ИЗ ПЕРВЫХ
РУК
НЕ НАДО ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД
А.А. КОЗЕР АДСКИЙ,
председатель
Законодательного Собрания
Нижегородской области
В конце октября в Самаре
проходил российско-канадский семинар "Законодательное обеспечение развития
экономики регионов". Делегацию Нижегородской области возглавлял
председатель Законодательного Собрания Анатолий Александрович Козерадский. О
работе этого семинара сегодня он рассказывает читателям журнала.
Законодательное обеспечение
развития экономики регионов - очень актуальная проблема, потому что какого-то
конкретного плана действий по выводу экономики из кризиса, в который мы попали,
ни на уровне центра, ни на уровне регионов в настоящее время, к сожалению, нет.
И в нашей области, и в других регионах делаются попытки создать необходимую
законодательную базу для этого. Чтобы объединить усилия в решении этой
проблемы, и собрались в Самаре участники семинара из десяти областей и
республик, входящих в ассоциацию "Большая Волга". Кроме того, на
семинаре были представители президентских структур, Государственной Думы и
Совета Федерации, Европейского Банка реконструкции и развития, а также
двенадцать канадских специалистов в области экономики.
Помимо пленарного заседания,
работа шла в трех секциях: "Условия, способствующие экономическому
развитию регионов", "Межрегиональное сотрудничество в
совершенствовании рыночных
отношений", "Законодательное обеспечение привлечения и использования
инвестиций". Я работал в третьей секции. В своем выступлении рассказал о
законе "О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области",
принятом Законодательным Собранием в первом чтении, о тех займах, которые
прочно вошли в практику нашей области (это, прежде всего, телефонный заем,
жилищный, а также ценные бумаги, известные у нас под названием
"немцовки"). Без всякого сомнения, это как раз и есть привлечение
инвестиций, причем инвестиций внутренних.
На семинаре еще раз было
подчеркнуто, что только регионы, которые интересны для инвесторов, могут рассчитывать
на какие-то вливания извне. А так как Россия сегодня представляет из себя очень
нестабильный регион, то иностранные инвесторы, как нам кажется, пока не будут
вкладывать больших средств в развитие российской экономики. А если и будут, то
только в случае обеспечения очень большой прибыли с инвестиций. Так, американцы
считают, что в Россию можно вкладывать деньги с нормой прибыли не менее 25
процентов. Но такие инвестиции и для нас не особенно выгодны.
Обменявшись мнениями, мы пришли
к выводу, что в первую очередь следует ориентироваться на внутренние российские
инвестиции. Мы знаем, что огромное количество денег-, наверное, сотни миллионов
долларов, уходят из России за границу. И только из-за того, что в большинстве
регионов сложилась неблагоприятная обстановка для инвестиций. И конечно, вопрос
о том, как сделать наши регионы более привлекательными для инвесторов, был
самым важным из тех, которые мы рассматривали. Кстати, больше инвестиций идет
все же в те регионы, где рыночные механизмы в большей степени освоены.
- Какие практические
предложения рассматривались?
- Признано целесообразным более
детально проработать нижегородский проект закона о гарантиях частных
инвестиций. Решено создать группу, которая могла бы подработать этот документ и
для других регионов, входящих в ассоциацию "Большая Волга", и, может
быть, предложить его в качестве общероссийского законопроекта для рассмотрения
в Государственной Думе.
-Дебатировался ли на этом
семинаре вопрос о защите инвестиций от политических рисков?
- Да. И даже был предложен один
из возможных вариантов: иметь зарубежный страховой банк, может быть, даже на
уровне Европейского Банка реконструкции и развития или его структур, который
мог бы страховать инвестора от политического риска.
На мой взгляд, семинар прошел
очень интересно. Надо отдать должное хозяевам - самарцам - за его хорошую
организацию.
Но напрашивается вопрос: почему
нам самим, без "подсказки" канадцев, не приходила в голову мысль о
необходимости проведения подобных семинаров, чтобы в каждой отдельной области
или республике не изобретать заново велосипед, а взять все то лучшее, что уже
наработано в других субъектах Российской Федерации?
- Анатолий Александрович,
что вы отметили бы из опыта других регионов?
- Очень интересен опыт
волгоградцев, которые вместе с канадцами работают над проектом создания
"кредитного союза". Такие союзы успешно действуют во многих странах
мира, в том числе и в Канаде. Издаются ценные бумага под гарантию
непосредственно государства, и люди вносят деньги в такие союзы, накапливающие
средства, которые потом в качестве инвестиций вкладываются в самые интересные,
перспективные проекты для того, чтобы в результате их реализации получить
прибыль. И человек либо юридическое лицо, вложившие в такие союзы свои деньги,
остаются в выигрыше.
Волгоградцы с помощью канадских
специалистов сумели создать свою модель, которая, думаю, заинтересует и другие
области, в том числе и нашу.
- А если надежды на прибыль
не оправдаются?
- Возврат людям вложенных
средств гарантируется государством. Волгоградцы решили, что если администрация
области и руководство "кредитного
союза" не сумеют правильно распорядиться этими
средствами, то деньги будут возвращены людям из бюджета. Если проект будет
реализовываться усилиями нескольких регионов, то и ответственность можно
разделить. В принципе может рассматриваться вопрос и о гарантиях федерального
правительства, все зависит от географии "кредитного союза" и
значимости проекта, куда он намерен вложить деньги.
Замечу, что подобные союзы были
до 1917 года и у нас в России. Думаю, что это порядком забытое предприятие
вернется к нам в новом обличье.
- У читателей может
возникнуть вопрос: а какой интерес имеют канадцы, инициировавшие проведение
этих семинаров?
- Я думаю, что канадцы видят
великого потенциального партнера в лице России. Для того, чтобы этот партнер
стал действительно очень выгодным (а со временем, я убежден, так и будет),
надо, чтобы он встал на ноги и чтобы процессы вхождения в цивилизованный рынок
в России были как-то ускорены.
Второй аспект, на мой взгляд,
политический. Если раньше были две сверхдержавы - Советский Союз и США, то в
настоящее время есть только одна сверхдержава - сосед Канады. В этой резко
изменившейся политической ситуации канадцы не хотят быть
"проглоченными" могущественным соседом, который все более проникает в
экономику Канады. И поэтому они ищут новых партнеров, в первую очередь в
России. И вкладывают в это деньги, чтобы наладить экономические и политические
связи. Я думаю, что это сотрудничество будет взаимовыгодным для обеих стран.
Интервью
взял Николай РЯЗАНОВ.