ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
ВРЕМЯ
ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГИ
И
ПЕРСПЕКТИВЫ
А.А.КОЗЕРАДСКИЙ,
председатель
Законодательного Собрания Нижегородской области
На
одном из последних заседаний Законодательного Собрания области,
состоявшемся в середине декабря прошлого года, депутаты приняли решение о
назначении срока очередных выборов в Законодательное Собрание на воскресенье,
29 марта 1998 года. Таким образом, официально дан старт
новой избирательной кампании, исход которой будет иметь важнейшее значение для
жизни нашей области в предстоящем четырехлетии.
Депутатам,
которые будут избраны в марте нынешнего года, предстоит формировать
законодательную базу развития нашего региона вплоть до 2001 года -
начала следующего тысячелетия. Разумеется, им не придется начинать
эту ответственную работу с чистого листа, поскольку их предшественники
- депутаты нынешнего состава Законодательного Собрания - все четыре года своего
депутатства вели активную законотворческую
деятельность и, можно теперь с
уверенностью сказать, вполне успешно справились со своей основной функцией. За истекший период принято более ста областных законов и свыше тысячи
постановлений, в числе которых и наша "областная конституция"
-Устав Нижегородской области. Тем самым
создана добротная правовая основа
для дальнейшего развития демократических преобразований в области.
Но
с чего все начиналось? Как известно, деятельность новых органов
представительной власти субъектов Федерации развертывалась в
сложной обстановке, когда в некоторых регионах страны даже возник
непродолжительный, но очень опасный период безвластия,
вызванный кризисом советской государственной системы. Гораздо меньше
проблем было в тех регионах, где областные Советы народных
депутатов продолжали функционировать вплоть до избрания нового законодательного
органа власти.
В
Нижегородской области дело обстояло именно так: законодательная
власть от областного Совета народных депутатов перешла к Законодательному
Собранию плавно, без каких-либо пауз и конфликтов. Новый
представительный орган власти получил "по наследству" от
Совета не только разработанное своими предшественниками Положение
о Законодательном Собрании, но и целый пакет заслуживающих внимания наработок
по некоторым актуальным законопроектам. Таким образом, была соблюдена преемственность
власти, что и позволило депутатам избранного в марте 1994 года
Собрания без заминки приступить к законотворческой деятельности.
Хочу
подчеркнуть, что, в отличие от областного Совета, Законодательное
Собрание области как коллективный представительный орган власти субъекта
Федерации получило по новой Конституции РФ право создавать свою законодательную
базу, которая, оставаясь в едином правовом поле Федерации, более полно
учитывает специфику жизненного уклада нашего региона. Как раз в плане создания
именно такой необходимой правовой базы и была проведена большая
кропотливая работа за время работы Законодательного Собрания первого созыва.
Главная
задача моя как председателя Собрания и всего депутатского корпуса состояла в
том, чтобы выработать и принять первоочередные необходимые
документы, законы по основным направлениям жизнедеятельности нашего
региона, регулирующие отношения между ветвями законодательной и
исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и
организациями, юридическими и физическими лицами.
Диапазон
принятых законов и постановлений очень широк На мой взгляд, их
можно распределить по следующим основным направлениям:
по бюджету, налогам и
предоставлению льгот по ним принято 250
нормативных правовых актов;
по
экономической реформе в промышленности, транспорте, торговле,
жилищно-коммунальном хозяйстве, дорожном строительстве -
106;
по
социальной сфере, поддержке малоимущих граждан и занятости населения -
136;
по
стабилизации обстановки в агропромышленном комплексе - 45;
по
вопросам государственного строительства и местного самоуправления - 164;
по
укреплению законности, поддержке правоохранительных органов,
судов, военных организаций и военнослужащих - 200;
по экологическим проблемам -41;
по
информационной политике и средствам массовой информации - 10
правовых актов.
Особо
хотел бы отметить, что впервые в истории нашей области коллективным
разумом депутатов, общественности, населения разработан, широко
обсужден и принят Устав Нижегородской области. Этим
основополагающим документом подтверждено вступление области в конституционные
права субъекта Российской Федерации, определен порядок образования
принципиально новых органов государственной власти и местного самоуправления
области, установлены принципы их деятельности по обеспечению нормальной жизни,
защите прав и свобод граждан, установлен
механизм разрешения других проблем общественно-политического и
социально-экономического развития Нижегородского
края
В
соответствии с Уставом депутатами приняты и вступили в действие
нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы совершенствования и организации
деятельности органов государственной
власти. Среди них законы. "Об основных принципах организации
Законодательного Собрания", "О контрольно-счетной палате
Законодательного Собрания", "О государственной службе" и
"О государственных должностях Нижегородской области", "Об аттестации
государственных служащих" и другие акты.
В стадии разработки
находится законопроект "О губернаторе области"
Надо
отметить, что все депутаты работали в комитетах творчески, с большой самоотдачей, в
нормальном правовом русле и сделали все от
них зависящее, чтобы будущий состав депутатов уже мог вплотную заниматься своим
непосредственным и самым главным делом - законодательной деятельностью.
Наиболее
напряженно и эффективно с точки зрения разработки и продвижения
нормативно-правовых актов работали комитеты по бюджетной и финансовой политике;
по правовой политике и работе с военнослужащими; по вопросам местного
самоуправления и связям с общественностью;
по социальной политике; по экономической и налоговой политике.
Вся наша нормотворческая
работа, если говорить в целом, вызывает удовлетворение. Мы не запаздывали с принятием необходимых для жизнедеятельности
области законов и постановлений, а
иногда даже работали с опережением,
но не потому, что наши депутаты хотели быть "впереди планеты всей", а потому, что так заставляла жизнь.
Следует
особо подчеркнуть, что все эти годы мы активно участвовали в законотворческом
процессе и на федеральном уровне, постоянно выступая с законодательными предложениями.
Для
упорядочения всей этой работы Законодательное Собрание области приняло
постановление "О порядке рассмотрения поступающих в
Законодательное Собрание области проектов законов Российской Федерации",
которым утвердило соответствующее Положение о порядке рассмотрения
таких законопроектов.
Положением
предусмотрено, что проекты законов с резолюцией председателя
(заместителя председателя) Собрания направляются для рассмотрения и
предложений в соответствующие комитеты, в правовое управление, в другие
управления и отделы аппарата Собрания и в областную администрацию.
С учетом отраслевого характера проекты законов направляются также в областное
управление юстиции, в прокуратуру области, в областной суд и
арбитражный суд области, в УВД, государственный университет (юридический
факультет), Нижегородскую высшую школу (юридический институт) МВД России и
Волго-Вятскую академию государственной службы, а также в другие компетентные
в данных вопросах организации.
За
текущий созыв Собранием в порядке законодательной инициативы в Государственную
Думу было внесено 20 законопроектов по самым актуальным вопросам: об обороне,
об оружии, о бюджете государственного фонда занятости населения, о
ветеранах, о государственной пошлине и другие.
В
целях улучшения взаимодействия депутатов Законодательного Собрания области и
депутатов Государственной Думы было принято постановление Законодательного Собрания
области "Об укреплении взаимодействия депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и
Законодательного Собрания области".
Если
говорить лично о себе, то нормотворческими вопросами я постоянно занимаюсь в
Совете Федерации, особенно по вопросам отношений собственности. Наши депутаты
активно сотрудничали с Федеральным Собранием, вносили и защищали свои
предложения. Многие наши инициативы были приняты или учтены. О
многих есть даже благодарственные отзывы.
Специалисты
соответствующих комитетов или отделов Законодательного
Собрания, которым эта работа поручена, обеспечивают наблюдение за выполнением
указанных в резолюции сроков рассмотрения проектов законов и представления
предложений по ним, сбор и обобщение этих предложений.
Конечно,
мы прекрасно понимаем, что нормотворческая работа в отрыве от
практики мертва. Нашим избирателям, в общем-то,
безразлично, какая мы власть - законодательная или исполнительная. Если вы
власть, то извольте, решайте проблемы и делайте жизнь лучше.
Здесь,
по большому счету, я бы отметил, что Нижегородская область сохраняет свой
политико-экономический статус крупнейшего центра Российской Федерации. Наша область
сегодня - мощный промышленный регион, производящий 3 процента
внутреннего валового продукта России Мы сохранили свои позиции,
а по отдельным направлениям продвинулись вперед. Жизненный уровень
большинства нижегородцев остается стабильным.
Однако
эта констатация никогда не была основанием для депутатов
"почивать на лаврах". Законодательное Собрание и администрация
области систематически работают над созданием правовых,
организационных и финансовых предпосылок для преодоления кризисных
явлений, улучшения жизни населения области.
Благодаря
совместным усилиям депутатского корпуса и администрации в
последние два года удалось принимать Закон о бюджете
области накануне предстоящего года. Это позволяло без проволочек
и более уверенно войти в новый бюджетный гЬд и обеспечить необходимое
финансирование различных сфер и отраслей с первых дней, нормализовать
положение с выплатой зарплаты и пенсий.
Заслуживают
внимания с точки зрения проведения социально-экономических преобразований в
области принятые и функционирующие законы "О повышении эффективности
использования бюджетных средств и развитии конкуренции", "О
международных и межрегиональных соглашениях", "О
введении на территории области упрощенной системы налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", "О
гарантиях частных инвестиций", "Об
энергосбережении", "О промышленной политике", "О
государственной поддержке малого предпринимательства" и другие.
В этой связи нами были также приняты постановления по стабилизации
социально-экономического положения ряда предприятий области.
В
настоящее время в области проводится большая работа по восстановлению и
расширению экономических и культурных связей с регионами и республиками России. Для развития этих отношений Собранием подготовлена
солидная правовая база. Эта работа
уже принесла для области весьма
существенные результаты. Так, с начала 1997 года подготовлено и подписано более 70 соглашений с регионами Российской Федерации, Украиной, Беларусью,
Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном. Готовится к подписанию ряд
соглашений с Алтайским краем, Новгородской областью, республиками Тувой и
Северной Осетией
Интересные
перспективы для сотрудничества открыли Дни экономики Нижегородской области,
проведенные в Мордовии, Чувашии и
Татарстане. В ближайшее время планируется проведение Дней экономики в
Республике Марий Эл и Кировской области.
Мы прекрасно понимаем,
что никто за нас не будет искать рынки сбыта
наших товаров. Надо это делать самим, естественно, что при этом мы
учитываем и интересы наших партнеров.
В
последние годы в области очень многое делается для создания благоприятных условий для
инвестиций, в том числе и иностранных.
Но
основная ставка, конечно, должна быть на отечественного инвестора. Все знаем, что очень
много денег осело в банках. Мы практически кормим банки, вся промышленность, все россияне! Надо было создавать такие
условия, чтобы банки вкладывали свои деньги в производство. Сегодня определенные механизмы для этого найдены,
банкиры ищут экономические ниши, чтобы вложить деньги. То есть положение уже
меняется в лучшую сторону, но нужно время.
Сегодня
наша "головная боль" - это многочисленные предприятия
военно-промышленного комплекса. Положение здесь пока архисложное Государство, к сожалению,
практически отказалось от заказов на
военную технику. Поэтому такие предприятия оказались без работы.
Реструктуризация - дело
очень серьезное и длительное. Чтобы перейти от выпуска высочайшего уровня подводных судов с титановыми корпусами к выпуску
гражданской продукции, нужно затратить массу времени и энергии. И эти предприятия сейчас работают примерно на
четверть своих мощностей. И, соответственно, не дают в областной бюджет того, что должны.
Конечно, мы прилагаем все
силы, чтобы изменить ситуацию Сейчас в
"Росвооружение" пришли другие люди, появились законы,
позволяющие предприятиям ВПК поставлять за рубеж комплектующие и запчасти для уже
проданной техники. Маленькая, но отдушина. И реструктуризация все-таки
продвигается.
Сегодня
"Красное Сормово", например, получило заказ на сухогрузы, небольшие баржи.
Конечно, для такого завода после подводных лодок - это "сковородки".
Многие другие заводы тоже получают какие-то
заказы: так, авиазавод
"Сокол" будет модернизировать целый ряд самолетов для Индии
(проект "Копье"); также прорабатывается строительство партии новых
учебных самолетов, которые в перспективе
могут быть доведены до легких бомбардировщиков. Это хороший проект, который мы
сейчас "пробиваем". Во время приезда Б.Н.Ельцина на ярмарку
эти вопросы удалось решить, и сейчас контролируется их выполнение
Что касается иностранных
инвестиций, то здесь мы имеем солидный
положительный опыт. Приятно отметить, что в рейтинге российских регионов по
инвестиционной привлекательности наша область находится в числе безусловных лидеров. Не располагая собственной сырьевой
базой, она вышла вперед благодаря
преимуществу в других сферах. В частности, высоко оценивается наша
инновационная деятельность, состояние производственной базы и развитие потребительского сектора, деятельность
различных институтов - от органов власти до экономических и организационных структур.
К
нам постоянно приезжают иностранные представители, с ними ведутся переговоры и
подписываются конкретные документы. Наиболее крупные проекты
подписаны ОАО ГАЗ с итальянской фирмой "Фиат" по
производству легковых автомобилей, АО "Дробмаш" с
германскими фирмами, Борским стекольным заводом с
международной финансовой корпорацией и ряд других.
В
связи с этими важными для области инвестиционными проектами Законодательное
Собрание стремится создать благоприятные правовые условия. В конце
прошлого года, например, был принят Закон "О государственной
поддержке на территории Нижегородской области промышленных
предприятий по производству автомобилей и комплектующих к ним". На наш
взгляд, такой подход дает хороший импульс нашим предприятиям и
решает вопросы занятости населения.
Если
говорить в целом об экономических тенденциях нашей области, то период
рыночного романтизма и монетаризма закончился. Сегодня
Законодательное Собрание и администрация все более четко выдвигают на
первый план помощь, поддержку крупным, да и не только крупным предприятиям.
С
удовлетворением хочу отметить такую важнейшую акцию для областной
экономики, как подписание соглашений между администрацией области и
предприятиями. Появление этих документов в значительной
степени предопределено нашим законом "О промышленной
политике в Нижегородской области". К таким действиям депутатов и
администрацию подвигла реальная обстановка на предприятиях
По
первым наметкам, около 70 процентов предприятий региона перейдут на
партнерские отношения с администрациями всех городов и районов, что
в итоге стимулирует увеличение объемов производства.
Заключенные соглашения на областном уровне с производственными коллективами
ГАЗа, Заволжского моторного и Павловского автобусного заводов,
"Оргсинтеза", "Теплообменника", "Нижфарма",
"НОРСИ", Выксунского металлургического завода утверждены
Законодательным Собранием. Первые оценки планов вышеназванных
предприятий показывают, что пятипроцентную прибавку продукции они
смогут получить уже в первом полугодии нынешнего года.
Несмотря
на большое количество принятых очень важных и нужных законов и постановлений, я далек
от мысли, что мы сделали все. Многие
актуальные вопросы предстоит решать
новому составу депутатов Законодательного Собрания. Это касается в первую
очередь отношений между регионами и центром, проблем бюджетного обеспечения,
налогообложения и многих других.
Безусловно,
законодатели следующего созыва учтут и наши недостатки в
организации законотворческого процесса, а также и тот
положительный опыт, который был накоплен за эти годы. Законодательное
Собрание - это такой орган, в котором переплавляются и
уравновешиваются все крайности. Это мы смогли доказать на
практике. Депутатским корпусом и впредь должна проводиться
здравая политическая и экономическая линия. В этом - залог успеха социально-экономических
преобразований в интересах всех нижегородцев и нашей Родины.