АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

 

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ: ПОРЯДОК ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ

В.М. МАРМЫШЕВА,

консультант комитета по вопросам

местного самоуправления и связям с общественностью

Законодательного Собрания области

 

28 августа 1995 года был принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что послужило основой для создания нормативной правовой базы местного самоуправления у нас в Нижегородской области. 8 апреля 1996 года Законодательным Собранием области был принят разработанный нашим комитетом закон "Об организации местного самоуправления в Нижегородской области". Но чтобы этот Закон заработал в полную меру, необходимо было принять еще ряд законов по вопросам местного самоуправления. И вот только за 1996 год комитетом по вопросам местного самоуправления и связям с общественностью были разработаны и затем приняты Законодательным Собранием следующие законы: "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Нижегородской области", "О порядке назначения на должности и освобождения от должностей глав местных администраций Нижегородской области", "О государственной регистрации Уставов муниципальных образований в Нижегородской области", "Об административно- территориальном устройстве

Нижегородской области" и, наконец, 2 сентября был принят закон "О местном референдуме в Нижегородской области".

Закон "О местном референдуме в Нижегородской области" подготовлен в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.22) и областным законом "Об организации' местного самоуправления в Нижегородской области" (ст. 21). Данный Закон определяет порядок назначения и проведения местного референдума, его полномочия. При его составлении учитывались федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "О референдуме Российской Федерации", чтобы в области сохранить единый подход к формированию комиссии по проведению местного референдума, сбору подписей граждан, к созданию участков, досрочному голосованию и подведению итогов и т. д. Учитывались и принятые ранее Законодательным Собранием законы: "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Нижегородской области" и "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области".

В процессе работы над данным Законом учитывались также предложения и замечания депутатов Законодательного Собрания, органов местного самоуправления, правовых структур области.

Хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые моменты этого Закона.

Местный референдум в Нижегородской области - это голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения, которые отнесены Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законодательством Нижегородской области к ведению соответствующего муниципального образования, а значит, на территории района - это районный референдум, на территории поселка -поселковый, сельсовета - сельский и на территории города, являющегося муниципальным образованием - городской референдум.

В Законе перечислены вопросы, которые могут быть вынесены на местный референдум (ст.5), однако перечень их не исчерпывающий. Не могут выноситься на местный референдум вопросы, касающиеся принятия планов и программ развития муниципального образования, принятия и изменения бюджета и отчета об его исполнении, установления местных налогов, сборов и льгот по ним, принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, а также вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами Нижегородской области к компетенции органов государственной власти, в том числе к государственным полномочиям, которыми наделены органы местного самоуправления.

Если Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывает на то, что решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения, наш Закон предоставляет право требовать проведения местного референдума и главе местного самоуправления (главе администрации).

Закон предоставляет право органам местного самоуправления определить и закрепить в уставе муниципального образования число подписей граждан, необходимых для назначения местного референдума по требованию граждан, в рамках данного Закона, т. е. не менее 2 и не более 10 процентов, если иное не будет предусмотрено уставом. Для сбора подписей граждан создается инициативная группа численностью не менее 5 человек. Регистрация инициативной группы производится представительным органом местного самоуправления, хотя первоначально предполагалось ее регистрацию производить главой местной администрации. Таким образом исключается возможность в отказе назначения местного референдума после сбора соответствующего числа подписей по причине несоответствия вопроса требованиям статьи 5 настоящего Закона.

Инициатива проведения местного референдума может исходить от общественных объединений, трудовых коллективов предприятий, организаций, учреждений независимо от их организационно-правовых форм, а также от отдельных граждан, органов местного самоуправления, действующих на соответствующей территории. В этом случае она может быть реализована через представительный орган местного самоуправления, главу местной администрации (главу местного самоуправления) и через сбор подписей граждан.

Мы привыкли к тому, что выборы депутатов, российский референдум проводятся в воскресный день. Наш Закон предусматривает, что при принятии решения о проведении местного референдума голосование может быть назначено на любой день, даже рабочий. Предполагается, что это не должно помешать гражданам проявить свою активность, так как они идут голосовать не за будущего депутата, его программу, а за конкретный вопрос, в котором все они заинтересованы.

Если Федеральный закон "О референдуме Российской Федерации" не допускает проведения выборов Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением российского референдума и запрещает федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы, то областной Закон предусматривает возможность проведения местного референдума одновременно с выборами органов государственной власти области, органов местного самоуправления и их должностных лиц. В этом случае по решению представительного органа местного самоуправления функции территориальной и участковых комиссий по проведению местного референдума могут быть возложены на соответствующие избирательные комиссии. Не запрещает наш Закон органам местного самоуправления и их должностным лицам участвовать в агитационной работе и даже обязывает их давать соответствующие разъяснения по существу вопроса, проекта решения, выносимого на местный референдум.

Закон предусматривает возможность вынесения на местный референдум нескольких вопросов или альтернативных проектов решений.

Для подготовки и проведения местного референдума образуются следующие комиссии: территориальные (районные, городские, поселковые, сельские) и участковые. Их формирование осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений общественных объединении, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту их работы, службы и жительства.

Так же, как и во время проведения выборов, в работе комиссии по проведению местного референдума могут принимать участие представители инициативных групп и общественных объединений, а непосредственно в день голосования - наблюдатели.

В случае, когда гражданин считает, что при заполнении бюллетеня для голосования он совершил ошибку, Закон предоставляет ему право обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему ему бюллетень, с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного. В этом случае испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

Местный референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу подписей граждан в списках при получении бюллетеней, в то время как Федеральный закон "О референдуме Российской Федерации" определяет число граждан, принявших участие в голосовании, по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.

Несостоявшимся местный референдум признается и в случаях, если решение не принято, а также если на местный референдум выносились альтернативные варианты вопросов, и все они были отклонены.

Если местный референдум признан несостоявшимся, то по тому же вопросу он может быть проведен не реже, чем через год.

Результаты местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе местного референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования. В этом случае территориальная комиссия по проведению местного референдума вправе поручить соответствующим участковым комиссиям провести повторное голосование не позднее 30 дней со дня опубликования решения территориальной комиссии.

Принятое на местном референдуме решение вступает в силу со дня его опубликования, если иное не предусматривается в формулировке вопроса, принятого на местном референдуме, оно не нуждается в утверждении какими-либо органами, должностными лицами государственной власти или местного самоуправления и обязательно для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено только путем принятия решения на новом местном референдуме, а также может быть обжаловано в судебном порядке в случае его противоречия настоящему Закону, законодательству Российской Федерации или Нижегородской области, а также уставу муниципального образования.

Законом предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме.

Вступает в силу закон "О местном референдуме в Нижегородской области" со дня его официального опубликования.

Интересно посмотреть: учебные классы
Hosted by uCoz