УРОКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ИСТОРИИ
"МИЛЬОН" ЗАБОТ
И ДЕЛ
Местное самоуправление
-формировало гражданское
общество
"Эпоха великих
реформ" - 60-70-е годы XIX века - время, когда была
создана новая система органов городского самоуправления. Городовое положение
было утверждено императором Александром II в 1870 году.
Экономическое развитие России требовало от муниципалитетов реального участия в
управлении хозяйством. Это означало, что в их деятельности должны принять
посильное участие все городские сословия. Но кого, кому и как избирать? В
основу избирательной системы был положен определенный размер уплачиваемого в
городскую казну налога.
Существовало три разряда
избирателей: они делились на три неравные группы, каждая из которых уплачивала
треть общей суммы городских налогов. При этом все разряды избирали одинаковое
число городских гласных - так назывались депутаты Городской думы. Размер
имущественного ценза оставался весьма высоким: так, в Москве избирательным
правом пользовалось лишь 3 процента населения. В общем, законодателя устраивало
традиционное преобладание в городском самоуправлении торгово-промышленного
класса, политически достаточно инертного, слегка разбавленного представителями
дворянства и других сословий.
Но городская
интеллигенция избирательных прав не получила. Были предложения включить в число
избирателей квартирохозяев. Это позволило бы вовлечь в городское самоуправление
интеллигенцию, наиболее образованную часть населения. Но предложение не прошло.
И до 1892 года учителя, врачи, университетские профессора не могли участвовать
в городском самоуправлении.
Закон ввел
территориальное деление избирателей. В каждом районе созывалось свое
избирательное собрание. В 1892 году было принято новое положение. Оно
требовало, чтобы собрание избирало в гласные только лиц, живущих на данной
территории. Правда, норма эта вызвала жестокую критику и никогда не соблюдалась
- находить разного рода обходные пути в России умели.
В 1895 году избирательное
право было отнято у плательщиков податей и предоставлено только владельцам
недвижимого имущества и владельцам торгово-промышленных заведений, имеющим
право претендовать на звание купца первой гильдии. Число гласных в думе
зависело от значительности города: если в Москве и Санкт-Петербурге их было
160, то в маленьких городах - не более 20. Исполнительный орган думы назывался
управой. В нее, как правило, входило 3 члена, но в больших городах допускалось
до 5 человек, в столицах - шесть, не считая председателя.
Особенностью городского
самоуправления по реформе 1870 года было совмещение постов председателя думы и
управы. Считалось, что это усилит позицию городского головы по отношению к
центральному правительству. Но это же обстоятельство превращало городского
голову в могущественную и безответственную фигуру городской власти. До 1892
года все городские головы избирались городской думой. А с 1892 года городские
головы двух столиц с/га л и назначаться правительством из числа кандидатов,
представленных думой.
В компетенцию органов
городского самоуправления входил весьма широкий круг культурно-хозяйственных
дел - дума заботилась о благоустройстве города, о местной торговле и
промышленности, Городском здравоохранении и народном образовании, принимала
меры против пожаров, пыталась сохранить культурные объекты, устраивала
библиотеки, музеи, театры... Входила в заботы городского самоуправления и
городская канализация, муниципальный транспорт. Правда, даже к 1917 г.
похвастаться такими признаками цивилизации могло лишь десятка два российских
городов.
Специфически складывались
взаимоотношения городского самоуправления с правительственными властями. С
одной стороны, самоуправление действовало независимо, формировало
самостоятельный бюджет, подбирало наемных служащих, имело статус юридического
лица, что позволяло обращаться в суд /для защиты нарушенных прав. С другой
стороны, обязательно было утверждение губернатором или министром внутренних дел
(в зависимости от статуса города) важнейших постановлений городских дум, утверждение назначений на ключевые посты
в управах, контроль за благонадежностью наемных служащих.
Особой формой
взаимодействия между властями правительственными и городским самоуправлением
были так называемые "всеподданнейшие адреса". За неимением иных
каналов эти адреса постепенно превращались в средство выражения общественного
мнения. Случалось, что они содержали изрядный запас, "свободомыслия".
Такие адреса правительство не рассматривало. Но правительство пугали даже
адреса весьма умеренные, лишь с легким налетом либерализма. Для них в те годы
появился даже особый термин: "не целиком верноподданические".
Строго говоря, органы
городского самоуправления являлись особой частью системы органов
государственного управления. Это подтверждал и статус служащих городского
самоуправления - они получали право на государственную пенсию и вообще
считались госслужащими. Неудивительно поэтому, что губернаторы считали
городские думы своеобразными исполнительными органами при губернском правлении.
Конфликты случались очень
часто и далеко не всегда разрешались в пользу губернаторов. Правительство
старалось ограничить возможности распространения подобной информации.
Так, в 1888 году
редакторам периодических изданий был вручен Циркуляр Главного управления по
делам печати, запрещавший обсуждать административные меры одесского
генерал-губернатора, который столь грубо нарушил закон, что его постановление,
было отменено самим министерством внутренних дел, не желавшим доводить дело до
суда.
Исследователи органов
городского самоуправления в России XIX - начала XX веков
часто пеняют им за не слишком высокую эффективность, отсутствие революционных
изменений в городском хозяйстве за 40 лет существования городских дум и управ.
Наверное, упрек этот справедлив.
Следует лини) учесть, что
эти учреждения не могли ограничиваться только хозяйством. В России не было
институтов политического представительства. Это заставило городское и особенно
земское самоуправление заниматься и политикой.
Гласные-депутаты внесли
существенный вклад в формирование в России гражданского общества. Именно
поэтому современная государственная реформа уделяет так много внимания местному
самоуправлению, которое в состоянии не только упорядочить хозяйственную жизнь
на местах, но и ослабить извечный российский конфликт между "обществом"
и "государством".
Людмила ЛАПТЕВА.