканчивать
разговор на минорной ноте. Действительно, есть нерешенные вопросы, есть
определенные сложности при их решении, но я твердо верю в то, что нерешаемых
вопросов нет, и мы получим, в конце концов, положительный результат. Залог тому
- наше понимание сути стоящих сегодня перед нами задач и желание их решить.