ЮБИЛЕИ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ВЫСТАВКИ
"НИЖЕГОРОДСКАЯ
ЯРМАРКА" РОССИИ
Е. В. КРЕСТЬЯНИНОВ,
полномочный представитель
Президента Российской
Федерации в Нижегородской
области,
заместитель председателя
федерального оргкомитета
Всероссийской промышленно-художественной
выставки
Всероссийское акционерное
общество "Нижегородская ярмарка" завершает очередной, пятый год своей
деятельности. Минувшее время стало временем больших проблем, обусловленных
нестабильностью экономической ситуации в стране и регионе. Не меняя нашей
стратегии, цель которой - создание в Нижегородской области торгового и делового
центра международного масштаба, дирекции ВАО пришлось неоднократно
корректировать тактические планы и находить нетривиальные решения. Прежде всего
это коснулось наиболее крупных программ ВАО: разработка и продвижение проекта
юбилейной Всероссийской промышленно-художественной выставки 1996 года; поиск
финансирования начатого строительства (бизнесцентр и отель); создание
совместных с ВАО коммерческих и прочих структур; совершенствование концепции
выставочной деятельности.
Однако можно утверждать,
что трудности все-таки постепенно преодолеваются. Заметно возрастает авторитет
ВАО "Нижегородская ярмарка" в России и мире. Мы осознаем свою
гражданскую ответственность перед страной и уверены в грядущем ее процветании,
которое призвана приумножить возродившаяся Нижегородская ярмарка. А традиции
эти весьма богаты. Обратимся к истории.
Выставочный бизнес в
России является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики.
На протяжении прошедшего 1994-го года в стране наблюдался интенсивный рост
числа компаний, занимающихся выставочным бизнесом. Наряду со старейшими фирмами
"Экспоцентр" в Москве и "Ленэкспо" в Санкт-Петербурге,
возникли новые ярмарочные структуры практически во всех российских регионах.
Подобный бум обусловлен рядом объективных причин, основные из которых - интенсивное
продвижение рыночных реформ, распад распределительной системы, с одной стороны,
и очевидная сегодня для всех высокая рентабельность выставочного бизнеса, с
другой. Таким образом, Нижегородская ярмарка, стремясь занять на российском и
международном рынке место, достойное своих традиций и возможностей, развивается
в условиях растущей конкуренции. Чтобы ввести процесс разрастания ярмарочной
индустрии в цивилизованные рамки, ВАО выступило инициатором создания Союза
выставок и ярмарок как координирующей организации, разместив у себя
штаб-квартиру Союза.
Реальные преимущества ВАО
"Нижегородская ярмарка" перед вновь создаваемыми выставочными
структурами - не только в уже накопленном опыте, но и в прочных исторических
традициях. Обусловленные объективными обстоятельствами, существующими и
сегодня, эти традиции плодотворно используются в деятельности ВАО
"Нижегородская ярмарка". Концепция ВАО изначально ориентирована на
создание крупномасштабной структуры международного уровня, призванной служить
продвижению региона на мировой рынок и превращению Нижнего Новгорода в деловой
и торговый центр России.
В своем развитии ВАО
опирается прежде всего на региональную специфику, осуществляя действенную
помощь предприятиям Нижегородской области в получении заказов на свою
продукцию, а также в обеспечении региона товарами, не производимыми здесь.
Однако сфера действия ВАО существенно шире региональной. Убедительное
свидетельство том}' перенесение ряда тематических выставок в качестве
центральных по России из столичных центров в Нижний Новгород. Фирменные
выставки ВАО ("Медицина", "Автотехсервис", "Архитектура
и строительство", "Книжный салон", и особенно "Вооружение.
Военная техника. Конверсия") демонстрируют высокий уровень и привлекают
большое число участников.
Продуктивной является
также разработка новых тем; ряд выставок Нижегородской ярмарки впервые в России
заявили свою тематику, закрепив тем самым свой приоритет. Отличительной
особенностью ВАО в контексте российского ярмарочного бизнеса следует назвать
маркетинговую проработку рынка, как. производственного, так и потребительского.
Обладая профессиональными инструментами маркетинга, оборудованием и оснащением
выставок, развитой сервисной, службой, выставки Нижегородской ярмарки выгодно
отличаются от многих и многих конкурентов. Плодотворно разрабатывается
организация зарубежных и национальных выставок; этот раздел работы ВАО выстроен
как один из наиболее перспективных и рентабельных. Большую роль играют
представительства Нижегородской ярмарки в ряде регионов страны (прежде всего в
Москве) и за рубежом.
Говоря о перспективных
программах ВАО, в первую очередь следует назвать мероприятия по подготовке к
100-летию Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896
года, которые продолжаются и сейчас. Этот грандиозный проект не только
российского, но мирового масштаба выводит теперь Нижегородскую ярмарку как
базовую структуру юбилейных мероприятий на самое видное место в системе
выставочного бизнеса России. Основой узел этого проекта связан со
строительством нового ярмарочного комплекса. Найден продуктивный механизм
финансирования строительства, использующий в комплексе бюджетные и кредитные
средства. Осуществление программы юбилейной выставки 1996 года принципиально
продвинет Нижегородскую ярмарку в ее становлении в качестве мощного бизнес-центра
европейского класса.
'На ту же перспективу
нацелено создание новых, совместных с ярмаркой, коммерческих и прочих структур.
В прошлом году ВАО выступило соучредителем компаний: "G1оЬа1
USA Ярмарка", "Америком бизнес-центр",
"Торговый дом Нижегородской ярмарки",Инвестиционно-строительная корпорация,
"Экспотрансволга", издательство "Нижегородская ярмарка",
рекламно-производственный комбинат и др. Особое значение для перспективы
развития ВАО имело учреждение Ярмарочного банка.
Таким образом, ВАО
"Нижегородская ярмарка" постепенно преображается в крупную
холдинговую структуру, деятельность которой обещает своим акционерам стабильно
нарастающую прибыль. Это естественно и справедливо для компании, в своей
корневой идее, несущей механизм процветания российской экономики; Господа
акционеры могут быть уверены, что своим участием в ВАО способствуют
благородному делу становления в России прогрессивной экономической модели,
продвижению страны к достойному и равному партнерству в мировом сообществе.
А теперь о международной деятельности
ВАО.
Международная
деятельность Нижегородской ярмарки проходила и проходит под знаком подготовки к
празднованию 100-летия Всероссийской промышленной и художественной выставки
1896 г. Опираясь на существующие в России нормы и положения протокольной
практики и Венской конвенции 1961 г., международная деятельность осуществлялась
оперативно-функциональным подразделением Ярмарки протокольным отделом совместно
со всеми отделами и службами. Здесь можно выделить следующие направления:
- прием правительственных
и зарубежных делегаций, руководителей крупных российских и зарубежных фирм;
- организация официальных
церемоний и презентаций;
- организация и
поддержание контактов с органами власти на местах, неправительственными международными
организациями, российскими и зарубежными фирмами и их
представительствами, дипломатическими миссиями, российскими и
зарубежными средствами массовой информации;
- обеспечение зарубежных
визитов делегаций Нижегородской ярмарки;
- организация приема и обработки
поступающей корреспонденции, контроль за исполнением резолюций,
переводческие работы;
- ведение номенклатурного
делопроизводства.
Только за один год
Нижегородскую ярмарку посетили более 40 правительственных российских и
зарубежных делегаций. Среди них самыми выдающимися событиями стали визит
Президента России Б.Н. Ельцина и премьер-министра Великобритании Дж. Мейджора.
Важное значение имели организованные совместно с Нижегородской ярмаркой Дни
Германии в Нижнем Новгороде, экономическая миссия фирм Австрии, а также
организация совместно с Администрацией Нижегородской области выездных экспозиций
региона на международные выставки "Технологии и инвестиции стран
Центральной и Восточной Европы СЕЕТЕХ-94" (Великобритания, г. Лондон, май
1994г.), "Выставка производства и инвестиций стран Центральной и Восточной
Европы CEN-TEREX-95" (Австрия, г. Вена,
февраль 1995 г.) и "Экспортоориентированный и импортозамещающий потенциал
Нижегородского региона" (Дом Правительства РФ, Москва, сентябрь-октябрь
1994 г.).
В течение года
Нижегородской ярмаркой проведены 45 встреч-переговоров с представителями торговых
миссий и фирм из 15 стран мира: Индии, Великобритании, Германии, Японии, США,
Румынии, Франции, Южно-Африканской Республики, Австрии, Китая, Финляндии,
Египта, Венгрии, Польши, Болгарии. Лишь 4 встречи носили ознакомительный
характер. Все остальные завершились подписанием договоров о конкретной
совместной деятельности. Так, были подписаны (и ряд из них уже действует)
договоры об организации в нынешнем году национальных, фирменных выставок и
тематических блоков в рамках существующих выставок Болгарии, Венгрии,
Финляндии, Польши, Египта, Франции. Проведенные в 1994 г. переговоры с фирмой
"Global USA" завершились
открытием на территории ярмарки фирменного универсального магазина. Переговоры
с немецкой фирмой "Глассинвест" завершились созданием специализированной
выставки "Стеклофорум-95". С египетской фирмой "Uni Meuble" образованием крупной экспозиции в
рамках выставки "Нижегородская осень". Подписанный во время выставки
"СЕЕТЕХ-94" договор с фирмой "Russia House,
Ltd." (Великобритания) позволил принять первые
фирмы-участницы из Великобритании.
И подчеркну особо, в
связи с активизацией деятельности Ярмарки, увеличением количества выставок в
2,5 раза вырос документооборот: более 40000 почтовых отправлений, 6000
факсимильных сообщений, около 5000 единиц входящей корреспонденции.
Выставочный бизнес также
занимает немалое место в деятельности Нижегородской ярмарки. Сегодня
выставочный комплекс ВАО крупное подразделение дирекции, сфера еятельности
которого - организация и проведение выставок. В структуру комплекса входит ряд
отделов: выставочная дирекция , отдел маркетинга, отдел регистрации и недавно
созданный отдел зарубежных выставок. Он также представляет собой структуру,
приносящую реальную прибыль ВАО и работающую на создание международного
авторитета компании. В прошлом году деятельность
выставочного комплекса велась по таким направлениям:
- совершенствование
фирменных выставок;
- освоение новой
тематики;
- расширение
коммерческого направления (сезонные выставки-ярмарки);
- развитие национальных
выставок;
- создание выездных
экспозиций.
Выставочный год был начат
очень удачно: международная выставка "Медицина", одна из фирменных,
своим успехом задала тон всей деятельности прошедшего года. На
"Медицине" экспонировались компании, имеющие
заслуженный международный авторитет: "Leika", "Carl Zeiss", "Glaxo", "Eli Lilly" и т. д.
Город и область сегодня, по прошествии года, ежедневно пользуются результатами
работы, проведенной на выставке: для поликлиник и стационаров было закуплено
оборудование, организованы поставки лекарственных препаратов, созданы новые
предприятия, открыты представительства. Высок был и научный уровень выставки:
прошли симпозиумы и семинары, соорганизатором которых явился Нижегородский
медицинский институт. На "Медицине" впервые остро встала проблема
недостатка выставочных площадей: около половины заявок на участие не могли быть
удовлетворены. В течение всего года на фирменных выставках эта ситуация
сохранялась, и дирекция была вынуждена проводить жесткий отбор среди желающих
экспонироваться, а на коммерческих выставках-ярмарках вводить дополнительные
условия участия (например, продавать стенды не более 20 кв. м.) и повышать
цену.
Среди фирменных выставок
года, создающих "лицо ярмарки", выделяется "Река": над
созданием экспозиции, которая прошла и в .нынешнем году, вместе с дирекцией
работали Департамент речного транспорта РФ (который провел и свой семинар с
участием министра г-на Багрова) и Волжская судоходная компания. Впервые
выставка "Река" обрела статус центральной выставки России по данной
тематике. Иностранный блок представлял большое число фирм - мировых лидеров
отрасли (в основном, это были компании из Германии и Финляндии). Ряд зарубежных
заказчиков заключили производственные контракты с предприятиями региона.
Отдельным блоком выставились шесть российских пароходств со своим специфическим
товаром грузовыми и пассажирскими перевозками. Успех выставки "Река"
1995-го года очевиден и внушает уверенность в перспективах развития этой темы.
Российская выставка
''Книжный салон", которая, как показал и нынешний год, стала традиционной,
имеет статус центральной уже не первый год и привлекает огромное количество
участников.
Наконец, выставка
"Вооружение. Военная техника. Конверсия", подготовленная совместно с Госкомоборонпромом
и компанией "Росвооружение", представила немало видов вооружения,
никогда прежде не экспонировавшихся. Выставка вызвала огромный интерес1,
'имела шумный резонанс в российской и западной прессе и была вполне достойна
этого, т. к. и военный, и конверсионный блоки показали воистину продукцию
высоких технологий, конкурентоспособную на мировом рынке.
Есть в годовом плане
выставок тематические экспозиции, не столь масштабные, как уже упомянутые выше,
но всегда хорошо сформированные и стабильно успешные. Причина - точное
ориентирование на потребности" региона. Имеются в виду такие экспозиции,
как "Автотехсервис", "Архитектура и строительство",
"Радио. Телевидение.Связь", - эти выставки с полным правом также
можно считать престижными.
Однако дирекция выставок
понимает, что необходимо проводить и более сложные по комплектованию
специализированные выставки, цель которых - не рентабельность, а
поддержка целого ряда нижегородских предприятий. В истекшем году такими
выставками явились "Очистка и ремонт", "Экология.
Ресурсосбережение. Метрология". Бесспорной удачей года следует считать
освоение новой для ВАО выставочной тематики: выставки "Банк",
"Ваша безопасность" и особенно "Тара. Упаковка. Склад",
проведенные впервые, показали свою перспективность и закономерно вошли в планы
1995-1996г.г. Коммерческие выставки-ярмарки ("Рождественский базар",
"Товары для всех", "Дом. Лето. Отдых", "Нижегородская
осень", "Новогодний подарок'') развивались как особое, необходимое и
перспективное направление, равно привлекательное как для экспонентов, так и для
массового посетителя: наплыв на эти выставки был очень велик.
В апреле 1994г.
Исполнительная дирекция ВАО весьма расширила рамки своей деятельности и
совместно с администрацией области организовала и провела участие региона в
Международной выставке технологий и инвестиций "СЕЕТЕХ-94" в Лондоне.
Этот опыт, а также работа по формированию национальных экспозиций теперь уже
привела к необходимости создать в выставочном комплексе отдел зарубежных
выставок,. В настоящий момент ясно, что поле деятельности этого отдела будет
расширяться: есть реальные планы по формированию выездных экспозиций за рубежом
и национальных выставок на ярмарке. Одним из примечательных моментов прошедшего
выставочного года явилась также выставка "Экспортоориентированный и
импортозамещающий потенциал Нижегородского региона", развернутая в августе
прошлого года к визиту на ярмарку Президента РФ Б.Н. Ельцина, а затем, в
сентябре, перенесенная в здание Правительства России в Москве. По результатам
только этой экспозиции подписано контрактов на поставку продукции нижегородских
предприятий на сумму 6 млрд. рублей.
Основная работа отдела
маркетинга выставочного комплекса в минувшем году велась в двух направлениях:
выставочный маркетинг и информационно-коммерческая деятельность. В плане
выставочного маркетинга шла работа с экспонентами, создавалась база данных и по
участникам выставок, и . по фирмам и предприятиям региона и России с, целью рассылки информационных
и иных писем.
Информационно-коммерческая деятельность отдела маркетинга была
направлена на поиск партнеров, покупателей и продавцов, на поиск необходимой
информации с целью повышения эффективности участия в выставках общества. Одна
из задач этого направления - оказание платных информационных услуг клиентам.
Уполномоченное
представлять интересы "Нижегородской ярмарки" наше Московское
представительство в минувшем году привлекало к выставочным мероприятиям немало
российских и зарубежных экспонентов. Представительством была проведена широкая
рекламная компания, маркетинговые исследования рынка. Об эффективности этой
работы можно судить по тому, что Представительством было оформлено для участия
в выставках 290 организаций и фирм, в том числе 38 зарубежных; 79 коммерческих
структур оплатили свое участие с повышающим коэффициентом. В целом Представительством
было укомплектовано 3783 кв. метра выставочной площади и привлечено 452647927
рублей и 132822 доллара США. Наибольшее количество экспонентов
Представительством было привлечено на выставку "Медицина" (37 фирм) и
"Книжный салон" (97 фирм). Представительством привлекались фирмы для
участия в семинарах, на презентации, оказывались сервисные услуги. С 1994 года
директор Московского представительства является и заместителем генерального
директора.
Сегодня "Нижегородская
ярмарка" известна как одна из ведущих компаний России в сфере
выставочного бизнеса. Это - достижение, влекущее за собой определенные
обязательства по оказанию широкого комплекса услуг участникам и гостям ярмарки.
Поэтому развитие инфраструктуры сервиса - одна из сложных и важных задач Нижегородской
ярмарки. Ближайшая цель в этом плане - строительство бизнес-центра и
пятизвездочного отеля на 180-200 мест.
Кроме традиционных услуг,
сопутствующих выставочному бизнесу, ВАО "Нижегородская ярмарка"
сформировало собственную группу по организации и проведению культмассовых
мероприятий. В 1994 году исполнительной дирекцией приобретена профессиональная
музыкальная система. Это позволило расширить услуги при проведении семинаров,
различных совещаний и презентаций, а также концертных программ.
Ярмарка для нижегородцев
давно и прочно стала одним из центров культуры. В Главном ярмарочном доме
проводились концертные программы ведущих хоровых коллективов города, состоялись
концертные выступления в рамках Дней православной культуры в Нижнем Новгороде.
Большая часть мероприятий
Всероссийского кулинарного фестиваля проходила также в Главном ярмарочном доме
и его Гербовом зале. Но особенно интенсивно Гербовый зал использовался для
проведения выставок художественных произведений. Наибольший интерес нижегородцев
и гостей ярмарки вызвали экспозиции Центра современного искусства им. О.Г.
Бордея, а также выставки художников-нижегородцев Г.Надеждина, В.Крылатова,
В.Артамонова, В.Мистика, М.Раздумина. Впервые в городе состоялась выставка
"Дзержинск творческий", где было представлено более 130 работ
авторов-дзержинцев.
Как и ранее,
"Нижегородская ярмарка" была одним из организаторов других культурных
акций, спортивных мероприятий, в частности, чемпионата России по тхэквондо,
марафонских соревнований. Совместно с городской администрацией, общественными
организациями города и Канавинского района дирекция ярмарки провела несколько
благотворительных акций в поддержку ветеранов войны и труда,
"чернобыльцев", детей-сирот и т. д. Наше Общество оказало поддержку
Макарьевскому монастырю, детскому православному центру при Староярмарочном
соборе, школе искусств и ремесел "Изограф" и другим. Всего же на
благотворительные цели только за один год дирекция израсходовала 27 млн.
рублей.
И буквально несколько
слов о рекламно-издательской деятельности ярмарки. В начале 1994 года в
исполнительной дирекции ВАО было создано рекламно-издательское агентство. В
плане рекламной поддержки выставочных мероприятий основной задачей РИА
определено информирование потенциальных участников выставки и населения о
ярмарках и планах ВАО. В агентстве отработана определенная технология, в основе
которой -использование специализированных носителей рекламы (общероссийских и
региональных специализированных изданий), подключение всех возможных средств
рекламы: от ТВ до персональных приглашений и расклейки афиш. Рекламные кампании
конкретных выставок проводятся в рамках определенного рекламного бюджета.
Особенности рекламной
деятельности минувшего года в том, что ВАО "Нижегородская ярмарка"
приобрело имидж солидной, динамично развивающейся компании с устойчивым
финансовым положением. Это действительно завоевание. Но оно потребовало
пересмотра отношений с прессой, радио и телевизионными компаниями. Возможность
работать на выставках ярмарки для средств массовой информации оценивается
сегодня Дирекцией достаточно высоко. Мы отбираем партнеров по рекламной
деятельности и предоставляем им возможность работать на выставках.
Существо перестройки отношений в том, чтобы перейти на договорные,
взаимовыгодные отношения, определить в России приоритетные рекламные агентства
и работать с ними, а также расширить сеть собственных изданий, увеличить
"ярмарочное" время в региональном ТВ и радиоэфире. И хотя в 1994 году
"Нижегородская ярмарка" получила международный приз за "высокий
корпоративный имидж и качество", в чем есть весомая заслуга рекламы,
все-таки надо признать, что до сих пор рекламно-издательское агентство не
выработало достаточно стройной системы рекламной работы, не определена
стратегии развития рекламной деятельности.
Та же самая причина, а
именно имидж Нижегородской ярмарки как солидной компании, потребовала
переоценки и обновления работы по продвижению ярмарочной информации. Возникла
необходимость в создании собственной пресс-группы. В рамках
рекламно-издательского агентства была введена должность пресс-секретаря
генерального директора с перспективой формирования небольшой, профессионально работающей
пресс-службы. Следствием этого стало более настое, появление в региональных
средствах массовой информации материалов о Нижегородской ярмарке, выступлений
генерального директора, его заместителей, рассказывающих о жизнедеятельности
нашего акционерного общества. Одним из показателей удачной работы пресс-группы
можно считать проведение выборной кампании генерального директора, выступавшего
кандидатом Нижегородской ярмарки.
С созданием должности
пресс-секретаря более четкой и организованной стала работа прессы на ярмарке.
Ежемесячно на страницах популярной городской газеты "Город и
горожане" выходил газетный разворот ярмарочной хроники, подготовленный
пресс-секретарем В АО. Здесь - ответы на. вопросы читателей и зарисовки о
людях, работающих в исполнительной дирекции, о ходе строительства нового
корпуса, о, партнерах ярмарки, периодические выступления мэра Нижнего Новгорода
председателя совета акционеров ВАО.
Среди изданий,
представляющих Нижегородскую ярмарку на российском уровне, можно отметить
газеты: "Экономика и жизнь", "КоммерсантЪ Daily",
"Известия", "Комсомольская правда". Самую широкую
российскую и международную прессу имела в минувшем году выставка
"Вооружение. Военная техника. Конверсия", на которой впервые была
введена аккредитация журналистов и работал пресс-центр.
В целом только за год в
прессе Нижегородского региона было опубликовано более 300 журналистских
материалов, рассказывающих о деятельности Нижегородской ярмарки.
Таков взгляд на
деятельность нашей ярмарки за один под. Нынешний еще больше развил деятельность
ВАО. И искренне хочется надеяться, что теперь уже 1996 год станет истинным
годом самых великолепных достижений, ибо этот год - год 100-летия знаменитой
на весь мир Всероссийской художествеино-промышленной выставки, состоявшейся в
Нижнем Новгороде и названной современниками "Великой Всероссийской".