СТРАНИЦЫ
ИСТОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЗЕМСКОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ
НИЖНЕГО
НОВГОРОДА В ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА II
С.М.САПОЖНИКОВ,
адъюнкт
Санкт-Петербургской
Академии
МВД РФ
_Важность
теоретического осмысления, а при необходимости
и практического применения исторического опыта земского самоуправления в России обусловлена процессом
становления и развития современной системы местного самоуправления.
Изучение дореволюционного
отечественного опыта земского движения не теряет своей актуальности и
после принятия в 1995 году Федерального Закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления"1,
составляющего, наряду с Конституцией Российской Федерации
(глава 8)2, правовую основу развития местного
самоуправления на современном этапе. Наоборот, в этих базовых
документах, определяющих принципы построения основ местного
самоуправления в регионах, указывается на необходимость учитывать
местные исторические и иные традиции в решении вопросов местного
значения.3 Об этом говорится и в Уставе Нижегородской
области, в разделе "Местное самоуправление в области".
Нижегородская
земля имеет богатый исторический опыт местного самоуправления. С введением во
второй половине XIX
века в Российской империи земского (1864 г.) и городского (1870 г.)
самоуправления было положено начало новому этапу развития
основанного на буржуазных принципах общественного самоуправления.
За
более чем пятидесятилетнюю историю своего существования (1865 - 1918
годы) нижегородским земством была проделана огромная работа по
заведованию местными хозяйственными делами губернии и достигнуты
определенные успехи в их осуществлении.
Созданные
на принципах общественного всесословного управления,
земские учреждения вводились не одновременно на всей территории Российской
империи. Первоначально правительство предполагало ввести в течение
1865 года земства в 18 губерниях, и в это число входила и
Нижегородская.
Этого
доверия правительства нижегородцы заслужили за более чем полуторавековую историю
существования губернии (как известно, год создания Нижегородской губернии -
1708). Не просто поддержка правительственных начинаний в области
реформирования, а стремление идти в авангарде самих реформ -
традиция, присущая нижегородскому обществу еще со времен созыва
знаменитого ополчения Минина и Пожарского, традиция,
поддерживаемая как самим нижегородским обществом, так и
правительственными кругами.
Проведение
земской реформы в Нижегородской губернии начиналось с
создания временных уездных комиссий и временного губернского
комитета, действующих под непосредственным наблюдением и контролем
губернатора.
С 1
августа 1864 года начинает действовать губернский временный комитет, а месяцем
позже приступают к работе и уездные временные комиссии В течение года была проделана большая работа по составлению
списков и выборам депутатов в уездные земские собрания, которые начали свою
деятельность в 11 уездах губернии в сентябре 1865 года5.
После
торжественного молебна и принятия присяги гласными 29 ноября 1865 года
нижегородский губернатор генерал-лейтенант Одинцов открыл первое на нижегородской
земле всесословное губернское земское собрание. "Положение о
губернских и уездных земских учреждениях",6 высочайше
утвержденное 1 января 1864 года, определяло круг обязанностей земских
учреждений. К ним относились: заведование имуществами, капиталами и денежными
сборами земства; устройство и содержание принадлежащих им зданий и
путей сообщения; попечение о развитии народного продовольствия,
местной торговли и промышленности; заведование
земскими благотворительными заведениями; участие
(преимущественно в хозяйственном отношении)
в попечении о народном образовании и народном здравии; способы прекращения
нищенства и пр.7
Мероприятия
первых уездных собраний, кроме выборов членов управ и губернских
гласных, главным образом сводились к подаче управам инструкций
относительно собирания теми сведений по составлению смет и раскладок
денежных и натуральных повинностей, рекомендациям земским управам
способов исполнения хозяйственных операций, обсуждению заявлений по предметам, касающимся земских дел.
По
мере становления земского дела расширялся и круг расходов земских учреждений.
На 1867 год земскими собраниям впервые были назначены сметы, касающиеся не
только обязательных для земства по законодательству расходов, но и сметы,
касающиеся расходов на впоследствии принесшие славу земству
дела: народное образование и земскую медицину.
В
1867 году на земскую медицину расходовалось 74000 рублей (18,7% от всего
бюджета земства), а на народ-нос образование - 20500 рублей (5,2%), к 1880 году
расходы значительно
возросли и уже составляли 257200 рублей (27,7%)
на земскую медицину и 101900 рублей (10,9%) на народное образование.8
Всего
с 1867 по 1881 годы количество школ в губернии увеличилось в 1,8
раза - с 189 до 340, а обучающихся в них - почти в 2,8 раза (с 5674 учеников в
1867 году до 15680 учеников в 1881 году). В этом успехе народного образования
была немалая заслуга и нижегородского земства.
Деятельность
нижегородского земства в правление Александра II представляла один из
сложных периодов его развития. К проблемам, перешедшим к земству по наследству
вместе с хозяйством от бюрократических государственных учреждений, добавились
проблемы собственные, возникшие уже в ходе работы Новое начинание требовало определенного
адаптационного периода, во время которого должны были сформироваться
основные направления деятельности земства, намечены пути их реализации. Этого
времени у земских институтов самоуправления фактически не
было. Поэтому уже в ходе практической работы приходилось
корректировать свою деятельность по устройству местного хозяйства губернии.
Нижегородское земство с честью вышло из этого трудного периода
своего формирования, добилось успехов в деле местного
хозяйствования, сумело заложить крепкий фундамент в основу
земского дела на последующие периоды.
1. Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации. М. 1995.
2. Конституция
Российской Федерации. Гл. 8. М. 1995.
3. Конституция
Российской Федерации. Ст. 131. М. 1995.
Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации. Ст.2.
М. 1995.
4. Устав Нижегородской
области. Раздел 6, ст. 53, п. 4. Нижний Новгород, 1995.
5. Государственный архив
Нижегородской области. Ф. 2, о. 5,
д.№ 8, лл. 5, 6; о. 6, д.№ 15, л. 100.
6. Полное
собрание законов Российской империи. Выпуск 1, т. 39, №
40457.
7. Там
же. Гл. 1, ст. 2.
8. Чешихин
В.Е. Пятьдесят лет жизни нижегородских
земств. Нижний Новгород, 1914. С. 229.
9. Сборник
постановлений Нижегородского губернского земского собрания
за 1865 - 1886 годы. Нижний Новгород, 1888.