ПРОБЛЕМА
И СУЖДЕНИЯ
К
ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
(Размышления на
актуальную тему)
П.П.ВОСТРИКОВ,
аспирант
Российской академии государственной службы при
Президенте РФ
Современная
Россия переживает этап глубоких экономических, политических, социальных
реформ. Чрезвычайная сложность, противоречивость и многоплановость происходящих
процессов общественного развития требует радикального изменения форм и методов
государственного воздействия на все сферы жизни общества Это,
в свою очередь, объективно определяет возрастание требований к государственным
и муниципальным служащим, так как судьба любых преобразований во
многом зависит от уровня их профессиональной подготовки, квалификации, умения
принимать рациональные и эффективные управленческие решения в условиях быстро
меняющейся общественной ситуации.
Многие
государственные и муниципальные служащие оказались слабо
подготовленными для работы в современных условиях, так как их знания, умения и
навыки сформировались в иной общественной среде, требовавшей иных
личностных и деловых качеств. Утвердившийся стереотип поведения и
профессиональной деятельности сегодня во многом является
тормозом для проведения экономических, политических и
организационных преобразований.
Образовавшийся
дефицит компетентных кадров выдвинул на первый план проблему создания
корпуса государственных и муниципальных служащих, обладающих современными
научными знаниями в области государственного и муниципального управления и
профессионально подготовленных к осуществлению функций государства и местного
самоуправления в своей практической деятельности. Решение столь сложной задачи
невозможно без эффективной системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.
Создание и организация работы такой системы - дело трудное
и длительное, однако крайне важное и необходимое. Следовательно,
это направление должно быть приоритетным в государственной
кадровой политике. Новая система должна стать одним из путей повышения
эффективности управления общественными процессами становления гражданского
общества и формирования правового государства.
Функционирование
системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
государственных и муниципальных служащих должно преследовать две цели:
1)
обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления кадрами,
обладающими современными профессиональными знаниями, высоким уровнем общей и
профессиональной культуры,
2)
обеспечение конституционного права граждан на равный доступ к государственной и
муниципальной службе в соответствии со способностями и
профессиональной подготовкой и права государственных и
муниципальных служащих на переподготовку (переквалификацию) и повышение
квалификации
В
содержательном плане при организации деятельности этой системы
необходимо перейти на мировые стандарты подготовки и поднять кадровый
потенциал государственной и муниципальной службы до мирового
уровня. Необходимо такое нормативно-правовое регулирование
организации и деятельности этой системы, а также вопросов продвижения по
службе, которое бы заинтересовывало служащих в непрерывном
повышении своего профессионального уровня.
Однако
система обучения должна быть построена таким образом, чтобы она не
только стимулировала получение знаний, необходимых для исполнения определенной
должности, но и таких знаний, которые прямо не связаны с осуществлением
профессиональной деятельности, но обогащают творческий потенциал
служащего и способствуют его развитию как личности.
Мотивом
для обучения должно быть также и осознание служащим
необходимости в своем образовании для более полной творческой самореализации.
В
последние годы четко проявилась тенденция к возрастанию у государственных
и муниципальных служащих спроса на непрерывное образование. Это
связано в основном с двумя причинами:
1) с
осознанием потребности в получении современных знаний, которые
требуются в новых условиях развития общества;
2) с
нормативным закреплением квалификационных требований к служащим, замещающим государственные должности
государственной службы и муниципальные должности муниципальной
службы.
При
организации современной системы профессионального обучения
государственных и муниципальных служащих необходимо
учитывать то, что процесс естественной смены существующих
кадров новыми, специально подготовленными для работы в органах
государственной власти и местного самоуправления, является
достаточно длительным по времени, и искусственно его форсировать без ущерба
для качества, эффективности функционирования этих органов
представляется невозможным организационно и опасным политически и
экономически.
Ведь
не всегда и не всякий молодой служащий или руководитель лучше старого.
И в теории, и на практике давно уже отмечено и является очевидным, что даже
хорошие, глубокие теоретические знания не могут компенсировать отсутствия
опыта, умения, навыков конкретной практической работы по организации
труда подчиненных, по подготовке и принятию управленческих решений и т.п.
Научить всему заранее
нельзя. Познание многих очень важных
аспектов работы служащего может произойти только в ходе повседневной
практической деятельности. Поэтому
объективно и закономерно усиливается необходимость в организации широкомасштабной и глубокой переподготовки и повышения квалификации тех лиц,
которые уже состоят на
государственной или муниципальной службе. А это, в свою очередь, ставит в
повестку дня вопрос о совершенствовании
содержания, форм и методов их обучения.
В
процессе становления системы подготовки государственных и
муниципальных служащих нового поколения необходимо создать
условия и для сохранения уже действующего кадрового корпуса,
обновления его знаний, формирования его навыков и стиля
деятельности, раскрытия имеющегося потенциала, адаптации к новым
условиям.
Наиболее
оптимальным, по нашему мнению, является стремление к разумному
сочетанию в кадровом корпусе лиц, имеющих разный опыт и стаж работы,
и принятие государством безотлагательных мер по формированию, развитию
и финансовой, организационной поддержке системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных
служащих.
При
построении этой системы необходимо учитывать ряд требований, предъявляемых к
содержанию учебных планов и программ, методам обучения. В
первую очередь, подготовка государственных и муниципальных служащих
должна быть научно обоснованной, высокоэффективной, экономически
разумной. Она должна обеспечивать всестороннее развитие
необходимых качеств, овладение современными теоретическими знаниями и
формирование навыков практической работы.
Помимо
этого, принимая во внимание то обстоятельство, что обучающиеся в
системе переподготовки и повышения квалификации уже имеют, как
правило, высшее профессиональное образование и определенный,
порой значительный, стаж работы, необходимо учитывать их профессиональные,
служебные интересы, обеспечивать связь преподаваемого теоретического материала
с практической деятельностью слушателей. Содержание необходимых знаний определяется
во многом требованиями по соответствующей должности. Поэтому знания,
получаемые в процессе обучения, должны воздействовать на формирование новых
представлений служащего и быть связаны с практикой на качественно
новом уровне.
В
содержательном плане программы обучения в системе переподготовки
и повышения квалификации государственных и муниципальных
служащих должны быть направлены не столько на накопление знаний, сколько на приобретение
навыков. Перегруженность теорией, преобладание лекционных методов -
все это в конечном итоге снижает результативность учебного процесса.
Необходимо
широкое применение активных методов обучения, в частности,
анализ конкретных ситуаций и принятие соответствующих
решений. Служащий должен быть готов к работе в таких условиях, когда
"верное" решение вообще неизвестно. Важно не просто дать
слушателям информацию о наиболее распространенных методах решения проблем
управления, но и научить тому, как использовать и адаптировать такие методы к
конкретным ситуациям. Это диктуется тем, что в условиях усложнения
задач управления падает ценность типовых образцов, по которым
можно такие задачи решать, и возрастает роль адаптационных возможностей
служащего, позволяющих ему создавать новые образцы деятельности по мере
изменения ситуации.
Большую
роль в профессиональной деятельности государственных и
муниципальных служащих играют способности воспринимать и
учитывать происходящие изменения в общественных отношениях,
прогнозировать тенденции их развития и осуществлять регулирование
общественных процессов. Научить служащих этому также призвана система
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Таким
образом, можно сделать вывод, что постоянное повышение
профессионализма и компетентности государственных и муниципальных
служащих - общественная необходимость Новая система их подготовки, переподготовки
и повышения квалификации призвана решить большую и сложную задачу: дать
качественные современные знания, ориентированные на запросы практики,
выработать начальные навыки управленческого труда, сформировать потребность
в непрерывном самосовершенствовании в будущем.