ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

ВРЕМЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГИ

И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.А.КОЗЕРАДСКИЙ,

председатель Законодательного Собрания Нижегородской области

На одном из последних заседаний Законодательного Собрания области, состоявшемся в середине декабря про­шлого года, депутаты приняли решение о назначении срока очередных выборов в Законодательное Собрание на воскре­сенье, 29 марта 1998 года. Таким образом, официально дан старт новой избирательной кампании, исход которой будет иметь важнейшее значение для жизни нашей области в предстоящем четырехлетии.

Депутатам, которые будут избраны в марте нынеш­него года, предстоит формировать законодательную базу развития нашего региона вплоть до 2001 года - начала сле­дующего тысячелетия. Разумеется, им не придется начинать эту ответственную работу с чистого листа, поскольку их предшественники - депутаты нынешнего состава Законода­тельного Собрания - все четыре года своего депутатства вели активную законотворческую деятельность и, можно теперь с уверенностью сказать, вполне успешно справились со своей основной функцией. За истекший период принято более ста областных законов и свыше тысячи постановле­ний, в числе которых и наша "областная конституция" -Устав Нижегородской области. Тем самым создана доброт­ная правовая основа для дальнейшего развития демократи­ческих преобразований в области.

Но с чего все начиналось? Как известно, деятель­ность новых органов представительной власти субъектов Федерации развертывалась в сложной обстановке, когда в некоторых регионах страны даже возник непродолжитель­ный, но очень опасный период безвластия, вызванный кри­зисом советской государственной системы. Гораздо меньше проблем было в тех регионах, где областные Советы народ­ных депутатов продолжали функционировать вплоть до избрания нового законодательного органа власти.

В Нижегородской области дело обстояло именно так: законодательная власть от областного Совета народных депутатов перешла к Законодательному Собранию плавно, без каких-либо пауз и конфликтов. Новый представитель­ный орган власти получил "по наследству" от Совета не только разработанное своими предшественниками Положе­ние о Законодательном Собрании, но и целый пакет заслу­живающих внимания наработок по некоторым актуальным законопроектам. Таким образом, была соблюдена преемст­венность власти, что и позволило депутатам избранного в марте 1994 года Собрания без заминки приступить к зако­нотворческой деятельности.

Хочу подчеркнуть, что, в отличие от областного Со­вета, Законодательное Собрание области как коллективный представительный орган власти субъекта Федерации полу­чило по новой Конституции РФ право создавать свою зако­нодательную базу, которая, оставаясь в едином правовом поле Федерации, более полно учитывает специфику жиз­ненного уклада нашего региона. Как раз в плане создания именно такой необходимой правовой базы и была проведена большая кропотливая работа за время работы Законодатель­ного Собрания первого созыва.

Главная задача моя как председателя Собрания и всего депутатского корпуса состояла в том, чтобы выработать и принять первоочередные необходимые документы, законы по основным направлениям жизнедеятельности на­шего региона, регулирующие отношения между ветвями законодательной и исполнительной власти, органами мест­ного самоуправления, предприятиями и организациями, юридическими и физическими лицами.

Диапазон принятых законов и постановлений очень широк На мой взгляд, их можно распределить по следую­щим основным направлениям:

по бюджету, налогам и предоставлению льгот по ним принято 250 нормативных правовых актов;

по экономической реформе в промышленности, транспорте, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, дорожном строительстве - 106;

по социальной сфере, поддержке малоимущих граж­дан и занятости населения - 136;

по стабилизации обстановки в агропромышленном комплексе - 45;

по вопросам государственного строительства и ме­стного самоуправления - 164;

по укреплению законности, поддержке правоохрани­тельных органов, судов, военных организаций и военнослу­жащих - 200;

по экологическим проблемам -41;

по информационной политике и средствам массовой информации - 10 правовых актов.

Особо хотел бы отметить, что впервые в истории нашей области коллективным разумом депутатов, общест­венности, населения разработан, широко обсужден и принят Устав Нижегородской области. Этим основополагающим документом подтверждено вступление области в конститу­ционные права субъекта Российской Федерации, определен порядок образования принципиально новых органов государственной власти и местного самоуправления области, установлены принципы их деятельности по обеспечению нормальной жизни, защите прав и свобод граждан, установ­лен механизм разрешения других проблем общественно-политического и социально-экономического развития Ниже­городского края

В соответствии с Уставом депутатами приняты и вступили в действие нормативно-правовые акты, регули­рующие вопросы совершенствования и организации дея­тельности органов государственной власти. Среди них зако­ны. "Об основных принципах организации Законодательно­го Собрания", "О контрольно-счетной палате Законодатель­ного Собрания", "О государственной службе" и "О государ­ственных должностях Нижегородской области", "Об атте­стации государственных служащих" и другие акты.

В стадии разработки находится законопроект "О гу­бернаторе области"

Надо отметить, что все депутаты работали в комите­тах творчески, с большой самоотдачей, в нормальном пра­вовом русле и сделали все от них зависящее, чтобы будущий состав депутатов уже мог вплотную заниматься своим непо­средственным и самым главным делом - законодательной деятельностью.

Наиболее напряженно и эффективно с точки зрения разработки и продвижения нормативно-правовых актов работали комитеты по бюджетной и финансовой политике; по правовой политике и работе с военнослужащими; по вопросам местного самоуправления и связям с обществен­ностью; по социальной политике; по экономической и нало­говой политике.

Вся наша нормотворческая работа, если говорить в целом, вызывает удовлетворение. Мы не запаздывали с принятием необходимых для жизнедеятельности области законов и постановлений, а иногда даже работали с опере­жением, но не потому, что наши депутаты хотели быть "впереди планеты всей", а потому, что так заставляла жизнь.

Следует особо подчеркнуть, что все эти годы мы ак­тивно участвовали в законотворческом процессе и на феде­ральном уровне, постоянно выступая с законодательными предложениями.

Для упорядочения всей этой работы Законодатель­ное Собрание области приняло постановление "О порядке рассмотрения поступающих в Законодательное Собрание области проектов законов Российской Федерации", которым утвердило соответствующее Положение о порядке рассмот­рения таких законопроектов.

Положением предусмотрено, что проекты законов с резолюцией председателя (заместителя председателя) Соб­рания направляются для рассмотрения и предложений в соответствующие комитеты, в правовое управление, в дру­гие управления и отделы аппарата Собрания и в областную администрацию. С учетом отраслевого характера проекты законов направляются также в областное управление юсти­ции, в прокуратуру области, в областной суд и арбитраж­ный суд области, в УВД, государственный университет (юридический факультет), Нижегородскую высшую школу (юридический институт) МВД России и Волго-Вятскую академию государственной службы, а также в другие компе­тентные в данных вопросах организации.

За текущий созыв Собранием в порядке законода­тельной инициативы в Государственную Думу было внесено 20 законопроектов по самым актуальным вопросам: об обо­роне, об оружии, о бюджете государственного фонда заня­тости населения, о ветеранах, о государственной пошлине и другие.

В целях улучшения взаимодействия депутатов Зако­нодательного Собрания области и депутатов Государствен­ной Думы было принято постановление Законодательного Собрания области "Об укреплении взаимодействия депута­тов Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации и Законодательного Собрания области".

Если говорить лично о себе, то нормотворческими вопросами я постоянно занимаюсь в Совете Федерации, особенно по вопросам отношений собственности. Наши депутаты активно сотрудничали с Федеральным Собранием, вносили и защищали свои предложения. Многие наши ини­циативы были приняты или учтены. О многих есть даже благодарственные отзывы.

Специалисты соответствующих комитетов или отде­лов Законодательного Собрания, которым эта работа пору­чена, обеспечивают наблюдение за выполнением указанных в резолюции сроков рассмотрения проектов законов и пред­ставления предложений по ним, сбор и обобщение этих предложений.

Конечно, мы прекрасно понимаем, что нормотворческая работа в отрыве от практики мертва. Нашим избирате­лям, в общем-то, безразлично, какая мы власть - законода­тельная или исполнительная. Если вы власть, то извольте, решайте проблемы и делайте жизнь лучше.

Здесь, по большому счету, я бы отметил, что Ниже­городская область сохраняет свой политико-экономический статус крупнейшего центра Российской Федерации. Наша область сегодня - мощный промышленный регион, произво­дящий 3 процента внутреннего валового продукта России Мы сохранили свои позиции, а по отдельным направлениям продвинулись вперед. Жизненный уровень большинства нижегородцев остается стабильным.

Однако эта констатация никогда не была основани­ем для депутатов "почивать на лаврах". Законодательное Собрание и администрация области систематически рабо­тают над созданием правовых, организационных и финан­совых предпосылок для преодоления кризисных явлений, улучшения жизни населения области.

Благодаря совместным усилиям депутатского корпу­са и администрации в последние два года удалось прини­мать Закон о бюджете области накануне предстоящего года. Это позволяло без проволочек и более уверенно войти в новый бюджетный гЬд и обеспечить необходимое финанси­рование различных сфер и отраслей с первых дней, норма­лизовать положение с выплатой зарплаты и пенсий.

Заслуживают внимания с точки зрения проведения социально-экономических преобразований в области приня­тые и функционирующие законы "О повышении эффектив­ности использования бюджетных средств и развитии конку­ренции", "О международных и межрегиональных соглаше­ниях", "О введении на территории области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъек­тов малого предпринимательства", "О гарантиях частных инвестиций", "Об энергосбережении", "О промышленной политике", "О государственной поддержке малого предпри­нимательства" и другие. В этой связи нами были также приняты постановления по стабилизации социально-экономического положения ряда предприятий области.

В настоящее время в области проводится большая работа по восстановлению и расширению экономических и культурных связей с регионами и республиками России. Для развития этих отношений Собранием подготовлена солидная правовая база. Эта работа уже принесла для об­ласти весьма существенные результаты. Так, с начала 1997 года подготовлено и подписано более 70 соглашений с регионами Российской Федерации, Украиной, Беларусью, Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном. Готовится к подписанию ряд соглашений с Алтайским краем, Новгород­ской областью, республиками Тувой и Северной Осетией

Интересные перспективы для сотрудничества откры­ли Дни экономики Нижегородской области, проведенные в Мордовии, Чувашии и Татарстане. В ближайшее время планируется проведение Дней экономики в Республике Ма­рий Эл и Кировской области.

Мы прекрасно понимаем, что никто за нас не будет искать рынки сбыта наших товаров. Надо это делать самим, естественно, что при этом мы учитываем и интересы наших партнеров.

В последние годы в области очень многое делается для создания благоприятных условий для инвестиций, в том числе и иностранных.

Но основная ставка, конечно, должна быть на отече­ственного инвестора. Все знаем, что очень много денег осе­ло в банках. Мы практически кормим банки, вся промыш­ленность, все россияне! Надо было создавать такие условия, чтобы банки вкладывали свои деньги в производство. Сего­дня определенные механизмы для этого найдены, банкиры ищут экономические ниши, чтобы вложить деньги. То есть положение уже меняется в лучшую сторону, но нужно вре­мя.

Сегодня наша "головная боль" - это многочисленные предприятия военно-промышленного комплекса. Положение здесь пока архисложное Государство, к сожалению, прак­тически отказалось от заказов на военную технику. Поэтому такие предприятия оказались без работы.

Реструктуризация - дело очень серьезное и длитель­ное. Чтобы перейти от выпуска высочайшего уровня под­водных судов с титановыми корпусами к выпуску гражданской продукции, нужно затратить массу времени и энергии. И эти предприятия сейчас работают примерно на четверть своих мощностей. И, соответственно, не дают в областной бюджет того, что должны.

Конечно, мы прилагаем все силы, чтобы изменить ситуацию Сейчас в "Росвооружение" пришли другие люди, появились законы, позволяющие предприятиям ВПК по­ставлять за рубеж комплектующие и запчасти для уже про­данной техники. Маленькая, но отдушина. И реструктури­зация все-таки продвигается.

Сегодня "Красное Сормово", например, получило заказ на сухогрузы, небольшие баржи. Конечно, для такого завода после подводных лодок - это "сковородки". Многие другие заводы тоже получают какие-то заказы: так, авиаза­вод "Сокол" будет модернизировать целый ряд самолетов для Индии (проект "Копье"); также прорабатывается строи­тельство партии новых учебных самолетов, которые в пер­спективе могут быть доведены до легких бомбардировщи­ков. Это хороший проект, который мы сейчас "пробиваем". Во время приезда Б.Н.Ельцина на ярмарку эти вопросы уда­лось решить, и сейчас контролируется их выполнение

Что касается иностранных инвестиций, то здесь мы имеем солидный положительный опыт. Приятно отметить, что в рейтинге российских регионов по инвестиционной привлекательности наша область находится в числе безус­ловных лидеров. Не располагая собственной сырьевой ба­зой, она вышла вперед благодаря преимуществу в других сферах. В частности, высоко оценивается наша инноваци­онная деятельность, состояние производственной базы и развитие потребительского сектора, деятельность различных институтов - от органов власти до экономических и органи­зационных структур.

К нам постоянно приезжают иностранные предста­вители, с ними ведутся переговоры и подписываются кон­кретные документы. Наиболее крупные проекты подписаны ОАО ГАЗ с итальянской фирмой "Фиат" по производству легковых автомобилей, АО "Дробмаш" с германскими фир­мами, Борским стекольным заводом с международной фи­нансовой корпорацией и ряд других.

В связи с этими важными для области инвестицион­ными проектами Законодательное Собрание стремится соз­дать благоприятные правовые условия. В конце прошлого года, например, был принят Закон "О государственной под­держке на территории Нижегородской области промышлен­ных предприятий по производству автомобилей и комплек­тующих к ним". На наш взгляд, такой подход дает хороший импульс нашим предприятиям и решает вопросы занятости населения.

Если говорить в целом об экономических тенденци­ях нашей области, то период рыночного романтизма и мо­нетаризма закончился. Сегодня Законодательное Собрание и администрация все более четко выдвигают на первый план помощь, поддержку крупным, да и не только крупным предприятиям.

С удовлетворением хочу отметить такую важнейшую акцию для областной экономики, как подписание соглаше­ний между администрацией области и предприятиями. По­явление этих документов в значительной степени предопре­делено нашим законом "О промышленной политике в Ни­жегородской области". К таким действиям депутатов и ад­министрацию подвигла реальная обстановка на предпри­ятиях

По первым наметкам, около 70 процентов предпри­ятий региона перейдут на партнерские отношения с адми­нистрациями всех городов и районов, что в итоге стимулирует увеличение объемов производства. Заключенные со­глашения на областном уровне с производственными кол­лективами ГАЗа, Заволжского моторного и Павловского автобусного заводов, "Оргсинтеза", "Теплообменника", "Нижфарма", "НОРСИ", Выксунского металлургического завода утверждены Законодательным Собранием. Первые оценки планов вышеназванных предприятий показывают, что пятипроцентную прибавку продукции они смогут полу­чить уже в первом полугодии нынешнего года.

Несмотря на большое количество принятых очень важных и нужных законов и постановлений, я далек от мысли, что мы сделали все. Многие актуальные вопросы предстоит решать новому составу депутатов Законодатель­ного Собрания. Это касается в первую очередь отношений между регионами и центром, проблем бюджетного обеспе­чения, налогообложения и многих других.

Безусловно, законодатели следующего созыва учтут и наши недостатки в организации законотворческого про­цесса, а также и тот положительный опыт, который был накоплен за эти годы. Законодательное Собрание - это такой орган, в котором переплавляются и уравновешиваются все крайности. Это мы смогли доказать на практике. Депутат­ским корпусом и впредь должна проводиться здравая поли­тическая и экономическая линия. В этом - залог успеха со­циально-экономических преобразований в интересах всех нижегородцев и нашей Родины.

Hosted by uCoz