В ЛИТЕРА ТУРНОЙ ГОСТИНОЙ

В.А.ШАМШУРИН:

"НЕ ВСЕЯДНОСТЬ, НО ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ"

Литературно-художественный журнал "Нижний Новгород" уже не нужно представлять публике. Уви­девшие свет за короткое время двенадцать его номеров -предмет особого внимания и обсуждения всех нижего­родцев, интересующихся литературой.

Им вероятно, будет любопытно узнать, каковы главные принципы нового издания, как формируется здесь портфель. И никто, конечно, не даст более исчер­пывающих объяснений, чем главный редактор журнала "Нижний Новгород" Валерий Анатольевич ШАМШУ­РИН. Он тоже не нуждается в особом представлении, ибо как поэт, как исторический писатель, как деятель культуры прекрасно известен нижегородцам и знаком читателям России. Поэтому сразу задаю Валерию Ана­тольевичу интересующий многих вопрос:

- Что значительного увидим мы в ближайших номерах "Нижнего Новгорода"?

-  Работа уже идет на следующий год. Сформированы первые номера. В последнее время из типографии вышли три номера - с 10-го по 12-й. Так что читателей, а среди них у нас появились и первые подписчики, не подведем.

В журнале "Нижний Новгород" присутствуют самые разнообразные литературные жанры, даже такие редкие или непривычные для литературных журналов, как драматур­гия, фантастика. Мы представляем и творчество наших пе­реводчиков. С шестого номера ввели новую рубрику "КЛЮЧ" - "Клуб любителей чтения". Она рассчитана на активное участие читателей и будет публиковать отзывы, обзоры, рецензии, полемику.

Сейчас мы очень активно вводим краеведение, по­скольку интересно работающих исследователей у нас много, а выступить им негде.

В шестом номере опубликована повесть "Руги" Сергея Перевезенцева - московского писателя, связанного с Ниж­ним Новгородом. Она историческая, обращается к эпохе праславян, рассказывает, откуда пошла русская нация. По­лемическая вещь И рядом - повесть ярославского писателя Юрия Бородкина "Расплата" о нашей армии, о дезертирстве. Это - не просто драматическая история, это - современный нерв.

Мы очень широко представляем нижегородских авто­ров. Среди них - и Вадим Рыжаков, и Валентин Николаев, и очень перспективный наш прозаик Евгений Шишкин. Мно­го поэтов, причем из нижегородской глубинки, не членов Союза писателей, но очень сильных Эта творческая по­росль серьезно соперничает с профессионалами.

А в 7-м и 8-м номерах читатели познакомились с ро­маном известного исторического писателя из Петербурга Николая Коняева "И закопанные, и сожженные". Он - об Аввакуме, о религиозной войне в России во второй полови­не XVII века. Написана вещь ярко, живо. Это - высокая ли­тература.

Мы даем возможность познакомиться и с молодыми писателями. Небольшая курортная повесть Светланы Бара­новой из Владимира "Не уезжай ты, мой голубчик", думаю, привлечет внимание читателей. Интересно заявил о себе наш нижегородец Юрий Горбанев, который написал увле­кательный детектив "Дождь смывает следы".

И рядом такие известные российские авторы, поэты, как Игорь Ляпин, Виктор Боков, Николай Старшинов. Опубликуем поэтические произведения Олега Шестинского, Евгения Антошкина, Сергея Хомутова...

Девятый номер мы целиком посвятили 40-летию Горьковского телевидения, и почти все его авторы имеют отношение к электронной журналистике. Очень удачный получился номер, необычно раскрылись знакомые нам лю­ди. Начиная с известного режиссера Юрия Борисовича Бес­палова. Его "Монтажный стол" - это монтаж воспоминаний и размышлений о телевидении. А Марина Ливанова высту­пила с совершенно потрясшей меня подборкой стихов.

В одном из номеров идет у нас прекрасная повесть о последних днях Гоголя "Очищение огнем". Написал ее, и, по-моему, замечательно, муромский автор Юрий Фанкин

А вообще круг авторов так велик, что даже трудно всех сразу вспомнить и назвать.

- Но уже из этого перечня видно, что новый нижегородский журнал отнюдь не ограничивается нижегородскими именами. Я знаю, что некоторые его за это упрекают...

-  Действительно, нас критиковали, говорили: надо печатать только своих. А я считаю, главный критерий - художественные достоинства, а не географическая принадлеж­ность. Такие издания, как "Нева", "Север", "Волга", ведь тоже не замыкались в каком-то узком пространстве. Все мы живем в России, "Нижний Новгород" - российское название, и наш журнал - тоже российский.

И потом, если бы мы ограничились только теми сила­ми, которые есть в Нижнем Новгороде и области, то этого явно было бы недостаточно, чтобы заполнить такое объем­ное ежемесячное издание и при этом представлять литера­туру настоящую. Такую, в которой заинтересован наш чита­тель.

Что бы ни говорили об измельчании интересов чи­тающей публики, мы знаем, что у нас очень сильное учи­тельство, очень сильные культурные работники, высокооб­разованные, эрудированные библиотекари. То есть нам есть на кого ориентироваться. Сохранился читатель умный, по­нимающий, знающий классику, и нам непростительно было бы "кормить" его недозрелыми произведениями.

Поэтому тут не подходит критерий "наши - не наши". Мы сотрудничаем с писательскими организациями Сарато­ва, Ярославля, других городов, которые очень достойно представляют и современный литературный уровень, и про­блематику, и свежие течения литературного процесса.

- Валерий Анатольевич, тогда сразу возникает вопрос:   а  как  редакция  устанавливает  эти  контакты? Процесс идет стихийно или есть система?

-  Когда я работал ответственным секретарем Нижегородской организации Союза писателей России, у меня установились очень прочные связи с коллегами от Дальнего Востока до Мурманска. Я знаю, кто и что делает, скажем, в Тамбове. У меня есть контакты на Украине и в Беларуси, на Урале, в Сибири. Мне интересно быть в курсе литературной жизни, как кому-то интересно собирать марки. Это мое ка­чество, среди прочих, и имел в виду Владимир Иванович Седов, когда так настойчиво предлагал мне должность главного редактора журнала.

Во всех крупных городах России у меня есть друзья, которые подсказывают, помогают сориентироваться. К тому же у нас установились прямые контакты с литературным институтом. С ректором есть договор - все лучшее представ­лять в журнал "Нижний Новгород". И, возможно, один из номеров мы целиком отдадим питомцам литинститута.

В будущем же географически, надеюсь, еще раздви­нем свои границы, публикуя авторов и ближнего, и дальне­го зарубежья. Все это дает журналу возможность напитаться атмосферой общего литературного процесса. Что полезнее, ценнее для читателей, чем знакомство исключительно с ме­стными творческими силами. Ведь важно правильно пони­мать свое место в России, да и в мире.

Вот у нас называют Нижний третьей столицей, бахва­лятся, пыжатся. Но если трезво сравнить с другими города­ми, с другими регионами, то станет ясно, что все это пустой звон. Город наш технократический, он пока не способен существовать по законам истинной культуры. Начиная с культуры жителей, не приученных соблюдать элементарный порядок в подъездах собственных домов, и кончая культу­рой чиновников, которые, например, считают себя вправе вмешиваться в работу комиссии по присуждению премий города и, вопреки мнению компетентных специалистов, навязывать свои кандидатуры.

Наше бескультурье и невежество проявилось и в по­следнем празднике Нижнего Новгорода, где в сценарии бы­ла заложена полная нелепица, якобы королевич Владислав сидел на московском престоле, и Минин пошел освобождать от него Москву! А вот в Ярославле провели праздник Ниже­городского ополчения, да так, что "умыли" нас

Все это представляется мелочью в глазах чистого тех­наря, но не в глазах культурного человека

И вместе с тем Нижний Новгород обладает очень большим культурным потенциалом. Молодежь у нас инте­ресная. Даже по сравнению со столичными молодыми лите­раторами наши в каком-то смысле выигрывают, они ближе к современности, они более нравственны Вот поддержать их, показать и является одной из задач журнала.

Мы будем открывать нижегородцам новые имена на­ших земляков. Таких, как поэты Владимир Миронов и Ев­гения Корсшкова из Семенова, как Виктор Кельдюшкин из Большого Мурашкина. Интересные литературные группы есть в Городце, в Лукоянове. В Ардатове - Александр Ши-ненков, у которого уже в Москве вышла книжка.

- А чему вы ставите заслон в своем журнале?

-  Халтуре, вторичности, которая сейчас присуща отечественной поэзии и которая заполонила многие газеты, в том числе и любимую мною "Нижегородскую правду".

Мы ставим заслон порнографии и вообще циничному, злому взгляду на мир и человека.

Мы стараемся избежать той ошибки, в которую впали некоторые известные журналы. Когда, махнув рукой на читателя, они печатают всякую заумь, неизвестно на кого рассчитанную, втянулись в борьбу внутрилитературных групп, замкнулись в кастовости.

Не всеядность, но широта взглядов в журнале "Нижний Новгород" присутствует Мы не собираемся огра­ничиваться "дремучим" реализмом, будем публиковать и авангард

Честно говоря, мне мало импонирует квасной патрио­тизм. Когда умиляются русскому народу и ищут тех врагов, которые портят ему историю. Русский человек очень проти­воречив. Это надо ясно осознавать, чтобы изжить в себе самих черное, злое, чтобы бережно выращивать в душах нравственное, святое и терпеливо, повседневно формиро­вать культуру. Ту, которой так нашему народу недостает. Вот таким я вижу истинный патриотизм, и, к счастью, В.И.Седов, издатель журнала и председатель редакционного совета, подобные взгляды разделяет.

-           Кстати, о частном статусе журнала. Это накладывает какой-то отпечаток на вашу работу?

-           Те  общие принципы, о   которых я говорил, у В.И.Седова и у меня как главного редактора совпадают. В этом смысле работать нам с ним легко. Владимир Иванович сам человек творческий и почитает людей искусства. Его дружба с Никитой Михалковым - подтверждение тому. У него есть чутье, художественный вкус   Конечно, бывает, спорим Но, как нынче принято говорить, добиваемся консенсуса. Особенно мне импонирует то, что он ставит цель сде­лать журнал доступным для нашего небогатого читателя. Плата за номер в несколько раз меньше его себестоимости. В.И Седов идет на большие убытки вполне сознательно.

- А можно приоткрыть завесу над более дальними номерами журнала?

-  В перспективе - замечательный роман саратовского писателя Владимира Кодяева "Конформист" о современном карьеристе, о нынешних "челноках"

Наш земляк, живший в Средней Азии, Борис Павлы-чев представил рассказы, которые, думаю, для читателей станут открытием. Острые, свежие вещи.

Сейчас готовлю к печати кинороман Никиты Михал­кова и его соавторов "Жизнь и смерть Грибоедова". Мне кажется, это очень глубокое произведение.

Передал мне свою рукопись известный московский писатель Юрий Паркаев. Его роман о Есенине и Айседоре Дункан открывает весьма интересные страницы жизни рус­ского поэта.

Словом, планы большие. Дай Бог их осуществить.

Беседовала Ирина МУХИНА.

Hosted by uCoz