СТРАНИЦЫ
ИСТОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
РЕФОРМА
1864 ГОДА: РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО ЗЕМСТВА
Д.А.НИКОЛАЕВ
(Нижегородский
государственный университет
им.
Н.И.Лобачевского)
•
Об
истории земства, земского самоуправления сегодня много говорят и
пишут. Исследователи, общественные и государственные деятели все
чаще и чаще приходят к мысли о необходимости возрождения традиций
местного самоуправления.
Действительно,
пора, наконец, понять, что первый и самый главный уровень российской власти,
центральный стержень русской общественной жизни - не в Кремле и не в
Белом доме. Провинция, местная власть, местное управление снизу - эта
триада является неиссякаемым источником российской мощи, прочнейшим
фундаментом государства, о который, забывая подчас о нем,
разбивались вдребезги многочисленные "перестройки".
Реальное
народовластие возможно только в случае кардинального изменения
системы управления на местах. Но прежде, чем что-то сдвигать со
своего места, полезно самым подробнейшим образом изучить наследие
предшественников, и земский опыт местного самоуправления является
в этом смысле буквально неоценимым.
До
60-х годов XIX
века местное управление в Российской Империи было прочно
привязано к централизованной административной системе. "Отличительная
черта... заключается в недоверии правительства к своим
собственным орудиям, - писал в 1855 году граф П.А.Валуев, - многочисленность
форм составляет у нас сущность административной деятельности и
обеспечивает всеобщую официальную ложь".
Идея
реформы провинциального управления, наряду с идеей отмены
крепостного права, занимала многие умы русского общества во 2-й половине 50-х
годов XIX
века. С 1859 года начались подготовительные работы по осуществлению
земской реформы. Решающую роль в выработке основных концепций
преобразований сыграли граф П.А.Валуев (в конце 50-х годов -
директор департамента в Министерстве государственных имуществ, в 60-е
- министр внутренних дел) и Н.А.Милютин (в те годы - товарищ министра
внутренних дел).
Основная
идея земской реформы предполагала признание "существования человеческого
сообщества с его собственными хозяйственными нуждами и
потребностями, независимыми от диктата государства".
Концепция, надо заметить, более чем радикальная, если учесть
прежние традиции управления.
После
долгих обсуждений и споров "Положение о губернских и уездных
земских учреждениях" было принято и опубликовано 1 января 1864 года. Планы
и мечты реформаторов были реализованы, правда, в несколько
урезанном виде, но и такие преобразования встретили огромную волну
положительных откликов. Отделение земств от административной
власти, всесословное земское представительство, определенная
обособленность и самостоятельность - все это приветствовалось с большим энтузиазмом.
Реальные нужды местного населения стали с самого начала
основой работы созданных земских учреждений.
Структура
земских учреждений выглядела следующим образом Как в губернии, так и в уезде,
органы, заведующие делами земского
хозяйства, были разделены на распорядительные и исполнительные.
Распорядительными
органами в уезде являлись земские собрания, образуемые из гласных (то
есть лиц, имеющих право голоса), которые избирались по трем так называемым
куриям: 1) курия частных землевладельцев, 2) курия городских
избирателей, 3) курия сельских обществ.
Избирателями
первой курии являлись лица, владеющие землей в количестве,
особо определенным для каждого уезда, или другим недвижимым имуществом,
ценностью не ниже 15000 рублей, или же имеющие общий годовой оборот капитала
не менее 6000 рублей.
Во
второй курии - городских избирательных съездах -имели право голоса:
лица, имеющие купеческие свидетельства; владельцы промышленных
и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6000 рублей;
владельцы недвижимых имуществ ценностью от 500 до 3000
рублей.
Съезды
для выбора гласных от сельских обществ образовывались из выборщиков,
назначаемых волостными сельскими сходами из своей среды, в числе не свыше трети
от общего числа лиц, имеющих право участвовать в сходе.
Количество
гласных, входящих в состав земского собрания, колебалось от 14 до
ста с лишним человек. Губернское собрание составлялось из
губернских гласных, выбираемых уездными земскими собраниями.
Председателями
уездных собраний были уездные предводители дворянства, председателями
губернских собраний - губернские предводители. Уездные собрания заведовали
земским хозяйством уезда, губернские - занимались хозяйственными
делами губернии. Те и другие собирались раз в год для утверждения
плана своих мероприятий, утверждения сметы и т.д.
Исполнительными
органами земства являлись земские управы - губернские и уездные,
состоявшие из председателя и нескольких членов каждая. Гласные
выбирались на 3 года, на тот же срок земские собрания избирали и
управы.
Земские
учреждения вели свою деятельность в 34 губерниях России; число их так
и осталось неизменным, несмотря на проекты правительства включить в это число
и западные губернии России (Польша, Прибалтика).
Органы
земского самоуправления были введены для заведования местным
хозяйством, губернским и уездным. Область деятельности новых
учреждений определяла статья 2 "Положения о губернских и уездных земских
учреждениях" 1864 года. Сюда относились прежде всего различные так
называемые земские повинности: дорожная, подводная и другие.
К числу земских дел была отнесена и забота о "народном
продовольствии" и "общественном призрении", то
есть попечение о неимущих, калеках и т.д., а также попечение
о "народном здравии" и "народном образовании", о постройке
церквей и содержании мест заключения.
Доходы
земств складывались, главным образом, из налогообложения земель,
лесов, недвижимых имуществ и торгово-промышленных заведений,
затрагивая, таким образом, почти все население
Здравоохранение
и образование были, безусловно, важнейшими функциями земских учреждений. Это
была истинно творческая, по-настоящему созидательная работа русской
интеллигенции, явившаяся своего рода альтернативой народническому
"хождению в народ".