ПРОБЛЕМА
И СУЖДЕНИЯ
О
ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ОРГАНА
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
И
УРОВНЕ ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
В.Н.ФЕДОТОВ,
председатель Российской
ассоциации "Территориальное
общественное самоуправление";
А.В.ФЕДОТОВ,
эксперт
комитета общественного самоуправления "Серпуховский 46/10" (г.Москва)
Органы территориального
общественного самоуправления (ТОС) - широко распространенные и самые
многочисленные выборные организации населения микротерриторий (дом, микрорайон, улица, поселок, хутор и т.п.)
Правовой
институт, правомочия и правоотношения органов ТОС урегулированы
Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской
Федерации" (1991 г.).
В
связи с принятием новой Конституции Российской Федерации, закрепившей
разделение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией
и ее субъектами и самостоятельность местного самоуправления, возникла
задача уточнения правового статуса органов ТОС и уровня его законодательного
регулирования.
В
данных условиях актуальной становится и постановка вопроса
о противоречивости заложенных в названии ТОС двух начал:
общественного и самоуправления.
Уточнение
правового статуса органов ТОС непосредственно связано с отнесением к ведению
Российской Федерации регулирования и защиты прав и свобод человека
и гражданина, с возникновением новых правоотношений местного
самоуправления с государством (в соответствии со ст. 12
Конституции Российской Федерации) и последующей институализацией
местного самоуправления (в соответствии со ст.ст. 130-133
Конституции) и заключается по существу в уяснении в этих условиях природы ТОС и
решении на этой основе проблемы соотношения органов ТОС с местным
самоуправлением и с общественными объединениями.
Подход
к решению проблемы этого соотношения состоит в установлении наличия
или отсутствия властного начала в органе ТОС по совокупным или
раздельным признакам его законодательно закрепленной собственной
компетенции: наличия распорядительных полномочий в отношении
муниципальной собственности и издания императивных предписаний.
При наличии таких
признаков правовой статус органов ТОС
находится в поле административно-правовых отношений (административно-правовой
системе), и в этом случае они являются одной
из форм местного самоуправления. При отсутствии указанных признаков правовой
статус органов ТОС находится в поле (системе)
гражданско-правовых отношений, и их следует отнести к общественным
объединениям.
Решение
вопроса отнесения органа ТОС к той или иной правовой системе определяет отрасль
и уровень законодательства (федеральный или субъекта Российской
Федерации), регулирующий органы ТОС.
Предметы
ведения и принципы организации местного самоуправления урегулированы
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", которым установлены
соответствующая система органов (представительных, исполнительных) и должностных лиц с властными полномочиями и порядок их образования
(ст.ст. 14-21, 34-42).
В соответствии с ч. 1 ст.
27 этого Закона определено понятие
"территориальное общественное самоуправление", а ст. 56 Закона
отнесла ТОО к форме осуществления местного самоуправления. Отсюда можно
заключить, что ТОС является общим принципом местного самоуправления, который
должен определить отношения ТОС к
институтам муниципальной собственности и их правомочия в издании
императивных предписаний.
Однако
ТОС и его органы не входят в указанную властную структуру. Более того, статья
29 Закона не относит собственность органа ТОС к составу муниципальной
собственности.
Таким
образом, в соответствии с Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не
имеется оснований относить ТОС к системе местного самоуправления.
Данный
вывод подтверждается и результатами соответствующего анализа
конституций республик в составе Российской Федерации, уставов и
законодательных актов краев и областей Российской Федерации о местном
самоуправлении, отдельных уставов муниципальных образований в части ТОС.
В то же время известны
примеры осуществления органами ТОС в соответствии со своими уставами отдельных
полномочий исполнительных органов местного самоуправления, делегированных им
локальными актами исполнительных органов местного самоуправления или администрацией
субъекта Российской Федерации.
На
основе вышеизложенного к обстоятельствам, требующим учета при
уточнении и установлении в изменившихся условиях правового статуса органов ТОС,
следует отнести следующие:
1. Статус
органа ТОС находится в поле гражданско-правовых отношений;
2. Орган ТОС -
организационно-правовая форма осуществления
конституционного права граждан на объединение для представления и защиты интересов населения небольшой
территории (дома, микрорайона, улицы, поселка, хутора и т.п.). Данное обстоятельство в соответствии с п. "в" ст. 71
Конституции Российской Федерации обуславливает необходимость
урегулирования этого права федеральным законодательством;
3. Орган
ТОС имеет представительский характер: его создание основано на волеизъявлении
большинства граждан, проживающих на данной территории и обладающих
избирательным правом. Этот характер органа ТОС определяет как
специфику его учреждения, заключающуюся в том. что
учредителем является большинство граждан, проживающих на данной
территории, так и ограниченную этой территорией сферу деятельности.
Данное обстоятельство требует определения процедуры учреждения органа
ТОС;
4. Исходя из общего смысла и
концепции Федерального закона "Об общественных объединениях", орган
ТОС целесообразно отнести к местному
общественному объединению при условии допустимости в данном Законе вышеуказанной специфики его учреждения;
5.
Представительский характер органа ТОС является
правовым основанием наделения его полномочиями органа местного самоуправления в
соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. При этом нормы
разрабатываемого соответствующего
федерального закона, связанные с закреплением, делегированием или передачей органу ТОС полномочий
органов местного самоуправления,
должны носить бланкетный характер к законодательству о местном самоуправлении;
6.
В связи с отмеченными характерными признаками
органа ТОС и особенностями процедуры его учреждения существующий порядок
создания и регистрации органа ТОС, урегулированный в Законе
Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской
Федерации", необходимо переурегулировать специальным федеральным законом.
Этот
специальный федеральный закон должен автоматически увязывать в единую систему
два базовых Федеральных закона: "Об общественных объединениях" и
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
предъявляя требования к их взаимной
адаптации и обеспечивая тем самым
большую результативность применения обоих Федеральных законов в реализации конституционных прав граждан
и населения на объединение и в сфере
местного самоуправления.
Перечисленные
обстоятельства обосновывают необходимость
регулирования базовых положений правового статуса и порядка создания органов
территориального общественного самоуправления федеральным законодательством, а
вопросы статуса, связанные с распорядительными полномочиями в отношении
муниципальной собственности, правом издания императивных предписаний и
соответствующими процедурами требуют регулирования законодательством субъекта
Российской Федерации и уставом данного муниципального образования.
Представительный,
но не властный, но потенциально властный - в этом суть характеристики правового
статуса органа ТОС, подлежащего законодательному регулированию на федеральном уровне.