ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЫБОРОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

А.И. НЕКРАСОВ,

председатель избирательной комиссии

Нижегородской области, кандидат юридических наук, доцент

 

Знаменательным событием уходящего 1996 года для Нижегородской области явились выборы 22.12.96 г. глав и представительных органов местного самоуправления. Проводимые второй раз после 1994 года местные выборы способствовали активизации процесса развития форм местного самоуправления. Впервые в ряде районов и городов одновременно с выборами представительных органов избирались и главы местного самоуправления.

В целом избирательная кампания была осуществлена в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Законов области "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области", "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Нижегородской области".

В 42 районах и городах области проводились выборы представительных органов и в 34 - глав местного самоуправления, а также выборы проведены в 51 поселке и 442 селах.

При выборах в 1994 году на 646 депутатских мандатов в называвшиеся тогда сельские, поселковые, городские Думы выдвигалось 2106 кандидатов. На выборах 22.12.96 г. число депутатских мандатов в соответствии с условиями нового федерального и областного законодательства составило 5305, а кандидатов было выдвинуто 12256.

Необходимо отметить, что в Борском, Сергачском, Тонкинском, Шарангском, Уренском районах Законодательное Собрание разрешило в порядке эксперимента не формировать органы местного самоуправления в селах и поселках на период полномочий избранных 22.12.96 г. районных представительных органов.

Населению впервые предстояло избрать глав местного самоуправления в 34 районах и городах области. На эти должности было выдвинуто 116 кандидатов. Наряду с этим избирались главы местного самоуправления 32 поселков и 209 сел.

По Уставам муниципальных образований в области населением избираются 267 глав местного самоуправления, 136 - избираются из числа депутатов представительных органов и 120 - назначаются ими.

Всего на должности глав местного самоуправления были выдвинуты на данных выборах 600 кандидатов.

В 32 районах на должности глав местного самоуправления выдвигались кандидатами главы районных администраций. Из 116 кандидатов на пост главы 34 городов, районов баллотировались 45 государственных и муниципальных служащих, 26 руководителей предприятий различных форм собственности, 11 предпринимателей п банковских служащих, 10 педагогических работников, 3 журналиста, 4 пенсионера и неработающих, 2 кандидата - из органов МВД, прочие - 15. Из них по 64 кандидатурам выдвижение осуществлено по предложению инициативных групп, 4 - по инициативе избирательных объединений КПРФ, ЛДПР, ДПР, а остальные - путем самовыдвижения.

Представительными органами районов, городов, поселков и сельсоветов на основе предложений общественных объединений и собраний избирателей сформировано 555 территориальных избирательных комиссий. Все они - за исключением Дальнеконстанти-новского, Навашинского и Спасского районов - являются общими для выборов депутатов и должностных лиц органов местного самоуправления. В их состав назначено 3287 человек. 54% состава территориальных избирательных комиссий имеют опыт работы в избирательных комиссиях, 33% имеют высшее образование, 2,3% -высшее юридическое, 69% - женщины.

Сформирована 2381 участковая избирательная комиссия, в них - 24113 человек; 45% руководящего состава комиссий имеют высшее образование. Там, где это не было сделано своевременно представительными органами - в г.Сарове, Кулебакском районе -составы комиссий были утверждены областной избирательной комиссией. Большинство территориальных избирательных комиссий в установленные законом сроки обеспечили опубликование в местной печати списков избирательных участков по выборам органов местного самоуправления с указанием их границ, адресов.

Вышеуказанные результаты достигнуты активной работой не только избирательных комиссий, но и участием в избирательном процессе ответственных координаторов выборов, инициативной агитационной деятельностью кандидатов и их команд, внимательным отношением к выборам средств массовой информации. И главным образом мы имеем в виду региональные и муниципальные теле- и радиокомпании. К сожалению, федеральные средства массовой информации больше внедряют пессимизм в настроения избирателей и, как ни странно, непосредственно в день голосования. Так было при выборах в марте 1994 года, ничего не изменилось и при местных выборах в декабре 1996 года. С самого утра центральные СМИ выдавали негатив по региональным и местным выборам в Краснодарском, Ставропольском краях, в Приморье и в других регионах.

Анализируя областное законодательство о выборах, можно отметить правильное решение вопросов о роли облизбиркома в организации подготовки и проведения местных выборов. Облизбирком в Нижегородской области, как и в Свердловской, Ульяновской, Саратовской, Самарской, Волгоградской, Астраханской и ряде других областей, в рамках предусмотренных полномочии оказывал организационно-техническую и методическую помощь территориальным и окружным комиссиям. Законодательное Собрание области разъяснениями от 19.11.96 г. подтвердило право областной избирательной комиссии участвовать в формировании местных комиссий, составы которых не были своевременно назначены представительными органами г.Сарова, Кулебакского района области.

Комиссия сполна выполнила роль организационно-технической и методической помощи. Было издано 15 методических разъяснений, разработаны все бланки документов избирательных комиссий, активно прорабатывались предварительные сметы расходов на проведение выборов. Комиссия настойчиво и принципиально ставила вопросы финансового обеспечения выборов в органах государственной власти области, и для некоторых районов средства областного бюджета выделялись.

Мы можем теперь определенно сказать, что в ст.б областных Законов о выборах глав и представительных органов местного самоуправления необходимо предусматривать выделение средств как областного, так и местного бюджетов, как это делается в Свердловской области, в Республике Чувашии и др.

Нижегородские законодатели внимательно подошли к обеспечению избирательных прав граждан, предоставив им возможность голосовать по месту жительства в избирательном округе, в избирательном участке, в т.ч. предоставлением широких прав досрочного голосования за 15 дней до дня выборов и тем, кто по различным обстоятельствам не может прийти в территориальную или участковую комиссию. Практика показала, что нужно реализацию этого права в случаях нахождения в больнице в период карантина, в ИВС, СИЗО и в др. ситуациях обеспечивать за 1-15 дней территориальной (окружной) комиссией.

В областном законодательстве также необходимо применять мажоритарную систему выборов по многомандатным избирательным округам при выборах в поселковые и сельские советы.

Практика местных выборов 22.12.96 г. в Нижегородской области подтвердила обоснованность принятия Законодательным Собранием изменений и дополнений в законодательство о выборах, которые вводились в действие своевременно, к началу определенного этапа избирательного процесса.

Во многом это стало возможным благодаря постоянной совместной организаторской работе областной избирательной комиссии и аппарата Законодательного Собрания. Так, в период подготовки выборов проводились не только общеобластные семинары-совещания, но и зональные - в г.Павлове, г.Шахунье, г.Арзамасе, р.п.Перевозе - с участием глав районных и городских администраций, председателей Земских собраний и местных Дум, председателей территориальных избирательных комиссий.

Это дало положительные результаты. Выборы состоялись во всех районах и городах. Из 49 представительных органов местного самоуправления 40 полностью сформированы, 8 избраны не полностью, но в правомочном составе. И лишь в Балахнинском районе из 25 избрано 15 депутатов, менее 2/3.

Выборы глав местного самоуправления также состоялись, и во всех 34 районах и городах они избраны.

Hosted by uCoz