АКТУАЛЬНАЯ
ТЕМА
Поиски оптимальных
вариантов местного самоуправления уже давно занимают умы многих нижегородцев.
Тут мы, пожалуй, и в самом деле "впереди России всей ".
В предыдущих выпусках журнала
мы уже рассказывали об опыте общественного самоуправления в микрорайонах
Нижнего Новгорода, А сегодня мы предоставляем слово арзамасцам, также внесшим
немалый вклад в дело становления местного самоуправления.
ЧЕМ БОЛЕЕТ КоС -ПЕРВЕНЕЦ
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Около десяти лет назад в
лексиконе арзамасских граждан появилось новое слово - КОС. Незаметно, но
уверенно оно вошло в постоянный обиход и в расшифровке обозначало "Комитет
общественного самоуправления". Арзамас был первым в тогдашнем Союзе уездным
городом, в котором попытались приблизить власть к населению, а само население
вовлечь в управление городским хозяйством. Конкретно на местах - в микрорайонах
- решать насущные проблемы бытия.
Многое из задуманного прежними
отцами города так и осталось на бумаге, массового "вхождения народа во
власть" не получилось. Однако сама идея "суверенизации"
микрорайона прижилась.
Ныне КОСы трансформировались
просто в комитеты самоуправления (КоСы). Слово "общественный", увы,
исчезло, так и не получив права на жизнь. Проблем от этого у КоСов не
убавилось.
...С Н.А. Зотовым,
председателем комитета самоуправления № 4, мы стоим у внушительных размеров
карты. Не менее внушительна территория, обведенная жирной чертой. Это его,
"зотовские владения", начиная от ул. Мира и кончая частным сектором,
выходящим к Арзамасу-2.
Четвертый КоС, по сути,
среднего размера районный центр: почти 14 тысяч жителей, за 400 домов, 18 улиц,
не считая административных зданий, общежитий, промышленных объектов.
Словом, хозяйство обширное. Под
стать ему, казалось, должен быть и административный аппарат. На удивление (в
наше-то чиновничье время), под командой Зотова всего-то "полтора"
человека.
И тем не менее, как явствовало
из красочно оформленного альбома, КоС работает. Тут и массовые мероприятия, и
разные общественные формирования -женсовет, совет ветеранов, комиссия по работе
с трудными детьми.
По тому, сколь часто заходили в
кабинет Зотова люди, можно было понять - потребность в комитете есть,
выражается она больше в жизненно важных делах: протекающих крышах, затопленных
водой подвалах, мокнущих от дождя стыках стен крупнопанельных домов.
Животрепещущие проблемы - тепло в квартирах и благоустройство.
Словом, проблем по горло.
Судя по одному из актов, с
которым мне довелось познакомиться, у жильцов многоэтажного сектора очень много
серьезных нареканий на работу отопительных служб. Температура в иных квартирах
зимой выше 10-15 градусов не подаималась. Дело дошло до суда. Семья Зубковых
подала на виновников постоянного холода в квартире -авторемонтный завод (дом
принадлежит ему) - исковое заявление. Суд обязал предприятие заменить систему
отопления, вставить стекла, обновить двери, возместить моральный ущерб.
- Я могу показать кипу бумаг - нашу переписку с
городским департаментом коммунального хозяйства,
его директором И.А. Свердловым, руководителями ЖЭУ по подготовке жилья к отопительному
сезону, - сетует Зотов. -Летом не увидишь
ни у одного
подъезда сварочного агрегата,
как будто не готовятся к зиме. А вот наступают холода, тут и наступают самые
горячие денечки.
- Николай Алексеевич, вы же
хозяин в своем КоСе...
- Если
бы.. Сколько ни
добивался, сколько ни предлагал, чтобы
без подписи председателя комитета, домкома ни
один дом не
принимали после того,
как "отрапортуют" о его готовности к зиме - все бесполезно.
Где-то в департаментах мэрии "плавает" предложенная мной финансовая
смета. А без рубля в бюджете - это не власть.
Романтический образ КоСа после
разговора с Н.А. Зотовым явно померк. Можно было как-то примириться с
исчезновением из его названия слова "общественный", но не исчезнет ли
скоро и слово "самоуправление"?
КоСы зачинались как дитя
городского Совета. С его "падением" городская администрация взяла
комитеты под свое крыло. Как пояснил председатель Арзамасской городской Думы
А.Я. Беззубов, так целесообразнее, поскольку их работники получают зарплату в
администрации, следовательно, они и должны ей напрямую подчиняться. Но ведь
достаточно отвести в городском бюджете отдельную строку о финансировании КоСов,
и проблема будет решена.
Еще одна, на мой взгляд,
существенная потеря неоперившегося дитяти: раньше председателей КоСов избирали
жители микрорайона, а теперь их назначает мэр. Правда, есть тут своя
"закавыка", и весьма важная. Если самого мэра назначает губернатор,
то как быть с председателями КоСов, выбранных народом?
Впрочем, не будем увлекаться,
хотя и весьма существенной, но все-таки отчасти формальной казуистикой.
Назначенный ли, выбранный ли председатель комитета должен располагать административно-распорядительными
функциями и правами. И строкой в городском бюджете. Надеяться, что ему окажут
помощь спонсоры, наивно. Кто в этом случае будет реальной властью? КоСам самим
"на власть" не заработать. Тем более, что все рычаги местной налоговой
политики сосредоточены в руках администрации.
Может быть, все-таки лучше
городу поделиться с КоСами полномочиями, как это делают сейчас в Москве?
Самостоятельность порождает и ответственность. А если подкрепить еще и
финансами?
Иван
НОВАЕВ (г. Арзамас).